В Индии убивают людей из-за слухов в WhatsApp. Можно ли побороть фейки в архаичной среде?

В Индии, согласно статистике, у 340 млн человек (то есть у каждого четвертого жителя) есть смартфоны. Страна – самый крупный рынок мессенджера WhatsApp (принадлежит Facebook), каждый месяц приложением пользуются 200 млн человек. Легко ли манипулировать мнением такой большой аудитории? Как оказалось, да – она верит любым фейкам, особенно когда они распространяются с бешеной скоростью, и линчует людей прямо на улицах. Власти Индии обвиняют WhatsApp в бездействии. Мессенджер пока отвечает рекламной кампанией, которая учит отличать фейки от правды.

В начале июля в деревню в индийском штате Махараштра (находится в центральной части страны) пришли пятеро человек, которые хотели попросить еды – они вели кочевнический образ жизни. Мужчина из группы попытался заговорить с ребенком около рынка, это заметили местные жители. Они заподозрили, что кочевник – возможный похититель детей; в то время слухи о похищениях стремительно распространялись по WhatsApp. Жители деревни набросились на него и начали избивать камнями и бамбуковыми палками. Началась массовая драка, к которой присоединились и другие люди, находившиеся у рынка. В итоге всех пятерых человек, пришедших в деревню, убили. Полиция задержала 23 местных жителей.

За последнее время в Индии это далеко не единственный случай, когда местные жители убивали людей, которые, как они подозревали, имеют отношение к похищениям. В мае, например толпа забила до смерти женщину в южном штате Тамилнад только за то, что она раздавала детям конфеты. В общей сложности за последние несколько месяцев убили почти 20 человек. Убийства происходили на фоне того, что жители Индии обсуждали слухи о похищениях, которые распространились через WhatsApp. Ни одно из них не было правдивым.

Один из примеров распространяемых через WhatsApp фейков – видео, где двое мужчин на мотоцикле похищают ребенка. Они подъезжают к группе детей, выхватывают одного из них, после чего уезжают. Именно этот фрагмент скидывают друг другу через мессенджер жители Индии. Но у ролика есть продолжение – эти же люди на мотоцикле приезжают обратно, возвращают ребенка и разворачивают плакат. На нем написано: «Достаточно лишь мгновения, чтобы похитить ребенка с улиц Карачи (портовый город на юге Пакистана.)

Также индийцы присылают своим друзьям и знакомым сообщения с непроверенной информацией. Один из примеров: «200 похитителей приехали в Бангалор, десятерых уже поймали. Они говорят, что летние каникулы – лучшее время, чтобы выкрасть ребенка. Будьте осторожны». Жители Индии слепо верят эти утверждениям.

Ситуация с фейками настолько вышла из-под контроля, что полиции пришлось вмешаться. Жителям Махараштра раздали памятки о том, что непроверенной информации нельзя верить. В Хайдарабаде (крупный технологический центр на юге страны) полицейские вместе с местными жителями прошлись по улице с громкоговорителями, через которые призывали не доверять слухам. В Карнатаке (штат на юго-западе Индии) полиция начала мониторить посты в социальных сетях. В Телингане (штат в центральной части страны) полицейские стали задерживать тех, кто постит фейки.

Власти штатов также наняли автомобили, курсирующие по деревням, из которых по громкой связи жителей призывают не верить слухам. Одного из водителей таких машин, который возвращался после работы, убили на улице из-за подозрений в похищениях.

Представители WhatsApp говорили, что потрясены до ужаса из-за убийств по всей Индии. Технологическая компания, принадлежащая Facebook, выкупила полосы в крупнейших индийских англоязычных газетах и изданиях, печатаемых на хинди. В них опубликовали памятку под заголовком «Вместе мы можем бороться с ложью», где собрали десять советов, как отличить правду от сплетен. «Не обращайте внимание на то, сколько раз вы получите сообщение. Если оно распространяется много раз, то это не делает его правдивым», – гласит один из советов.

Индийские власти говорят, что компания не сможет избежать ответственности. Но WhatsApp виновной себя не признает и утверждает, что делает все, чтобы остановить распространение фейков. Компания может блокировать распространение спама, но не может читать сообщения пользователей по причинам безопасности.

Проблема заключается в том, что в мессенджере невозможно выяснить, кто первым начал распространять сообщения – многие жители либо копируют их, либо пересылают. В этом случае первичный отправитель остается скрытым. WhatsApp не сможет изменить это, но мессенджер уже пообещал запустить в Индии новую функцию – она будет показывать, написал ли сам пользователь сообщение или скопировал его.

Некоммерческая организация Poynter, занимающаяся изучением медиа, считает, что сейчас WhatsApp лишь маленькими шагами помогает фактчекерам. Помимо печатной рекламы компания аносировала программу грантов – люди, исследующие распространение дезинформации в мессенджере, могут рассчитывать на $50 тысяч. Эксперты в области интернет-политики считают, что WhatsApp не несет ответственность за то, как люди пользуются приложением. Но компания отвечает за то, что первоначального отправителя невозможно вычислить.
Патрик Синха, основатель сайта AltNews, который борется с фейковыми новостями, констатирует – в Индии крайне низкий уровень цифровой грамотности. Из-за технологической революции смартфоны добрались до самых отдаленных районов страны, но там люди не знают, чему можно верить, а чему нет.

Как WhatsApp дальше будет разбираться с проблемой – до конца непонятно, поскольку физические средства агитации уже доказали свою бесполезность (убийства в стране продолжаются). Индийские власти уверенны, что компания должна самостоятельно разбираться с проблемой, хотя создатель мессенджера рассчитывают  на сотрудничество с правительством.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Я не понял только нафига детей похищать, это ж чуркистан мракобесов, там детей дохера, какой смысл...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

На органы для богатых детей. В рабство и для попрошайничества.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку