«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор

Святой Франциск по прозвищу «Poverello» (бедняк), преисполненный любовью к святой «сестре бедности» собрал вокруг себя в 1209 году братьев- единомышленников и организовал орден. Однако, не в пример доминиканцам, сама организация и программа ордена были плохо продуманны.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Средневековье, Мода, Модный приговор

Святой Франциск по прозвищу «Poverello»


В тоже время святой Доминик организовал весьма схожий орден. Однако, его основатель подошел к делу с христианской трезвостью, осознано и реалистично. С утра до ночи святой Доминик занимался проработкой рабочих инструкций, распределением обязанностей, установкой правил для своих братьев. Замечательная организация ордена доминиканцев, к моменту смерти его основателя, позволила ему взять на себя целый ряд важных полномочий на службе у папы, а в конце концов, возглавить самую высокую после святого престола службу. Сегодня она зовется святой конгрегацией, а в те мрачные времена-святой инквизицией.


В то время как Францисканцы являли миру анархистскую картину беспорядка, сыновья святого Доминика, благодаря хорошей организации, брали на себя все более ответственные задания.


Окончательный раздор в ордене Францисканце вызвало трактование Евангелия от Луки: «во время оного Иисус сказал ученикам: «Ничего не берите в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра».

Трактование этой фразы полностью завладело умами францисканцев. Как надо это понимать? Буквально, или символически, в смысле некой духовной установки, когда, кажется, сам Господь, согласно Евангелию от Матвея, дал понять, сказав, не «блаженны нищие», а «блаженны нищие духом».


Каждый из братьев в Ассизи знал ответ на этот вопрос, и считал себя самым бедным бедняком. Единства в ордене по этому вопросу не было, так как его основатель отплыл в Египет, дабы обратить в веру тамошнего султана. Когда червь раздора проник в орден францисканцев, и крики яростного спора достигли берегов Нила, святой Франциск вернулся домой, но попытки реформировать свою общину по примеру доминиканцев не увенчались успехом, а два новых распорядка 1219-го и 1223 года только возбудили новые распри. К моменту смерти Святого Франциска в 1226 году его братство распалось на 2 непримиримых лагеря.


На одной стороне были реалисты, предпочитающие быть бедными по духу, но не материально. Возглавляемая братом Элиасом это была «прогрессивная» партия. В противоположном углу, во главе с братом Цезариусом из Шпейера стояли фундаменталисты с весьма примечательным тезисом: если монах не беден материально, то значит он богат (сложно для понимания, францисканцы топили за бедность, а богатый, как известно, не бедный). «Преподобные отцы святой инквизиции», доминиканцы, только молча наблюдали за этим бардаком и покачивали головой.


По началу верх одерживали реалисты. Братом Элиасом, из туго набитого кошелька, была оплачена прекрасная базилика в Ассизи. Однако потом под руководством брата Иоанна из Пармы восторжествовали фундаменталисты, ведь в качестве оружия они имели более страшное чем деньги-нравственное негодование.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Средневековье, Мода, Модный приговор

Умели раньше респектовать. Прекрасная базилика святого Франциска в Ассизи.


Шли десятилетия, продолжался спор, и обе фракции стали уже забывать в чем суть дела.


Спорили обо всем: является ли работа выражением бедности, могут ли францисканцы владеть виноградниками и принимать завещанное наследство. Но в начале XIV века спор достиг своего дна.


«Свет мой зеркальце, скажи, кто бедней в нашей стране?»


Святой Франциск не хотел для своего ордена вообще никакой рясы. Ему была по душе обычная одежда бедняков Тосканы – длинная коричневая рубаха, которая даже не ряса. Но его ученикам удалось стилизовать рубаху под рясу, когда они по образу бенедиктинцев оснастили ее остроконечным капюшоном и удлинили до щиколотки. Однако, даже такая мелочь как орденское одеяние, которое с таким трудом было утверждено, вызвало новые споры. Каким же образом можно увидеть кто из братьев всех беднее?

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Средневековье, Мода, Модный приговор

Фундаменталисты утверждали, что бедность монаха узнается по тому, что он носит более короткую рясу. Эта новая церковная мода была опасна. Сразу возник вопрос: укороченная ряса должна была остановится на икрах или на коленях? Маленькое, но радикальное меньшинство францисканцев – фрацицеллы, что бы перекозырять в бедности других монахов, объявили себя сторонниками мини.


Они укоротили монашескую рясу до задницы!


Тут уже не стерпели доминиканцы. В качестве первого предупреждения для всех модников из ордена святого Франциска они подвергли сожжению на костре святой инквизиции 114 францисканцев.

Среди братьев Франциска послышались голоса гнева. С каких это пор доминиканцы наводят порядок в ордене францисканцев?


И в 1316 году на генеральном капитуле ордена в Неаполе избран генералом ордена Михаила из Чезены, который решил навести порядок не прибегая к помощи извне. Рецепт порядка был прост: железной рукой, брат Михаил, установил макси-моду, и собственноручно послал в Марселе на костер последних четырех модников-фанатов мини.


Иисус и кошелек


Однако, желаемый порядок в ордене не восторжествовал. Новая волна споров возникла тут же, но уже по другому поводу.


Беренгариус из Перпиньяна. Будучи радикальным францисканцем, подстрекал верующих безумным утверждением, что Иисус и апостолы не имели никаких кошельков. «Теоретический спор о бедности» разгоревшийся в Провансе между доминиканцами и францисканцами был такой силы, что инквизитор Нарбонны, доминиканец Иоан из Бельны совершенно обоснованно и компетентно установил что Спаситель имел портмоне. Но францисканцы вторили что Иисус и апостолы не имели ни денег, ни имущества, и это должно быть dogma sanum et catholicum, то есть твердой католической догмой. Не успел догореть костер с самонадеянным Беренгариусом из Перпиньяна, как на генеральном капитуле в 1322 году в Перудже, генерал ордена торжественно принял эту dogma sanum et catholicum для всего ордена францисканцев!

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Средневековье, Мода, Модный приговор

От такого поступка в игру был вынужден вступить сам папа. Посудите сами, кто-то за папу! пропагандировал какие то догмы!!!


Несмотря на то что папа Иоанн XXII находился в Авиньоне, ослабленный изгнанием, он смог организовать теологическую экспертизу теологу доминиканцев, магистру Хервеусу. В ней было убедительно доказано что Иисус Христос не только обладал кошельком, но даже участвовал в торговле недвижимостью. В Евангелие от Марка написано, что Иисус, хоть и проживал в Назарете, появился в Капернауме «в своем доме». Домовладелец Иисус? Теперь становится ясно, почему Иисус так часто был в пути. Как всякий домовладелец, он должен был сам следить за порядком своих жилищ.

Опираясь на эти доказательства, папа Иоанн XXII принял 12 ноября 1323 года непогрешимое решение: «Тот, кто упрямо утверждает что Иисус Христоси апостолы не имели денег и имущества, стоит вне закона и подлежит проклятию».

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Средневековье, Мода, Модный приговор

Папа Иоанн XXI


Целых пять лет генерал ордена Михаил из Чезеры отказывался признавать свое заблуждение. Даже будучи у подножия папского престола 9 апреля 1328 года он не продемонстрировал никакого раскаяния. Ему даже хватило наглости обвинить папу прямо в лицо в том, что он прикарманил 25 миллионов золотых дукатов! Согласно протоколу, святой отец не смог сдержаться и проклял францисканца. «Heu te temerarium, Insanum, haereticum»… «Ты бесстыжий лгун и еретик», «Eheu te serpentem in sinu Ecclesie nutritum» … «Ты змея на груди Церкви».


Концом истории стало то что Михаил из Чезеры все глубже погружался в ересь и был вынужден бежать, спасая свою макси-рясу от факелов доминиканцев. Кривые дорожки завели его сначала в Рим, потом к кайзеру, у которого он прятался от гнева папы. Будучи в Мюнхене, ослепленный честолюбием апостол бедности, дал вовлечь себя в гнусные денежные аферы и сгинул с концами.


Друзья мои, запомним же dogma sanum et catholicum, которую для нас провозгласили преподобные доминиканцы-отцы святой инквизиции: имущество и собственность-это нечто достойное восхищения, а наличие денег в кошельке – Божье благословение.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Средневековье, Мода, Модный приговор

Доминиканцы


Автор: Сергей Симак

Личный тег автора в ВК — #Симак@catx2

Читайте также:
Сладкая жизнь католических «божьих слуг»
Католическая церковь и шоколад

Лига историков

13.5K пост50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
21
Автор поста оценил этот комментарий

"доминиканец Иоан из Бельны совершенно обоснованно и компетентно установил что Спаситель имел портмоне"


Да че уж там мелочиться, Иисус был счастливым обладателем барсетки из кожзама, крутил четки, ключи от тонированного зубила, имел хату на Троещине, и носил малайзийский Абибас...

раскрыть ветку (15)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Братуха-творцуха

Иллюстрация к комментарию
7
Автор поста оценил этот комментарий

Транспорт у него точно был. Он ведь в Иерусалим не пешком вошел, а на ослике въехал. Кожзам тогда был не в моде, поэтому кошелек у него был из натуральной говядины. И с хатой у него порядок был.

Иисус добился всего сам, а ты продолжай свой унылый йумор. :)

раскрыть ветку (13)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Иисус был мастером эпатажа, поэтому не искал легких путей, чтобы вызывать хайп у обывателей)

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий
Аха сам, да ты знаешь кто его батя, мажор он
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Это батя его - мажор. А Иисус нормальным пацаном был.

1
Автор поста оценил этот комментарий

А как же: «У меня и осла то нет, игемон?»

раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не канонично.

И потом: понятно, что в тюрячку его бы с ослом не посадили. А может быть, это кого-то из его пацанов осел был. По доверке рулил.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Пергамент с доверкой есть? В студию!

раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ты реально какой-то непонятливый.


1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

Осла отжали у лохов по дороге. А потом по доверке, как еще-то? Не дарственную же они там оформляли.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
И когда эта фигня с ослами всех соседей достала его распяли?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Типа того. Он ведь не только ослов у лохов отбирал. Банкиров местных тоже щемил, кто не платил, торгашей всяких... Вообще его по-другому звать должны были, но батя его уперся.

родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Да ты любое Евангелие открой и сам прочитай. Там много всякого интересного.

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Понял, получается «у меня и осла то нет, игемон» — чисто гнилой отмаз?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно. Куму лапшу на уши вешал.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Иешуа — АУЕшник!? Неожиданно..

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну сам-то подумай! Он арестантом был? Был. На вышак пошел. Понятия знал? Знал. Сейчас весь мир по этим понятиям живет.

Что не так?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку