Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Вторая Мировая война — период расцвета и господства над полями боёв поршневых самолётов различных конструкций и типов. Но также можно сказать, что этот период стал их лебединой песней, потому как инженеры и конструкторы выжали из концепции винтового поршневого самолёта практически всё возможное. Находящимся в разработке прогрессивным самолётам нужно было летать всё быстрее, выше и лучше, в то время как существующий тип двигателя редко когда был способен разогнать машину до скоростей, превышающих 700 км/ч. Соответственно, был нужен новый тип двигателя, и авиаконструкторы всех ведущих стран работали над этой проблемой.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Некоторое время серьёзно рассматривалась возможность установки твердотопливных ускорителей, также создавались «чистые» ракетопланы на жидком топливе: серия советских экспериментальных БИ, германский серийный Me.163 Komet и ряд других. Однако из-за крайней пожароопасности ракетного топлива, его токсичности и высокой цены, а также очень малой продолжительности полёта, самолёты-ракеты не получили широкого распространения. Такая же судьба постигла и разрабатываемые в Германии проекты самолётов с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (ПуВРД) - такими же, как на самолёте-снаряде Fieseler Fi.103 (он же - летающая бомба «Фау-1»), в данном случае камнем преткновения стал высокий уровень шума и вибрации, создававшие ужасные условия для пилота, а также «прожорливость» двигателя. Прорабатывались и другие варианты и комбинации двигателей, но со временем всё более очевидным становилось, что будущее авиации за турбореактивными двигателями (ТВД). И снова в этом вопросе впереди планеты всей была Германия: первым поднявшимся в небо самолётом с ТВД в 1939 году становится Heinkel He.178, с 1942 года начинает серийно производится первый массовый турбореактивный двигатель Junkers Jumo-004, с августа 1944 начинается серийное производство первого в мире реактивного истребителя Messerschmitt Me.262 Schwalbe, а с ноября того же года — появляется ещё и первый реактивный бомбардировщик/разведчик Arado Ar.234 Blitz. Там же был на 80% воплощён в металле одномоторный реактивный истребитель с изменяемой (но только на земле) стреловидностью крыла Messerschmitt P.1101.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Однако реактивными новинками могли похвастаться не только немцы, союзники по антигитлеровской коалиции также вели активные изыскания на этом поприще. Стоить отметить, что ТРД Rolls-Royce Derwent 8 конструкции Френка Уиттла в Великобритании начали серийно производить даже раньше немецкого Jumo-004, пусть и в меньших масштабах. Также единственный не-германский реактивный самолёт, успевший хотя бы формально принять участие во Второй Мировой войне, был родом из Великобритании. Им стал Gloster Meteor, оснащённый упомянутыми выше двигателями Уиттла. Работы по этой машине начались в 1941 году, 15 мая 1941 опытный Meteor Mk.I совершил свой первый полёт, однако период отладки затянулся, и принят на вооружение истребитель был лишь в июле 1944. В боевых операциях «Метеоры» принимали весьма ограниченное участие из-за своей чрезвычайной секретности, и потому за всё время войны ни разу не столкнулись с самолётами Люфтваффе, им удалось лишь сбить 14 самолётов-снарядов Fi.103 над территорией Англии.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Однако и в самой Великобритании созданием реактивного самолёта занимались не только в «Глостере». Также с 1941 года свои сначала инициативные, а затем и поддерживаемые RAF разработки по реактивному двигателю и самолёту, им укомплектованным, вели на фирме De Havilland Aircraft Company. Это был однодвигательный моноплан цельнометаллической конструкции с трехстоечным шасси с носовым колесом. Особенностью конструкции была двухбалочная схема крепления хвостового оперения, аналогичная использовавшейся на американском истребителе Lockheed P-38 Lightning. Таким образом конструкторы предполагали снизить потери тяги мотора за счет уменьшения длины выходного канала. Разработкой двигателя занимался талантливый конструктор Фрэнк Хэлфорд. Он упростил конструкцию ТРД с центробежным компрессором своего тезки Уиттла, создав ставшую классической компоновку двигателя с воздухозаборником впереди и сквозным расположением камеры сгорания между компрессором и турбиной. В апреле 1942 г. Министерство авиапромышленности выдало фирме контракт на постройку двух опытных образцов легких однодвигательных истребителей, вооруженных четырьмя 20-мм пушками. Проект де Хэвилленд получил имя DH.100 SpiderCrab («Краб-паук»).

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Имея большой опыт создания высокопрочных деревянных конструкций, приобретенный в ходе работ над бомбардировщиком «Москито», было решено носовую часть истребителя делать по фирменной технологии из древесины бальсы и гнутой березы с фанерной обшивкой. Крыло имело цельнометаллическую конструкцию с одним силовым лонжероном, хвостовые балки и оперение также были цельнометаллическими. Для обеспечения наименьших потерь давления во входном устройстве, воздухозаборники, имевшие форму повернутой буквы «А», расположили у основания крыла, в непосредственной близости от входных каналов компрессора. Оригинальную конструкцию имела взлетно-посадочная механизация.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

20 сентября 1943 года шеф-пилот-испытатель фирмы Джефри де Хэвилленд-младший (сын основателя и владельца компании) поднял первый прототип в воздух с заводского аэродрома Хэтфилд. Самолет был оснащен двигателем Хэлфорд Н.1 тягой 1225 кгс. Первый полет длился 30 минут, была достигнута скорость 642 км/ч. С января 1944 начались полёты с установленным вооружением. Испытания проходили в целом гладко, хотя и лётные характеристики потяжелевшего из-за оружия истребителя ухудшились. Конструкторы, впрочем, не переживали — серийные машины планировалось комплектовать иным, более мощным двигателем Goblin. В апреле 1944 прототип прошел войсковые испытания в исследовательском центре ВВС. Военные лётчики отметили низкий уровень шума в кабине, даже на высоких скоростях, удобство кабины, отсутствие каких-либо проблем на рулении по травяному полю. В качестве недостатков были отмечены тенденция к путевой неустойчивости, которая снижала точность прицеливания при применении оружия, а также широкий переплет козырька фонаря, затрудняющий обзор (хотя в целом обзор из кабины был хорошим). После этого — в мае — был подписан контракт на серийное производство истребителя, получившего официальное обозначение Vampire F.Mk.I («Вампир». Истребитель, модель один).

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Де Хэвилленд «Вампир» стал весьма успешным самолётом, хоть и не успел «понюхать пороху» на завершающем этапе Второй Мировой. Он был выпущен более чем в двадцати модификациях общим количеством примерно 4400 экземпляров, из них около 1150 самолётов были построены в других странах по лицензии. К этому числу можно прибавить ещё 1480 штук DH.112 Venom — по сути, глубокой модернизации «Вампира». DH.100 приспособили для выполнения различных задач: были и варианты-перехватчики, и истребители-бомбардировщики, и штурмовики. Существовала версия Sea Vampire — самолёт палубного базирования для ВМС. Самолёт был на вооружении более чем 30 стран мира, в том числе (помимо Британии): Франции, Швейцарии, Новой Зеландии, Австралии, Италии, Норвегии, Финляндии, Канады, Египта, Индии, практически всех стран Латинской Америки, а так же Японии, Родезии, Зимбабве и т.д. На «Вампирах» был установлен ряд рекордов скорости и высоты полёта в 1946-1948 годах. В июле 1948 г. шестерка F.Mk.3 из состава 54-й эскадрильи RAF совершила первый в истории авиации трансатлантический перелет на реактивных самолетах (с посадками в Исландии, Гренландии и Лабрадоре). Истребители посетили Канаду и США, где продемонстрировали свои возможности на нескольких авиационных показах. В Штатах один из пилотов ВВС, летавший на Lockheed F-80 Shooting Star, полетал на «Вампире» и был восхищен его маневренностью.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост
Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

В том же 1948 году командование ВВС Великобритании решило выбрать именно DH.100 на роль основного ударного самолёта RAF, хотя «Метеор» превосходил его по боевой нагрузке. Для удовлетворения требований к тактическому ударному самолету De Havilland произвели ряд доработок конструкции нового варианта: крыло усилили, а его размах уменьшили на 30 см за счет изменения формы законцовок: вместо скругленных они стали прямыми. Двигатель был защищен легким бронированием снизу, основные стойки шасси усилены и удлинены. Узлы наружной подвески рассчитывались на грузы общей массой до 909 кг. В качестве стандартного комплекта вооружения (помимо четырех 20-мм пушек Hispano с боезапасом по 150 патронов на ствол) предполагались две 500-фунтовые (225 кг) бомбы на подкрыльевых узлах и восемь НАР калибра 76 мм, подвешенные попарно на четырех направляющих, размещенных у основания хвостовых балок. Этот вариант, созданный на основе модификации F.Mk.3, получил наименование Vampire FB.Mk.5 (Fighter-Bomber — истребитель-бомбардировщик), и совершил первый полет 23 июня 1948. Серийное производство новой модификации налаживалось практически параллельно с испытаниями, так что к концу того же года серийные машины стали поступать в строевые части. За время производства этой модификации с 1948 по 1951 годы в общей сложности было выпущено 1123 самолета.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Экспортная версия истребителя-бомбардировщика для ВВС Швейцарии, оснащенного более мощным ТРД Goblin-3, получила обозначение FB.Mk.6. 75 таких машин были построены в Великобритании и еще более сотни - по лицензии в Швейцарии на заводе фирмы «Пилатус» в Эммене. Эти небольшие самолёты (длина — 9.37 м, размах крыла — 11.58 м, площадь - 24,34 м²) были цельнометаллическими, масса пустого самолёта составляла 3304 кг, а максимальная взлётная — 5620 кг. Двигатель De Havilland Goblin DGn.3 тягой 1520 кгс обеспечивал максимальную скорость 883 км/ч, практический потолок 13 410 м и дальность полёта без подвесных топливных баков 1960 км. Вооружение состояло из четырёх 20-мм пушек Hispano Mk.5, расположенных в нижней части носа фюзеляжа, а также 907 кг (2000 фунтов) боевой нагрузки на двух подвесках под крыльями. Типичным вооружением были: пара 227-кг или 113-кг бомб, или восемь 27-кг неуправляемых ракет.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Ожидаемо, что швейцарским «Вампирам» не довелось попробовать крови, потому что страна не участвовала в вооружённых конфликтах. Однако, самолёты не простаивали в ангарах, потому как постоянно участвовали в учениях, испытаниях и даже некоторых научных изысканиях. Швейцарские «Вампиры» подверглись ряду модернизаций и доработок: часть получили новые, более острые обтекаемые носы; другие наоборот - более длинные и округлые с установленными новыми элементами радио-электронного оборудования. Простота, дешевизна (как самого самолёта, так и его обслуживания), дружественность к пилоту и общая нетребовательность сделали DH.100 настоящей «рабочей лошадкой», универсальным, со временем — вспомогательным самолётом ВВС. На этих машинах отрабатывали новые тактики, изучали альтернативные камуфляжи, их использовали во многих испытательных программах в качестве летающих лабораторий, также они служили буксировщиками целей на учениях как минимум до 1990-х годов (в этом случае самолёт покрывали яркими чёрно-оранжевыми полосами). Таким образом, истребитель, история которого началась в далёком 1941-ом, близкий по размерам, стоимости и многим параметрам к поршневым самолётам, прослужил более полувека в армиях по всему земному шару рядом с истребителями второго, третьего и даже четвёртого поколений стоимостью в десятки миллионов долларов. Их, конечно, нельзя сравнивать, но всё же такой популярностью, какую заработал «Вампир», могут похвастаться считанные самолёты любых времён и стран.

Вампир на реактивной тяге. De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиация, История, Истребитель, Хобби, Рукоделие без процесса, Своими руками, Самолет, Длиннопост

Представлена модель De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6 с классическим коротким носом ВВС Швейцарии, аиабаза Эммен, 1966 год. Модель украинской фирмы Amodel, масштаб 1/72.

Подробный отчёт о сборке и покраске тут:

De Havilland DH.100 Vampire FB.Mk.6, Amodel, 1/72. Заметки по сборке


На этом пока всё, в следующий раз я расскажу о потомке "Вампира" - самом грозном двухбалочном самолёте всех времён! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

4.6K пост9.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).