Воспоминания старого геодезиста ч.5

Воспоминания старого геодезиста ч.5 Якутия, Геодезия, Воспоминания, Длиннопост

После сезона 1966 года, я улетел в Питер. Можно было остаться в Алдане на камералке, но тому было несколько причин: хотелось повидать родных, удивить их заработанными деньгами, да и потратить эти деньги, к тому же в экспедиции была чисто камеральная группа и они косо смотрели на тех, кто отбирает их хлеб.».поэтому руководство с охотой отпускало полевиков «за свой счет» хоть на полгода

Вернулся в Алдан только в начале апреля и узнал, что пока меня не было без меня меня женили: назначили на планово-высотную привязку опознаков, определили в партию и даже подобрали рабочих. В общем с бала на корабль. Я только успел узнать что такое опознак и какими веревками его надо привязывать, даже с участком работ не успел познакомиться. Мне сказали: все узнаешь на базе партии.

Посадили с моим барахлом в «лайнер» АН-2 и отправили в неизведанное. Приземлились(это неправильное слово, вернее сели на лед реки Юдома напротив базы партии (нескольких палаток, поставленных на 2-3 венца бревен , и двух избушек, строительство которых, еще шло полным ходом), побросав работу на берег высыпало все «население» этого, уже обжитого, уголка тайги.

Здесь же все аборигены спустились на лед и приняли участие в отправке нашего «лайнера в обратный путь. Ухватившись за плоскости этажерки. Мы сдерживали ее, пока летуны набирали обороты винта. По их команде все отпустили железную птицу. И она пробежав 80-100 м. по льду взмыла вверх, на прощание помахав крыльями.

Я пошел знакомится с начальством и соседями. По пути меня перехватили двое мужиков 30-40 лет. Они представились рабочими, назначенными в мою бригаду. Показали палатку, которую они к моему прибытию успели поставить на сруб и благоустроить, то есть установили печку и соорудили деревянные нары. Объяснили, что одну избу срубили для начальника партии. Вторую – для завхоза-радиста и под склад.

Оставив свои пожитки в палатке, добрался до начальника партии, Владимира Серенко, сорокалетнего двухметрового богатыря, приятной наружности, и очень располагающего в общении.

Получил от него заказ-наряд на весь объем предстоящих работ. Карты и аэроснимки на мой участок. Он подробно объяснил последовательность и приемы выполнения работ. Выразил согласие провести привязку первых нескольких опознаков вместе со мной, сразу же по прибытии моих оленеводов, которых ждали со дня на день. На сей раз оленеводы со своими подопечными, должны были прибыть к нам из поселка Аям, что на побережье Охотского моря, пробираться они должны через Джуджурский хребет. Прибыли они только через неделю, а я тем временем постигал «на пальцах» премудрости новой для меня работы.

Дело в том, что заказ-наряд на мою бригаду включал в себя привязку около 60-ти опознаков. Способы привязки разрабатывались по сведеньям рекогносцировщиков и строителей. Мне было запроектировано 90 км теодолитных ходов, причем, в это время проталкивалось измерение длин линий в ходах с помощью насадки ДНТ, а это значит, что просека для хода должна быть около 1 метра.

Серенко предложил мне практически отказаться от ходов, а все привязки осуществить комбинированными засечками, развивая аналитическую сеть. Интересная творческая работа: ползать по картам, выбирая наилучшие построения с учетом видимости между знаками и нанесением возможного расположения вспомогательных точек.

В итоге, после наших изысканий, осталось около 5-ти км. Ходов. Получалось(на бумаге), что все остальное можно привязать засечками. На том и порешили.

От Серенко я узнал биографии моих рабочих, и признаться был изрядно огорошен, так как при первоначальном знакомстве, был несколько шокирован их почтительным отношением к моей персоне (двадцатилетнему пацану), Володя поведал мне, что Сергей (тот, что постарше) отсидел 10 лет (строил Норильск). Позже он рассказал мне свою историю. Сам он москвич, в свое время был призван в армию. Попал служить на границу с Турцией и случилось так, что будучи на посту, он позволил себе задремать(солнышко расслабило). В итоге 2 года штрафбата, а там, по его словам: отправил докучавшего младшего командира в госпиталь. Заключением стал трибунал и 10 лет отсидки. Второй рабочий(Валерий)отсидел 9 лет за убийство по пьянке своей жены. Признаться, мне стало не уютно в таком окружении, но за весь сезон, только однажды, мне пришлось почувствовать с кем я имею дело(но об этом позже). Сергей отличался вежливостью, знанием большого числа тюремных песен и исполнением их под гитару, которую таскал с собой. У него была очень красивая татуировка(на библейские темы), просто настоящая картина.

По прошествии какого-то временник нам подошли оленеводы. Бригада была укомплектована и вместе с Володей Серенко отправились на выполнение задания.

Участок работ находился в предгорье: склоны сопок заросли сосной и лиственницей. вдоль распадков, на дне которых протекали ручьи и речки, как правило были звериные тропы. Корм для оленей был почти повсеместно. На вершинах сопок располагались пункты триангуляции, как правило это были сложные сигналы высотой 25-30 м. Опознаки располагались на склонах. Несколько штук затерялись в распадках. Маркировались они вырубленной поляной 10х10м, с оставленным в центре деревом на это дерево взгромождалась 6-7 метровая веха с визирной целью (прямоугольник из реек с натянутой марлей). Так же старались оформить вспомогательные точки.

Рабочие оказались непревзойденными лесорубами (куда там финским или канадским. При случае, они в два топора снимали за полчаса сосну в обхват толщиной, причем поверхность пенька имела скосы без единой ступеньки.

Хоть рабочие и расправлялись с деревьями в минуты, мне всегда было не удобно, когда я по ошибке заставлял их выполнять не нужную работу. Обнаружив, что по какому-либо направлению местная невидимость, то есть мешает рядом стоящее дерево. Ребята били по стволу топором, а я в теодолит по дрожанию мешающих ветвей давал команду валить, но не всегда верно. Ропота от них в свой адрес никогда не слышал.

Так сначала с Серенко, а затем и самостоятельно втянулся и почувствовал вкус работы. Как мы и рассчитывали, бесполезным грузом протаскали насадку и рейки ДНТ. Все опознаки на участке вытащил аналитикой.

Инцидент с рабочими, о котором я упомянул ранее произошел под занавес сезона. Когда мы находились в дальнем углу участка от базы У нас закончились харчи, не настолько конечно, что «зубы на полку». Куропаток и глухарей было в изобилии, если эвенки не могли подстрелить сагжоя(дикого оленя), то любого из своих можно было пустить на мясо, а в конце списать по акту , как сдохшего от копытки (есть у оленей такая болезнь).

Решили мы прогуляться на базу партии, благо было до нее километров 70 по приличной тропе вдоль распадка, чуток отдохнуть там, (работали конечно без выходных, только дождь или дым давали передышку) запастись провиантом, попариться в бане(ее тоже срубили весной).

Намеченную программу выполнили и вечером на четвертый день безделья я сказал оленеводам, чтобы на завтра собирали оленей, что будем вьючиться и в обратный путь.

Утром пришли оленеводы и сказали, что все готово, здесь же Сергей отозвал меня в сторону и попросил задержаться еще на один день на мой вопрос, зачем? он потупив взор ответил: "Бражка поспела".

Оказывается мои «бичики» не говоря никому ни слова в первый же день отдыха запоганили 20-ти литровую канистру браги(благо дрожжи и сахар под рукой). Не задумываясь о последствиях, я дал добро, но все же руководствуясь не писаным правилом отобрал у всех затворы от винтовок, ножи патроны от ружей. И спрятал все в «сейф». Оленеводам сказал, что выход откладывается на день и объяснил причину.

Они заявили, то кружка бражки, однако, это очень хорошо и поспешили в палатку, присоединяться к пиршеству.

А нужно заметить, что пить эвенки совсем не умеют (в наших понятиях) если кого-нибудь из аборигенов спросишь:»как вчера погулял?», то зачастую можно услышать в ответ: "Однако шибко плохо. Ни с кем не подрался". Причем драться могут муж с женой, отец с сыном. Дерутся по- женски, кусаясь царапаясь, выдирая волосы, катаясь по земле.

Я оставил их вчетвером в палатке, а сам пошел к Серенко играть в шахматы. Он-то и обратил мое внимание на ссору, которая назревала в палатке. Заглянув туда я увидел, что эвенки выясняют между собой: Кто из них больше работает по уходу за оленями? Может быть все закончилось спокойно, если бы рабочие не разделились, каждый приняв сторону одного из оленеводов. Дело доходило до драки(силы были примерно равны). Я предупредил всех, что в случае продолжения свары, остаток пойла я вылью, а когда и предупреждение не возымело действий я прямо в палатке опрокинул бачок, в который они перелили брагу. Опрокинул и вышел из палатки, но отойдя на 5-6 шагов,что-то заставило меня обернуться и во время. Серега, прямо от входа запустил в меня опустевшим бачком. Я успел только заслонить голову рукой, а то пол- башки бы снесло.

Из палатки выскочил Валера и хватаясь за пустые ножны бросился в драку. И неизвестно,чем бы все это закончилось не подоспей мне на подмогу Володя Серенко, вдвоем мы быстренько спустили дебоширов с обрыва в Юдому, а сами побежали ниже по течению вылавливать их после "вытрезвителя" (вода в реке круглый год очень холодная).

От греха подальше, я пошел ночевать к Володе в избу. А мои «бичики» до утра сотрясали воздух проклятиями в мой адрес и угрозами, что завтра же они увольняются. Признаться мне было не по себе: где я найду рабочих под занавес сезона. Но Володя меня успокоил тем , что угроза увольнением, что это не больше, чем угроза. Им самим не выгодно уходить среди сезона (выбираться отсюда им придется за свой счет, опять же придется оплачивать остатки амортизации спецодежды и снаряжения. в общем накладно увольняться).

Утром они пришли просить прощения и при дальнейшей совместной работе старались не вспоминать и были столь же безотказны к поручениям, как и раньше. А эвенки все же подрались между собой, но это, как я понимаю, дань традиции.

Окончание сезона прошло мирно и гладко без экстрима

Приятно был удивлен, когда после выполнения всего запланированного объела работ получил большую экономию на транспорте и на ходах. Серенко даже удалось по рации уговорить экономиста провести оплату кроме выполненного, 60 км ходов в качестве премии.

На зиму я опять слинял в Питер проторчал в городе почти год, успел жениться, а с Якутией я решил завязать, хоть и по телефону и зазывали назад, я практически нашел работу в Ленгидропроекте, но подул весенний ветер и меня он унес снова в Алдан на еще один полевой сезон.


Ни в коем случае не хочу впадать в менторский тон.

Но все-таки с позиции Вашего коллеги, который провел в профессии более полувека и сейчас отправляюсь на отдых по состоянию здоровья, которое, кстати, и подорвал в молодые годы. Завидую Вам, завидую, что у Вас еще многое впереди.

А в нашей работе, независимо, на каких широтах она производится (кстати, Якутск южнее Питера), но это так, к слову,  пришлось. так вот в нашей работе так много интересного, что отдаваясь ей не формально (не только ради бабок), можно получать удовольствие от нее даже в Питере. Я вот тоже, после последнего сезона в Якутии осел в городе, поработал 3 года в Ленгидропроекте, почему-то не понравилось, ушел в Ленэнерго и отработал там 45 лет, (без экстрима и приключений, но вместе с тем получая удовольствие и от работы и от тех программ, которые я по ночам, совершенно бесплатно, составлял для наших нужд). Есть такое шутливое выражение: на работу, как на праздник, но я без шуток шел на работу с удовольствием, даже для того, что бы увидеться с коллегами, двое из которых проработали вместе со мной более 30-ти лет, кажется рутина, но если думать, то творчество. А еще радость возвращаться домой в уют, созданный женой. К детям, которые тебя ждут (у меня их трое),сейчас, правда, уже к внукам.

Так что, не переживайте о том, что не пришлось Вам пройти тернии. И я больше чем уверен, попади Вы на мое место, то поступали бы так же как я. Просто я по жизни счастливый человек. Про таких говорят: "маленьким говно ел"

С уважением, Александр Шаламов. (ShAlex)


Воспоминания старого геодезиста ч.4

Воспоминания старого геодезиста ч.3

Воспоминания старого геодезиста ч.2

Воспоминания старого геодезиста ч.1

Воспоминания старого геодезиста ч.5 Якутия, Геодезия, Воспоминания, Длиннопост

Лига геодезистов

111 постов906 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Самое главное- это уважение друг к другу)