Вежливые люди.

В августе этого года друзья позвали на сдачу экзамена на краповый берет. Стало интересно не просто посмотреть на финальные упражнения, но и на сам марш-бросок.

Ну и побежал рядом с парнями.
45 их было в начале. Новичков нет. Просто неплохих бойцов тоже нет. Все прошедшие первоначальный отбор, отлично подготовленные спецы.
Однако, сказать, что это было тяжело, значит не сказать ничего, 10 километров непрекращающегося вала препятствий, расставленных с одной только целью - отсеять всех, кроме лучших.
Не успел - сходи.
Не смог - сходи.
Кончились силы - сходи.
Под крики инструкторов и разрывы шумовых рядом с лицом, когда только вынырнул из-под затаившейся на дне речки коряги.
Последние три километра - просто на зубах, на морально-волевых, как говорят.
Вот бежит боец. Его зовут Саня. Я знаю это, потому что на него, не переставая, орет инструктор. Голосом своим вынимает последние силы из паренька, заставляя того бежать.
Саня пробегает мимо сослуживца. Тот уже не бежит - просто лежит на животе, уперев неподвижный взгляд в землю. Ничего, за ним приедут медики, заберут.
А Саня бежит. Инструктор, подбадривая Саню, кричит:
- ТЫ УЖЕ БЕРЕТ, САНЯ! БЕГИ! ДАВАЙ, САНЯ! ТЫ УЖЕ БЕРЕТ!!!

Это ложь. Сане еще три километра до конца... И там все только начинается.
До лагеря во время добирается 11 парней из 45. Без перерыва на полосу. Опять разрывы, теперь правда уже не шумовые, а что-то посильнее - уши закладывает на расстоянии 40 м, отработка командных действий при штурме.

Добрались, стоят, ждут финала: стрельба, комплекс, спаринг.
Много раз видел по телевизору... тут все по-другому. Когда знаешь, через что прошли мужики. И то, что инструктора бьют всерьез. Есть правило: если тебя на спаринге вырубил претендент - лишаешься берета.

В этот раз выстояли четверо. Четверо из сорока пяти. Вот они стоят, радостные от того, что дошли до конца, но еще не полностью осознавшие, что произошло. Красивые, светлые парни, первый раз, преклонив колено, надевающие берет заветного цвета.

Так к чему я это? Ах да. На экзамене было порядка двухсот бойцов, включая претендентов. За все время я слышал два матерных слова: первый раз, когда боец сквозь зубы, скатываясь по-пластунски с горы, проскрипел в песок "*б твою мать", на что последовало быстрое и строгое "не материмся!" от инструктора, и второй раз, на спарингах, когда один из старших офицеров в сердцах крикнул на бойца: "Работай, Леха, а то пиздюлей дам!".

Все. Больше мата не было.

Вот такая иллюстрация к пособию по этикету для военнослужащих под названием «Вежливые люди».

P.S. Саня дошел.