10

Величайшие живописи

«Художник — лжец, но искусство — правда.»

Андре Моруа


Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» (1486)

Подгоняемая богом ветра Зефиром, которого обнимает его супруга, богиня природы Флора, обнаженная Венера плывет к берегу в створке раковины. Ветер наполнен цветами. В позе богини любви, в том, как она опирается на одну ногу, видно влияние классической греческой скульптуры. Раковина в античности символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность. В христианской трактовке она стала означать чистоту и непорочность.

Произведения Сандро Боттичелли вообще находятся на стыке Средневековья и Возрождения.

Рафаэль Санти. «Сикстинская Мадонна» (1514)

Самая известная картина Рафаэля, самая узнаваемая его работа по всем мире. Она была заказана художнику в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары: На полотне изображены Мадонна с младенцем. Рядом с ними — папа Сикст II и святая Варвара. Богоматерь спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. В этом образе Рафаэлю удалось соединить два мира. Если на средневековых изображениях все божественное всегда было нематериально, то в эпоху Возрождения образы святых становятся более человечными. Даже небеса кажутся настолько плотными, что по ним может пройти земная женщина с ребенком на руках. В ее взгляде угадывается тревога за судьбу сына. Любопытно, что папа снял перед Мадонной свою тиару, хотя во время литургий, то есть перед Богом, он всегда в ней.

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» (1519)

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

Тициан Вечеллио. «Даная» (1554)

В основе сюжета полотна Тициана – миф о Данае, красотой которой пленился Зевс и проник к ней в спальню в виде золотого дождя. В результате на свет появился Персей. Всего были написаны пять Данай, которые хранятся в музеях по всему миру.Художник был венецианцем, а школа живописи этого города сильно отличалась от того, что делали итальянцы в то время. В частности, в Венеции было особенное отношение к свету. Тициана многие даже называют предтечей импрессионизма. Даная на его полотне – это венецианский образ античной дамы, которая находится в состоянии эротического томления. Она похожа на простую женщину со своими земными желаниями. До Тициана художники не осмеливались так изображать чувственность.

Диего Веласкес. «Менины» или «Семья Филиппа IV» (1656)

Самое значительное и известное полотно знаменитого испанского мастера придворного портрета. И единственная картина Веласкеса, на которой Филипп IV и его супруга Марианна изображены вместе. Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. В центре картины – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита со своей свитой, которая выглядит старше и умнее своих лет. Перед Веласкесом стояла сложная задача: он был придворным художником и обязан был возвышать королевских особ. Однако при этом он стремился сделать портреты максимально похожими, передать черты характера и сохранить индивидуальность.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына» (1669)

Картина «Возвращение блудного сына» проникнута внутренней трагедией. Причем самого сына мы не видим, а только лицо его отца. Лишения, которые пришлось пережить сыну, выражены через его истрепанные одежды и стоптанную обувь. Любопытно, что Рембрандт старается избежать конфликта: если в притче говорится о гневе послушного сына, то в сюжете полотна гармония ничем не нарушена.Рембрандт стал первым мастером среди художников XVII века, который выразил внутреннее движение человеческой души. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.

Теодор Жерико. «Плот «Медузы» (1819)

На полотне изображено историческое событие, которое случилось в июле 1816 года у берегов Сенегала. Там потерпел крушение фрегат «Медуза». Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. Почти 150 человек посадили на плот, который изначально хотели привязать к лодкам, но поднялся шторм. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам, и обрезали их. Несчастные остались дрейфовать в открытом море. На плоту началась борьба за скудный провиант и самое безопасное место в центре у мачты. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. И когда история дошла до берегов Франции, то общество было потрясено дикостью произошедшего.

Ван Гог. «Звездная ночь» (1889)

По поводу этой картины Ван Гог писал брату Тео: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды». В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику. Если внимательно понаблюдать за полотном, может создаться ощущение, что изображение движется. Ван Гон добивался этой иллюзии самыми разными способами: он мог выдавливать краску прямо на холст, писать пальцем или обратной стороной кисти. Благодаря большому количеству слоев появляется ощущение, что мазки передают не только цвет, но и структуру звездного неба.

Ван Гог говорил: «Я использую цвет произвольно, чтобы наиболее полно выразить себя». Это невероятно красивое и романтичное произведение написано за год до самоубийства художника.