В тени Аустерлица: персидский поход полковника Карягина
Усиление России в Закавказье в начале XIX века вызывали недовольство региональных держав - Турции и Персии. Первая из них, незадолго до это потерпевшая эпичное поражение в очередной войне с Россией (1787-1791) не смогла быстро отреагировать военным путём на присоединение к России Картли-Кахетии (1801), а также Менгрелии и Имеретии (1803). В результате в том же 1803 году в результате успешного похода русских войск под командованием генерала Гулякова России покорились Джаро-Белоканские общества и Илисуйский султанат. Удачные действия русских заставили эриванского хана (вассал персов) принять все требования, а открытые в это же время переговоры с бакинским ханом о принятии его в подданство давали возможность главнокомандующему кавказскими силами генералу князю П. Д. Цицианову (грузин, кстати) направить все свои силы против Гянджи, которую он считал первостепенной важности. В январе 1804 года князь открыл боевые действия, и русские штурмом взяли Гянджу. Это послужило поводом к началу войны Персии с Россией. Однако последовавшие за этим осада Еревана, действия в Карабахе и покорение Баку немного попячили персов, в результате шах был вынужден взять паузу. Как итог - 14 мая 1805 года был заключён Кюрекчайский договор, согласно которому Карабахское ханство входило в состав России. Да-да, тот самый Карабах.
Затишье на Кавказе позволили России переключить внимание на Европу, где как раз полным ходом шла война третьей коалиции, и все игроки готовились вот-вот увидеть высокое небо Аустерлица. Персидский шах, разумно решивший, что пока внимание России занято войной с французами, неплохо бы воспользоваться ситуацией и вернуть себе контроль над территорией Карабаха. Для этого 40-тысячное войско под командованием наследного принца Аббас-Мирзы перешло реку Аракс по Худаферинской переправе. Переправу оборонял батальон 17-го егерского полка под командованием майора Лисаневича, который после быстрого боя отступил в Шушу. Не имея существенных сил под рукой, князь Цицианов выслал навстречу неприятелю второй батальон того же полка, под командованием полковника Карягина (493 человека) с обозом и двумя орудиями. Батальон вышел из Гянджи по направлению к Шуше. Данный путь составлял около 100 км.
Спустя три дня на подступах к Шуше в районе Шахбулага батальон натолкнулся на передовой персидский отряд сардара Пир-Кули-хана, численностью около 3—4 тысяч. Карягин перестроил батальон в каре и продолжил марш, отражая атаку персидской кавалерии. К вечеру к персам подтянулись основные силы и Карягину пришлось укрепиться с помощью вагенбурга в районе Аскерана на берегу реки Каркарчай на территории старого татарского кладбища. В результате ожесточённых атак русский отряд понёс значительные потери (почти 200 человек). В результате обстрелов из фальконетов в строю осталось лишь 150 человек. 26 июня отряд поручика Ладинского сделал вылазку, чтобы добыть воду. Также им удалось штыками переколоть батарею персидских артиллеристов. Посланный в ближайшую деревню Храморт за фуражом отряд поручика Лисенко сдался персам. Положение осаждённого отряда становилось критическим: патроны и сухари были на исходе.
29 июня было решено тайно покинуть лагерь и внезапно атаковать крепость Шахбулаг. Крепость была взята, однако русский отряд вновь на 13 дней оказался блокированным персидской армией. Армянский проводник Юзбаш помог отправить донесение князь Цицианову и вернуться обратно. Чтобы выиграть время, Карягин начал вести переговоры о сдаче. Однако, усыпив бдительность Карягин решился на дерзкий рывок в соседнюю крепость Мухрат, которую впоследствии и занял. Однако до этого нужно было переправитьб людей, и главное - орудия, через стремительный горный поток. Один из солдат (его имя известно - Гаврила Сидоров) предложил соорудить "живой мост". Это решение стоило малочисленному отряду чувствительных небоевых потерь. По одной версии, десяток солдат встали в поток, а у них на плечах соорудили импровизированный настил из ружей. Ломая кости солдат, пушки перекатились на другой берег. При переправе орудий Гаврила Сидоров получил травмы, от которых впоследствии умер. Однако крепость удалось занять.
15 июля князь Цицианов разбил персов, а после соединился в Мардакерте с остатками отряда полковника Карягина. Сам Карягин получил за этот поход золотую шпагу, все офицеры и солдаты — награды и жалованье, а погибший при переправе пушек Гаврила Сидоров — памятник на полковом плацу в городе Манглиси.
Война с Персией закончилась лишь в 1813 году Гюлистанским мирным договоров и полной победой России. За эти 9 лет (с 1804 по 1813 годы) Россия также успела повоевать с Францией (1805, 1806—1807, 1812), Турцией (1806—1812), Швецией (1808—1809), а также находилась в состоянии войны с Англией (1807—1812).

