5

Вам опять пакет

Вы не поверите, но снова пакет. На этот раз,а пришлось искать, мистер пакет посвящен «Празднику песни и танца студентов прибалтийских республик „Гаудеамус“ в Таллине» (6—8 июля 1984). Данный девятый фестиваль был посвящен 60-летию присвоения имени В.И. Ленина Комсомолу. Чёрно-белые фото с просторов.

Вам опять пакет Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Прибалтика, Длиннопост
Вам опять пакет Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Прибалтика, Длиннопост
Вам опять пакет Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Прибалтика, Длиннопост
Вам опять пакет Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Прибалтика, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+1

Гаудеамус игитур! Ювенус дум сумус!

Надо же, даже слова помню )

+1

А что раньше писалось "контцерт"?

+1

Контцерт

+1

В таком сохране! Великолепно! Мне кажется, что вы все-таки нашли портал.

+1

Ладно, все привыкли к бабушкиному хрусталю в серванте, который «на особый случай» остаётся не тронутым после их кончин. Но пакет, пакет Карл! Что будет дальше, туалетная бумага из ГДР?

раскрыть ветку 1
0
Тут недавно был пост с фольгой из СССР . Почти)
Похожие посты
92

Пост ностальгии

На данный пост меня вдохновила история из жизни. Родители переехали в другую квартиру, где до этого жила пожилая пара хорошо за 80. Хозяева умерли, дочь жить там не захотела и купила другое жилье. Договорились о том, что она заберёт из квартиры все, что захочет, а остальное ей не нужно, поэтому можно забрать себе или выкинуть. В итоге она забрала всю мебель и технику, остальное положила в кладовку. И вот при разборе этой кладовки я впоследствии нашла большую жестяную банку, а в банке довольно много разных украшений советских времен. Скажу сразу, брульянтов там не было, но многие вещицы меня реально порадовали. Некоторые предметы вызвали у меня ностальгию по детству и давно уже покойным бабушкам, которые были ровесницами прежней хозяйки. Ну а некоторые вещи меня порадовали как любительницу винтажных вещиц. Особенно мне понравились парочка колье и несколько брошей Яблонекс 70-х. Кое-что из той банки я потом продала, кое-что подарила, кое-что оставила себе. И вот вчера мне довелось надеть одно из оставленных колье (ну люблю я ретро и иногда надеваю под настроение вещи из личной коллекции) и снова понастольгировать. Поэтому решила поделиться ностальгией и с вами и вспомнить, что раньше носили наши мамы и бабушки, а может и мы сами. Вот что кстати я нашла (правда, на фото не все)

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Все по классике жанра. Бусы из разных камней, а также кости, разные броши, металлические браслеты, финифить, и дамские радости jablonex из Чехословакии. Ниже добавлю фото, взятые из интернета, просто для наглядных примеров популярных раньше украшений.

Старые добрые бусики из разных камней. У многих были гранатовые бусы. У моей бабушки как раз были такие, как на фото ниже. Многим нравились бусы из янтаря. Правда, не всем они были по карману, поэтому пластмассу под янтарь тоже продавали.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост
Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Встречались изделия из кости, их до сих пор делают в Архангельской области в Холмагорах.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Довольно популярны были изделия с финифитью. Колье, брошки, кольца, браслеты. У моих бабушек таких не было, но вот в найденной коробочке были брошка и кольцо.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Популярны были металлические браслеты с различной гравировкой. Некоторые даже продавались как лечебные (сомневаюсь в их реальной пользе, но сила внушения творит чудеса). А у кого водились денюжки, тот мог позволить себе Кубачи, серебряные с красивым чернением. У моих бабушек были просто металлические.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Для повседневной носки многие выбирали красивую бижутерию. Модницы покупали себе украшения чехословацкой фирмы Яблонекс. Они у нас появились в 50-е, пик продаж пришёлся на 70-е. Колье, клипсы, броши и даже флаконы для духов. Как раз похожий я нашла в коробке.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост
Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост
Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Золото могли позволить себе далеко не все. И по деньгам, да и отловить его было не всегда легко. Практически символом эпохи стали украшения с корундами - крупными синтетическими камнями. У одной из моих бабушек было такое кольцо.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Поэлегантнее были украшения в форме знаменитых малинок.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

А вот знаменитые золотые серьги-самовар Рижского завода.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

И знаменитые серьги сударушка.

Пост ностальгии СССР, Сделано в СССР, Ностальгия, Украшение, Ювелирные изделия, Винтаж, Ретро, Длиннопост

Спасибо всем, кто дочитал и понастольгировал со мной.

Показать полностью 12
303

Игровые приставки из СССР

Появление на экране телевизора картинки, происходящей не из Останкино, в СССР было сродни чуду. А ведь помимо дорогих и редких катушечных видеомагнитофонов ее источником могли служить… игровые приставки!

Да, в Советском Союзе существовали приставки для видеоигр. Правда, сами игры отдельно не продавались, но даже записанных в память пяти-шести штук хватало, чтобы радоваться наличию "игрового автомата" на дому.

Давайте же посмотрим ретроспективу на некоторые, но, не все, игровые приставки из нашего прошлого.

Палестра-02

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост

Данная приставка появилась в 1978 году и выпускалась на ЛПО им. В.И.Ленина в закрытом городе Львов-49. Это была первая телевизионная игровая приставка в СССР, и в отличие от следующих моделей она была выполнена на дискретных элементах.

В ней был встроена имитация пяти спортивных игр – Теннис, Мини-футбол, Волейбол, Сквош, Тренировка. Счет велся до 15 очков во всех играх. Подключалась приставка к антенному входу телевизора, настройка была на частоту 4-го телевизионного канала.

Если говорить о внешних факторах, то Палестра-02 довольно громоздкая консоль прямоугольной формы, на лицевой панели находятся множество кнопок, которые отвечают за включение/выключение консоли, переключение игры, сброс счёта и т.д. Вес данной консоли составлял 4 килограмма.

Турнир

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост

Одна из самых распространенных приставок в Советском Союзе производилась несколькими предприятиями с 1978 года. Она также работала на частоте четвертого канала вещания и позволяла имитировать на телевизионном экране такие спортивные игры, как теннис, хоккей, сквош и другие.

Пользователям были доступны некоторые настройки – они могли изменять скорость полета мяча, размер ракеток, углы отскока мяча. Присутствовало даже звуковое сопровождение. Питалась приставка от шести элементов 343 или от адаптера на 9 В, стоила она 150 рублей, а с 1982 года её цена составляла 96 советских рублей.

Электроника Видеоспорт

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост

К началу московской Олимпиады в 1980 году была выпущена новая модель приставки, которая уже включала в свой состав больше игр: футбол, теннис, футбол с гандикапом, лапта и даже электронный тир (для него в комплект входил световой пистолет). Игроки также могли менять размер мяча, размер ракеток и темп игры. Стоила новая приставка 96 рублей и работала от электросети.

Рубин Ц1-205

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост

Интересное решение – цветной телевизор с встроенным блоком цветных телевизионных игр. Его с 1981 года выпускало Московское производственное объединение "Рубин". Два выносных пульта подключались к телевизору кабелями, в памяти было зашито пять спортивных игр: тренировка, сквош, теннис, минифутбол-1 и минифутбол-2. Любая из игр сопровождается тремя разными звуками, оповещающими о пропуске мяча, его ударе о границы поля или игрока. Цена игрового телевизора была 850 рублей.

Электроника Видеоcпорт-3

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост

Данная игровая приставка с 1984 года выпускалась производственным объединением "Бином" из города Орджоникидзе. Она позволяла одному или двум участникам играть в футбол, футбол с гандикапом, теннис, лапту, стенку и стрельбу по мишени в нескольких вариантах. Питание приставки осуществлялось от электросети через адаптер. Весил весь комплект 1,5 килограмма и стоил 115 рублей.

Электроника Видеоспорт-М

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост

Новая модель появилась в продаже в 1985 году, опытная партия же была выпущена в 1984 году. Набор игр был традиционным, с имитацией игры ракеткой и стрельбы по мишеням. В каждой игре было несколько уровней сложности. Приставка также могла использоваться для настройки блока развертки телевизора. Питание было возможно только от электросети, стоила приставка 96 рублей и весила 2 килограмма.

Эврика

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост

Эта переносная приставка производилась Харьковским заводом "Электробытприбор" с 1989 года, в ней были встроены пять традиционных для советских моделей игр - футбол, теннис, волейбол, сквош и хоккей, в каждую из которых могли играть два человека. Она также подключалась к входу для эфирного вещания, однако работать могла на двух каналах – четвертом или пятом. Весила модель всего 1 килограмм без батареек, для работы ей были нужны шесть элементов А-373.

А потом наступила следующая эра в домашней электронной игровой индустрии:

Игровые приставки из СССР СССР, Сделано в СССР, Ретро, Ретроспектива, Игровая приставка, Электроника, Детство 80-х, Ностальгия, Длиннопост
Показать полностью 14
1454

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой

Совершенно очевидно, что откровенная сексуальность героям детских мультфильмов совершенно ни к чему. Но, с другой стороны, анимационные ленты с бесполыми абстрактными героями выглядят примитивно и уныло. Александра Гавриловна Снежко-Блоцкая — замечательный режиссер огромного количества любимых всеми советских мультфильмов, умела найти золотую середину и добавить в облик героев капельку эротизма там, где это нужно.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

В мультфильмах, снятых в 60-70-х годах прошлого века, нередко встречаются героини с вполне женственными фигурами и очень откровенными нарядами. Почти все они были созданы при участии Александры Снежко-Блоцкой — талантливого художника-аниматора и режиссера, оставившей заметный след в истории отечественной мультипликации.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост
Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Эта женщина обладала невероятным чутьем и талантом. Она умела подать своих героев так, что они не вызывали вопросов у детей, чувства неловкости у их родителей и не нарушали действующие в СССР строгие каноны «социалистического искусства». 21 февраля 2020 года исполнилось 111 лет со дня рождения мультипликатора и режиссера и мы хотим, чтобы вы вспомнили человека, на мультфильмах которого выросло не одно поколение.


Александра родилась в 1909 году в уездном городе Волчанске, в Харьковской губернии в семье инженера-железнодорожника. Отец девочки рано умер и ее забрала на воспитание его старшая сестра Лидия. Когда Саша была еще ребенком, опекуны вместе с ней переехали в город Шатура, расположенный недалеко от Москвы. Там она закончила семь классов средней школы и, еще будучи ученицей, нашла свою первую работу — помощником библиотекаря.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Позднее Снежко-Блоцкая вспоминала, что именно первое место работы оказало влияние на всю ее жизнь. Работая в библиотеке, Александра начала много читать и отдавала предпочтение сказкам, как русским народным, так и зарубежным.


Примерно тогда же девушка начала рисовать. У нее неплохо получалось и поэтому для дальнейшей учебы Александра выбрала студию живописи при Архитектурно-строительном институте. Окончив курс с отличными оценками, Снежко-Блоцкая поступила в Центральную студию живописи и графики, где продолжила оттачивать свое мастерство.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Мультфильм «Квартет», 1935 год

В свободное время женщина много рисовала, в основном портреты и пейзажи. Ее работы пользовались успехом и художница даже иногда рассчитывалась картинами за съем дачи на лето. Также Александра отлично шила и вязала, и сама разрабатывала новые модели одежды. Снежко-Блоцкая и ее гражданский муж композитор Лев Шварц были типичной творческой семьей и прививали любовь к искусству дочери Сюзанне.

До того как Александры Гавриловны устроилась на «Союзмультфильм», ей пришлось поработать чертежником в конструкторском бюро и в редакции киножурнала «Союзкинохроника» художником-оформителем. Впервые с анимацией художница познакомилась в студии «Межрабпомфильм», куда ее пригласили для работы над мультфильмом «Квартет».

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Мультфильм «Конек-Горбунок», 1947 год

Этот опыт пришелся Снежко-Блоцкой по душе — ее коллегами по студии были замечательные советские режиссеры Сутеев и Бабиченко, которые стали для начинающего мультипликатора наставниками. Когда в 1936 году была основана студия «Союзмультфильм» и был объявлен набор специалистов, Александра Гавриловна без колебаний влилась в новый коллектив, с которым уже не расставалась до конца своей жизни.


На новой студии катастрофически не хватало специалистов и Снежко-Блоцкая бралась за решение самых различных задач. Женщина работала аниматором, художником, ассистентом режиссера, соавтором сценария, вторым режиссером. Она принимала участие в создании таких шедевров как «Конек-Горбунок» и «Снегурочка», а также множества менее известных мультфильмов.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Мультфильм «Заколдованный мальчик», 1955 год

В 1950-е годы Александра Снежко-Блоцкая, в качестве режиссера-постановщика, работает над картинами «Заколдованный мальчик», созданной по мотивам сказки С. Лагерлеф и «Оранжевое горлышко» по рассказу В. Бианки. В этот период ее напарником был замечательный советский режиссер-мультипликатор В. Полковников.


С 1956 года Александра Гавриловна работает самостоятельно и выпускает один за другим настоящие мультипликационные шедевры: «Рикки-Тикки-Тави», «Верлиока», «Янтарный замок», «Дракон», «Дочь солнца». Нетрудно заметить, что почти все мультфильмы Снежко-Блоцкой относятся к сказкам — жанру, который она полюбила, работая в библиотеке.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Мультфильм «Сказка о золотом петушке», 1967 год

Работая над мультфильмами Снежко-Блоцкая смело экспериментирует с разными стилями графики, поэтому многие ее работы сложно узнать. В 1967 году художница начала экспериментировать с нарядами героев своих работ и именно к этому периоду относятся первые «откровенно» одетые персонажи.


Первым мультфильмом, в котором героиня получила легкий налет сексуальности, была «Сказка о золотом петушке» по мотивам сказки А.С. Пушкина. Шамаханская царица, созданная Александрой Гавриловной, незабываема! Она, как и положено коварной обольстительнице, одета невероятно смело и двигается очень сексуально.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Мультфильм «Кот, который гулял сам по себе», 1968 год

Уже в следующей работе, мультфильме «Кот, который гулял сам по себе», Снежко-Блоцкая пошла на еще более смелый шаг. Ее первобытная женщина несколько раз появляется в кадре «топлес»! Конфликта с цензорами у режиссера не было так как грудь персонажа была лишена сосков. Этот хитрый ход и сегодня используют некоторые модели в инстаграме.


Но лучше всего заметны эротические эксперименты Снежко-Блоцкой в ее работах, посвященных греческой мифологии. Вот где на самом деле был огромный простор для творчества! Мужские персонажи в мультфильмах режиссера были атлетически сложены, а женщины лишь слегка прикрыты одеждой и сексуальны, насколько этого можно было допустить в детских мультфильмах.

Легкая советская эротика в мультфильмах Александры Снежко-Блоцкой Рисованная эротика, Советские мультфильмы, Детство, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Длиннопост

Мультфильм «Персей», 1973 год

В своем предпоследнем мультфильме «Персей» Снежко-Блоцкая снова рискнула и раздела Андромеду по пояс сверху. Как и в случае с героиней «Кота, который гуляет сам по себе, грудь не была детально прорисована. Последней работой Александры Гавриловны стал снятый в 1974 году «Прометей» — мультфильм из той же мифологической серии.


Замечательная художница и прекрасный режиссер Александра Снежко-Блоцкая умерла 29 декабря 1980 года и была похоронена в городе Железнодорожный, в Московской области. Многие считают, что она так и осталась непревзойденным мастером своего дела и достойным примером еще не одному поколению аниматоров.

ИСТОЧНИК

Показать полностью 8
154

Тере, пакет из СССР

Из недр. Полиэтиленовый пакет завидного качества и состояния с национальными Эстонскими символами - васильком и ласточкой на фоне контура Эстонской ССР с островами Сааремаа и Хийумаа. Если для кого-то представляет какую-то коллекционную ценность, могу выслать.

Тере, пакет из СССР Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Длиннопост
Тере, пакет из СССР Сделано в СССР, Пакет, Полиэтиленовые пакеты, Эстония, СССР, Длиннопост
Показать полностью 1
93

В тему о крепких пакетиках из прошлого

Вот такой пакет из советского магазина "Березка" достался мне от одного знакомого.

В тему о крепких пакетиках из прошлого Сделано в СССР, Картинки, Пакетик, Полиэтиленовые пакеты, Папиросы, Длиннопост
В тему о крепких пакетиках из прошлого Сделано в СССР, Картинки, Пакетик, Полиэтиленовые пакеты, Папиросы, Длиннопост

Плюс папиросы, я таких  в Союзе не помню

В тему о крепких пакетиках из прошлого Сделано в СССР, Картинки, Пакетик, Полиэтиленовые пакеты, Папиросы, Длиннопост
В тему о крепких пакетиках из прошлого Сделано в СССР, Картинки, Пакетик, Полиэтиленовые пакеты, Папиросы, Длиннопост
В тему о крепких пакетиках из прошлого Сделано в СССР, Картинки, Пакетик, Полиэтиленовые пакеты, Папиросы, Длиннопост
В тему о крепких пакетиках из прошлого Сделано в СССР, Картинки, Пакетик, Полиэтиленовые пакеты, Папиросы, Длиннопост

К сожалению больше не курю, поэтому о их вкусе сказать не могу. Но думаю всё давно выветрилось так как было привезено в Германии около 40 лет назад.

Показать полностью 5
93

Последний рейс "Калева"

14 июня 1940 года в небе над Финским заливом советскими боевыми самолетами в нейтральном воздушном пространстве сбит финский пассажирский лайнер Ю-52 («Калева»). Погибли 9 человек, в том числе дипломаты США и Франции.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

К середине 30-х годов число авиапассажиров в Скандинавии выросло настолько, что применение небольших самолетов стало экономически невыгодно. Руководство финской авиакомпании «Aero O/Y» (акционерное общество «Аэро») заказало на предприятиях фирмы «Юнкерс» в Дессау два трехмоторных пассажирских самолета Ju-52/3m.


Полученный 14 июля 1936 года самолет с серийным № 5494 второй в этом заказе; по прибытии в Финляндию на его борт и консоли нанесен регистрационный код OH-ALL и название «Kaleva» («Калева»). Трехмоторник, поплавковый, поначалу действовал с гидроаэродрома Катайнока, который находился рядом с Хельсинки. Но затем поплавковое шасси заменили обычным колесным в обтекателях с неубирающимися стойками.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

«Калева», ее команда и пассажиры, где-то в 1930-х годах.

10 ноября 1937 года самолет вылетел в очередной рейс, который едва не стал для него последним. Согласно расписанию, «Юнкерс» следовал из Хельсинки через Турку в Стокгольм. Сделав кратковременную посадку в Турку, самолет в 15.25 снова поднялся в воздух.


Едва экипаж закончил набор высоты, как спустя 13 минут после взлета от самолета оторвался центральный двигатель. Резко изменившаяся центровка потребовала мгновенной реакции командира экипажа: не растерявшись в критической обстановке, он приказал пассажирам встать с мест и перейти в переднюю часть салона. Несмотря на принятые меры, пилотам с огромным трудом удалось посадить самолет в Турку.


После ремонта «Юнкерс» эксплуатировался на пассажирских линиях, однако под самый конец «зимней войны» передан ВВС по мобилизации. За месяц военной карьеры он налетал в общей сложности 134 часа, после чего возвращен хозяевам.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Несмотря на сложную международную обстановку, в Скандинавии продолжали открываться новые авиалинии. Одной из них стала трасса Таллин — Хельсинки (Мальми), на которой со 2 апреля 1940 года начали работать такие же Ю-52 авиакомпании «Эстонские авиалинии». Вскоре к ним присоединились и «Юнкерсы» финской авиакомпании «Аэро».


Утром 14 июня «Калева» выполнил рейс из Стокгольма в Хельсинки с промежуточной посадкой на аэродроме в Турку. После недолгой стоянки на аэродроме Мальми, расположенном под Хельсинки, самолет вылетел в Таллин.

До этого командира экипажа по необъяснимой причине сменил шеф-пилот «Аэро» полковник Бо вон Виллебрандт, который вообще в тот день не намеревался садиться за штурвал. Вскоре после полудня руководитель полетов Видар Далстрем точно по расписанию дал разрешение на взлет.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Сто четыре километра от Мальми до Таллина «Юнкерс» преодолевал за 32—36 минут; большая часть трассы пролегала над водами Финского залива. В обратный путь из Лагсберга самолет вылетел по расписанию, в 13.54; через 36 минут «Калева» должен приземлиться в Мальми.


В экипаж самолета входили пилот Бо вон Виллебрандт и радист Тауно Лаунис. Согласно загрузочной ведомости, в 15-местном пассажирском салоне летели три сотрудника посольств — американец Генри Антейл, два француза, Поль Лонг и Фредерик Марта, — и немецкие бизнесмены Рудольф Келлен и Фридрих Офферманн, швед Макс Хеттингер и эстонка Унвар Лугу. Таким образом, с учетом членов экипажа на борту «Калевы» находились девять человек.


В то же время багаж некоторых пассажиров значительно превышал нормативные 15 кг на человека. Например, Поль Лонг вез с собой 154 кг, Фредерик Марти — 38 кг. Почти столько же, 35 кг, имел при себе Генри Антейл. Три сотрудника западных посольств с объемистым багажом покидали Эстонию в то время, когда в адрес правительств западных стран от имени Народного комиссариата иностранных дел отправлены требования закрыть свои посольства в Эстонии, Латвии и Литве в связи с вхождением этих стран в состав СССР.


В это время одна из советских подводных лодок, Щ-301, находилась на позиции точно под трассой пролета финского «Юнкерса».

Моряки уже получили приказ о начале блокады Эстонии. В нем содержалось задание проверять все суда, покидающие Эстонию, а также всех пассажиров и весь груз на борту. Предполагалось, что эстонское правительство попытается покинуть страну и, возможно, будет находиться на каком-либо судне.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Подводная лодка III серии «Щ-301» («Щука»)

В случае если некое судно не остановится или окажет сопротивление, разрешалось открывать по нему огонь; национальная принадлежность судна не имеет значения. То же относилось и к самолетам.


Утром 14 июня в патрулировании над морем приняли участие самолеты ДБ-3Т из состава 1-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) ВВС КБФ. В то время ДБ-3Т единственный тип современного скоростного самолета в составе ВВС РККА и ВВС ВМФ, который способен действовать практически в каких угодно метеоусловиях и в любое время суток, поскольку оснащен радиополукомпасом РПК-2.


Дальнейшие события описывает в книге «Над тремя морями» генерал-лейтенант Петр Хохлов: «23 июня 1940 года два наших экипажа во главе с командиром авиаполка Ш.Б. Бедзинашвили вылетели в разведку в северо-западную часть Балтийского моря. Ведомый экипаж возглавлял командир звена капитан М.А. Бабушкин (штурман — лейтенант Константин Виноградов; стрелок-радист — сержант В.А. Лучников). Ведущий состоял из командира полка, меня и стрелка-радиста сержанта Казунова. Пасмурное утро. Моросит дождь. Летим над Финским заливом. Стараемся обходить районы с низкой облачностью и потому часто меняем курс полета. Наконец подходим к Таллину. И тут небо засияло, море заискрилось, открылась прекрасная видимость.

Километрах в трех-четырех от города я заметил, как с аэродрома Лагсберг взлетел самолет. Он берет курс в сторону Хельсинки. — На перехват! — отдает распоряжение полковник Бедзинашвили. — Наверняка бесконтрольный, надо завернуть его обратно.

Сближаемся с самолетом Ю-52 без каких-либо опознавательных знаков. Я открыл астролюк своей кабины, приподнялся и рукой показал пилоту, чтобы разворачивал машину в сторону аэродрома. Но «Юнкерс» летит прежним курсом да еще увеличивает скорость. Мы дважды пересекли ему курс, подали знаки: «Требуем возвращения!» Неизвестный экипаж игнорировал наши требования. — Предупредить огнем, — передает командир.

Несколько трассирующих очередей проходят впереди кабины «Юнкерса», но и это не меняет дела. Мы так близко от преследуемого самолета, что видим через его иллюминаторы пассажиров в переполненном салоне, их самодовольные физиономии. Нам показывают кулаки, грозят пистолетами. После этого самолет-нарушитель был сбит. Мы сделали все по правилам, по инструкции. И все же возвращались на аэродром с сожалением о случившемся.

В рапортах подробно изложили все обстоятельства, однако были нам упреки: дескать, не сумели принудить «Юнкерс» к приземлению. Все стало на свои места, когда в поднятом со дна залива фюзеляже обнаружили не только множество материальных ценностей, но и большое количество документов, составляющих государственную тайну. Теперь нас уже одобряли за решительные действия. А мы к тому же поняли, почему экипаж Ю-52 отказался подчиняться требованию о возвращении на аэродром: ему бы пришлось расплачиваться за шпионаж».

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Петр Ильич Хохлов. Справа снимок начала 40-х годов.

Хохлов допустил маленькую неточность: «Калева» сбили не 23-го, а 14 июня. Любопытно, что в финском журнале за 1941 год опубликован рассказ очевидца этого эпизода, переданный Г. Бушманном, руководителем планерного клуба Таллина: «Один из его пилотов, по имени Орад Манг, служил в то время в армии, на маяке Кери. Он следил с маяка за окружающим пространством и в течение двух недель наблюдал одну или две русские подлодки, находившиеся на авиатрассе почти в середине Финского залива. Четырнадцатого июня он видел приближение „Калева“ со стороны эстонского берега и двух советских СБ-2, которые подошли с двух сторон к финскому самолету на дистанцию не более 50 м. Их совместный полет продолжался до острова Прингля, и тогда один СБ опустился немного ниже, после чего на другом советском бомбардировщике стрелок поднялся в башню и открыл огонь из пулемета по ,,Калеву“. „Юнкерс“ пролетел две или три мили, затем огонь открыли снова, но „Калева“ продолжал лететь на высоте 400—500 метров. Стрелявший СБ-2 спустился ниже, а другой зашел с другой стороны и, находясь у острова Кери, открыл огонь. На ,,Юнкерсе“ остановился левый двигатель, появился дым, а затем и пламя. Накренившись влево, „Калева“ упал в море.»


Наблюдатель с маяка ошибся в определении типа советского самолета. Он, например, заметил, как «стрелок поднялся в башню». Но в бомбардировщике СБ радист из-за узости фюзеляжа постоянно сидел в своей огневой точке и подняться в ней мог только открыв верхнюю часть остекления (при условии, что это турель МВ-3, которая монтировалась на поздних СБ с моторами М-103). А вот у ДБ-3 радиооборудование находилось перед пулеметной турелью.


Вероятно, радист вначале связался с командованием, а уж затем, получив приказ прервать полет неизвестного самолета, «поднялся в башню».


Кстати, экипаж Щ-301, находившийся на довольно значительном расстоянии от места инцидента, посчитал, что финский самолет сбит истребителями. Тип атаковавших машин окончательно выяснился только после выхода второго издания книги П. И. Хохлова.


В 14.06 для экипажа и пассажиров «Юнкерса» все кончено, но события в этом квадрате продолжали развиваться, так как неподалеку находились рыболовные суда и, самое главное, в шести милях от места падения финского самолета патрулировала советская подводная лодка Щ-301.


О том, что произошло дальше, можно узнать из рассказа трюмного старшины Бориса Галкина, попавшего в плен к немцам и финнам в 1943 году: «Экипаж Щ-301 наблюдал, как русские истребители сбили пассажирский самолет, летевший из Эстонии на север. Он упал в районе маяка Кери. На воде плавали обломки самолета. Вализы, в которых находилась американская дипломатическая почта, и чемодан с французской дипломатической почтой подняли на борт подводной лодки. Также найдены личные документы финского летчика.

Только из них экипаж подводной лодки узнал о национальной принадлежности сбитого самолета». Несмотря на то что до места падения самолета всего шесть миль, Щ-301 подошла туда только в 14.55. В результате первыми у места катастрофы оказались пять эстонских рыболовецких судов. Позже рыбаки сдали в главное управление эстонской полиции опломбированный мешок дипломатической почты, несколько портфелей, деньги в банковской упаковке, предметы одежды, десять фрагментов самолета, записные книжки пассажиров и обоих членов экипажа, бухгалтерские книги, немецкий паспорт, спасательный жилет и. чей-то скальп.

Как только связь с «Калева» прекратилась, в КДП аэродрома Мальми позвонил дежурный офицер с базы на острове Сантахамина, где находились финские посты ВНОС. Трубку поднял руководитель полетов Видар Далстрем, который позже вспоминал: «Разговор оказался коротким. У меня спросили, должен ли прилететь на Мальми из Таллина самолет, на что я ответил утвердительно. После этого сообщили, что их посты видели горящий самолет, который упал в море, после чего он предположил, что это наш самолет.»


Необходимо отметить, что гибель «Калева» наблюдали также с островов Исокари и Рюсокари. Вскоре для выяснения обстановки в район падения «Калева» направлен морской разведчик «Блэкберн райпон», однако его экипаж отклонился от курса и ничего не обнаружил.


Там же, на Мальми, находилась и финская истребительная эскадрилья LeLv-24, только недавно получившая новенькие американские «Брюстеры-239». Вместе с находившимися на вышке КДП аэродрома Мальми руководителем полетов Видаром Далстремом и срочно вызванным генеральным директором авиакомпании «Аэро» Гунаром Столе за обстановкой следили командир LeLv-24 майор Густав Магнуссон и фельдфебель Илмари Юутилайнен.

Последний рейс "Калева" Авиакатастрофа, Инцидент, СССР, Финляндия, Эстония, История, Авиация, Длиннопост

Звено финских истребителей американского производства «Брюстер В-239» (Brewster B-239).

В книге «Назло красным пилотам» последний пишет: «Я слушал с Магнуссоном сообщения вылетевшего разведчика, но тот не мог сообщить ничего определенного. Так как я был в тот день в числе дежурных, то мой самолет был в немедленной готовности к взлету. Разочарование от результатов разведки экипажа „Райпона“ вскоре отразилось на лице Магнуссона, и, повернувшись ко мне, он бросил: „Дуй на разведку“. Согласно рапорту, Юутилайнен стартовал в 14.51, а в 14.55 Щ-301 подошла к месту падения самолета. «Брюстер» финского пилота летел на высоте 200 м; пройдя маяк Хельсинки, Юутилайнен повернул на юг и, заметив силуэт советской подводной лодки, вскоре оказался рядом с ней. «Похоже, лодка стояла на одном месте, и я подумал, что она заметила катастрофу и подошла к месту происшествия. Я увидел рядом с подлодкой примерно метровые куски фанеры (применялась для отделки Пассажирского салона) и масляное пятно диаметром примерно 75 метров. На корме подлодки был красный флаг. Я кружил на дистанции 50 метров вокруг нее и видел много плававших вокруг подлодки предметов. Затем я пролетел над лодкой, пытаясь рассмотреть, что именно уже находится на палубе. Когда я был уже над субмариной, несколько советских моряков встали к зенитной установке.».


Сделав еще несколько кругов, Юутилайнен заметил и эстонских рыбаков, находившихся поблизости, и еще одну подводную лодку — на юго-востоке. На обратном пути, немного не долетев до плавучего маяка, финский летчик встретился с парой советских МБР-2, которые шли со стороны Ханко, а, когда истребитель пронесся над маяком, в поле зрения Юутилайнена попал и разведывательный «Райпон», экипаж которого так ничего и не обнаружил.


Появление финского истребителя, естественно, не осталось незамеченным для экипажа советской подводной лодки. «В то время, когда подводная лодка находилась на месте гибели самолета, — вспоминал Борис Галкин, — показался финский самолет — истребитель или легкий бомбардировщик. Сделав несколько кругов, самолет скрылся. Была дана команда открыть по нему огонь, но из-за отказа пулемета обстрелять самолет не удалось».


Тем временем поднятые в лодку предметы отправили в сушку, о сбитом финском самолете дали радиограмму в Кронштадт. Финская радиоразведка перехватила это сообщение, но никаких вещественных доказательств ей собрать не удалось.


Продолжавшие патрулировать в этом районе советские самолеты и подводные лодки исключали возможность захода в этот квадрат финских судов или гидропланов. На следующий день оставшиеся на поверхности воды обломки самолета подобраны советскими торпедными катерами и доставлены в Кронштадт.


Спустя два дня после происшествия, 16 июня 1940 года, другой Ю-52 «Эстонских авиалиний» в последний раз прилетел из Хельсинки в Таллин. Впрочем, и этот рейс вполне мог кончиться трагически: вылетев из Мальми в 9.10, «Юнкерс» обстрелян по пути зенитным огнем с подводной лодки.

«Несмотря на то что происшествие с „Калева“ известно в Финляндии, официальные круги этой страны не захотели накалять и без того непростую обстановку, Созданная комиссия сделала вывод, что причина гибели самолета — взрыв, происшедший в фюзеляже, — подводит итог Игорь Копилофф, занимавшийся журналистским расследованием трагедии 1940 года. — Интересен также и тот факт, что ни одна страна, чьи граждане погибли в этой катастрофе, не выразила протеста СССР. Лишь США и Франция прислали официальные запросы, но их стиль, вполне нейтральный, никак не затрагивал достоинства СССР. Военно-политический расклад был еще далеко не ясен. Великобритания — совсем недавно она не преминула бы использовать этот факт в своих целях — его попросту проигнорировала: у ее правительства в тот момент были проблемы поважнее. Французскому правительству в Виши также было не до этого. Франклин Рузвельт, со своей стороны не без основания считавший что хребет гитлеризму можно сломать только при непосредственном участии России, не хотел ссориться с Дядюшкой Джо из-за подобной „мелочи“. Такую же позицию, хотя и по другим причинам, занимали Германия, Финляндия и Швеция».


Однако позже катастрофа «Калевы» стала использоваться на Западе для демонстрации варварства Страны Советов, при этом ее вооруженные силы обвинялись в терроризме.

Источник: «100 великих авиакатастроф», 2004

Показать полностью 6
48

Еще один пакет долгожитель

Увидел пост про пакет с рекламой Билайна

Умели же раньше делать

и дальнейшие ответы на него, в т.ч. этот

Еще раз о том, как умели делать раньше


Продолжу эстафету. Изъял из оборота летом 2019 года.

Еще один пакет долгожитель СССР, Долговечность, Пакет, Длиннопост
Еще один пакет долгожитель СССР, Долговечность, Пакет, Длиннопост
Еще один пакет долгожитель СССР, Долговечность, Пакет, Длиннопост
Показать полностью 2
38

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония

Легендарный “дом - НЛО”, ступенчатая пирамида, “пентагон”, корабль пришельцев, самое своеобразное здание СССР, вершина архитектуры 70-х… И это лишь некоторые из эпитетов, характеризующих одну из достопримечательностей города Рапла — контору Раплаской межколхозной строительной организации, или дом Рапла КЕК. За интерьерное решение здания Рапла КЕК Ауло Падар получил в 1977 году присуждаемую ежегодно премию по дизайну интерьера. Здание было отражено во многих международных журналах архитектуры, на выставках и в книгах.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Вновь и вновь эта постройка притягивает внимание как местных, так и иностранных зрителей — словно парящая в воздухе пирамида на темно-синем цокольном этаже, чью форму зеркально повторяет расположенный вблизи ландшафт с бассейном с террасами.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Разработка проекта здания Рапла КЕК началась в конце 1960-х в тогдашнем государственном проектном институте EKE — “Проект КСЭ” (КСЭ — колхозное строительство в Эстонии), специализировавшемся на сельском строительстве, где поначалу был подготовлен довольно простой эскиз.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

В связи со сменой руководства Раплаской межколхозной строительной организации поменялись и планы на дом. Новое руководство хотело построить что-то более выдающееся, а потому проектировщиком назначили тогдашнего ведущего архитектора Тоомаса Рейна.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Здание Рапла КЕК представляет собой характерную для сельской архитектуры эпохи Эстонской ССР постройку — строительные канцелярии находились практически во всех тогдашних уездных центрах. Однако форма дома Рапла для того времени была очень нетипичной. Архитектуру здания характеризуют царивший в Советской Эстонии модернистский технофутуризм.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Внешний облик завершенного в 1977 году комплекса административного здания Рапла КЕК (здание и примыкающий к нему искусственный ландшафт с террасами) общей площадью 3076 м2 и многие его детали выполнены в форме пирамид (в основном, восьмигранных). Хотя большая часть здания имеет всего два этажа, снаружи оно выглядит как 7-ступенчатая пирамида, которая стоит на частично уходящем под землю первом этаже.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

Интерьер повторяет наружную форму здания. В основе здания лежит немного вытянутый восьмиугольник, который встречается и во всех других элементах: урнах для мусора, клумбах и т. д. Всей задумке добавляет эффектности восьмиугольный пруд, расположенный за зданием и являющийся его объемным зеркальным отражением. В середине здания находится спортивный зал с большим окном в крыше, окруженный коридором, откуда можно попасть в офисные помещения.

Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост
Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост
Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост
Архитектура СССР: дом - НЛО в Рапла, Эстония Эстония, СССР, Архитектура, Длиннопост

https://turist.delfi.ee/news/stories/v-rapla-nahoditsya-odin...

https://teletype.in/@romamonah/HyMo6vYrE

Показать полностью 8
191

Как я бутылку с посланием нашёл в море.

Прочёл пост:

На пляже в Бразилии нашли бутылку с посланием от советских моряков


... и вспомнил - а ведь я тоже однажды нашёл настоящую бутылку с посланием!

Вот только ситуация история была с точностью до наоборот - я был в СССР, а бутылка была иностранная...

1988 год. Я служил в армии. Наш дивизион ПВО располагался в Эстонии, на маленьком полуострове, с трёх сторон окружённом водами Финского залива - от пусковых установок до берега было метров 200, поэтому к морю спускались частенько...

И вот однажды спустился к воде и вижу - к берегу прибило пластиковую бутылку, как теперь минералку или пиво разливают, а тогда - диво дивное! - в СССР таких не выпускали (даже Кока-Кола и Пепси только в стекле продавались). Поэтому и решил взять в руки. А бутылка сильно потёртая - видимо, долгое время плавала...

И вот беру эту бутылку - а внутри что-то есть, свёрнутая бумага!

Достаю эту бумагу - а там послание (точный текст не вспомню - 30 лет прошло, да и английским я тогда владел не так, как сейчас):

- Привет! Меня зовут [*** - женское имя, похоже на шведское], я из Швеции. Мы сейчас плывём на корабле с друзьями и решили написать это послание.


Вот такая короткая история, но ощущения в тот момент были незабываемые - словно прикосновение к чему-то волшебному, романтика морских путешествий, как будто попал в приключенческие романы Стивенсона, Жюля Верна или Джека Лондона.


Что стало с посланием - не помню...

На фото - я, на том самом берегу в тот самый год )))

Как я бутылку с посланием нашёл в море. Послание, Письма из бутылки, СССР, Армия, Приключения, Граница, Море, Эстония
607

В Юрмале оштрафован мужчина, размахивавший флагом СССР

В Юрмале оштрафован мужчина, размахивавший флагом СССР СССР, Латвия, Флаг, Ностальгия, Штраф, Прибалтика, Политика

В Юрмале суд наложил штраф на мужчину, который в День независимости Латвии 18 ноября из окна своей столичной квартиры размахивал флагом СССР. По решению суда, житель Юрмалы должен выплатить 20 евро.


Согласно судебным материалам, в момент совершения нарушения мужчина был пьян. Флагом с запрещенной в Латвии советской символикой он размахивал из окна, которое выходило на сцену, где шли праздничные мероприятия.


Источник

277

"Мотошлемы из Эстонии", СССР, 1972 год

Неизвестный художник.

Таллин, 1972 год.


Скорее всего плакат посвящен продукции Таллинского завода SALVO, который, помимо мотоциклетных шлемов различных моделей, производил изделия из пластика (ведра, игрушки, санки, коньки и т.д.).

Наверняка и сейчас у кого-то по гаражам лежит эта продукция :-)

"Мотошлемы из Эстонии", СССР, 1972 год Плакат, СССР, Эстония, Мото, Шлем, Техника безопасности, ПДД, Графика
1229

Россия отсоединяет Прибалтику от себя

Введение в эксплуатацию двух новых ТЭС в Калининградской области болезненно восприняли в соседней Литве: теперь энергетическая система Калининграда способна работать в изолированном режиме и Россия может выйти из электрокольца БРЭЛЛ, не дожидаясь, пока оттуда выйдет Прибалтика. Если раньше Прибалтийские страны рвали связи с Россией, то теперь Россия проводит политику инфраструктурного отмежевания от Прибалтийских стран. И, вопреки демонстративному желанию держаться подальше от восточного соседа, Литве, Латвии и Эстонии совсем не по нраву, что морские порты, трубопроводы и электростанции теперь строятся «в обход» Прибалтики.

В городах Гусеве и Советске на востоке Калининградской области начали работать Маяковская и Талаховская тепловые электростанции. В торжественной церемонии ввода в эксплуатацию ТЭС принял участие президент России Владимир Путин, что свидетельствует о важности события для высшей российской власти.

Россия отсоединяет Прибалтику от себя Прибалтика, Россия, Энергетика, Брэлл, Политика, Длиннопост, Эстония, Латвия

При этом вводом в эксплуатацию двух ТЭС на востоке области модернизация калининградской энергетики не закончится. Осенью этого года будет запущен первый энергоблок Прегольской ТЭС под Калининградом. В следующие несколько месяцев начнут работу остальные три блока, и к апрелю 2019 года Прегольская электростанция на 456 мегаватт будет функционировать на полную мощность. А летом 2020 года начнет работать в полную силу резервная Приморская ТЭС в Светлом.

Запуск четырех новых электростанций позволит вдвое увеличить мощность генерации в Калининградской области. Это даст возможность энергосистеме самого западного региона России работать в изолированном режиме, что сделает Калининград нечувствительным к поставкам электроэнергии из Литвы.

Россия отсоединяет Прибалтику от себя Прибалтика, Россия, Энергетика, Брэлл, Политика, Длиннопост, Эстония, Латвия

До сих пор Калининградская область была связана с энергосистемой остальной России через электросети Литвы. Литовские власти, планируя выход из электрокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва), злорадно представляли, с какой головной болью столкнется Москва из-за энергообеспечения Калининградской области. А с Литвы и взятки гладки: мы разрываем инфраструктурные связи с «оккупантами», а энергоснабжение Калининграда не наша проблема.


Однако новости о том, что Россия решила проблему еще до того, как та возникла, и теперь может сама отключиться от БРЭЛЛ и избавить страны Прибалтики от своего присутствия в их электросетях, прибалтийских политиков почему-то не радуют.


«После того как страны Балтии начали дискуссии об отсоединении от российского электрокольца и синхронизации с Западом, Москва подняла вопрос Калининграда, и это должно было стать одним из главных объектов переговоров. Но сейчас готовность России сохранить калининградскую изолированную систему изолированной говорит о том, что дискуссий по этому вопросу не будет», — прокомментировал открытие в Калининградской области новых электростанций министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.

Жигимантас Вайчюнас

Россия отсоединяет Прибалтику от себя Прибалтика, Россия, Энергетика, Брэлл, Политика, Длиннопост, Эстония, Латвия

Заявление на самом деле обескураживающее.

Оказывается, Литва хотела дискуссии и переговоров с Россией, а Россия ей такой возможности не предоставила, коварно построив новые электростанции, позволяющие калининградской энергосистеме работать изолированно от Прибалтики.


Не в этом ли и был смысл затеи с выходом Прибалтики из БРЭЛЛ: заставить Россию разговаривать с Литвой, Латвией и Эстонией, причем с позиций слабого и просящего? Мол, войдите, пожалуйста, в наше положение: у нас есть Калининградская область, она останется без электричества, если вы покинете электрокольцо. Давайте вместе подумаем над этой проблемой и придем к какому-то компромиссу, проявите понимание, мы готовы в ответ пойти на уступки в других вопросах…


Вместо всего этого Россия в очередной раз проявила свою агрессивную имперскую сущность: за несколько лет построила новые электростанции и теперь в любой момент может сама выгнать Прибалтику из своей электросети, раз уж она так хочет оттуда выйти. Обидно? Конечно, обидно. Одно дело, когда ты говоришь «прощай, немытая Россия», гордо отворачиваешься и уходишь в закат, и совсем другое дело, когда сама Россия разворачивает тебя и посылает на запад пинком под зад.

Россия отсоединяет Прибалтику от себя Прибалтика, Россия, Энергетика, Брэлл, Политика, Длиннопост, Эстония, Латвия

«Этот шаг показывает, что строится новое внутреннее кольцо, которое позволит отделить страны Балтии от континентальной сети России», — говорила о новых ТЭС в Калининградской области, строительстве Островецкой АЭС в Беларуси и реконструкции российских и белорусских сетей советник министра энергетики Литвы Аурелия Верницкайте. Так разве это не счастье? Россия сама отделяется от Прибалтики. «Империя» рвет инфраструктурные связи с бывшими «оккупированными» территориями. Радоваться нужно. Однако советник министра говорит о происходящем не с удовлетворением, а с тревогой.


«Я так понимаю, всё уже готово, это можно делать, министерство также говорит, что это надо делать немедленно, ведь мы уже проиграли один похожий бой. Это касается АЭС. Аналогия та же: Россия забежала нам за глаза и побуждение Беларуси строить АЭС похоронило всякую надежду на строительство АЭС в странах Балтии, на генерирование большего количество энергии и ее продажу», — прокомментировал энергетические проекты России и Беларуси депутат литовского Сейма консерватор Паулюс Саударгас.


Паулюс Саударгас

Россия отсоединяет Прибалтику от себя Прибалтика, Россия, Энергетика, Брэлл, Политика, Длиннопост, Эстония, Латвия

Эти заявления литовских деятелей очень показательны и откровенны.


Стратегический курс России на инфраструктурное отмежевание от Прибалтики в самой Прибалтике вместо удовлетворения встречает зависть, раздражение и обиду: у них теперь гарантированно не будет ни денег от российского транзита, ни возможностей влиять на Москву.


При декларируемом десятилетиями желании не иметь дел с Россией, держаться от нее подальше и всеми помыслами быть в Европе, страны Балтии очень хотели говорить с Кремлем, но только на своих условиях. В их идиллической картине Россия была кающимся агрессором, который признаёт «советскую оккупацию», просит прощения за «геноцид» прибалтийских народов, плачет и платит Прибалтике сотни миллиардов долларов материальных компенсаций, с которых литовцы, латыши и эстонцы безбедно живут еще лучше, чем в Советском Союзе.


Вместо этого Москва вообще отказалась разговаривать с Прибалтикой и построила собственные грузовые порты в Балтийском море, чтобы преодолеть транзитную зависимость от Прибалтийских республик. И теперь руководителям Литвы, Латвии и Эстонии остается только кусать локти от злости: их порты и железные дороги скоро ни единого рубля от российского транзита не увидят, разговаривать с ними «за оккупацию» в пределах Садового кольца никто так и не собирается, а монополии на порты и, следовательно, возможности повлиять на Россию больше нет.


Выход Прибалтики из БРЭЛЛ — продолжение той же истории. Упущена такая прекрасная перспектива поговорить с Россией с позиций силы из-за энергоснабжения Калининграда. Увидеть Путина просящим.


В результате вместо чувства собственного превосходства приходится в очередной раз испытывать комплекс неполноценности.


Ведь Россия в кратчайшие сроки устранила проблему, за несколько лет построив несколько электростанций. Вдобавок аккурат к выборам президента Литвы «Росатом» запустит Белорусскую АЭС. Новые российские порты на Балтике наращивают грузооборот. Железная дорога в обход Украины построена за два года и введена в эксплуатацию.


Между тем, проект Висагинской АЭС закончился на стадии презентаций в Power Point. Железную дорогу Rail Baltica страны Балтии не могут построить два десятилетия. Нефтепровод в Вентспилс пуст. СПГ‑терминал в Клайпеде — «чемодан без ручки», который и нести невозможно, и выкинуть нельзя. Латвийские и эстонские порты год от года теряют грузы.


В советские годы Россия вкладывала колоссальные деньги в инфраструктуру Прибалтики — теперь Россия вкладывает огромные деньги в инфраструктуру обхода Прибалтики, последовательно разрывая инфраструктурные связи с Эстонией, Латвией и Литвой.


И первым лицам последних, как они ни стараются изображать отстраненность и равнодушие, не удается скрыть зависть и злость. Гигантские ресурсы, которые раньше шли в Прибалтику, теперь идут мимо Прибалтики. Вокруг них всё строится и растет, а у них — простаивает и ржавеет.

И разговаривать с ними в России никто не хочет. И сделать с этим ничего нельзя. Только и остается, что кусать локти.

Источник

От ТС:  Ради смеха выну-ка я из игнор-листа XenomorphLT

Показать полностью 4
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: