Велосипед и ЛЭП (небольшое открытие)

Велосипед и ЛЭП (небольшое открытие) Велосипед, Открытие, Длиннопост, Удар током

Вчера вечером катался на велосипеде. Проезжал участок, над которым тянутся провода высоковольтной линии. Чувствую, что меня дергает электричеством. Пальцы частично касались руля, било  довольно ощутимо. Я вожу с собой powerbank, начал грешить на него. Но в нем на выходе 5 вольт. Потом дошло, что от ЛЭП идет поле, которое я пересек и получил удар от наведенного электричества. Нарыл статью на эту тему.



Почему под ЛЭП бьет током


Время от времени на просторах интернета можно встретить сообщения о том, как кого-нибудь из велосипедистов больно ударило током от собственного велосипеда, когда он проезжал под высоковольтной ЛЭП с напряжением 100кВ и более. Точных и внятных ответов на подобные запросы никто дать не может: на форумах то и дело возникают споры по этому вопросу, однако догадки на данный счет имеются у многих пользователей сети.


Одно дело, когда речь идет о шаговом напряжении, это было бы вполне понятно если бы оторвавшийся от ЛЭП провод контактировал бы с грунтом, и тогда стоя на земле кто-нибудь мог бы, случайно оказавшись не в то время не в том месте, попасть под опасное напряжение шага.


Это известный феномен, по его причине в 1928 году на ленинградской мостовой в один день погибли три лошади. Но в приводимых велосипедистами сообщениях речи о шаговом напряжении, кажется, не идет. Давайте же поразмыслим над данной проблемой более вдумчиво, и постараемся найти четкий ответ.


Почему под ЛЭП бьет током

Итак, велосипед на резиновых шинах изолирован от поверхности земли, следовательно ток с земли на велосипед попасть не может, и даже если бы по воле несчастного случая велосипедист оказался бы на месте аварии, где по поверхности земли был бы распределен какой-то реально измеряемый потенциал, его бы и в этом случае не ударило бы током.


Кроме того, согласно сообщениям, велосипедист не спускается на землю, и специально не хватается ни за какие провода, значит ни от ЛЭП, ни от других проводов ток к велосипеду напрямую не подводится. Таким образом, прямое поражение током от ЛЭП однозначно исключается. Следовательно не остается другого соображения, как принять, что напряжение на велосипеде является индуцированным. Остается понять, наведено ли оно от ЛЭП магнитной составляющей или электрической составляющей.


Если предположить, что напряжение наводится на велосипед магнитной составляющей, то вспомнив закон Био-Савара-Лапласа, мы тут же обнаружим, что даже если в момент, когда велосипедист проезжал под проводом, по высоковольтной линии тек переменный ток максимальной величиной, скажем, в 2000А, то уже на расстоянии 5 метров от провода длиной 5 метров, магнитная индукция в своей амплитуде составила бы всего лишь около 40 мкТл, этого хватит разве что на то, чтобы слегка дезориентировать стрелку магнитного компаса. А уж о способности навести напрямую без трансформации сколь-нибудь ощутимое напряжение на велосипедную раму длиной 1 метр… об этом даже говорить уже не приходится. Вариант с электромагнитной индукцией отбрасывается как невозможный.


Велосипедист под ЛЭП

Остается электростатическая индукция. А вот для этого все возможности есть. Если предположить, что высоковольтная линия с напряжением 220000 вольт проходит над поверхностью земли на высоте 8 метров, надежно изолирована от нее, значит между проводом и землей есть переменное электрическое поле, напряженность которого распределена примерно линейно по высоте, и в амплитуде может достигать 27500 вольт на метр, то есть 275 вольт на сантиметр.


И хотя велосипед не контактирует с землей — это как раз то условие, когда от него велосипедиста все равно будет дергать током. Велосипед здесь выступает нижней обкладкой конденсатора, а велосипедист — верхней обкладкой. Этот конденсатор, с диэлектриком в виде воздуха и одежды велосипедиста, внесен в переменное электрическое поле и все время этим полем перезаряжается. И стоит велосипедисту случайно в момент, когда этот конденсатор заряжен, соприкоснуться с велосипедом, как он почувствует разряд. Убить — не убьет, но неприятные ощущения однозначно будут.


Если бы человек стоял под ЛЭП голыми ногами на земле, то он бы ничего похожего не почувствовал, так как все его тело приобрело бы нулевой потенциал земли. А стоя на земле под ЛЭП на тонком резиновом коврике, он бы получил похожий удар, коснувшись пальцем земли возле коврика. Так и с велосипедом, где слой диэлектрика (читай — костюм велосипедиста) довольно тонок, следовательно электроемкость получившегося конденсатора не так мала, как может показаться с первого взгляда.


Источник

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
40
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Столько текста пустого, а вывод неправильный.


Наведённое напряжение фокусируется на замкнутый контур. Разрываешь контур и удары током пропадают.


Вроде элементарно даде для ребёнка. Грипсхолдеры закрепляются титановым болтиком, руль карбон, подседел карбон.


Единственная нерешенная для меня проблема это крепления салазок сидушки.

раскрыть ветку (51)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Единственная нерешенная для меня проблема это крепления салазок сидушки.

карборельсы 7×9 и карбоседло

раскрыть ветку (36)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот ты даёшь совет, а сам не пробовал его :)


У меня седло Specialized S-Works с карбоновыми рельсами, но вот крепления на подседеле (был sworks а сейчас raceface next) любом - алюмишка.

Пробовала и титановые рельсы тоже, эффект укола в жопу всегда сохраняется.


Грипсы без алю крепежей типа еси чанки руки отлично защищают.

раскрыть ветку (35)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как по мне, седло Specialized S-Works с карбоновыми рельсами это аналог поставок для провода от наушников для чистоты звука для аудиофилов.

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В стоке шло. Разница в 50г и не более. Ну и -2 рельсы алюмишки

Автор поста оценил этот комментарий

Подставок*

Автор поста оценил этот комментарий

Пробовали сами? Или это ваше оценочно-диванное мнение?

1
Автор поста оценил этот комментарий
Я вообще не разбираюсь в велосипедах, работаю в электротранспорте
попообуйте графитную смазку в минимальных количествах.
Она электропроводна, для уравнивания потенциалов ее точно хватит, тем более, если речь идет о наведенных токах.
Следует понимать, что алюминий в кислородной среде, которой является воздух, очень быстро покрывается оксидами, которые уже не являются проводниками.
раскрыть ветку (28)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот это крепления между подседелом и салазками седла. 90% что проблема имеет в этих штучках.

Куда мазать смазку? И с чего электромагнитному полю уходить с замкнутого контура на отросток? Не пойдёт, сколько ни уговаривай

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (27)
Автор поста оценил этот комментарий

Ты юзаешь карбон и не используешь графитную смазку?

Автор поста оценил этот комментарий
Я бы измерил сопротивление по всем точкам соединений и привел его к минимальному. Карбон может быть закрыт слоем эпоксидки, люминь может быть окислен.
Если Вам так принципиально кататься под ЛЭПой - следует обеспечить электрический контакт всех подвижных деталей велосипеда.
Любые две несоединенные площади проводников образуют конденсатор, то есть ёмкость, пусть и околонулевую. Под ЛЭПой дергает даже в резиновых сапогах, если есть хоть какая-то ёмкость.
раскрыть ветку (25)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну знаешь ли, важно или нет, но даже если 5км под лэп, то я стоя столько не проеду :)


Можно конкретно и доступно для чайников, у которых мед образование, а не физика?

Пока что мне дали много теоретических советов, а практических - 0

раскрыть ветку (24)
Автор поста оценил этот комментарий

Один конец провода к руке, другой к раме. Практический совет от физика медику)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (6)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Увы, не сработает.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Есть опыт? Пробивает под седлом? Если выровнять потенциал рамы и кожи пробивать не будет.

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

рама вообще не участвует.


Возможно попробовать уравнять потенциал контура подседела «заземлив» на открытую кожу. В теории наведенка в несколько ампер погасится. Но если переходить от теории к практике, я бы это сначала на добровольце испытала.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Напиши лучше вк по нику, тут я ответы редко обновляю, просто настрой сейчас есть
А медицинское - очень ценно, имею тоже пару интересов)
раскрыть ветку (16)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Но все же, я прошу лишь 1 конкретный совет, который пригодится ВСЕМ велосипедистам ) мы тебя не забудем и восславим

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий
Я бы запилил пост, если бы катался на велике, но я не катаюсь на велике, тем более под ЛЭПами, поэтому так
Автор поста оценил этот комментарий
А на таких напряжениях даже диэлектрик между волокном и пальцем будет образовывать ёмкость и безбожно кусать
Автор поста оценил этот комментарий
Я себе делал фонари из Ф20 карбоновой трубы и они работали только на шлифованной трубе, эпокса не проводит ток
Автор поста оценил этот комментарий
КМК, я его уже дал - следует обеспечить электрический контакт всех узлов, в т.ч. велосипедиста
И не стоит ездить под 110 КВ)
Электропроводность конкретного карбона и кконкретного оксида алюминия сугубо ситуативна, надо понимать.
раскрыть ветку (11)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Если не ошибаюсь, то 110 кВ почти безопасна.

Проблемы начинаются когда попадаешь под 500кВ или 750кВ :)


В теории понятен ответ, что надо разорвать контур наведения магнитного поля, соединив все элементы в один разомкнутый, но как это осуществить - загадка.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Да я знаю про крепление, иначе карбон в мелких деталях тупо ломается — я уже сломал один подседельник Syncros, там не было люминия (может, если только внутри, как укрепительный слой).


Катаю шесть лет, ни разу не испытывал проблем с ЛЭП, может, потому, что вдоль них никогда не езжу, там ведь всегда нечищенная дорога и по кустам (bushwhacking) я уже давно не лезу.

Если всё так серьёзно, обходи их пешком.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Можно наоборот - замкнуть контур. Главное большое пятно контакта с кожей. Я так металлическими наручными часами статику снимаю, когда к железным дверям подхожу.

ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Тут скорее всего не контур между человеком и велосипедом, а емкостные наводки просто на на предмет. Подобный случай можно увидеть - синусоида от бытовой сети на осциллографе, если щупом дотронуться до человека. Только должно так удачно совпасть, чтоб разность потенциалов была большой, тогда любой предмет будет биться током, вот тут https://www.youtube.com/watch?v=A6vVm0Hr_wo видно, что наведенный ток на человека при касании лампой земли переходит на землю и лампа светится ярче.


У меня так рядом с работающей катушкой тесла било с тела на железную кровать, хотя кровать ну никак не могла ни с чем контачить.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Именно так, я обратного и не утверждала. Но человека-то бьет именно контур, на который и навелось напряжение.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот нашел картинку, которая может объяснить лучше текста. Суть - получается что ты между землей и ЛЭП и велосипедом и телом создаешь емкости(на рисунке обозначены как конденсаторы), при удачном стечении обстоятельств хватает емкостных наводок чтоб больно было. Индуктивность тут не имеет значения.

В результате не контур разрываешь, а цепь или наоборот замыкаешь.

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

а какой тут контур? Не пойму

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Рама-тушка?

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну рама самое логичное, да. Окей навелось на раме что-то. Надо замкнуть. Рука к рулю - "продлевает" контур, но надо его еще все же замкнуть. И вот не пойму чем замыкается. Ногами что ли, но вряд ли, там и одежда и обувь.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

И вот в момент замыкания ток и проходит. Если руль карбоновый - за жопу через седло пробивать будет. А так как линия переменного тока, то ты в этом поле начнешь работать как антенна и излучать электромагнитное поле. Вот тут то неприятные токи и появятся. Но опять же - порядка милиампер, то есть не опасно.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну миллиамперы вообще опасны, смотря какие.

Токи не следствие становления тебя антенной) Это скорее что-то сопутствующее

А как через седло? Оно же вроде из кожи или чего-то такого

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

1 миллиампер сетевой частоты не опасен) Токи это как следствие излучения в том числе плюс конечно обычная проводимость. Току не обязательно нужен замкнутый контур, особенно переменному.

Хз, видимо пробивает и через седло, сколько там - санитметр зазора - вот и пробивает? Хотя десятки киловольт там конечно не наведется.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Не, сантиметр твердого диэлектрика чтобы пробить другие порядки нужны. Ну тут вообще другое, должен быть контур где-то, чтобы тек ток. У меня вообще мысль, что разность потенциалов на руле наводится и через руки замыкается.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Там основной посыл что тушка это одна обкладка конденсатора, рама - вторая. Металлический руль ток проводит и разность потенциалов там обнаружить не так уж и легко.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку