Велосипед и ЛЭП (небольшое открытие)

Велосипед и ЛЭП (небольшое открытие) Велосипед, Открытие, Длиннопост, Удар током

Вчера вечером катался на велосипеде. Проезжал участок, над которым тянутся провода высоковольтной линии. Чувствую, что меня дергает электричеством. Пальцы частично касались руля, било  довольно ощутимо. Я вожу с собой powerbank, начал грешить на него. Но в нем на выходе 5 вольт. Потом дошло, что от ЛЭП идет поле, которое я пересек и получил удар от наведенного электричества. Нарыл статью на эту тему.



Почему под ЛЭП бьет током


Время от времени на просторах интернета можно встретить сообщения о том, как кого-нибудь из велосипедистов больно ударило током от собственного велосипеда, когда он проезжал под высоковольтной ЛЭП с напряжением 100кВ и более. Точных и внятных ответов на подобные запросы никто дать не может: на форумах то и дело возникают споры по этому вопросу, однако догадки на данный счет имеются у многих пользователей сети.


Одно дело, когда речь идет о шаговом напряжении, это было бы вполне понятно если бы оторвавшийся от ЛЭП провод контактировал бы с грунтом, и тогда стоя на земле кто-нибудь мог бы, случайно оказавшись не в то время не в том месте, попасть под опасное напряжение шага.


Это известный феномен, по его причине в 1928 году на ленинградской мостовой в один день погибли три лошади. Но в приводимых велосипедистами сообщениях речи о шаговом напряжении, кажется, не идет. Давайте же поразмыслим над данной проблемой более вдумчиво, и постараемся найти четкий ответ.


Почему под ЛЭП бьет током

Итак, велосипед на резиновых шинах изолирован от поверхности земли, следовательно ток с земли на велосипед попасть не может, и даже если бы по воле несчастного случая велосипедист оказался бы на месте аварии, где по поверхности земли был бы распределен какой-то реально измеряемый потенциал, его бы и в этом случае не ударило бы током.


Кроме того, согласно сообщениям, велосипедист не спускается на землю, и специально не хватается ни за какие провода, значит ни от ЛЭП, ни от других проводов ток к велосипеду напрямую не подводится. Таким образом, прямое поражение током от ЛЭП однозначно исключается. Следовательно не остается другого соображения, как принять, что напряжение на велосипеде является индуцированным. Остается понять, наведено ли оно от ЛЭП магнитной составляющей или электрической составляющей.


Если предположить, что напряжение наводится на велосипед магнитной составляющей, то вспомнив закон Био-Савара-Лапласа, мы тут же обнаружим, что даже если в момент, когда велосипедист проезжал под проводом, по высоковольтной линии тек переменный ток максимальной величиной, скажем, в 2000А, то уже на расстоянии 5 метров от провода длиной 5 метров, магнитная индукция в своей амплитуде составила бы всего лишь около 40 мкТл, этого хватит разве что на то, чтобы слегка дезориентировать стрелку магнитного компаса. А уж о способности навести напрямую без трансформации сколь-нибудь ощутимое напряжение на велосипедную раму длиной 1 метр… об этом даже говорить уже не приходится. Вариант с электромагнитной индукцией отбрасывается как невозможный.


Велосипедист под ЛЭП

Остается электростатическая индукция. А вот для этого все возможности есть. Если предположить, что высоковольтная линия с напряжением 220000 вольт проходит над поверхностью земли на высоте 8 метров, надежно изолирована от нее, значит между проводом и землей есть переменное электрическое поле, напряженность которого распределена примерно линейно по высоте, и в амплитуде может достигать 27500 вольт на метр, то есть 275 вольт на сантиметр.


И хотя велосипед не контактирует с землей — это как раз то условие, когда от него велосипедиста все равно будет дергать током. Велосипед здесь выступает нижней обкладкой конденсатора, а велосипедист — верхней обкладкой. Этот конденсатор, с диэлектриком в виде воздуха и одежды велосипедиста, внесен в переменное электрическое поле и все время этим полем перезаряжается. И стоит велосипедисту случайно в момент, когда этот конденсатор заряжен, соприкоснуться с велосипедом, как он почувствует разряд. Убить — не убьет, но неприятные ощущения однозначно будут.


Если бы человек стоял под ЛЭП голыми ногами на земле, то он бы ничего похожего не почувствовал, так как все его тело приобрело бы нулевой потенциал земли. А стоя на земле под ЛЭП на тонком резиновом коврике, он бы получил похожий удар, коснувшись пальцем земли возле коврика. Так и с велосипедом, где слой диэлектрика (читай — костюм велосипедиста) довольно тонок, следовательно электроемкость получившегося конденсатора не так мала, как может показаться с первого взгляда.


Источник

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
22
Автор поста оценил этот комментарий
то вспомнив закон Био-Савара-Лапласа, мы тут же обнаружим, что даже если в момент, когда велосипедист проезжал под проводом, по высоковольтной линии тек переменный ток максимальной величиной, скажем, в 2000А, то уже на расстоянии 5 метров от провода длиной 5 метров

А потом пишете, типа противопоставление:

есть переменное электрическое поле, напряженность которого распределена примерно линейно по высоте

Так вот, по закону Био-Савара-Лапласа, магнитная индукция от длинного провода и напряженность электрического поля от него же распределены по одному и тому же закону: величина обратно пропорциональна расстоянию до провода.


Остается электростатическая индукция

Посмотрите в учебнике, что это значит.

раскрыть ветку (32)
52
Автор поста оценил этот комментарий
На велодорожке из Капотни в Марьино,в Москве, решили эту проблему, сделав что-то подобие клетки Фарадея, красиво и практично, ничего не бьёт и не кусает
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (8)
22
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, добрый человек. А мы с женой спорили когда увидели в первый раз, что за конструкции.

15
Автор поста оценил этот комментарий
Так вотоно что. А я там ездить перестал из за того что током било. Причем било почему то по ногам и пардон по яичкам ...
раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Надо привставать с седла во время проезда под ЛЭП и по возможности не касаться металлических деталей велосипеда. Я так делаю, пока ни разу не ударяло.  А по яйкам бьёт потому как вы же потеете в том месте. :)

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

наученный горьким опытом  предпочитаю такие места проходить пешком. типа заземляюсь =))

Автор поста оценил этот комментарий

А если наоборот держаться за металлическую часть велосипеда? Ведь так конденсатор не получится

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Наоборот бить будет. Колесами то он заизолирован. Можно цепь сзади повесить#

1
Автор поста оценил этот комментарий

О_я_здесь_живу.jpg

Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, там есть специальные тропинки с гравием проходящие прямо под линией, на таких участках чувствуешь как шевелятся волоски на теле

8
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и немного конкретики. Электрическое поле под 220кВ ЛЭП на высоте человека составляет 2 кВ/м, а не 28, как вы насчитали. Магнитное же поле в том же месте создает поток в 70 Вб на максимуме. Что это значит? Что скорость изменения магнитного потока составляет в среднем 140 Вб за 0.01 с, то есть, по закону Фарадея, наводит на контуре ЭДС в 14 кВ.


Цифры взял отсюда:

https://studfiles.net/preview/1193458/

раскрыть ветку (19)
Автор поста оценил этот комментарий

Может всё таки сразу электромагнитное поле рассматривать? Линия всё таки переменного тока.

раскрыть ветку (18)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Рассматривайте, пожалуйста, в своих расчетах еще и условия среды с ненулевой влажностью и неизвестными материалами... Не то, чтобы я сильно шарил, но считаю это достаточно важным.
раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

Влажный воздух скорее увеличит утечки на землю. По поводу неизвестных материалов - не существенно, можно приближать воздухом/проводником. Я физик, с электродинамикой сплошных сред у меня особые отношения)

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий
И увеличит проводимость к емкости, которую образует земля, ЛЭПа и велосипедист)

Следует отдельно отметить, я вообще не имею образования в этой сфере и руководствуюсь лишь тем, что в меня вложили за 2 курса в Бонче.
раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В меня с учетом аспирантуры 10 лет вкладывали) 50 Гц не очень большая частота, можно рассматривать квазистатику. Даже если брать влажность воздуха 100% большие токи наводится не будут, иначе ЛЭП работала бы на нагрев окружающей среды, а не на передачу.
раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий
Много думал. КМК, влажный воздух все же имеет большее сопротивление, чем условные те же полтора метра тела велосипедиста, а значит ток пойдет все же через тело.
Ну и как халявный бонус, я видел жареных зацеперов под 27 КВ при пробое с расстояния около 200 мм. Почему так?
раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

Сопротивление тела нелинейно зависит от приложенного напряжения это раз. А раз два года бонча за плечами есть - внутреннее сопротивление источника для тебя не пустые слова?

При сухом воздухе с ЛЭП будет утекать меньший заряд, очевидно же. При влажном воздухе утекает больше энергии, но и наведенный заряд стекает гораздо раньше.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий
Люблю редактирование коментов, надо сходить за пивом)
Естественно, в сухом воздухе утечки по воздуху считай не будет, но тогда и еёмкостной связи почти не будет, обратное верно для влажного воздуха.
Или объясни, если я долбоеб и не понимаю, все же это не моя сфера деятельности.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Утечка будет даже в вакууме) От влажности и материалов кое-чего конечно зависит, но не настолько критично.

На пальцах - расстояние между токоведущими частями ЛЭП и землей - единицы метров (гирлянды изоляторов я имею ввиду, сама металлоконструкция ток проводит), э/м поле падает обратно пропорционально квадрату расстояния, поэтому на десятках метров поле будет в 100 раз меньше. О каких емкостных связях здесь может идти речь?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Считаю, что внутренним сопротивлением источника в этих условиях можно пренебречь.
Сопротивление же тела, согласен, нелинейно, но на интервале ощутимых напряжений этим тоже можно пренебречь, а на интервале опасных для жизни напряжений можно пренебречь, опять же, его сопротивлением, на ЖД явно не ставят УЗО.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Как можно вот так все напутать?

Бесконечностью тоже пренебрегать будешь?

Вот поэтому на ЖД жарит - там внутреннее сопротивление крайне мало так как развивается воздушный пробой. Под ЛЭП даже если какие-то десятки или сотни вольт наведутся из-за взаимоиндукции токи будут крайне малы и не опасны так как внутреннее сопротивление подобного источника (воздушный трансформатор где одна обмотка это ЛЭП, вторая это велосипед/тушка/прочие конденсаторы) ну крайне велико.

На низких напряжениях сопротивление велико, поэтому 36В безопасно в сухих помещениях, 12В во влажных. А вот на 220 В кожа пробивается и сопротивление падает очень сильно, поэтому смертельные токи и развиваются. На ЖД не ставят УЗО так как там (на крыше вагона) нахождение людей - нештатная ситуация. В отличии от ЛЭП.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да тут весь пост нагуглен, а Вы не в синтетика были?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В хб джинсах и такой же хб футболке

Автор поста оценил этот комментарий
Про синтетику к автору
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку