210

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор

Святой Франциск по прозвищу «Poverello» (бедняк), преисполненный любовью к святой «сестре бедности» собрал вокруг себя в 1209 году братьев- единомышленников и организовал орден. Однако, не в пример доминиканцам, сама организация и программа ордена были плохо продуманны.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Святой Франциск по прозвищу «Poverello»


В тоже время святой Доминик организовал весьма схожий орден. Однако, его основатель подошел к делу с христианской трезвостью, осознано и реалистично. С утра до ночи святой Доминик занимался проработкой рабочих инструкций, распределением обязанностей, установкой правил для своих братьев. Замечательная организация ордена доминиканцев, к моменту смерти его основателя, позволила ему взять на себя целый ряд важных полномочий на службе у папы, а в конце концов, возглавить самую высокую после святого престола службу. Сегодня она зовется святой конгрегацией, а в те мрачные времена-святой инквизицией.


В то время как Францисканцы являли миру анархистскую картину беспорядка, сыновья святого Доминика, благодаря хорошей организации, брали на себя все более ответственные задания.


Окончательный раздор в ордене Францисканце вызвало трактование Евангелия от Луки: «во время оного Иисус сказал ученикам: «Ничего не берите в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра».

Трактование этой фразы полностью завладело умами францисканцев. Как надо это понимать? Буквально, или символически, в смысле некой духовной установки, когда, кажется, сам Господь, согласно Евангелию от Матвея, дал понять, сказав, не «блаженны нищие», а «блаженны нищие духом».


Каждый из братьев в Ассизи знал ответ на этот вопрос, и считал себя самым бедным бедняком. Единства в ордене по этому вопросу не было, так как его основатель отплыл в Египет, дабы обратить в веру тамошнего султана. Когда червь раздора проник в орден францисканцев, и крики яростного спора достигли берегов Нила, святой Франциск вернулся домой, но попытки реформировать свою общину по примеру доминиканцев не увенчались успехом, а два новых распорядка 1219-го и 1223 года только возбудили новые распри. К моменту смерти Святого Франциска в 1226 году его братство распалось на 2 непримиримых лагеря.


На одной стороне были реалисты, предпочитающие быть бедными по духу, но не материально. Возглавляемая братом Элиасом это была «прогрессивная» партия. В противоположном углу, во главе с братом Цезариусом из Шпейера стояли фундаменталисты с весьма примечательным тезисом: если монах не беден материально, то значит он богат (сложно для понимания, францисканцы топили за бедность, а богатый, как известно, не бедный). «Преподобные отцы святой инквизиции», доминиканцы, только молча наблюдали за этим бардаком и покачивали головой.


По началу верх одерживали реалисты. Братом Элиасом, из туго набитого кошелька, была оплачена прекрасная базилика в Ассизи. Однако потом под руководством брата Иоанна из Пармы восторжествовали фундаменталисты, ведь в качестве оружия они имели более страшное чем деньги-нравственное негодование.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Умели раньше респектовать. Прекрасная базилика святого Франциска в Ассизи.


Шли десятилетия, продолжался спор, и обе фракции стали уже забывать в чем суть дела.


Спорили обо всем: является ли работа выражением бедности, могут ли францисканцы владеть виноградниками и принимать завещанное наследство. Но в начале XIV века спор достиг своего дна.


«Свет мой зеркальце, скажи, кто бедней в нашей стране?»


Святой Франциск не хотел для своего ордена вообще никакой рясы. Ему была по душе обычная одежда бедняков Тосканы – длинная коричневая рубаха, которая даже не ряса. Но его ученикам удалось стилизовать рубаху под рясу, когда они по образу бенедиктинцев оснастили ее остроконечным капюшоном и удлинили до щиколотки. Однако, даже такая мелочь как орденское одеяние, которое с таким трудом было утверждено, вызвало новые споры. Каким же образом можно увидеть кто из братьев всех беднее?

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Фундаменталисты утверждали, что бедность монаха узнается по тому, что он носит более короткую рясу. Эта новая церковная мода была опасна. Сразу возник вопрос: укороченная ряса должна была остановится на икрах или на коленях? Маленькое, но радикальное меньшинство францисканцев – фрацицеллы, что бы перекозырять в бедности других монахов, объявили себя сторонниками мини.


Они укоротили монашескую рясу до задницы!


Тут уже не стерпели доминиканцы. В качестве первого предупреждения для всех модников из ордена святого Франциска они подвергли сожжению на костре святой инквизиции 114 францисканцев.

Среди братьев Франциска послышались голоса гнева. С каких это пор доминиканцы наводят порядок в ордене францисканцев?


И в 1316 году на генеральном капитуле ордена в Неаполе избран генералом ордена Михаила из Чезены, который решил навести порядок не прибегая к помощи извне. Рецепт порядка был прост: железной рукой, брат Михаил, установил макси-моду, и собственноручно послал в Марселе на костер последних четырех модников-фанатов мини.


Иисус и кошелек


Однако, желаемый порядок в ордене не восторжествовал. Новая волна споров возникла тут же, но уже по другому поводу.


Беренгариус из Перпиньяна. Будучи радикальным францисканцем, подстрекал верующих безумным утверждением, что Иисус и апостолы не имели никаких кошельков. «Теоретический спор о бедности» разгоревшийся в Провансе между доминиканцами и францисканцами был такой силы, что инквизитор Нарбонны, доминиканец Иоан из Бельны совершенно обоснованно и компетентно установил что Спаситель имел портмоне. Но францисканцы вторили что Иисус и апостолы не имели ни денег, ни имущества, и это должно быть dogma sanum et catholicum, то есть твердой католической догмой. Не успел догореть костер с самонадеянным Беренгариусом из Перпиньяна, как на генеральном капитуле в 1322 году в Перудже, генерал ордена торжественно принял эту dogma sanum et catholicum для всего ордена францисканцев!

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

От такого поступка в игру был вынужден вступить сам папа. Посудите сами, кто-то за папу! пропагандировал какие то догмы!!!


Несмотря на то что папа Иоанн XXII находился в Авиньоне, ослабленный изгнанием, он смог организовать теологическую экспертизу теологу доминиканцев, магистру Хервеусу. В ней было убедительно доказано что Иисус Христос не только обладал кошельком, но даже участвовал в торговле недвижимостью. В Евангелие от Марка написано, что Иисус, хоть и проживал в Назарете, появился в Капернауме «в своем доме». Домовладелец Иисус? Теперь становится ясно, почему Иисус так часто был в пути. Как всякий домовладелец, он должен был сам следить за порядком своих жилищ.

Опираясь на эти доказательства, папа Иоанн XXII принял 12 ноября 1323 года непогрешимое решение: «Тот, кто упрямо утверждает что Иисус Христоси апостолы не имели денег и имущества, стоит вне закона и подлежит проклятию».

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Папа Иоанн XXI


Целых пять лет генерал ордена Михаил из Чезеры отказывался признавать свое заблуждение. Даже будучи у подножия папского престола 9 апреля 1328 года он не продемонстрировал никакого раскаяния. Ему даже хватило наглости обвинить папу прямо в лицо в том, что он прикарманил 25 миллионов золотых дукатов! Согласно протоколу, святой отец не смог сдержаться и проклял францисканца. «Heu te temerarium, Insanum, haereticum»… «Ты бесстыжий лгун и еретик», «Eheu te serpentem in sinu Ecclesie nutritum» … «Ты змея на груди Церкви».


Концом истории стало то что Михаил из Чезеры все глубже погружался в ересь и был вынужден бежать, спасая свою макси-рясу от факелов доминиканцев. Кривые дорожки завели его сначала в Рим, потом к кайзеру, у которого он прятался от гнева папы. Будучи в Мюнхене, ослепленный честолюбием апостол бедности, дал вовлечь себя в гнусные денежные аферы и сгинул с концами.


Друзья мои, запомним же dogma sanum et catholicum, которую для нас провозгласили преподобные доминиканцы-отцы святой инквизиции: имущество и собственность-это нечто достойное восхищения, а наличие денег в кошельке – Божье благословение.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Доминиканцы


Автор: Сергей Симак

Личный тег автора в ВК — #Симак@catx2

Читайте также:
Сладкая жизнь католических «божьих слуг»
Католическая церковь и шоколад

Найдены возможные дубликаты

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0

"...возглавить самую высокую после святого престола службу. Сегодня она зовется святой конгрегацией, а в те мрачные времена-святой инквизицией".

Почему сразу мрачные? Например, для инквизиции это были светлые, чудные времена, самый расцвет.)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: