15

Вампитеры, фома и гранфаллоны. Курт Воннегут.

Прочитала сборник Воннегута, который связан с романом "Колыбель для кошки". В романе персонажи исповедуют "боконизм" и в нем много интересных понятий, например:
Каррас - группа людей, члены которой часто даже не знакомы друг с другом, имеющая тем не менее определённую цель в Провидении, Божьем плане, судьбе, карме и т.п. А в "Темной Башне" это называется ка-тет.
Вампитер - некая условная событийная ось, к которой притягиваются члены одного карраса. В предисловии к сборнику автор даёт немного другое понятие - "... обозначает некий объект, вокруг которого могут вращаться жизни людей, иначе никоим образом друг с другом не связанных."
Гранфаллон (вот это самое интересное, на мой взгляд) - ложный карасс, кажущееся единство какой-то группы людей, бессмысленное по самой сути, с точки зрения Божьего промысла. И опять немного изменённое определение в сборнике "... это исполненное гордости, но совершенно бессмысленное объединение человеческих существ."
Фома - различные формы безобидной лжи, предназначенной для утешения слабых существ.
В сборнике автор не указывает к какому конкретно определению относятся тот или иной рассказ и читатель должен определяться сам. Надеюсь, в книге у меня все верно получилось.
В любом случае появилась отличная пища для размышлений и у всяких бессмыслиц появились определения.
Например, поговорки "Все что не делается - к лучшему" , "Первый блин — комом", "Бог терпел и нам велел", "Мал золотник – да дорог" похожи на фомы.
Примеры вампитеров очень много, но мне больше импонируют различные научные открытия, предшествии которых были достижения и исследования разных учёных, живших в разных странах и даже временных промежутках. В таком случае мы ещё и наблюдаем каррас. Например, история создания лампы накаливания. В Википедии указано вроде аж 14 человек, которые тем или иным образом приложились к ее созданию.
С гранфаллонами сложнее и интереснее. Воннегут относил к ним достаточно спорные объединения. На мой взгляд, сюда можно отнести точно всякие знаки зодиака, форумы, социальные сети и их подгруппы. Вот Пикабу это вроде типичный гранфаллон :) как думаете,что ещё можно сюда отнести, чтобы не обидеть большую часть аудитории?)

Дубликаты не найдены

Отредактировал Pandasama 1 год назад
+1

Читал Колыбель для кошки. Не знаю, что конкретно понравилось, но читал дважды

раскрыть ветку 2
0
У меня почти все антиутопии вызывают желание ещё раз прочитать и убедить себя в том, что это невозможно :) а в Колыбели затрагиваются многие социальные и психологические аспекты современного общества.
раскрыть ветку 1
0

Я инглиша не знаю, читал в переводе, но ирония отлично чувствовалась, постоянно Амброз Бирс на ум приходил, не знаю почему, но эта книга не с серьзной рожей написана)) Вот Бойня номер пять не зашла, хотя предисловие к ней очень понравилось.

+1
> Пикабу это вроде типичный гранфаллон

Не тянет.

Это не сверхидея, а просто медиа-пространство. Само по себе оно не может быть ни вампитером, ни гранфаллоном.
Хотя некоторые и воспринимают его, как реальное сообщество.

Но мы можем отойти подальше, и посмотреть под другим углом.
И тогда Пикабу в целом - ложная общность, гранфаллон; внутри которого есть определённые сообщества, действительно объединённые одной идеей, та же Книжная Лига, к примеру.

раскрыть ветку 1
0
Да, тут ещё интересный момент гордости за то, что человек состоит в этом сообществе, хотя в большинстве случаев, это абсолютно беспричинная гордость. Автор даёт два определения и под них подходит почти любая группа людей, интересный термин, в большинстве случаев его воспринимают негативно, я себе всю голову сломала выдумывая примеры, хотя кажется все просто. Один из признаков гранфаллона в том, что его основная роль в удовлетворении потребности людей в общении, поэтому отнесла сюда социальные сети.
0

.......а стрела ?...потом...........Харуки Мураками более последователен...впрочем как и Жюль Верн...всегда хочется продолжения.)))

0
Из всего написанного автором, с удовольствием прочитал только Матерь Тьма. На мой взгляд, его единственная стоящая книга.От корки до корки.
раскрыть ветку 2
+1

Тоже читал "Мать тьму" и ещё "Бойню номер 5". По мне так вторая работа тоже не плохая.

0
Она у меня тоже в очереди лежит) после Механического пианино скупила все его книги
Похожие посты
40

Стивен Кинг. «Бессонница»

Хочу поделиться с вами очередным отзывом  одной из участниц нашей группы совместных чтений на книгу С. Кинга.


Приятного чтения!

Стивен Кинг. «Бессонница» Рецензия, Отзыв, Стивен Кинг, Длиннопост, Книги, Читаемвместе

Главным героем романа является старик Ральф Робертс, у которого, после смерти жены начинаются проблемы со сном - с каждой ночью минут, проведённых в царстве Морфея, становится всё меньше и меньше. Народные средства (такие как: съесть медовых сот перед сном, послушать классическую музыку и прочее, вплоть до нескольких бокалов виски), которыми с ним с радостью делятся его знакомые, не имеют никакого эффекта, и стрелки часов отмеряют всё меньший срок сна.


Затем на почве затянувшейся бессонницы у Ральфа начинаются своего рода галлюцинации - он начинает видеть ауры людей, заглянув в которые он может много узнать о человеке (например, об официантке в забегаловке он узнал, что у неё проблемы с печенью и что в 1988 году та родила ребёнка), но, к сожалению, видением аур всё не ограничивается - он также видит трёх «маленьких лысых врачей» в халатах, которые забирают людские жизни.


Затем выясняется, что вся неразбериха, взвалившаяся на плечи героя, подчинена одной единственной цели некого ужасного кукловода одного из этих врачей Кровавого Короля - убить одного единственного маленького мальчика, являющегося важной частью Предназначения. Что может значить жизнь одного человека для мира? В романе дан ответ на этот вопрос: «Раз в поколение рождается человек – мужчина или женщина, не важно, – который будет влиять не только на жизни тех, кто его окружает, и даже не только тех, кто живет в мире краткосрочников одновременно с ним, но и на многие уровни выше и ниже мира краткосрочников. Такие люди – всегда великие люди, и они всегда служат Предназначению. Если их заберут слишком рано, то все изменится. Необходимо соблюдать равновесие. Ты можешь себе представить, что было бы, если бы Гитлер в детстве захлебнулся в ванночке? На первый взгляд может показаться, что мир был бы лучше, но на самом деле, если бы такое произошло, этого мира просто не существовало бы. Предположим, что Черчилль умер от отравления еще до того, как стал премьер-министром. Предположим, что Цезарь родился мертвым, задушенный собственной пуповиной… А человек, которого нам надо спасти, куда важнее всех тех, кого я перечислил» (В какой-то мере хочется верить, что все мы в нашем суровом мире влияем на что-то). И, задача Ральфа состоит в том, чтобы не дать погибнуть этому мальчику.


До этой книги не была знакома с творчеством Стивена Кинга, и всегда считала его просто автором ужасов, роман же дал мне понять, что что-то с моим пониманием этого жанра не то. Я не ожидала, что в книге так гармонично переплетутся мистика в купе с ужасом с реальными жизненными вещами: тема этичности абортов, насилия в семье, неизбежной старости и принятия смерти близких.


В книге часто встречаются стихотворения американских авторов и строчки песни Jefferson Airplane - White Rabbit («One pill makes you larger, And one pill makes you small», помните песенку из «Алисы»?), и, знаете, именно она крутилась в моей голове с того времени, как у Ральфа начались проблемы со сном, затем, на музыку наложилась яркая и пугающая сцена из «Дамбо», когда у малыша начались галлюцинации, - на тёмном маршируют разноцветные слоны с пугающей музыкой в оригинале, именно такое странное впечатление произвёл на меня роман, когда закрутилась вся эта кутерьма с аурами.


После прочтения долго не могла сформулировать своё впечатление о прочитанном, поскольку ничего подобного я раньше не читала. Несмотря на то, что читать про пожилых людей тяжело морально (ведь все мы не молодеем, не правда ли?), как же как воспринять многоуровневый склад мира романа с его короткосрочниками, долгосрочниками, Предопределениями и Случайностями, прочтение книги шло у меня легко; сюжет, персонажи, мир мне очень понравились, однозначно, одна из лучших книг (для меня, конечно), из мною прочитанных. И, пожалуй, это будет не последняя прочтённая мною книга этого автора.


------------------------------------------------------


Хотите читать с нами, то переходите сюда https://vk.com/public177688638, будем рады всем!

Показать полностью
301

Механический хэппи-лэнд (2019). Р. Брэдбери

Механический хэппи-лэнд (2019). Р. Брэдбери Рэй Брэдбери, Рецензия, Книги, Обзор книг, Длиннопост, ЛучшеДома

Очередной пост про любимого писателя. По горячим следам, так сказать, так как вчера закончила читать сборник "Механический хэппи-лэнд".

Понравилось далеко не все, но сборник ценен тем, что в нем напечатаны рассказы, ранее не переводившиеся на русский язык, многие из них публиковались еще в разных журналах под псевдонимами.

Очень понравилось предисловие переводчика. Я всегда читаю предисловия после основного текста, чтобы не сбивать собственный настрой и не воспринимать произведение под чужим мнением. Собственно, понравилось из-за интересных историй, о которых уважаемый А. Оганян (переводчик😉) рассказывает. Я, например, не знала, что на показе "Войны и мира" в Голливуде Сергей Бондарчук встретил Рэя Брэдбери, и вся совеиская делегация во главе с режиссёром кинулась обнимать писателя. От этой встречи Р. Брэдбери долго отходил. А потом сказал:

Быть не может, чтобы русские так сильно меня любили, но факт остается фактом.

Пишу о рассказах, которые мне очень понравились и о тех, которые совсем не понравились.


1. Дилемма Холлербохена

Небольшой рассказ о человеке, пытающемся избежать своей судьбы. И немного о путешествиях во времени.


2. Маятник

Мне кажется, это своеобразный привет Эдгару По. Однако в этот раз не повезло изобретателю машины времени, который что-то там напутал, уничтожил великих ученых современности и был в наказание заперт в собственной машине.


3. Жара – куда ни шло, а вот вла...

Я не опечаталась, рассказ действительно с таким названием. О штампах в языке. Понравилась идея, жаль что рассказ короткий, она практически не получила развития.


4. И любоваться фонтанчиками

Брэдбери мастер названий, конечно. Я думала, что рассказ будет о каких-то красивых местах, тут все довольно кровожадно. Рассказ классный, но не воспринимайте его как руководство к действию, пожалуйста 😅 Дело вот в чем: два ученых-соперника пытаются перещеголять друг друга в изобретательстве, снова машина времени и прочие прелести. Но оказывается, есть вещи страшнее убийцы из будущего.


5. Творец чудовищ

Космический корабль терпит крушение где-то на пустынном астероиде или что-то в этом роде. Никого нет, но один из ГГ считает, что все подстроено неким Гюнтером, которого необходимо поймать. Кислорода осталось на 60 минут, рядом напарник с манией фотографирования, а тут еще надвигаются какие-то космические чудовища.

Рассказ понравился, я люблю размышления Брэдбери на подобные темы: иногда мы сами выдумываем себе проблемы и верим в них. Вглядывайтесь внимательно в реальность, она может быстро стать фантазией!


6. Механический хэппи-лэнд

Не рассказ, скорее эссе о прогрессе и его пользе для человечества. Брэдбери оптимистичен: роботы принесут пользу людям, если применить их во благо, например, он предлагает с их помощью "воскрешать" исторические события: проживать в реальном времени высадку Колумба на берега Америки, разговоры Платона, трагедию Хиросимы.

От меня: по-моему, мы к этому приблизились. Только где гарантия, что все, что нам покажут – это правда, а не переписанная история.


7. Ахмед и машины забвения. Притча

Не дочитала, прямо перелистывала. Много символики, скрытых смыслов, которые я так и не уловила. По-моему, перемудрил, либо я не доросла еще ментально до такого.

Текст о мечтах, о том, как важно следовать своим устремлениям, не давать похоронить свои лучшие идеи. Но форма подачи тяжелая. Хотя отдельные куски написаны очень интересно.

Ты должен прыгать с утесов и мастерить себе крылья, пока падаешь наземь!

8. Чума

Рассказ о том, как марсианин умирает в своей постели от смертельной болезни. Какого-то особенного развития сюжета нет, морали тоже, как мне кажется. Просто всеобщее бедствие. Просто все умирают.

В свете последних событий особенно печально и неприятно читать.


9. Экспресс "Нефертити – Тутанхамон"

Когда-нибудь жгли в топках паровозов мумии вместо угля? Убегали потом от разгневанных духов египтян?

Вот оно как иногда бывает. Основано на реальных событиях (я про топку, не про духов, если что). Изначально Р. Брэдбери собирался сделать их этого сценарий к фильму, но так дело и не пошло. А какой блокбастер мог бы получиться.


10. Ракетное лето

Новые изобретения, освоение космоса – это прекрасно. Но не случиться ли так, что прогресс без этических норм приведет человечество к гибели? Ракета и межпланетные войны – как они связаны?


Всем спасибо за интерес.

Хорошего дня или вечера:)

Механический хэппи-лэнд (2019). Р. Брэдбери Рэй Брэдбери, Рецензия, Книги, Обзор книг, Длиннопост, ЛучшеДома
Показать полностью 1
182

Советую прочесть  Марке-Уве Клинга «Страна Качества»

Сатирическая антиутопия.

Это мир, в котором господствуют технологии, новости персонализированны, люди сортируются по уровням, и их рейтинг может повышаться или понижаться, алгоритмы безошибочны. В Стране Качества впервые  на должность президента баллотируется андроид; его противник - богатая суперзвезда. Главный герой Петер Безработный ( фамилии там получают по роду деятельности отца) неудачник, который работает утилизатором машин ( уничтожает дефектные роботы), его социальный рейтинг 10, но потом становится 9, а те у кого меньше 10 причисляются к "бесполезным", что влияет на все аспекты жизни.В один день самый популярный онлайн-магазин присылает ему розовый вибратор в форме дельфина, но он ему не нужен, хоть компания и утверждает,что рекомендации не ошибаются, он всё равно не принимает это и пытается поговорить с главой компании.

Книга перемещается между несколькими персонажами и рекламой, фальшивыми новостями и комментариями пользователей. Эти дополнения вносят существенный вклад в весёлость книги.
Советую прочесть  Марке-Уве Клинга «Страна Качества» Книги, Обзор книг, Советую прочесть, Рецензия

Эта книга высмеивает многие аспекты нашей нынешней культуры. Политика, религия, развлечения, защита прав потребителей и наша растущая зависимость от технологий. Наша вера в технологии.Сюжет показывает, что может случиться через несколько лет, если  продолжим позволять корпорациям собирать наши данные и создавать алгоритмы, которые предсказывают и контролируют всё, и если мы продолжим жить в наших медиа-пузырях, где мы только видим и слышим только те точки зрения с которым уже согласны.

Канал HBO объявил о планах выпустить сериал по мотивам «Страны качества» еще до того, как книга вышла на английском.

48

Джеффри Томас "Панктаун"

Джеффри Томас "Панктаун" Рецензия, Книги, Панк-Рок, Антиутопия, Джеффри Томас, Длиннопост

Ты создаешь себя, чтобы себя уничтожить.

Пакстон, или, как ещё его называют, Панктаун, – город, где нашли своё пристанище существа самого разного вида. Надоедливые мошки, жестоко мстящие создателям, чересчур чувствительные роботы, пришельцы, питающиеся человеческой плотью, и просто люди. Одинокие, отчаявшиеся люди. Панктаун вовсе не похож на толерантный рай, он больше похож на один из кругов Дантевского ада, где приходится выживать порой самыми изощрёнными способами. Город, где проще забыть вчерашний день, чем помнить, что с тобой случилось, город, где люди от недостатка работы и денег превращаются в нищих художников, творцов, которые иногда создают что-то поинтереснее простых картин на холсте.


Джеффри Томас стал для меня настоящим открытием. Бывает так, что ты лазаешь по сайту, желая купить что-нибудь интересное из альтернативы, и взгляд цепляется за книгу, про которую ты никогда не слышал. И у неё, в отличие от многих других книг серии, оказывается куча положительных оценок и отзывов на лайвлибе. А после покупки находишься в неописуемом восторге от того, что только что прочитал.


Медицина была для механиков. А он был художником. С помощью этих знаний можно было бы вылечить ухо. А можно и вывернуть его наизнанку, создав из плоти новый цветок. Уродливый или прелестный, он воплотит в себе чудо человеческого воображения, а не чудо бездумной инженерии Природы.

«Панктаун» – это сборник рассказов в жанре киберпанк. Коротких, но важных зарисовок о жизни людей (и не только) в этом городе. Джеффри Томасу отлично удалось передать гнетущую атмосферу безысходности и одиночества. Заброшенные здания, заводы, где роботы заменили людей, свалки, взрывы, ампутированные конечности, убийства ради убийств, постоянная паранойя и страх жителей города – всё это Панктаун, место, в которое не хочется возвращаться.


Персонажи рассказов – люди, от которых веет отчаянием. Они потеряли всякую надежду в этом городе и пытаются зацепиться хоть за что-нибудь – за близкого человека, за любимое дело, погружаясь в него с головой, за девушку, в которую до безумия влюблены (даже если эта девушка – их собственный клон). Они делают в рассказах тяжелые моральные выборы между добром и злом, человечностью и жаждой насилия, убийством во имя спасения и убийством ради мести. Все они – заблудшие души Панктауна, призраки, ненашедшие приют.


Это был их пузырь безопасности и безвременья — теплая постель в теплом уголке огромного холодного города в огромном холодном пространстве-времени.

Здесь милая официантка при помощи врачей удаляет из своей головы неприятные воспоминания; здесь молодой художник продаёт свою девушку как произведение искусства; безумный творец создает уродливых и искажённых клонов самого себя, над которыми впоследствии издеваются их обладатели; любопытный полицейский находит заброшенное здание, в котором, по слухам, живут призраки; а отчаявшийся робот-клон сбегает с завода, чтобы начать новую жизнь. Здесь происходят самые ужасные, но порой чертовски привлекательные вещи. И, несмотря на атмосферу полнейшей безнадёги, бьющего по ржавым подоконникам дождя и жестокости людей, Томас если и не заканчивает рассказ на счастливой ноте, то даёт своим героям хоть каплю надежды на светлое будущее.


Каждый рассказ – как удар под дых. В каждом рассказе, несмотря на их небольшой объем, поднимается множество морально тяжелых вопросов. О роли человека на планете, об искусстве, о чувствах, об искренней любви, о прошлом. После каждого рассказа хочется перевести дыхание и задуматься о собственной жизни.

Единственное, что мне не понравилось – маленький объем как самой книги, так и рассказов. Только ты погружаешься в жизнь одного конкретного человека, как тут же тебя выкидывает в следующий рассказ. Будто герои Томаса бежали марафон, передавая по кругу эстафету. Создалось ощущение, что показали трейлер к какому-нибудь шикарному большому произведению про Панктаун. С другой стороны, может, так и задумывалось – показать лишь частички жизни отдельно взятых людей, роботов или существ, не вдаваясь в подробности и оставляя открытые финалы.


Очень советую прочитать или прослушать один из рассказов - "Отражения призраков" в аудио-формате.


Он продолжит своё существование в качестве произведения искусства, даже после смерти.
Показать полностью
50

В. Попов "Тёмная комната"

Я родился в Советском союзе и с детства читал книги. И когда примерно в конце 80-х я открыл для себя пласт советской литературы для подростков, то был поражен, сколько реально талантливых и умных авторов писало книги для пионеров, как бы ни пресловуто это теперь звучало. Чтобы проверить свои детские впечатления, ныне я решил перечитать любимые произведения. Нет, они не утратили своего очарования и привлекательности. Они не перестали быть актуальными. Прошло столько лет, но талант авторов, вложенный в эти книги по-прежнему неоспорим да так, что современная жанровая литература за редким исключением им и в подметки не годится. Поэтому я бы хотел поделиться отзывами о своих любимых детских книгах: кто-то может вспомнит их, а кто-то откроет их для себя и для своих детей.

В. Попов "Тёмная комната" Книги, Рецензия, Подростковая литература, 80-е, СССР, Длиннопост

Начну я замечательной книги «Тёмная комната». В детстве одна из наилюбимейших книг ленинградского (простите, петербуржского) автора Валерия Попова, который, как я выяснил уже при написании рецензии весьма известный и плодовитый писатель.

В. Попов "Тёмная комната" Книги, Рецензия, Подростковая литература, 80-е, СССР, Длиннопост

Для меня эта книга воспринималась и воспринимается по сей день на стыке жанров: тут и фантастика с налетом мистики, и вполне ощутимая сатира, и позитивный быт без всяких аллюзий и сравнений, и рассказы из жизни школьников, и смешная комедия, и элементы ностальгии по детству разных поколений. И всё это в небольшой повести, которую можно прочитать за полчаса.

Сюжет книги, его трудно описать без спойлеров, повествует о двух друзьях, живущих в одном из домов старого Ленинграда, построенном еще во времена императрицы Елизаветы Петровны. Дом, как выясняется, хранит немало забытых секретов, и мальчишки слегка приоткрывают завесу тайны дома, проникая в давно забытые и заколоченные помещения.

Противостояние между героями книги строится на том, что главный герой по фамилии Мосолов (с ударением на последний слог), от лица которого идет повествование, несмотря на свои юные годы, тот еще меланхолик и изрядный скептик.

- Что ж ты, всё на свете уже повидал?

- ...В общем-то, всё! На севере был, на юге был, в горах был, в лесу был. Все книги, которые для внешкольного чтения рекомендованы, прочитал. А что ещё?

- Что ж, - спрашивает, - теперь так и будешь всё время лежать?

- Ну почему? Завтра в школу пойду. После школы работать буду. Потом умру.

- Неужто всё?

- А что же ещё? По-моему, все так и живут и ничего другого, необычного, в жизни нет!

- Неужели нет?

- Конечно! Всё уже давно известно, всё изучено: атомы, планеты, необитаемые острова, подземные пещеры, всё! Вряд ли что-нибудь новое теперь появится!

В. Попов "Тёмная комната" Книги, Рецензия, Подростковая литература, 80-е, СССР, Длиннопост

Друг нашего героя Гога Смирнов, наоборот, неутомимый фантазер, авантюрист и естествоиспытатель. Он то и тащит желающего поваляться на диване Мосолова навстречу приключениям, которые тому чаще всего не по душе.

Гага нагнулся и осторожно поднял прислонённое к стенке оконное стекло.

- Второе бери! - показал он.

Я поднял второе стекло.

- Где взял-то? Ведь выходной же сегодня! - спросил я.

- Где, где! - ответил Гага. - У нас в комнате вынул, где же ещё!

Фабула повести такова (и по моим личным предпочтениям в литературе является самой интригующей), что читатель никогда не может до конца определиться, какова природа загадки, вставшей перед мальчишками: то, что сначала преподнесено как мистика или фантастика, через минуту просто и буднично объясняется, и даже странно, из-за чего был весь сыр-бор. Но вот на следующей странице беспокойный Гага опять находит несостыковку в умозаключениях (как полагается любому уважающему себя конспирологу) или открывает ранее не замеченные детали, переворачивает все с ног на голову, и приключения продолжаются: по тексту среди школьных будней всплывают то инопланетяне, то путешествия во времени.

В. Попов "Тёмная комната" Книги, Рецензия, Подростковая литература, 80-е, СССР, Длиннопост

Книга написана с отменным юмором, добрым, беззлобным и действительно смешным. Автор часто использует прием, когда повествование ведется от первого лица в настоящем времени – это характерно для сатирических произведений, и легкая сатира там действительно есть. А может, скорее, ирония, такая душевная и даже лирическая.

Помню, как поддержала бабушка меня, когда я расстроился из-за того, что нечаянно сжевал билет в баню. Очень я люблю в баню ходить, но, когда стоял тогда в очереди, задумался и билет свой сжевал. То есть сначала трубочкой его свернул, потом стал откусывать его по кусочку, потом гляжу - только мокрый комочек у меня в руке!

Протянул его банщику при входе:

- Вот, - говорю.

Он побагровел:

- За дурака меня, что ли, принимаешь? Суёшь мне всякую дрянь, голову морочишь! Катись, пока я в милицию тебя не сдал!

- Но покупал же я билет! Вот - кусочек!

- Ладно, подавись своим кусочком! - Он толкнул меня в грудь.

Расстроенный из-за него, но главным образом из-за себя, вернулся я тогда домой, сел. И постепенно всё бабушке рассказал.

- И-и-и, милый! Не расстраивайся ты! Чего в бане хорошего - век не любила! Ты в кино лучше пойди, хорошая, говорят, картина!

- Да я уж деньги истратил все... на банный билет... и не пустили меня.

- А ты к женщине подойди, что на контроле стоит! Хорошая женщина, я с ней говорила вчера. Расскажи ей, что случилось с тобой, может, и пустит!

- А вдруг не пустит?

- А вдруг да пустит?!

Я оделся во всё лучшее, пошёл к кино и так трогательно всё рассказал контролёрше, что она пропустила меня.

- Иди, сердешный! Молодой, а уже такой горемычный! Иди!

Так, благодаря бабушке, день поражения превратился в день первой моей победы, грусть перешла в веселье.

В. Попов "Тёмная комната" Книги, Рецензия, Подростковая литература, 80-е, СССР, Длиннопост

Скорее всего при прочтении вы будете смеяться и наблюдать за похождениями героев, однако внимательный читатель, углубившись, внезапно обнаружит для себя целый пласт авторских размышлений, переживаний и отсылок.


Умелыми штрихами художник показывает Ленинград конца 80-х, коммуналку, праздную молодежь, мечтающую о джинсе и кассетниках, чудесно описывает залитые солнцем дворы и безлюдные уголки промышленных районов, где гуляют кошки.


Я быстро оделся, вышел во двор. Один угол двора был косо освещён солнцем, и в этом горячем углу стоял стул с мотком шерсти на нём. С пустой и тихой улицы вдруг донеслось громкое бряканье: кто-то пнул на ходу пустую гуталинную банку.

В. Попов "Тёмная комната" Книги, Рецензия, Подростковая литература, 80-е, СССР, Длиннопост

Тут же мы найдем воспоминания о войне и послевоенных годах, узнаем, как жил дореволюционный коммерческий Петербург, понаблюдаем за внутрисемейными отношениями детей, родителей и бабушек и даже кое-что узнаем про экзотические растения.


Отдельным упоминанием стоит отметить сны главного героя, мастерски описанные Валерием Поповым. Они действительно похожи на сны в отличие от распространенного описания таковых в иной художественной литературе, когда во сне всё логично и непротиворечиво, с архетипами, символами и гротеском. Тут же сны придают происходящему мистический налет и отлично вписываются в сюжетные повороты.

С колотящимся сердцем я стоял над обрывом. Потом вдруг справа из тоннеля потянул сырой, пахнущий керосином ветерок - такой начинается всегда, когда к станции подходит поезд. Лучистый, похожий на ежа свет быстро приближался - и мимо меня с воем промчалась платформа с прожектором. За прожектором стояло чёрное, поворачивающееся кресло, и в нём, скрестив руки на груди, очень прямо сидел человек в белом костюме и чёрных очках. Кресло со скрипом повернулось, человек внимательно посмотрел на меня, и платформа промчалась.

- ...Ничего себе! - Вытирая пот, я сел на тахте. - Ничего себе сны стали сниться!

Произведение отлично зайдет для школьников от пятого класса и далее, и гарантирую, что благодаря таинственности сюжета и прекрасному литературному языку вам захочется перечитать ее еще не один раз.

PS: в 2014 году на экраны вышел фильм "Тайна темной комнаты" по мотивам повести. Сам кино я не смотрел, но судя по рецензиям, как обычно в кинематографе, от книги остались только отдельные фразы и фрагменты.

В. Попов "Тёмная комната" Книги, Рецензия, Подростковая литература, 80-е, СССР, Длиннопост
Показать полностью 7
38

Под внешним влиянием (1)

Доброго времени суток, уважаемые!


Несколько недель тому Торстену Шульте удалось-таки издать свою вторую книжку.

На русский её название можно перевести как "Под внешним влиянием. 120 лет лжи и обмана."

Под внешним влиянием (1) Книги, Рецензия, История, Конспирология, Первая мировая война, Большевики, Империализм, Политика, Длиннопост

Как можно догадаться, взглянув бегло на обложку, речь пойдёт о немецкой политике, которая, по мнению автора, находится под влиянием внешних сил. Сразу скажу, это сильно пахнет теорией заговора. Думаю, что необязательно в них верить, но познакомиться с ними хотя бы кратко никогда не вредно. Я попытаюсь пройти главу за главой, взяв содержимое "на зуб". Книга вышла в конце октября этого года, и уже 2 ноября встала на третье место среди шести миллионов книг на немецком Амазоне. Русского перевода мы навряд ли дождёмся.


Автор книги работал с десяток лет в банковском секторе, а после кризиса 2008 года занялся независимым консалтингом. Ну и написанием книг, первые из которые были посвящены инвестициям (не в последнюю очередь в серебро и золото - недаром его YouTube-канал называется Silberjunge - "серебряный мальчик"), а последние - политикой. Вышедшая в 2017 году книга "Потеря контроля" вышла в бестселлеры и была посвящена миграционному кризису, вину на который он возложил на правительство Меркель. Недовольство политикой своей партии заставило его выйти из ХДС, членом которой он был. Помимо этого, Торстен известен своей позицией за сохранение наличных денег и за право самозащиты огнестрельным оружием и вообще правоцентристским популизмом. Издание этой книги сопровождалось большими трудностями. После того, как два издательства (в том числе Kopp Verlag, который печатает всякий мусор типа Мулдашева и эзотерики, и который уже напечатал первую книгу) отказали автору, ему пришлось самому основать новое издательство. Чиновникам это пришлось не по вкусу, и они пытались всячески ставить палки в колёса, требуя всё новых документов и проводя налоговые проверки. И даже в электронном виде издать не получалось - Libreka тянула переговоры месяцами, чтобы потом отказать под надуманным предлогом. Здесь можно прочитать про мытарства автора. Вот такая свобода печати...


Книга начинается с экскурса в историю, подводящего читателя к мысли, что в течение двадцатого века Германия и Россия стали жертвами англосаксов, столкнувших их лбами. Американцы и англичане помогли вооружиться как Гитлеру, так и Сталину, стараясь натравить первого на второго. Что, в конце концов, и получилось. Подтверждает свои мысли он цитатами высокопоставленных политиков, в частности Буллита, или Трумэна, сказавшего ещё в 1941 году:

Если мы увидим Германия побеждает, нам нужно будет помогать России, а если Россия будет побеждать, нам нужно будет помогать Германии, и таким образом дать им перебить друг друга настолько, насколько возможно, хотя я не хотел бы видеть победы Гитлера ни при каких обстоятельствах.

Пусть тогда он не был ещё президентом, но политика и его предшественника Рузвельта была выстроена таким образом. Несмотря на то, что бомбить Германию англичане с американцами стали практически с самого начала войны, нацелиться на нефтянку они "догадались" лишь в середине 1944 года, незадолго до своей высадки в Нормандии. Что им мешало заняться этим продуктивным занятием раньше? Десятилетия спустя, в ирако-иранской войне в восьмидесятых, Штаты поддерживали то одних, то других. И в настоящее время такая политика продолжается. В подтверждение этого Торстен цитирует Збига, говорящего о важности Украины как страны, без которой невозможно воссоздание евразийской империи, а также професссора Джорджа Фридмана об избежании союза России и Германии как главного интереса внешней политики США в двадцатом веке. Динозавр немецкой политики Эгон Бар сказал как-то:

В международной политике никогда не заботятся о демократии и правах человека, а об интересах стран. Запомните это, что бы вам не рассказывали на уроках истории.

Золотые слова. Что ж, начало ободряющее. Назовёт ли кто-то это теорией заговора? Вряд ли.


Идём дальше. Автор повествует о том, что в развязывании Первой мировой войны зря вешают собак на кайзера Вильгельма. Он стремился на самом деле к миру, пытаясь заключить бьёркский союзный договор с царём, который не был ратифицирован в России, связанной уже договором с Францией. И Британия, стремившаяся уничтожить растущую мощь Германии и России в войне, была бы против. Именно англичане и французы готовились к войне, щедро кредитуя царя, заранее согласовав всю логистику в деталях и сумев обрезать немецкие трансантлантические кабели уже в день объявления войны. Зачем Вильгельм со своей стороны строил такой внушительный военный флот и оборудовал приграничную железнодорожную инфраструктуру для высадки войск, Торстен не говорит. Уже после начала российской мобилизации кайзер уговаривал царя не эскалировать ситуацию, и Николай решил эту мобилизацию отменить, но его генералы не выполнили приказ, уговорив царя на следующее утро продолжать начатое. То, что случилось, было проделано в угоду интересам капитала, но не монархов.


Когда началась война, англичане заминировали Ла-Манш и устроили морскую блокаду Германии. В результате от голода умерло свыше 700 тысяч мирных немецких граждан. Немцы в ответ на блокаду начали неограниченную подводную войну, знаковой жертвой в которой была гибель "Лузитании", которая, являясь формально мирным судном под американским флагом, фактически была загружена оружием. Американцы пригрозили вступлением в войну, и немцам пришлось увести свои подводные лодки. После возобновления подводной войны в 1917 году США исполнили свою угрозу. Настоящей причиной было, конечно, желание компаний и банков озолотиться на военных поставках, что им и удалось. Потом был Версальский мирный договор, который Ленин справедливо назвал "неслыханным и грабительским". Немецкий фашизм и Вторая мировая были настолько явными следствиями Версаля, что обвиняемым было запрещено вообще ссылаться на этот мир в обоснование мотивации своих действий.


В конце концов сам Вудро Вильсон уже после Версаля признал:

Эта война была торговой и промышленной. Это не была политическая война.

Как видим, споры о виновных в развязывании империалистической войны не утихли до сих пор. Если Кершоу, например, возлагает вину на австрияков, немцев и русских, наш автор винит прежде всего французов и англичан. Но главной движущей силой был империализм как высшая стадия капитализма. Никто лучше Ленина не вскрыл причин той войны. Но даже по прошествии столетия мы далеко не во всякой книге увидим, что война была империалистической. Никто не виноват - ни немцы, ни французы, ни англичане, ни русские. Виноваты монополии, виноват глобальный капитал. То, что до сих пор из этой истории не был извлечён урок, ничего хорошего говорит о нашем будущем. У Шульте мы читаем, что виноваты англичане, а кайзер Вильгельм с царём Николаем были хорошие - это ведь значит, что старые подходы действуют, вина сваливается на других, и главное - империализм не осуждается. Это значит, что всё - войны, бедствия, голод - всё может повториться.


Что было потом? Потом в России сбросили царя, а до того расправились с Распутиным, выступавшим за сепаратный мир с немцами. За смертью Распутина, по мнению автора (а также кайзера Вильгельма) стояли англичане, которые за столетие того "убрали" и императора Павла. Они отказались принять к себе смещённого Николая Второго, который ещё через год был убит большевиками. Большевикам помогли не только немцы, обеспечившие путешествие Ленина в запломбированном вагоне, но и американцы, снарядившие в Петроград Троцкого. В результате американские банки и компании, в числе которых Морган, Дженерал Электрик, Форд и другие акулы Уолл-Стрит, буквально озолотились российским драгоценным металлом после прихода Ленина с товарищами к власти. Деньги, вложенные в революцию, окупились сполна. В своём повествовании Торстен опирается на труды известного российского конспиролога Николая Старикова. Таким образом получается, что союзники по Антанте столкнули Россию в опустошительную гражданскую войну, затем дали ей восстановиться, чтобы снова столкнуть в небывало разрушительную войну. Так было предотвращено появление доминирующей евразийской державы.


Господи, какая чушь! Разумеется, империалистические хищники всегда заинтересованы в ослаблении геополитического конкурента, но говорить о том, что американцы отстроили Советскую Россию для того, чтобы ёе потом разрушить - это уж слишком. Гораздо проще всё объясняется жаждой наживы.


Книга оставляет смешанное впечатление. При наличии здравых рассуждений в ней можно встретить конспирологию и откровенные разрывы в логике. Ну, що маємо то маємо, как говорится. Будем выклёвывать полезное из того, что есть.

Показать полностью
296

После гибели богов

После гибели богов Что почитать?, Фэнтези, Обзор, Книги, Отзыв, Обзор книг, Рецензия

В прошлом посте упоминал «Божественные города» Роберта Джексона Беннета, и подумал, что стоит рассказать об этой трилогии подробнее. На мой взгляд, один из самых недооцененных и оригинальных фэнтезийных циклов современности.

Во-первых, трилогия подкупает необычным сеттингом. Некогда в этом мире существовали боги, которые активно вмешивались в дела смертных и делали возможными практически любые чудеса. Вот только у островного государства Сайпур своих богов не было, что сделало его жертвой других держав. Но в Сайпуре нашелся тот, кто отыскал способ убивать богов. И к моменту действия трилогии все они уже мертвы — или, по крайней мере, считаются таковыми. Их наследие находится под строгим контролем. А Сайпур, выбравший технологический путь развития, превратился в самую могущественную державу.

Во-вторых, книги Беннета сочетают в себе элементы самых разных жанров — детектива, политического триллера, боевика — причем все составляющие реализованы автором на отлично.

В-третьих, цикл отличается необычной манерой повествования, которая у англоязычных фантастов в последние годы набрала популярность. Рассказ ведется в настоящем времени, что я обычно очень не люблю, но конкретно в случае с «Божественными городами» такая манера повествования не помешала получить удовольствие от цикла.

Наконец, любопытно, что в каждом романе трилогии рассказ ведется от лица трех разных персонажей, благодаря чему читатель может взглянуть на события с различных точек зрения.

Тем, кто хочет почитать нетривиальное и динамичное фэнтези с лихо закрученной интригой, колоритными персонажами и оригинальным миром, очень рекомендую трилогию Беннета.

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: