818

Велосипед и ЛЭП (небольшое открытие)

Велосипед и ЛЭП (небольшое открытие) Велосипед, Открытие, Длиннопост, Удар током

Вчера вечером катался на велосипеде. Проезжал участок, над которым тянутся провода высоковольтной линии. Чувствую, что меня дергает электричеством. Пальцы частично касались руля, било  довольно ощутимо. Я вожу с собой powerbank, начал грешить на него. Но в нем на выходе 5 вольт. Потом дошло, что от ЛЭП идет поле, которое я пересек и получил удар от наведенного электричества. Нарыл статью на эту тему.



Почему под ЛЭП бьет током


Время от времени на просторах интернета можно встретить сообщения о том, как кого-нибудь из велосипедистов больно ударило током от собственного велосипеда, когда он проезжал под высоковольтной ЛЭП с напряжением 100кВ и более. Точных и внятных ответов на подобные запросы никто дать не может: на форумах то и дело возникают споры по этому вопросу, однако догадки на данный счет имеются у многих пользователей сети.


Одно дело, когда речь идет о шаговом напряжении, это было бы вполне понятно если бы оторвавшийся от ЛЭП провод контактировал бы с грунтом, и тогда стоя на земле кто-нибудь мог бы, случайно оказавшись не в то время не в том месте, попасть под опасное напряжение шага.


Это известный феномен, по его причине в 1928 году на ленинградской мостовой в один день погибли три лошади. Но в приводимых велосипедистами сообщениях речи о шаговом напряжении, кажется, не идет. Давайте же поразмыслим над данной проблемой более вдумчиво, и постараемся найти четкий ответ.


Почему под ЛЭП бьет током

Итак, велосипед на резиновых шинах изолирован от поверхности земли, следовательно ток с земли на велосипед попасть не может, и даже если бы по воле несчастного случая велосипедист оказался бы на месте аварии, где по поверхности земли был бы распределен какой-то реально измеряемый потенциал, его бы и в этом случае не ударило бы током.


Кроме того, согласно сообщениям, велосипедист не спускается на землю, и специально не хватается ни за какие провода, значит ни от ЛЭП, ни от других проводов ток к велосипеду напрямую не подводится. Таким образом, прямое поражение током от ЛЭП однозначно исключается. Следовательно не остается другого соображения, как принять, что напряжение на велосипеде является индуцированным. Остается понять, наведено ли оно от ЛЭП магнитной составляющей или электрической составляющей.


Если предположить, что напряжение наводится на велосипед магнитной составляющей, то вспомнив закон Био-Савара-Лапласа, мы тут же обнаружим, что даже если в момент, когда велосипедист проезжал под проводом, по высоковольтной линии тек переменный ток максимальной величиной, скажем, в 2000А, то уже на расстоянии 5 метров от провода длиной 5 метров, магнитная индукция в своей амплитуде составила бы всего лишь около 40 мкТл, этого хватит разве что на то, чтобы слегка дезориентировать стрелку магнитного компаса. А уж о способности навести напрямую без трансформации сколь-нибудь ощутимое напряжение на велосипедную раму длиной 1 метр… об этом даже говорить уже не приходится. Вариант с электромагнитной индукцией отбрасывается как невозможный.


Велосипедист под ЛЭП

Остается электростатическая индукция. А вот для этого все возможности есть. Если предположить, что высоковольтная линия с напряжением 220000 вольт проходит над поверхностью земли на высоте 8 метров, надежно изолирована от нее, значит между проводом и землей есть переменное электрическое поле, напряженность которого распределена примерно линейно по высоте, и в амплитуде может достигать 27500 вольт на метр, то есть 275 вольт на сантиметр.


И хотя велосипед не контактирует с землей — это как раз то условие, когда от него велосипедиста все равно будет дергать током. Велосипед здесь выступает нижней обкладкой конденсатора, а велосипедист — верхней обкладкой. Этот конденсатор, с диэлектриком в виде воздуха и одежды велосипедиста, внесен в переменное электрическое поле и все время этим полем перезаряжается. И стоит велосипедисту случайно в момент, когда этот конденсатор заряжен, соприкоснуться с велосипедом, как он почувствует разряд. Убить — не убьет, но неприятные ощущения однозначно будут.


Если бы человек стоял под ЛЭП голыми ногами на земле, то он бы ничего похожего не почувствовал, так как все его тело приобрело бы нулевой потенциал земли. А стоя на земле под ЛЭП на тонком резиновом коврике, он бы получил похожий удар, коснувшись пальцем земли возле коврика. Так и с велосипедом, где слой диэлектрика (читай — костюм велосипедиста) довольно тонок, следовательно электроемкость получившегося конденсатора не так мала, как может показаться с первого взгляда.


Источник

Дубликаты не найдены

Отредактировал Stern137 9 дней назад
+18
то вспомнив закон Био-Савара-Лапласа, мы тут же обнаружим, что даже если в момент, когда велосипедист проезжал под проводом, по высоковольтной линии тек переменный ток максимальной величиной, скажем, в 2000А, то уже на расстоянии 5 метров от провода длиной 5 метров

А потом пишете, типа противопоставление:

есть переменное электрическое поле, напряженность которого распределена примерно линейно по высоте

Так вот, по закону Био-Савара-Лапласа, магнитная индукция от длинного провода и напряженность электрического поля от него же распределены по одному и тому же закону: величина обратно пропорциональна расстоянию до провода.


Остается электростатическая индукция

Посмотрите в учебнике, что это значит.

раскрыть ветку 30
+42
На велодорожке из Капотни в Марьино,в Москве, решили эту проблему, сделав что-то подобие клетки Фарадея, красиво и практично, ничего не бьёт и не кусает
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 6
+15

Спасибо, добрый человек. А мы с женой спорили когда увидели в первый раз, что за конструкции.

+9
Так вотоно что. А я там ездить перестал из за того что током било. Причем било почему то по ногам и пардон по яичкам ...
раскрыть ветку 2
0

О_я_здесь_живу.jpg

0

Кстати, там есть специальные тропинки с гравием проходящие прямо под линией, на таких участках чувствуешь как шевелятся волоски на теле

+8

Ну и немного конкретики. Электрическое поле под 220кВ ЛЭП на высоте человека составляет 2 кВ/м, а не 28, как вы насчитали. Магнитное же поле в том же месте создает поток в 70 Вб на максимуме. Что это значит? Что скорость изменения магнитного потока составляет в среднем 140 Вб за 0.01 с, то есть, по закону Фарадея, наводит на контуре ЭДС в 14 кВ.


Цифры взял отсюда:

https://studfiles.net/preview/1193458/

раскрыть ветку 19
0

Может всё таки сразу электромагнитное поле рассматривать? Линия всё таки переменного тока.

раскрыть ветку 18
+2
Да тут весь пост нагуглен, а Вы не в синтетика были?
раскрыть ветку 1
0

В хб джинсах и такой же хб футболке

0
Про синтетику к автору
+9

Вроде была такая "народная забава". Если вдоль ЛЭП есть лес, то вдоль крон тянут провод и собирают "беспроводное электричество". Уже не помню сколько там собирали, но на лампочку точно хватало.

раскрыть ветку 12
+8
Мне кажется провод дороже выйдет чем за лампочку платить.
раскрыть ветку 3
+17

Провод украли так же, как и крадут электричество :)

+3
А потом провод ещё и украдут
раскрыть ветку 1
+3
Так вроде если под ЛЭП воткнуть лампу (длинную такую, как меч джедая) просто в землю она будет немного светится))
раскрыть ветку 1
+1

была история, как оштрафовали дачника, который вокруг сарая у лэп намотал провод и воровал электричество

+1
Беспроводное электричество?! Это ещё что такое?
раскрыть ветку 4
+3

Ну беспроводная зарядка смартфонов же не на магии работает.

Если от ЛЭП велосипедистов шарахает, то и просто по "висящему в воздухе" проводу что-то снять можно.

раскрыть ветку 3
+32

Столько текста пустого, а вывод неправильный.


Наведённое напряжение фокусируется на замкнутый контур. Разрываешь контур и удары током пропадают.


Вроде элементарно даде для ребёнка. Грипсхолдеры закрепляются титановым болтиком, руль карбон, подседел карбон.


Единственная нерешенная для меня проблема это крепления салазок сидушки.

раскрыть ветку 51
+6
Единственная нерешенная для меня проблема это крепления салазок сидушки.

карборельсы 7×9 и карбоседло

раскрыть ветку 36
-1

Ну вот ты даёшь совет, а сам не пробовал его :)


У меня седло Specialized S-Works с карбоновыми рельсами, но вот крепления на подседеле (был sworks а сейчас raceface next) любом - алюмишка.

Пробовала и титановые рельсы тоже, эффект укола в жопу всегда сохраняется.


Грипсы без алю крепежей типа еси чанки руки отлично защищают.

раскрыть ветку 35
+1

Можно наоборот - замкнуть контур. Главное большое пятно контакта с кожей. Я так металлическими наручными часами статику снимаю, когда к железным дверям подхожу.

ещё комментарии
0

Тут скорее всего не контур между человеком и велосипедом, а емкостные наводки просто на на предмет. Подобный случай можно увидеть - синусоида от бытовой сети на осциллографе, если щупом дотронуться до человека. Только должно так удачно совпасть, чтоб разность потенциалов была большой, тогда любой предмет будет биться током, вот тут https://www.youtube.com/watch?v=A6vVm0Hr_wo видно, что наведенный ток на человека при касании лампой земли переходит на землю и лампа светится ярче.


У меня так рядом с работающей катушкой тесла било с тела на железную кровать, хотя кровать ну никак не могла ни с чем контачить.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
-1

Именно так, я обратного и не утверждала. Но человека-то бьет именно контур, на который и навелось напряжение.

раскрыть ветку 1
0

а какой тут контур? Не пойму

раскрыть ветку 7
0

Рама-тушка?

раскрыть ветку 6
+6

Катался под лэп на электровеле... наверное, что-то делал неправильно, так как кроме гудения проводов никаких неприятных ощущения не испытал. Но повторять лучше не буду...

раскрыть ветку 6
+5

Сколько лет прошло, всё о том же гудят провода

+1
Ты просто образовал с уонтуром рамы вела единую цепь, в ней токи наводятся, но человек их не ощущает. Хотя, в некоторых редких случаях, наведенное поле может повредить микроэлектронику, и да упокоится мой гармин в его полупроводниковом рае.
раскрыть ветку 1
0

Вряд ли я с ней вообще какую-то цепь образовывал - грипсы очень широкие - руки руля непосредственно не касаются. Сиденье тоже обтянуто диэлектриком. Ноги в "режиме скутера" тоже рамы особо не касаются - они на 3 и 9 часов стоят на педалях... Ну и кроссовки я снимать как-то не привык.

0
Пить надо меньше
0

Катался под 500кВ ЛЭП и в сухую погоду и в дождь в том числе в товарищем на карбоновом веле, никто не говорил про то что его бьёт током

раскрыть ветку 1
0

Дык.... может дело в том, что он карбоновый...

+6

Меня тоже постоянно бьет под лэп

раскрыть ветку 8
+23

Кто? Заявление в полицию написал?

раскрыть ветку 7
+11
Бьёт значит любит
раскрыть ветку 4
+5
Виновного на электрический стул!
раскрыть ветку 1
+5

Так можно и лампы засвечивать, кстати

https://www.youtube.com/watch?v=A6vVm0Hr_wo
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
0
Только не очень длинные)
раскрыть ветку 2
+4
Очень длинные будут зато сильно ярче)
раскрыть ветку 1
+2
Когда с зонтиком под ЛЭП проходил между спицами искра гуляла😀
+2
Был свидетелем, как в дождь женщина с зонтом прооходила под ЛЭП 500кВ. Щелчек - женщина отлетает метра на 2 в одну сторону, зонт в другую! Жива осталась, если что. А вот рыбакам с удочками не советую под ЛЭП ходить - ежегодно гибнут!
раскрыть ветку 1
0

У нас ЛЭП возле выхода из метро. Там, конечно, врятли 500кВ, но выглядят солидно. Тысячи человек ежедневно ходят туда-сюда, таскают все подряд. Я лично только замечал, что блютус наушники начинают попердывать при подходе, а потом замолкают.

Пруф про ЛЭП - гугл карты, стрит вью м. Девяткино, западная сторона.

+1
Если руки держать на руле с резиновыми ручками, то бьёт, причем как от маленького шокера. Но если заранее положить палец на металлическую часть руля, то бить не будет.
+1
Для тех кто хочет поэкспериментировать, милости просим на остановку 138 квартал Выхино, и оттуда если идти/ехать в сторону госпиталя, будут такие провода.
+1

Электромагнитная индукция, в раме велосипеда, которая металлическая, наводится электрический ток. Чем выше напряжение в линии, тем больше зона наведённого напряжения.

раскрыть ветку 1
0

Похоже, физику в школе изучали чуть менее чем некоторые. Про движение проводника в эл.поле не слышали.

+1

О, а я как раз гуглить хотел, почему же меня бьёт током под ЛЭП ))

раскрыть ветку 1
+1

на веломании уже хрен знает сколько лет эту тему пережёвывали

https://forum.velomania.ru/showthread.php?t=244850&s=e4e...

UPD: о как! и продолжают :)

+1

Вот он - результат современного "образования".

+1
Ну фиг знает. Остановились на обочине, вышла покурить и не только. Сначала решила покурить. Была в обычных резиновых сланцах. Сползла со стельки нога. Сначала думала ужалил кто. Потом чую, что что-то прям током бьёт и очень не хило, если нога с тапка сползает, я бегом в машину. Задела ногой корпус машины. каааааак долбанет. В машине никто не чувствовал. Машине пофиг. Ладно я не другое сначала делать начала. Объясните что это было? Вышка ЛЭП или как её назвать ну метров 15 от меня была.
Реально меня б долбануло, если б я свое мокрое дело сначала делать начала?
раскрыть ветку 7
0
Шаговое напряжение. Напряжение с ЛЭПы пробивает через землю. Ненулевая вероятность получить хороший удар, рекомендуется уебывать и сообщить местным электросетям.
раскрыть ветку 6
+7

только не уебывать, а маленькими шажками, а то можно не добежать)

раскрыть ветку 1
+2
Уебывать рекомендуется не размыкая стопы.
раскрыть ветку 2
0

Конечно пробивает, электродинамику мать его не обманешь. Вот только в штатном режиме (без оборванных проводов и залазов за ограждения) всё достаточно безопасно.

0

А ещё от ЛЭП шарахает не только велосипедистов, но и владельцев зонтика. )))

0
не знаю правда ли, но одна бабка сказала что если под лэп воткнуть вертикально лампу дневного света то она будет светится...
а так в детстве прикалывались, вставали под лэп и терлись с другом волосатыми муд... руками
слегка било током прямо через шерсть а волосы наэлектризовывались как при статике
0
переменный ток по воздуху проходит, часть протёкшего заряда остаётся на изолированных телах.

а слишком маленький промежуток между следующим телом по вертикали или землёй будет обязательно пробит искрой.

и чем лучше изоляция, тем больнее будет искра.

0
В детстве жил в городе, где есть ГЭС. Через весь город проходят несколько высоковольтных линий. Пока домой доедешь на велике, особенно после дождя, можно было обоссаться. Било током не в руки от руля, а било в ляхи через две металлические кнопки спереди сидения...
0

У нас под 330 кВ очень больно бьёт. Я пешком под ней прохожу, ибо один раз чуть не навернулся.

0

Ничего не написано про метал из которого сделана рама велосипедная. Думаю это будет иметь большое значение, она может быть стальная, алюминиевая, карбоновая... Думаю во всех трех случаях понятно на какой больше шанс получить данный эффект, а в каком он равен нулю.

раскрыть ветку 1
0

Алюминий

0

Я хз что там и как, часто езжу под линией 500 кВ. Да в дождь она прям трещит. Но на велике ничего подобного не замечал.

0
После прочтения поста решил продать свой велосипед.
0
Парни так телефон заряжали
https://youtu.be/uG8W9NfVzx0
0

Антистатик в помощь)

0

Даблин. Потенциал земли принимаем за 0, хоть это и неточно. Потенциал провода ЛЭП 150000 вольт (ну тут тоже, + -, ибо переменка). Сопротивление воздуха - очень, очень большое, но не бесконечное. Особенно при высокой влажности, концентрации свободных ионов в воздухе. В любом случае, между проводом и землей образуется градиент электрического потенциала. То есть электрический потенциал каждой точки между землей и проводом в зависимости удаления от земли и приближения к проводу увелчивается. Часть электричества через воздух утекает, но так как сопротивление сумасшедшее, ток утечки - пренебрежимо мал. Чувачок метр с кепкой своим тощим тельцем независимо от марки надетых резиновых калош соединяет 2 точки в пространстве и через него идет ток, соответствующий разности потенциалов между землей и головой (все увидели аналогию с шаговым напряжением?). Он незаметен, так как расстояние между точками - метр с кепкой. Тот же чувачок, сев на железный велик, соединил собой 2 точки на расстоянии метр+кепка+высота велика, эффект получился более заметным, учитывая, что сопротивление велика несколько больше, чем у мяса и доходит до самой задницы. Общий ток, протекающий между кепкой и великом зависит как от сопротивления того, что между ними, так и от сопротивления окружающей среды между кепкой и проводом.


Еще более интересные моменты получаются в случае замены велика на скажем, карбоновую удочку, метров 5-6 длиной. Бывает вплоть до пробоя воздушного слоя с соответствующей порчей орудия лова и Шопеном у ближайших родственников. Гуглим сами, мне че-то лень.


Физика, даже ее школьный курс проста и занимательна, любите ее.

раскрыть ветку 1
+1

Человек на велике не сильно выше человека без велика.

0
Тоже пару раз катал под ЛЭП. Первый раз думал может насекомое какое в жопу ужалило. Потом мне сказали касайся руками ручек тормоза - перестало "жалить"
0

Есть во владивостоке на маяке лэп 130 м, залезали на неё на самый верх, страшновато было,  но никакого похожего эффекта не было

раскрыть ветку 2
+2

это вы за провод хвататься не пробовали, а сама вышка заземлена

раскрыть ветку 1
+2

Спасибо, в следующий раз обязательно попробую))

0

у нас от гэс идут несколько линий лэп 500. частенько там со знакомой катались на велах. меня чет не било. вел стальной был

0

https://www.google.com/search?q=лампа+дневного+света+под+лэп&client=ms-android-xiaomi&prmd=ivn&sxsrf=ACYBGNTq55NUzM8x1VjBoDoSJ1S-b25dEg:1568245102606&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjvsIui-MnkAhU6AxAIHTejCw4Q_AUoAXoECA4QAQ

0

Тоже такое было... Старый велосипед, руки на ручках руля, а большие пальцы косались руля без ручек... Било не кисло... И паническое чувство страха!

0
А сколько линия кВ? Под которой катался?
раскрыть ветку 6
-1

500 кВ всегда бьет

100 кВ легонько когда сильно провисает

раскрыть ветку 5
+2
110 у нас стандарт. И на ору 330 и выше по правилам весь транспорт на пневмоходу обязан иметь цепь креплением к раме до земли, как раз намагнит что бы заземлять. Под 500 кстати в туман и влажную погоду даже когда пешком идеш, ощузения что муравьи под одеждой кусают. Запятых отсыпте, у меня мало)
раскрыть ветку 4
-1

У нас как то не работающие фары на крыше внедорожника заработали когда под лэп проезжали.

-1

А вы с ЛЭП в детстве играли ? Я , правда, не рискнул, но смотрел на это. Нужна , допустим, сосновая шишка, плотная нить 100-120 см, вода. Нитка одним концом привязывается к шишке, всё мочится, берется один конец нитки, на другом весит шишка, встаёшь под ЛЭП, раскручиваешь нитку с шишкой, кидаешь в верх в сторону проводов и бежишь, тут главное успеть. Шишку таким способом, опарышу 10лет,  легко кинуть в верх на 15-20м. Не делайте так!)

раскрыть ветку 2
+1
опарышу 10лет
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1
Иллюстрация к комментарию
-1
Для ЛЛ... в чем проблема? А то что-то много букаф))
-2

Человек начинает чувствовать от единиц миллиампер. Смертельно опасно - от 100 мА. И кстати если быстро-быстро ехать вдоль ЛЭП еще бОльшие токи можно накопить.

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: