Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

В якутской школе опровергли сообщения об отказе принять русскоязычных детей

ЯКУТСК, 1 фев – РИА Новости. Школа "Айыы кыьата" в Якутске не отказывается принимать русскоязычных детей, сообщения об этом являются клеветой, заявила РИА Новости директор учреждения Лидия Шамаева.

Ранее ряд СМИ сообщил, что родители пожаловались на руководство национальной школы в Якутске, которая отказалась принимать русскоязычных детей.


"В марте мы должны стать отдельным юридическим лицом – стать национальной гимназией. Мы вовсе не отказываемся принимать русскоязычных детей в "Айыы кыьата", это клевета. Заявления принимаются у всех родителей 203-го микрорайона. Мы можем открыть дополнительные классы в здании, немного потесниться, и 1 сентября принять столько детей, сколько позволяет площадь здания, по решению учредителя. В настоящее время поступило 140 заявлений в первый класс, из них 32 родителя хотят, чтобы их дети обучались на русском языке и 108 – на якутском языке", - рассказала Шамаева.


Со слов директора, школа "Айыы Кыьата" начала работу в 2005 году в здании дворца детского творчества в качестве дополнительных классов Якутской городской национальной гимназии по инициативе горожан, желающих обучать своих детей родному языку. По словам руководителя "Айыы Кыьата", 13 лет детей данной школы приходилось обучать в две смены, в трех разных зданиях, при этом буквально ютиться в чужих кабинетах. У школы не было ни своей столовой, ни спортзала. Но со всех концов города, несмотря на это, дети приезжали учиться.


Сегодня в "Айыы Кыьата" насчитывается более 700 учащихся. В 2015 году решение о строительстве нового здания для этой школы принял мэр города Якутска, ныне глава республики, Айсен Николаев. И в конце декабря 2018 года объект на 550 мест приняли в эксплуатацию. Но учитывая количество учащихся, вторую смену придется оставить, сказала директор.

Также она пояснила, что в 203-м микрорайоне города строится еще одна школа, но этот объект будет сдан в 2020 году. Проблема нехватки мест в ближайшей перспективе должна решиться.


В свою очередь, глава региона Айсен Николаев на личной странице в Twitter тоже опроверг достоверность информации о том, что школа отказывается брать русскоязычных детей Якутска:


"Информация, распространяемая в СМИ про недоступность якутской школы "Айыы кыьата" в 203 микрорайоне, не является действительностью! Решение проблемы нехватки мест в 203 микрорайоне уже есть и реализуется", - прокомментировал он.


По конституции Республики Саха (Якутия) в регионе действуют два государственных языка – русский и якутский. Тем не менее, не всем якутянам удается устроить детей в национальные гимназии или школы столицы, так как на сегодня в Якутске имеется 51 общеобразовательная школа и всего пять – с якутским языком обучения.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
18
Автор поста оценил этот комментарий
Чё, блин пристали к нацменам - пусть учатся на якутском! Кстати, они ЕГЭ тоже на якутском сдавать будут?
P.S. Давно хотел спросить: как по- якутски будет будет "синхрофазотрон"? Вдруг выпускник этой школы в ВУЗ захочет поступить, ведь есть же наверняка ВУЗы с обучением на якутском :)
раскрыть ветку (56)
10
Автор поста оценил этот комментарий

пожил довольно долго в Якутии, еще при Советской власти, но кажется особо ничего не изменилось. никого не хочу обидеть, но среди коренного населения очень много артистов, музыкантов, певцов, танцоров, очень много спортсменов и неплохих, но вот что касается технических специальностей...основная масса инженеров, строителей, энергетиков(близкая отрасль) были некоренной национальности, скажем так. А с языком там интересно было - современные названия предметов, техники, научные термины, все как по русски, с изменением окончаний или произношения. Например магазин звучало как магахын, причем  Х как украинское "гэканье", а писалось как h. Ну и многое другое. Так что синхрофазотрон почти так и будет.

раскрыть ветку (9)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Как-будто магазин и синхрофазатрон это русские слова.
раскрыть ветку (8)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то слово "синхрофазотрон" это русское слово, впервые появилось на русском языке, придумано русскими физиками.

раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Ну если уж занудствовать, то физики и не русские вовсе, а известно какой национальности. Можно сказать, что слово русское, только окажется, что ни синхронность, ни фаза, ни ***трон русскими словами не являются. И наконец, переводить слово "синхрофазотрон" на какой-либо язык незачем, ибо оно нигде не употребимо, и по-сути подразумевает собственное имя конкретного ускорителя.

Автор поста оценил этот комментарий

но ведь слова из которых оно составлено не являлись русскими


да и спор этот ни к чему. Языки развиваются, меняются, приобретают новые слова и т.д.


надо будет, можно будет просто термины калькой перенести с английского/немецкого в якутский язык, как и сделали в русском.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Слова синхронизация, фаза и электрон являются словами русского языка и являлись ими в момент изобретения слова синхрофазотрон.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

с каких пор греческий стал русским?))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А с каких пор эти слова исчезли из русского языка?

И причём тут вообще греческий? Эти слова из древнегреческого языка.

ещё комментарий
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Хм. Какими именно?

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Также как и на русском. Слово образовано от древнегреческих слов.

раскрыть ветку (15)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Не может быть, ведь другие слова (образованные в русском из иностранных) по-якутски звучат по-другому:
велосипед
тимир ат, икки (05° киэнэ үс) көлүеһэлээх, атах күүһүнэн ыытыллар транспорт көрүиэ. Т.а. күрэхтэһиилэргэ эмиэ туттуллар.
экскаватор
сири хаһар, буору, таас чоҕу, о. д. а. баһар массыына

Вот я и хотел уточнить - легко ли будет адаптироваться человеку, обучавшемуся на якутском в мире науки?

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Русский язык они тоже учат. Да и вообще, в современной России единственный шанс не освоить русский язык — жить в республике с околонулевым русским населением, и то он довольно призрачный.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И кто-то настойчиво пытается создать в России такие регионы, мину замедленного действия, мало одной феодалии на Северном Кавказе?

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Их "создали", когда Российская империя взяла соответствующие территории под свой контроль. Потом ещё раз создали, когда СССР, провозгласив право на самоопределение, призвал трудящихся строить светлое коммунистическое будущее. И последний раз, когда Ельцин уговаривал республики войти в состав РФ, хотя у многих были уже приняты декларации о суверенитете.


Люди имеют право учиться на родном языке. Почему право представителей всех других коренных народов России учиться на родном языке удовлетворяется в последнюю очередь, а право представителей русского народа в первую очередь?


Причём у этих родителей ведь есть возможность отвести детей в другую школу, речь идёт о единственной в городе школе с якутским языком обучения. Получается желание родителей, чтобы их ребёнок учился на русском ближе к дому важнее, чем право якут хоть где-то давать детям образование на родном языке.


Якуты, которые хотят чтобы их ребёнок учился на якутском вынуждены со всего города везти детей в эту единственную школу. Люди рады и этой возможности. А недовольные - те, кому хочется отвести ребёнка поближе к дому.


Это дискриминация по национальному признаку. Либо надо чтобы во всех школах были классы с якутским языком обучения, либо надо оставить эту школу в покое.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий
Их "создали", когда Российская империя взяла соответствующие территории под свой контроль.

Или завоевала. Зачастую, территории присоединяли не потому, что они сами по себе представляли огромную ценность, но чтобы не допустить их захвата другими странами. Самостоятельность таких регионов была всегда невозможна.


Потом ещё раз создали, когда СССР, провозгласив право на самоопределение, призвал трудящихся строить светлое коммунистическое будущее.

И каким это боком помешало людям жить? Им наконец придумали письменность, познакомили с медициной. дали образование, возможность дальнейшей учебы, если у кого будут желание и способности?


И последний раз, когда Ельцин уговаривал республики войти в состав РФ, хотя у многих были уже приняты декларации о суверенитете.

Я в другом мест ответил. Скажу просто: вам пример "независимости" Чечни понравился? И там еще все хорошо для чеченцев закончилось. могло быть совсем не так в финале.

Люди имеют право учиться на родном языке

Имеют. Только кто сказал, что это право им должны обеспечивать другие народы? За счет местного бюджета и должны удовлетворяться местные потребности. Разве нет?

а право представителей русского народа в первую очередь?

Вспомните, как складывалась система образования в России. там что, сгоняли татар (раз уж вы - татарин), якутов, прочих нацменов (для краткости) и все эти люди строили школы для русских?

Нет, русские сами построили школы в своих городах. Будете с этим спорить? А потом просто стали делиться тем. что есть.

Причём у этих родителей ведь есть возможность отвести детей в другую школу, речь идёт о единственной в городе школе с якутским языком обучения.

Начнем с того, что там огромная проблема с учебными местами. по их же словам дети учатся в две и три смены. (Кстати, при советской власти в моей школе тоже в две смены учились, и новой школы до сих пор не построили)

Так вот, кто-то решал, что сейчас - самый подходящий момент для создания национальной гимназии! Это умно, по-вашему?


Это дискриминация по национальному признаку. Либо надо чтобы во всех школах были классы с якутским языком обучения, либо надо оставить эту школу в покое.

Кому "надо"? Почему чье-то личное "надо" должно финансироваться за общий счет?


Далее, если я был бы тем, что вы обо мне думаете, я бы поддержал образование на якутском языке: куда такие ученики денутся после школы, кому они где нужны, с якутским образованием и никаким знанием русского на фоне безработицы? Вот и пускай идут оленей пасти, поддерживают самобытность своего народа. А править ими будут те немногие из местных, у кого хватило ума дать своим детям нормально образование. Как вам такое положение дел? Нравится?

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

У многих народов письменность была и до присоединения к России. Цивилизаторство - во многом миф, захватывали по другим причинам. Казань на момент захвата уж точно не была менее развитым городом, чем Москва.


Что касается финансирования. Средние школы финансируются на 90% за счет бюджетов регионов. Даже учитывая, что в России количество налогов, уходящих в федеральный бюджет, на мой вкус, слишком велико, школы по-прежнему на 90% финансируются регионами.


Вот когда напишут учебники на якутском языке, дадут возможность по ним учиться тем, кто этого хочет, тогда и посмотрим равно ли образование на якутском языке необразованности или нет.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У многих народов письменность была и до присоединения к России.

А у тех же якутов - не было. И у народов северного Кавказа не было, у народов Севера - тоже не было. Так что этот ваш тезис несостоятелен.

А кроме письменности у этих народов не было своей государтсвенности. Не зря просили освободить от ненавистного им хана Кучума (вроде бы такое имя было, гуглить лень)

Цивилизаторство - во многом миф, захватывали по другим причинам. Казань на момент захвата уж точно не была менее развитым городом, чем Москва.

А никто и не говорит, что везде мотивом было цивилизаторство и только оно.

Казань захватили потому, что "цивилизованные" татары жили за счет постоянеых набегов на Русь, грабежей и уводов в рабство. Скажете, надо было и дальше терпеть эти набеги?


Вот когда напишут учебники на якутском языке, дадут возможность по ним учиться тем, кто этого хочет, тогда и посмотрим равно ли образование на якутском языке необразованности или нет.

Кто их напишет, эти учебники? Почему до сих пор не написали, может никому нужно не было? И, снова спрошу, зачем все это? Зачем России местные националисты? Разве примера Прибалтики, Чечни, украдины недостаточно?

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему если люди хотят изучать родной язык, то сразу местные националисты? Чем неместные националисты лучше?


Эти люди - граждане России. Вся политика в стране должна строиться в интересах всех народов, всех граждан России. Если мы обеспечиваем право на жизнь, должны обеспечить его всем. Если мы обеспечиваем право на изучение родного языка, должны обеспечить его всем.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Если мы обеспечиваем право на жизнь, должны обеспечить его всем.

Вы там не передумали? У меня же есть право на жизнь, по-вашему? Ну-ка, обеспечьте меня всем, да побыстрее, я уже притомился вас ждать! )))

Где же вы раньше были, мне всё самому приходилось себе обеспечивать! А оно вона как можно было!!!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Почему если люди хотят изучать родной язык, то сразу местные националисты?

Я разве такое говорил? Не надо передергивать.

В данном посте проблема в том, что они не построили новую школу для выполнения своих желаний, но решили существующую школу "для всех" превратить в национальную гимназию. И это притом, что мест в школах катастрофически не хватает. Т.е. их личные желания должны выполняться в ущерб другим людям, и всем это должно нравиться!

Чем неместные националисты лучше?

Ничем ну лучше. Вон, в этой ветке со мной дискутирует татарин, переехавший в Питер и требующий организовать там татарские школы. И считает Чечню образцом российской национальноц политики. Мне его идеи вовсе  не нравятся.

Если мы обеспечиваем право на жизнь, должны обеспечить его всем.

Что?!

Начнем с того, что само право на жизнь в наше время превращается в пустой звук: есть деньги - ну живи, нет - твои проблемы, медицина перестала быть бесплатной. (А в более ранние времена никакого права на жизнь вообще не существовало)


Далее, из первого отнюдь не следует второе, с чего вы взяли?

"Дал мед, обязан дать и ложку!", по-вашему?


Это при социализме государство пыталось как-то обеспечивать трудящихся жильем, образованием, правом на труд, пенсиями, но даже тогда никто не заикался дать ВСЁ и всем! Сейчас же народу никто ничем не обязан.

раскрыть ветку (4)
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку