Найдены возможные дубликаты

Отредактировал DoktorLobanov 13 дней назад
-1
Не добрался туда еще. Красиво. Для россиян - у нас еще есть под Минском деревня Строчица - музей народной архитектуры и быта, очень интересно. Есть еще тематический парк Дудутки. Там есть где и посмотреть и поесть- ресторация со старобелорусскими кушаньями, самогоном и тп.
раскрыть ветку 2
0
Дукорский маёнтак ещё
0
Был в дудутках. Самогон, который закусываешь солёным огурцом с медом - огонь.
Похожие посты
37

Обучение астропейзажам (продолжение)

Продолжение. Начало здесь

Обучение астропейзажам (продолжение) Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 9. Цветы в лунную ночь. 2 сек, f/1.4, iso 4000. Обработка в RawTherapee: баланс белого, кривые, резкость. В малой глубине резко изображаемого пространства есть свое преимущество – главный объект приобретает объем. Если бы на камере стоял объектив на 50 мм, при таком расстоянии от линзы резким было бы всего несколько миллиметров в глубину, но фокусное расстояние 24 мм меняет картину. На заднем плане виден Орел



Время шло, я пережидал пасмурные ночи, а в безоблачные постепенно осваивал новые локации. Дошел и до местных достопримечательностей, скалистых берегов местной речки. Днем эти скалы не снимает только ленивый, но вот ночных фото я еще ни у кого не видел. Так что однажды я оказался на речном берегу при первых звездах.


…В общем, не получилось. Звезды в ту съемку только-только появились, так что на них опираться было нельзя, а сам скалистый берег при таком освещении меня не заинтересовал. Нужно в следующий раз попробовать делать кадры потемнее, одновременно подсвечивая скалы и деревья мощным источником света (мой нынешний налобный фонарь слишком слаб для этого). Тогда и звезды будут более внятными, а не просто бледными точками на голубом небе, и речной берег останется прорисованным, не пропадет в темноте.

Обучение астропейзажам (продолжение) Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 10. Сумеречные скалы. 15 сек, f/8, iso 1250. Перевод из raw в jpeg без обработки. Кадрирование вертикального кадра. Этот снимок лежал в архиве, и только при подготовке этих материалов я обнаружил на нем забавный эффект, обеспеченный длинной выдержкой. Раскачиваемые ветром кроны деревьев размылись, скала сохранила резкость, а вместе это дало имитацию малой ГРИП. Попробуйте рассмотреть верхушку скалы при увеличении, и эффект станет заметен. «Малая» ГРИП при объектах такого размера и при таком удалении от точки съемки (до скалы метров 50–60) более всего напоминает фотографии столетней давности, полученные на фотопластинки большого формата. И речь именно об имитации – реальная ГРИП для узкого формата на таких объектах малой быть не может



Зато в тот раз после неудачи с сумеречными скалами мне предстояло дойти до города, а это три километра в полной темноте по лесу по-над берегом, а также вверх и вниз по склонам, по мокрой траве и лужам. Тут я как раз и убедился, что красный свет фонаря действительно помогает. Изначально кажется, что свет слишком тусклый, но его хватает, чтобы спокойно передвигаться даже в лесу по узким тропинкам. Главное его преимущество – можно одновременно освещать землю под ногами, чтобы видеть, куда ступаешь, и осматривать ночным зрением округу, не будучи ослепленным.


Была также съемка на прудах, оставшихся после работы золотодобытчиков на местных ручьях. Пруды на закате хороши, но в более позднее время, когда на небе уже яркие звезды, лес на берегу слишком темный. Нужна подсветка, как и со скалами. Зато при возвращении домой с этих прудов удалось сделать несколько почти случайных кадров с Ковшами, Драконом и дорогой. Подсветить разметку на трассе мощности фонаря хватило.

Обучение астропейзажам (продолжение) Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 11. Большой Ковш и хвост Дракона. 2 сек, f/1.4, iso 1250. Перевод в FastStone из raw в jpeg без обработки. Конвертеры по умолчанию, уже при открытии, изменяют файл raw, как минимум, влияя на кривые (так что на самом деле на этом фото есть работа с кривыми, просто в автоматическом режиме). И делают это по-разному. Поэтому многие советуют в настройках конвертера убирать эту предобработку и привыкать к «настоящему» raw – довольно блеклому, если честно. Я считаю, что FastStone (как и другие мои проявщики) в своей предобработке неплох, а с «настоящими» raw-файлами, без предварительной автоматической обработки, работаю только в RawTherapee

.

.

Обучение астропейзажам (продолжение) Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 12. Дорога и Большой Ковш. 2 сек, f/1.4, iso 1250. Обработка в RawTherapee: кривые, ореолы звезд. Иногда задумываешься, на что же сместить акцент в кадре – на звезды или на землю? Или на линию между землей и небом? Оставить на снимке Большой Ковш, как здесь, или включить в него еще Феркад с Кохабом (две яркие звезды Малой Медведицы), а также хвост Дракона, как на фото 11? Мне больше нравится этот. Но не будь разметка дороги подсвечена налобным фонарем, нижняя часть снимка вышла бы слишком тяжелой. Заметна разная насыщенность и светлота неба на фото 11 и 12 (следствие автоматической и ручной работы с кривыми). Думаю, для большинства людей такая разница не будет критичной



Отпуск закончился. Я убедился, что могу снимать астропейзажи. Наделал кучу ошибок, но получил и понимание, в чем они и как их исправить. Что-то осталось непонятным, но это не страшно. Я доволен результатами.


Выводы на этом этапе:

•  Для меня качество астропейзажей определяется собственно пейзажем, звезды зачастую вторичны. Поэтому место фотосъемки нужно выбирать в первую очередь.

•  Но одновременно ночь позволяет снимать там, где днем может показаться слишком неприглядно или скучно. А также звезды заполняют пространство кадра, которое в ином случае (в светлое время суток) было бы слишком пустым.

•  Резкость важна. Очень. Над этим нужно работать. Нужно тщательнее фокусироваться, не спешить, проверять по звездам и другим объектам в кадре.

•  Баланс белого также очень важен – небо может быть синим только от недавнего заката или скорого восхода, городской и промышленной засветки или Луны. Проверять можно по красным и оранжевым звездам – если они ушли в синеву, это точно ошибка. Хорошо, что баланс правится при постобработке.

•  Луна не помеха, если есть что-то интересное, кроме звезд. Говорят, особенно хорош свет Луны у горизонта (по аналогии с утренним и вечерним Солнцем), но для проверки этого нужно провести съемки в разных условиях и сравнить лично.

•  Но если подсветки совсем нет, ни постоянной, ни от фотографа, то к пейзажу предъявляются повышенные требования – и тут я снова возвращаюсь к первому пункту этих выводов.


И вот близится новый 2020 год. Снова Урал, теперь уже зимний.



Продолжение следует.

Показать полностью 3
34

Обучение астропейзажам

Вступление


В течение 2019 года мне удалось три раза побывать на Урале и поснимать там ночные пейзажи. Так как у кого-то подобного опыта может быть еще меньше, чем у меня, захотелось поделиться знаниями.


Говорить здесь я буду именно о пейзажной съемке в ночное время с обязательным включением в кадр звезд, то есть об астропейзажах. Обычные пейзажные и городские фото в сумерках и ночью уже другая тема, а в фотографии объектов солнечной системы, широких полей и далекого космоса опыта у меня нет совсем.


Не все из приведенных здесь фотографий мне сейчас нравятся. Но я все равно хочу показать их, так как они иллюстрируют процесс моего обучения. Все выводы, показанные ниже, я делал только для самого себя. Если кто-то захочет сказать, что я неправ, можно сделать по-другому и получить результат намного лучше – я не буду возражать. Тег «хочу критики» ставить не буду, так как критика и так разрешена. Из-за ограничений на максимальную длину всех фото в посте (30000 пикселей) весь материал будет разбит на несколько публикаций.


Все снимки были сделаны на Северном Урале на камеры Nikon D600 (фото 1) и D850 (остальные фото) и объектив Samyang 24 мм f/1.4.


Каждое фото сделано одним кадром. Разрешение снижено до 2048 точек по ширине максимум, с одновременным повышением резкости. Так как превью (шириной 700 точек) создаются автоматом, для них резкость низкая, увы. Если была дополнительная обработка, она указана в описании к снимку.



Весна. Часть первая, в которой автор безуспешно ищет кнопку «шедевр», не находит и почти впадает в отчаяние


Ночные пейзажи, в том числе и со звездами в качестве главных объектов, я снимал и раньше. Но было это 4–6 лет назад, съемки были почти единичными, я не накапливал свой опыт и не знакомился с чужим. Да и результаты не особо меня впечатляли. С тех пор сохранилось несколько снимков, которые мне в свое время даже чуть-чуть нравились, но сейчас у них осталась лишь одна функция – на память.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 1. Пример первых попыток астрофото, август 2013. Неопознанные звезды. Пейзаж подсвечен Луной. 10 сек, f/5.6, iso 1600. Перевод из raw в jpeg без обработки


Поэтому для меня астропейзажи по-настоящему начались в мае 2019 года. Как раз приобрел D850 и загорелся идеей сделать хорошо то, что раньше выходило плохо, получить кадры, которые будет не стыдно показать другим. Отпуск мой проходил на Северном Урале. Городской и промышленной засветки тут не очень много, воздух чистый, поэтому условия для звездных фото благоприятные.


Мельком взглянул, что пишут о такой съемке умные люди:

•  Камера – особых требований нет.

•  Объектив с высокой светосилой, диафрагму открывать максимально.

•  Автофокус не нужен.

•  Кадры сохраняются в raw для облегчения дальнейшей обработки.

•  Чувствительность в районе 4000–6000.

•  Экспопрограмма ручная.

•  Выдержка по «правилу 500» («максимальная выдержка, сек = 500 / фокусное расстояние, мм»), если не нужно получить треки звезд.

•  Спуск с задержкой (автоспуск) или от пульта.

•  Устойчивый штатив.

•  Минимальное световое загрязнение (засветка).

•  Видоискатель при длительных выдержках желательно прикрывать, чтобы через него не было засветки.


Итак, у меня была подходящая техника и желание сделать что-то новое и замечательное. Я вырос в этих местах, вдоволь насмотрелся на звезды и Млечный Путь – ну что могло пойти не так?


Местность – почти сплошной лес. Больших открытых пространств здесь нет, голых горных вершин тоже. Я не выбирал заранее место, поэтому вышел из дома и просто поднялся по дороге (коридор в лесу шириной метров в 20) на ближайший холм. Поставил штатив, закрепил камеру. Подсвечивая себе фонариком телефона, сфокусировал объектив на бесконечность, навелся на небо через видоискатель и… не увидел ничего. Я понимал, что камера смотрит вверх, но это никак не помогало мне понять, что же будет на снимке. Пришлось визировать по пробным кадрам. Экспозамер выставил матричный, автоспуск через 2 секунды. Экспериментирую с максимально открытой диафрагмой и на ближайших значениях. Чувствительность ставлю в районе iso 4000–6000. Выдержку подгоняю под нормальную экспозицию, но слежу, чтобы она была не длиннее 20 секунд (500/24=20 сек). Выяснил, что мой ИК-пульт от D600 с новой камерой уже не работает. Но при автоспуске это вообще не критично – в момент подъема зеркала и срабатывания затвора я и так не касаюсь камеры.


Так и не нашел на небе Млечный Путь. Невооруженным глазом разницу в плотности скоплений звезд не увидел. Уже отснятые фото ясности не вносят. На каком-то сайте читал, что Млечный Путь можно отыскать, ориентируясь на его центр в созвездии Стрельца. Это бы мне помогло, знай я, где находится Стрелец. Увы, из всех созвездий я на тот момент знаю ровно три – двух Медведиц и Кассиопею. Большой Ковш становится главным объектом части снимков, остальные делаю почти что наугад. Успеваю сделать три-четыре десятка кадров, когда небо начинает светлеть и затягиваться тучами. Широта 60 градусов, ночи в мае уже не такие длинные.


В Москве тщательно отсеиваю все неудачные снимки. На большинстве фотографий видны лишь звезды да иногда нерезкие верхушки ближайших деревьев. Оказывается, звезды сами по себе не вызывают в душе никакого отклика – это ведь не кадры глубокого космоса с водородными туманностями и звездными скоплениями. Оставил лишь один снимок, который нельзя назвать хорошим, но он самый лучший с этой съемки.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 2. Лучшее, что я смог сделать в мае 2019. Большой Ковш. 1.6 сек, f/1.4, iso 3200. Перевод из raw в jpeg без обработки. Заметно сильное виньетирование


Первый опыт разочаровывающий.


Следующий раз на Урале я буду в сентябре. В Москве тренироваться снимать звездное небо даже мысли нет. В эти месяцы перечитываю статьи об астрофото. Они подтверждают вышеперечисленные требования к экспопараметрам и технике, но на деле у меня ничего хорошего не получилось. Что я делал не так?


Выводы на этом этапе:

•  Место фотосъемки нужно выбирать тщательнее, голое небо с верхушками деревьев мне не интересно. С этим разберусь уже на месте.

•  Нужно изучать звезды, чтобы знать, что именно снимаешь. В конце концов, где найти Млечный Путь. На смартфон устанавливаю приложение Star Walk 2.

•  Нужна подсветка, чтобы не бродить по темноте. Покупаю налобный фонарь с дополнительным красным светом, который не слепит глаза.


Скорее бы проверить все на практике.


Конец августа 2019. Камера, объектив, штатив, сумка, самолет, поезд – Северный Урал. Вторая попытка.



Осень. Часть вторая, в которой у автора что-то начинает получаться


Первым делом нахожу удачную локацию. 45 лет назад это был луг на склоне холма, 30 лет назад – поселок строителей-монтажников, сейчас же это череда молодого леса и полянок разного размера. Среди них ретрансляционная вышка. 350 метров от дома. Фонари уличного освещения подсвечивают верхушки деревьев. С трех сторон воздух над лесом может быть чуть подсвечен фонарями города, с четвертой возможна подсветка закатом.


В первый же ночной выход вижу над собой огромную россыпь звезд. Четко выделяется Млечный Путь – через все небо. Есть легкие облака, но они совсем не мешают.


Выяснилось, что iso 3200 прекрасно подходит для звезд и поднимать до 4000–6000 необязательно. На максимальной диафрагме тоже можно не снимать, света достаточно и при f/2.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 3. Плеяды и Млечный Путь. 4 сек, f/2, iso 3200. Перевод из raw в jpeg без обработки. По сравнению с прежними кадрами разница в качестве была ощутима. После минимальной обработки (резкость, шумы, ореолы звезд) понял, что это неудачное фото и откатил все назад, оставив файл в raw.  Заваленную вертикаль еще можно было исправить, но дальше все равно был бы тупик


Что я думал раньше, когда видел приметное созвездие? «Ух ты, какая штуковина висит!» Что я думал теперь? «Сейчас запущу Star Walk 2 и узнаю, что это». Да, я слышал про Плеяды, но только сейчас я смог уверенно сказать, что вот то пятнышко в небе – это именно Плеяды.


Так как сенсор камеры видит намного больше звезд, чем невооруженный глаз, из мешанины звезд на фото с помощью приложений, подобных Star Walk 2, можно вычленить те созвездия, о которых и не слышал. Так рядом с ковшами Медведиц появляется Цефей, а между Цефеем и Медведицами Дракон. У звезд появляются имена: Дубхе, Кохаб, Эльтанин, Киносура. Левее Дракона – Лира с одной из самых ярких звезд северного полушария Вегой. Еще левее Млечный Путь и Орел со второй яркой звездой, Альтаиром. Чуть выше Орла Дельфин. А если провести прямую от Альтаира до Веги и повернуть под прямым углом влево, вдоль Млечного Пути, то упираешься в Лебедя и третью яркую звезду – Денеб. Спустя малое время ориентироваться в звездах можно уже без подсказок приложения.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 4.1 Большая и Малая Медведица, Дракон, Цефей. 3 сек, f/2, iso 3200. Перевод из raw в jpeg без обработки. Деревья и облака подсвечены уличными фонарями

.

.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 4.2 Большая и Малая Медведица, Дракон, Цефей. 3 сек, f/2, iso 3200. То же фото, что и 4.1, но с обработкой в RawTherapee: исправлен баланс белого, кривые, подавлены яркостный и цветовой шумы (не до конца – остатки видны на облаках), импульсный шум и ореолы звезд, повышена резкость и локальный контраст, снижена интенсивность в синем канале. Если сделать фото темнее (при съемке или при обработке), россыпь звезд разделится на созвездия, но тренированный взгляд справляется и так

.

.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 5. Цефей, Дракон, Лира, Лебедь и Млечный Путь. 3 сек, f/2, iso 3200. Снято там же и тогда же, что и фото 4. Обработка в RawTherapee: аналогично фото 4. Резкость деревьев на фото 4 и 5 не очень высока, но, на мой взгляд, это не портит фото


Луна считается негативным фактором для астрофото – из-за неизбежной засветки от нее неба. Это я прочитал в умных статьях уже в октябре, когда вернулся в Москву. А тогда, в сентябре, я этого не знал и одним вечером (точнее, уже ночью) оказался в другом интересном месте буквально в 300 метрах от дома, на границе открытого склада труб большого диаметра. Звучит не очень, но в темноте это просто небольшой травянистый пустырь и кусты с деревьями по краю. Был двенадцатый час, убывающая Луна только взошла на востоке. Так как я вновь смотрел лишь на Млечный Путь в районе Орла и Лиры (на юго-западе), она мне совсем не мешала.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 6. Млечный Путь, Денеб вверху (Лебедь), Вега справа (Лира) и Альтаир внизу слева (Орел). 20 сек, f/8, iso 4000. Перевод из raw в jpeg без обработки. Прикрытая до f/8 диафрагма скорее эксперимент (вполне допустимый при Луне), чем необходимость. Высокая чувствительность и длинная выдержка позволили хорошо проработать детали на земле и размазать облака. Звезды здесь не такие яркие, но их все равно достаточно много. Для подобных лунных пейзажей их роль больше в подчеркивании времени суток. Цветовая температура 6130 К дает приятные для меня цвета, хотя кому-то все покажется излишне желтым. Из-за Луны я мог бы увести оттенок в синюю область, и это тоже смотрелось бы естественным – из-за Рэлеевского рассеяния света. Но я так и не решился как-то обрабатывать этот кадр (мне не понравилась труба за кустами), оставил его в raw, поэтому все параметры здесь – как при съемке


Сделав несколько снимков неба, я в какой-то момент посмотрел вниз… и решительно укоротил штатив, разместив камеру невысоко над землей. Внизу были цветы и теперь они оказались на фоне неба. Сочетание яркой Луны и длительной экспозиции позволили заснять цветы во всех деталях, но при этом со звездами на заднем плане. Луна осложняет съемку звезд, это верно, но позволяет сделать акцент на других объектах, что тоже нужно учитывать. Можно по желанию добиться эффекта почти дневного освещения или сумеречного – и при этом сохранить звезды.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 7. Цветы в лунную ночь. 10 сек, f/5.6, iso 4000. Снято там же и тогда же, что и фото 6. Обработка в RawTherapee: баланс белого, кривые, резкость. Раз есть яркая Луна, ночью воздух будет в той или иной степени синим, как это происходит днем – можно смело показывать это при обработке. Фокусировался в режиме Live View. С одной стороны, из-за малого расстояния от объектива до ближайших цветков и большого расстояния между самими цветками диафрагму нужно зажать, чтобы поместить хотя бы часть их в зону резкости. С другой стороны, мне нужно было сократить выдержку, чтобы не зависеть от ветра (все-таки здесь крупный план, а не общий, как на фото 6), но при этом я не хотел задирать чувствительность. Поэтому для компенсации выдержки увеличил диафрагму до f/5.6. (смотря сейчас на ГРИП, понимаю, что нужно было сделать кадр и на f/8). Эти 10 секунд казались долгими. Даже незаметный ветерок вынуждал очень внимательно следить за движением растений и делать дубли. Я оставил побольше пространства над цветами, но теперь мне кажется, что чуть больше земли внизу не помешало бы

.

.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 8.1 Цветы в лунную ночь. 10 сек, f/4.5, iso 4000. Перевод из raw в jpeg без обработки. По сравнению с фото 7 я увеличил при съемке экспозицию и только дома обнаружил хорошо освещенную землю. В поле на мониторе камеры она казалась мне темнее. Не страшно, но знай я это тогда, мог бы выбрать меньшую выдержку и не так сильно зависеть от ветра. Из-за фокусировки на цветах звезды расплылись в довольно большие пятна – вверху по центру виднеются белый Альтаир и справа от него оранжевый Таразед

.

.

Обучение астропейзажам Звездное небо, Звёзды, Астрофото, Небо, Млечный путь, Пейзаж, Цветы, Северный Урал, Длиннопост

Фото 8.2 Цветы в лунную ночь. 10 сек, f/4.5, iso 4000. То же фото, что и 8.1, но с обработкой в RawTherapee: баланс белого, кривые, резкость. Я затемнил кадр при обработке и усилил синеву


Я всегда был доволен своим трехсекционным алюминиевым штативом с трехосевой головой, но при съемке с нижней точки обнаружилось неудобство при размещении камеры. Пришлось повозиться, чтобы камера оказалась у самой земли. Да, у штатива можно зафиксировать горизонтально и ноги, и центральную штангу, можно даже центральную штангу развернуть и снимать вниз головой, но это такая морока. В тот момент я очень хотел иметь маленький настольный штатив. Правда, нет гарантий, что такой штатив выдержал бы полтора килограмма веса камеры с объективом. Поэтому маленькая тренога может оказаться очень полезной (если камера легкая), но ее отсутствие не критично.


К этому моменту уже сложилась стабильная техника. Съемка при опущенной шторке видоискателя, визирование по только что отснятым кадрам, фокусировка на бесконечность или гиперфокальное расстояние по шкале ГРИП объектива (у меня есть в телефоне приложение DOF Easy для расчета ГРИП, но мне неудобно пользоваться им в поле), в особых случаях – в режиме Live View. Экспозамер матричный, задержка затвора 2 секунды. Ручная настройка и коррекция параметров съемки – по монитору сзади. На камере есть верхняя панель управления с подсветкой, но монитор удобнее – он больше и ярче, отклоняем вверх или вниз, шкала экспозиции и ее коррекции там крупнее. Для выравнивания камеры на штативе и голове есть свои уровни, но ни разу ими не пользовался – привык делать это на глазок с последующей доводкой по искусственному горизонту на том же мониторе камеры.


Следующее относится не к ночной съемке, а к съемке на штативах вообще – опытные фотографы не советуют снимать при максимально выдвинутой центральной штанге, так как это увеличивает возможность ненужного раскачивания камеры. Но я люблю хотя бы иногда поднимать камеру выше, чтобы получать кадры с привычной точки обзора, а без выдвинутой штанги высота основания камеры в моем случае будет всего 132 см. Так что я осознанно нарушаю эту рекомендацию, но особо слежу, чтобы опора оставалась неподвижной.


Баланс белого я привык ставить автоматический. В большинстве случаев камера хорошо справляется, а если и будет ошибка, на компьютере ее легко исправить.


В моей сумке всегда есть груша, спрей для чистки оптики и микрофибра. В ночной съемке это все может потребоваться. Кажется, что воздух чистый, но стоит включить фонарик, как видишь, что все вокруг тебя в пыли. Еще после пары часов спокойной работы вдруг в какой-то момент легко обнаружить, что объектив покрылся росой. Причем, это почти незаметно в начале процесса и лишь спустя время замечаешь «софт-эффект» на снимках. Обогревателя для объективов у меня нет, так что хорошая и крупная салфетка из микрофибры в самый раз. Еще должен добавить, что на объективе у меня постоянно установлен защитный УФ-фильтр. Кто-то против фильтров (из-за снижения прозрачности оптической системы), но я к нему привык. Нужно будет в будущем проверить, а вдруг он на самом деле ухудшает картинку.



Продолжение следует.

Показать полностью 10
104

Мартовская ночь и пояс Ориона

Смотрите на облака и звезды почаще.

Мартовская ночь и пояс Ориона Фотография, Ночь, Пейзаж, Небо

После однообразной серой зимы, когда во всей центральной России солнечный луч встречали как манну небесную, весеннее небо просто поражает воображение богатством красок. И днём, и ночью есть чем полюбоваться.

Снято в пригороде Рязани на Никон 3300 с Никон 40мм микро, панорама из 9 кадров. Ни на что не претендую, я просто увлеченный любитель

185

Корабли викингов

Корабли викингов Викинги, Драккар, Корабль, История, Мореплавание, Видео, Длиннопост

Викинги вошли в историю как бесстрашные воины, пираты, торговцы, но в первую очередь – как отважные мореплаватели. И своей славой они во многом обязаны кораблям. Остроносые драккары под полосатыми парусами, со щитами на бортах стали символом целой эпохи.

Корабли викингов Викинги, Драккар, Корабль, История, Мореплавание, Видео, Длиннопост

Изображение корабля викингов на гобелене из Байе, XI в. н.э.

Корабли викингов Викинги, Драккар, Корабль, История, Мореплавание, Видео, Длиннопост

Современный драккар «Харальд Прекрасноволосый» в море

Сложно переоценить значение кораблей для викингов. Для жителей Исландии, Гренландии, Фарерских и Оркнейских островов корабль был не менее важным имуществом, чем земля. На нём можно было отправиться на рыбалку и на охоту за тюленями, на нём же – везти в Европу товары, чтобы выгодно обменять их на зерно, вино и железо. Ну и, разумеется, можно было собрать ватагу отчаянных ребят, чтобы пойти в набег к берегам Англии или Франции.


В Эпоху викингов существовали так называемые «морские конунги», знатные люди, у которых не было ни земли, ни домов, а только корабли, что не мешало им занимать важное место в обществе и командовать порой целыми отрядами, равными дружинам баронов и графов в Европе. Для конунгов Норвегии, Дании и Швеции количество кораблей, которые они могли собрать на войну, как правило, имело большее значение, чем количество людей в армии. А по законам Норвегии, во время сбора ополчения отдельные городки и области выставляли не просто отряды, а именно боевые корабли.


Большое значение кораблей для викингов отражено в культуре и быту. Длинные дома жителей Скандинавии своей формой напоминали перевёрнутые корабли. А в поэзии викингов насчитывается больше двадцати кённингов (поэтических названий) кораблей. Вот лишь некоторые из них: «конь волны», «зверь пучины», «олень моря» «скакун тропы чайки». [1]


Но что же такого особенного было в кораблях викингов, что позволило им получить славу лучших мореходов того времени?


Конструкция


Целый ряд конструктивных особенностей давал им возможность выдерживать плавание в открытом океане. В первую очередь, это гибкий корпус. Доски крепились к шпангоуту посредством «канатов». При этом корпус получался легким и гибким, но прочным. Он изгибался на волнах, иногда очень сильно, но оставался водонепроницаемым, и, главное, выдерживал даже огромные штормовые волны. Напротив, судно с жёстким корпусом, например, как у средиземноморских галер того времени, могло переломиться от собственной тяжести на большой океанской волне. Викинги же противопоставляли силе волн не силу, а гибкость.


Другой особенностью корпуса был киль из цельного ствола дерева. Он был более прочным и надежным, чем сбитый из нескольких досок. Правда, это ограничивало размер корабля: его невозможно было построить больше, чем длина самого длинного ствола подходящего дерева. [2]


Легкость корпуса обеспечивала низкую осадку, что было очень важно для плаваний по неисследованным землям. Там, где более тяжелые корабли неминуемо повредили бы корпус о рифы или сели на мель, легкие суда викингов безопасно проходили. А если бы такое судно село на мель, снять его было бы совсем несложно. Легкость кораблей позволяла викингам подниматься по рекам и даже перетаскивать суда по земле из одной реки в другую.


Виды кораблей


Так же, как среди самих викингов не было разделения на купцов и пиратов, так и их корабли изначально не делились на торговые и военные. Один и тот же человек на одном и том же корабле мог сначала пойти грабить берега Англии, а потом отправиться торговать в Новгород.


Однако к концу X века появляются два основных типа: Langskip – «длинный змей», также известный в наши дни как драккар, и Knörr [3].


Кнорр – большое транспортное судно. Это были грузовые суда средней длиной около 16 м. Они были более короткими, чем драккары, но и более прочными [4]. Корабли такого типа использовались торговцами и в качестве военных транспортов для перевозки людей. Экипаж кнорра составлял, по разным оценкам, от шести до десяти человек.


Скорее всего, именно на кноррах викинги плавали в Гренландию и Северную Америку, так как такие суда лучше выдерживали сильные волны открытого океана.


Langskip – основной и наиболее известный тип кораблей викингов. В наши дни такие корабли принято называть драккарами, потому что на носу корабля часто ставили изображение дракона.


Длина драккара составляла в среднем от 20 до 25 метров, однако в сагах упоминаются корабли длиной больше 30 метров. Ширина в самом широком месте была около пяти метров. Драккар мог идти как под парусом, так и на вёслах. Количество вёсел зависело от размеров корабля и могло колебаться от 16 до 30 пар на особо крупных кораблях. В среднем экипаж одного драккара составлял около сорока человек, однако на больших кораблях мог доходить до восьмидесяти.


Узкий, гибкий и длинный корпус драккара позволял ему развивать под парусом огромную для того времени скорость в 11-12 узлов. Для сравнения, скорость венецианских галер XII-XIV вв. не превышала 5 узлов, а скорость когга XIII—XV вв. даже в хороших условиях не превышала 7,5 узлов [5].


В Эпоху викингов никто не мог сравниться с ними на море.


Важно отметить, что легендарные большие корабли конунгов с экипажами под сотню человек, скорее всего, не совершали долгих плаваний, а были предназначены для плавания в прибрежных водах в хорошую погоду. А в дальние походы викинги ходили на кораблях, похожих на тот, который нашли в кургане Гокстада: длина – 23,3 м., ширина – 5,2 м., 16 пар вёсел. [6]

Корабли викингов Викинги, Драккар, Корабль, История, Мореплавание, Видео, Длиннопост

Драккар из Гокстада в наши дни можно увидеть в музее драккаров в Осло

Строились корабли в основном из дуба и ясеня, паруса делали из шерсти. Символом эпохи викингов стал корабль под полосатым красно-белым парусом, но паруса также могли быть и одного цвета и даже в клетку.


В наши дни


Большую роль в изучении кораблей викингов сыграли современные реплики, построенные в точном соответствии с историческими находками. Они сразу показали высокие мореходные качества кораблей, а также их преимущества.


В 2010-2012 гг. в Норвегии был построен крупнейший на данный момент драккар «Харальд Прекрасноволосый», получивший свое имя в честь древнего конунга Норвегии Харальда, первого объединителя Норвегии. В его создании принимал участие кораблестроитель Музея города Тромсё Гуннар Элдъярн, один из опытнейших мастеров, владеющих технологией строительства традиционных норвежских судов. Инициатором и куратором проекта стал норвежский предприниматель Сигурд Осе [7].


Видео о постройке драккара:

Драккар получился действительно достойным конунга! Его корпус сделан из дуба, мачта – из ели Дугласа, такелаж – из конопли, а парус – из шёлка. Грузоподъемность составляет 95,5 тонн, длина – 35 метров, ширина – 8 метров, осадка – 2,5 метра. Корабль оснащен 50 вёслами и парусом, площадью 300 квадратных метров, численность экипажа – 32 человека. Как и на былых кораблях викингов, на нём нет палубы, а значит, и помещения, где экипаж мог бы укрыться. Для отдыха предусмотрена только палатка для сна, рассчитанная на 16 человек[7].


В 2014 году драккар «Харальд Прекрасноволосый» совершил первое плавание из Норвегии в Англию и обратно. А в 2016 году был набран интернациональный экипаж из Великобритании, Испании, Канады, Норвегии, США, Франции, Эстонии и России, чтобы отправиться из Норвегии в Северную Америку, по пути посетив Фарерские острова, Исландию и Гренландию.


26 апреля 2016 года они отплыли из Норвегии, в начале мая «Харальд Прекрасноволосый» добрался до Фарерских островов. Затем останавливался в Исландии, Гренландии, острове Ньюфаундленд, где, предположительно, и высаживался Лейв Эрикссон (ок. 970-1020 гг.) примерно тысячу лет назад. От Квебека двигался по Великим озёрам, побывал в Торонто и в середине июля причалил в Детройте. Общая длина маршрута составила больше шести тысяч морских миль[8].


В море драккар «Харальд Прекрасноволосый» развивал скорость до 14 узлов, а также хорошо выдерживал сильные волны и ветер в Северной Атлантике.


Шторм в Северном море:

Источники:


1. «Младшая Эдда». – Л.: Издательство «Наука», 1970. Издание подготовили О. А. Смирницкая (переводчик) и М. И. Стеблин-Каменский (ответственный редактор).


2. «Эпоха викингов», глава «Корабли». – Питер Сойер. Издательство «Евразия», 2002.


3. «Викинги», глава «Корабли викингов» – Хез Йен. Издательство «Астрель», 2004.


4. http://na-yachte.ru/blog/100-korabli-vikingov.html (Дата обращения: 15.01.2020)


5. «100 великих кораблей» глава «Бременский когг» – Соломонов Б. В., Золотарев А. Н., Кузнецов Н. А. Издательство «Вече», 2012.


6. 100 великих кораблей» глава «Гокстадский корабль» – Соломонов Б. В., Золотарев А. Н., Кузнецов Н. А. Издательство «Вече», 2012.


7. https://polit.ru/article/2016/04/27/ps_drakkar/ (Дата обращения: 19.01.2020)


8. https://congregatio.livejournal.com/1839963.html (Дата обращения: 19.01.2020)


Текст: Андрей Гудков.


Редактор: Вера Круз.


Дизайн: Алина Петрухина.

Показать полностью 2 2
162

Греттир-короткий меч и проклятье великанов

Для М.


В эти холодные дни, когда в воздухе витает предчувствие праздников и пахнет мандаринками, самое время рассказывать теплые зимние истории. Окей, история Греттира, сын Асмунда.

Греттир-короткий меч и проклятье великанов История, Греттир, Сага, Викинги, Скандинавия, Исландия, Драккар, Длиннопост

Родился Асмундсович в конце 10-ого века в Исландии. С юных лет Греттир со всех сторон демонстрировал себя как яркая, неординарная личность. Со всеми ссорился, дрался и хулиганил. Скажут ему, например, пасти гусей, а он вместо этого гусей передушит. Не по понятиям это – такому достойному джигиту гусей пасти. Попросят овец накормить – а Греттир гуся душит. Скажет ему мама – не играй с теми хулиганами, плохому научат, а Греттир с ними поиграет, подерется в мясо, и опять давай гуся душить…


Если говорить серьезно. Асмунд сильно озаботился тем вопросом, что юному Греттиру всего-то 14-ая весна, а пользы от него в хозяйстве, как от бубонной чумы. Решил он отправить сына на общий сходняк – тинг. Пускай, дескать, Греттир послушает умных речей, может и сам наберется

Греттир-короткий меч и проклятье великанов История, Греттир, Сага, Викинги, Скандинавия, Исландия, Драккар, Длиннопост

По пути на тинг, однако, случился казус. Греттир потерял сумку с бутербродами на дорожку. В поисках котомки встретил паренька по имени Скегги. Скегги, вот так совпадение, тоже потерял сумку. Но, увы, это милое совпадение не положило начало долгой дружбе. Потому что сумку-то они нашли, но только одну. Ну и стали выяснять, чья она. Слово за слово, Скегги схватился правой рукой за секиру, и в тот же момент левой – за двери Нифльхейма. Вряд ли он и понять что-то успел, настолько Греттир был быстрый и сильный. Греттиру же ничего не оставалось, как теперь чесать в затылке и думать как от трупа избавиться.


Ничего умного он придумать не успел, потому что понаехали родственники Скегги и стали задавать всякие неуместные вопросы – а что здесь собственно произошло, и почему Скегги уже такой одеревеневший?


- Великаны, - искренне ответил Греттир, - великаны убили Скегги и никто не виноват, что поделать.

Греттир-короткий меч и проклятье великанов История, Греттир, Сага, Викинги, Скандинавия, Исландия, Драккар, Длиннопост

Родственники Скегги сразу почувствовали в этом заявлении что-то подозрительное. Где это видано, чтобы великаны средь бела дня нападали? Так что ехал наш Греттир на тинг умных людей послушать, а выслушал, что умные люди его осуждают на трехлетнее изгнание.


- Прекрасно съездили, просто замечательно, - сказал Асмунд.


Ничего не оставалось, как пристроить сынишку Греттира на корабль и пускай гребет на все четыре.


На прощание матушка Греттира тихонько вручила сынуле меч из-под полы. Любящее материнское сердце – оно такое. Возможно, именно наличие колюще-режущего привело к тому, что на корабле вместо того, чтобы грести, он сидел на лавочке и сочинял оскорбительные стишки. Наконец кто-то из гребцов попросил помочь на веслах и прекратить поносить всех грязными, но очень красивыми стихами. Это была недопустимая дерзость. Но Греттир был не только славный боец, но и добрый скальд. Он подумал немного и выдал первоклассную вису.


- Пошел на хер, хоть сдохни там, - ответил Греттир.

Греттир-короткий меч и проклятье великанов История, Греттир, Сага, Викинги, Скандинавия, Исландия, Драккар, Длиннопост

И все на драккаре согласились, что это было сказано хорошо. Не удивительно, что с таким экипажем корабль вскорости разбился о скалы. Но Греттир не утонул. Такой вот у него был характер. Прогуливаясь по пляжу он наткнулся на могильник. Греттир парень простой – видит могильник, раскапывает могильник. Против этого акта вандализма выступил лично оживший покойник, мирно спавший в этом самом могильнике. Но Греттир отправил его обратно в чертоги вечных. А голову покойного отрезал и привязал ему промеж ног. Ведь Греттир был известнейший на всю Скандинавию знаток по упокоению мертвых. Идет значит себе дальше Греттир весь обвешанный цацками и оружием, а на встречу ему скачет местный феодал Торфинн.


- Приветствую на наших славных землях, - говорит Торфинн, - вон там моя усадьба, море везде, а вон могильник моего отца.


- Оу, как нехорошо получилось, - подумал Греттир.


Но с Торфинном они сдружились. Начало суровой мужицкой дружбы зародилось, после того как Греттир в одиночку завалил целую банду берсерков в двенадцать рыл. Ведь Греттир был хитрый. Втерся к ним в доверие, как Шарапов к Джигарханяну, споил, а ночью не дрогнувшей рукой завалил двенадцать человек.

Греттир-короткий меч и проклятье великанов История, Греттир, Сага, Викинги, Скандинавия, Исландия, Драккар, Длиннопост

Следующие годы он провел курсируя между Скандинавией и Исландией. Везде убивал, ну чисто в порядке самообороны, совершал подвиги и тут же изгонялся из одной страны обратно в другую. Но у себя на родине он успел отличиться. В округе завелся оживший покойничек. Черный лицом великан.


- Наконец-то достойный противник, - сказал Греттир.


И битва вышла что надо. Греттир воспользовался рельефом местности и не давал великану развернуться, нанося удар за ударом. Но, увы, во время битвы случилось непоправимое. Греттир заглянул в глаза великана. Увидел – и пропал. Ну, не в смысле, что влюбился, а что получил проклятье на всю катушку. Великана-то он убил, по традиции подвесив его голову промеж ляжек покойного. Но с тех пор его жизнь пошла под откос. До этого-то нормально всё было.


Греттир решил отправиться обратно в Норвегию, на службу к конунгу Олаву. Тут-то проклятье и начало преследовать его. Корабль пристал к берегу, а на другой стороне пролива виднелся огонек в доме. Греттира опять взяли на слабо, он переплыл буйное ледяное море и пошел на ферму за огнем.


Дальше показания разнятся. По версии самого Греттира: он вошел на ферму, весь в клубах ледяного пара, размахивая голым гениталием. Был очень вежлив и учтив, попросил огонечку, со всеми тепло попрощался и ушел. Переплыл пролив обратно, принес товарищам огонь и все хвалили его храбрость. По версии исландского следствия, где-то в этом промежутке ферма сгорела, а все фермеры скончались от отравления свинцом под ребра.


- Ну вы знаете, - ответил Греттир, - эти великаны.


Но проклятье покойника не позволило поверить в единственно адекватную версию про великанов.


- А может, вы там мечами своими меряться начали?

Греттир-короткий меч и проклятье великанов История, Греттир, Сага, Викинги, Скандинавия, Исландия, Драккар, Длиннопост

Это было обидно. Как-то раз Греттир устал от очередного подвига и уснул, в чем мать родила. Мимо проходящие девушки начали смеяться на тему того, что у Греттира, кхм-кхм, как бы так сказать… Пипитунчик греттировский-то вовсе не цвайхандер, а вовсе даже перочинный ножичек. Греттир обиделся на такие сильные заявы и зачитал вису, что дескать не в размере меча дело, а в умении с ним управляться. После чего сразу показал фехтовальный мастер-класс. Мастер-класс присутствующих дам устроил, но в сагу на веки вечные вписали, что у Греттира короткая секира.


В общем, совсем ни в чем невиноватый Греттир обиделся на такое недоверие, убил всех, кто подвернулся под руку и ушел в бега. Спрятался он на острове, где жил отшельником. Переплывал милю ледяного залива, грабил всякое с ферм и тащил награбленное к себе в логово, где сидел на нем, как Смауг в Одинокой Горе. В какой-то момент охота на Греттира превратилась в исландский национальный вид спорта. Ведь по всей Исландии висели плакаты с лицом Греттира, типа «Разыскивается живым или мертвым». Естественно, Греттир всех убивал, но особо юных искателей приключений шлепал по розовым попкам и отпускал восвояси. Ничто человеческое не было ему чуждо.


И прожил он так девятнадцать лет (покуда его не убило магическое бревно) чем поставил мировой исландский рекорд продолжительности жизни в бегах.

Греттир-короткий меч и проклятье великанов История, Греттир, Сага, Викинги, Скандинавия, Исландия, Драккар, Длиннопост

Так выпьем же за то, чтобы в грядущем году минули нас все проклятья великанов, не встречались в пути колдунские бревна и всегда возвращались домой наши драконы моря.


Моё

Показать полностью 6
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: