248

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу.

Археологи находят свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Но то, что они увидели на севере Перу в окрестностях древней столицы народа чиму Чан-Чана, повергло в шок даже бывалых исследователей: останки 269 детей со следами резаных ран на грудине и ребрах. Кто и зачем совершил это страшное убийство?


Пятница накануне Пасхи в деревушке Уанчакито на северном побережье Перу. 500 лет назад здесь было ритуальное кладбище, уже давно превратившееся в заваленный мусором пустырь.


Распластавшись по обе стороны могилы, два студента-археолога, облаченные в хирургические костюмы и маски, принимаются расчищать ее совочками.


Через некоторое время показывается детский череп, увенчанный копной черных волос. Сменив совки на кисточки, молодые люди осторожно смахивают рыхлый песок с нижней части черепа и плечевых костей, торчащих из-под грубого хлопчатобумажного савана, и их взорам открываются останки крохотной ламы, лежащие вдоль детского скелета.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Палач чиму восседает в ожидании юной жертвы — воображение художника воссоздало сцену массового жертвоприношения в Уанчакито. Археологи не обнаружили никаких свидетельств того, что дети были связаны, но возможно, их напоили чичей — кукурузным пивом, — чтобы они оставались вялыми и податливыми во время жестокого ритуала.

Автор Самсон Гётце, Моника Серрано, NGM Staff&


Габриэль Прието, археолог из Национального университета Трухильо, осматривает могилу и кивает. «Е95», – объявляет он, словно делая ход в бесконечных шахматах. Прието ведет подсчет жертв: эта находка – уже 95-я с 2011 года, когда он начал исследовать массовое захоронение. В общей сложности в двух расположенных по соседству захоронениях будут обнаружены останки 269 детей от 5 до 14 лет и троих взрослых. Все они погибли более 500 лет назад в ходе тщательно продуманных жертвоприношений – возможно, таких ритуалов ни до, ни после не знала мировая история.


Ученые теряются в догадках: что за отчаянные обстоятельства могли сподвигнуть людей на столь чудовищное действо?


Археологи и раньше находили свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Количество жертв могло исчисляться сотнями – по-видимому, зачастую это были военнопленные, или павшие в ритуальных схватках, или слуги, преданные смерти после гибели вождя либо при возведении храма. До открытия Уанчакито местом самых масштабных детских жертвоприношений в Северной и Южной Америке – а быть может, и на всей планете – был главный храм в столице ацтеков Теночтитлане (современный Мехико), где в XV веке было убито 42 ребенка.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Головной убор из перьев сине-желтого ара украшает череп длинноволосого ребенка, принесенного в жертву. По мнению ученых, головной убор может указывать на знатное происхождение убитого.

Фото: Ребекка Хейл, NGM Staff


Поначалу Прието думал, что это просто забытое кладбище. Но, раскопав останки нескольких детей, завернутых в саваны, и получив их радиоуглеродные датировки – 1400–1450 годы, – археолог понял, что наткнулся на масштабное и страшное захоронение.


Прието заметил, что могилы нехарактерны для культуры чиму: дети были погребены в необычных позах – лежа на спине или скорченными на боку, а не в сидячем положении, как было принято среди чиму. К тому же вместо украшений, керамики и прочего погребального инвентаря.И наконец, было еще одно странное обстоятельство: останки многих детей и лам сохранили явные следы резаных ран на грудине и ребрах.


Чтобы разгадать эти загадки, Прието призвал на помощь Джона Верано, антрополога и судебного эксперта из Университета имени Тулейна в Новом Орлеане.


Осмотрев останки из Уанчакито, Верано подтвердил, что дети и животные были намеренно умерщвлены одним и тем же способом – поперечным рассечением грудины, за которым, вероятно, следовало извлечение сердца. Больше всего его поразило сходство в расположении ран, а также отсутствие на костях следов неуверенных надрезов – своего рода «пробы ножа». «Это ритуальное убийство, и очень продуманное», – вынес он вердикт.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Недалеко от Уайлильяса в северных высокогорьях Перу 14-летняя Данила прижимает к груди детеныша альпаки. Как показало исследование, в жертву богам чиму были принесены дети такого же возраста или помладше родом из разных уголков империи, в том числе из горных районов.

Фото: Роберт Кларк


Но воскресить события в Уанчакито не так-то просто, главным образом потому, что о культуре чиму ученым известно совсем мало. А ведь те могли быть властелинами могучей империи, о которой мало кто слышал. Ее след в истории теряется меж двух цивилизаций, куда лучше сохранившихся в памяти потомков. Первая – культура моче, чьи удивительные настенные росписи запечатлели кровавое жертвоприношение военнопленных.


Вторая – инки, сокрушившие чиму около 1470 года, когда до покорения их собственной империи испанскими завоевателями оставалось немногим более 60 лет.


Чиму не оставили письменных памятников: наши скудные знания о них основываются на археологических находках да на испанских хрониках.


Свет на тайну Уанчикито проливает... затвердевший ил, в котором были захоронены жертвы. Мощные наслоения ила указывают на затяжные проливные дожди. «На засушливое побережье Северного Перу такие ливни обычно приносит только Эль-Ниньо», – объясняет Прието.


Население Чан-Чана кормилось благодаря отлаженным оросительным системам и прибрежному рыболовству, но повышение температуры морской воды и проливные дожди, обусловленные этим климатическим феноменом, могли пошатнуть и политические, и экономические устои империи чиму. Возможно, жрецы и вожди решили совершить массовое жертвоприношение в отчаянной попытке умолить богов остановить потоп и бескормицу.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Джейн Эва Бакстер – антрополог из Университета имени де Поля в Чикаго, исследующая историю детей и детства, поддерживает гипотезу о том, что в глазах чиму дети могли быть одним из самых ценных даров, которые можно было преподнести богам. «Но это значит пожертвовать своим будущим, – размышляет она. – Вся энергия и силы, которые ушли на продолжение рода и сохранение общества, – все это гибнет вместе с ребенком, отданным на заклание».


Возможно, жертвоприношение отражает новую систему представлений доколумбовых народов севера Перу о том, как снискать благосклонность высших сил. Как отмечает Хаген Клаус, антрополог из Университета имени Джорджа Мейсона в Виргинии, детские жертвоприношения стали в регионе обычным делом после падения моче в IX веке. Сами моче принесли в жертву множество военнопленных в своем храме Луны – от сердца империи чиму в Чан-Чане его отделяли всего несколько километров (правда, и несколько веков).


Быть может, умиротворение духов и прекращение дождя и не терпело отлагательств, но тем не менее массовое жертвоприношение было тщательно продумано. Молодые ламы – еще один ценный ресурс, – возможно, были отобраны именно для этого события из государственного стада.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Медный нож, найденный в Пампа-ла-Крус, — уникальное изделие: он снабжен трещоткой, издававшей звук, когда лезвие рассекало грудь жертвы.

Фото: Роберт Кларк


Как проходил отбор детей, которых ожидала столь страшная участь, остается загадкой: в Уанчакито были убиты мальчики и девочки, о которых хорошо заботились: останки практически не несут признаков недоедания или болезней. Судя по результатам изотопного анализа зубов, это были уроженцы разных уголков обширной империи чиму. Неестественно удлиненная форма некоторых черепов свидетельствует о намеренных манипуляциях с головами в младенчестве, практиковавшихся лишь в отдаленных горных районах.


Рисунок следов, сохранившихся на затвердевшем иле, свидетельствует о том, что к месту жертвоприношений двигалась торжественная процессия. Отпечатки маленьких босых ступней, а также копыт четвероногих животных, которых тащили против воли, позволили Прието и Верано предположить, что жертв вели к могилам, где и убивали.


Возможно, эта жуткая миссия легла на плечи двух взрослых женщин, которых затем убили ударами по голове и закопали в северной части кладбища. Поблизости были обнаружены и останки взрослого мужчины, лежащего на спине под грудой камней. Его необычайно крепкое телосложение навело археологов на мысль, что это мог быть сам палач.


Помогла ли драгоценная жертва остановить проливные дожди? Бог весть, но это мрачное событие позволяет нам представить последние, отчаянные годы умирающей империи.


Текст: Кристин Роми

Статья опубликована в журнале National Geographic (№187, апрель 2019).

http://www.nat-geo.ru/history/1267420-velikaya-zhertva-stras...

(с.) National Geographic

Дубликаты не найдены

Отредактировал nastradamik 85 дней назад
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
+12
Может быть, проливные дожди были не только "спасительной влагой", но и смертью, когда не было возможности что-то вырастить? Поэтому детей не только принесли в жертву, но и, как они могли думать, спасли от голодной смерти. Мол, лучше не страшная смерть, а самопожертвование во имя народа и бога (богов?)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: