В СССР не боялись гасить самолеты стран «потенциального противника»
Зимой 1982-1983 года Москва под видом военных учений «Кавказ-2» незаметно перебросила в Сирию 8-тысячный контингент советских войск для поддержки своего союзника Хафеза Асада.
К началу 1980 года в Сирийской Арабской Республике дислоцировались два наших зенитно-артиллерийских полка, усиленные двумя радиотехническими батальонами и командами радиоэлектронной борьбы.
После ввода советских войск в Афганистан сирийские радикальные исламисты стали осуществлять террористические акты против наших военных и гражданских лиц.
5 октября 1981 года шахид-мобиль прорвался на территорию советской военной базы, приведенное смертниками в действие взрывное устройство унесло жизни двух солдат и школьницы дочери офицера пэвэошника.
18 июля 1982 года в рамках операции «Мир Галилее» израильские войска подошли вплотную к Дамаску. Если бы не спланированный нашими военными советниками контрудар Сирийская Арабская Республика могла бы уже тогда прекратить свое существование.
20 июля 1982 года в районе дороги «Бейрут-Дамаск» израильский ударный отряд атаковал пост генерала Михаила Петровича Носенко, советника командующего войсками в Ливане. В течение часа наши и сирийские офицеры противостояли превосходящим силам противника и были спасены пришедшей им на выручку сирийской бронетанковой группой. В бою погибли сержанты Юматов и Викторов.
Осенью 1982 года 15-й президент Сирии Хафез Асад добился встречи с тяжелобольным Андроповым, которому оставалось жить чуть более 15 месяцев. Гость убедил генсека, перебросить в его республику советский военный контингент, без поддержки которого сирийцы скорей всего не удержали бы Дамаск. Несмотря на начавшуюся горячую фазу Афганской войны, Андропов пообещал помочь союзнику организовать оборону против еврейских милитаристов.
В начале января 1983 года в Тартус, где в тот момент находился пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР, прибыл первый теплоход с советскими «туристами». Вскоре из русских «путешественников» сформировали два полка дальнобойных ПВО, полк технической поддержки и подразделение РЭБ.
Грамотная расстановка комплексов противовоздушной обороны и средств радиоэлектронной борьбы обеспечила полное закрытие неба над Сирией лучшими в мире расчетами ЗРК С-200.
Контингент наших войск в республике возглавлял фронтовик генерал-лейтенант Константин Степанович Бабенко. Говорят, что когда командующий ВВС Израиля Амос Лапидот узнал, что СССР играючи закрыл небо над Сирией, он сказал своему президенту: «Эти гои сделали в нашем регионе так, что уже никто никуда не летит».
Приободренный поддержкой сильного союзника Хафез Асад громогласно заявил, что все израильские самолеты, вторгшиеся в воздушное пространство его страны, будут уничтожаться без предупреждения.
Только в октябре 1983 года на американском всепогодном палубном тактическом самолете дальнего радиолокационного обнаружения Грумман E-2 «Хокай» израильтяне решили проверить сирийцев «на слабо» и были наказаны советскими ракетчиками.
23 октября 1983 года грузовик с 5 тоннами взрывчатки и смертником въехал в здание штаба морской пехоты США в Бейруте. Взрыв унес жизни 241 военнослужащего США и 58 французских солдат.
В ответ на теракт объединенная эскадра англосаксов, французов и итальянцев начала обстрел территории Ливана и позиций сирийской армии, расположенных вдоль трассы Бейрут-Дамаск.
С 4 по 9 декабря 1983 года советские ракетчики уничтожили 9 американских и 2 французских самолета, в том числе штурмовики A-6 Intruder и A-7 Corsair II. У израильтян с задания не вернулись 8 машин, половину из которых сбили сирийские военные расчеты, обученные нашими спецами.
В январе 1984 года неизвестные исламисты атаковали позиции нашего 220-го зенитно-ракетного полка в Хомсе. Нападение отбила сирийская группа прикрытия, заплатив жизнями 20 своих бойцов. Говорят, что так американцы пытались нам отомстить за смерть своих военных в Бейруте, к гибели которых как они были уверены, приложила руку Москва.
В начале 1984 года противостояние закончилось выводом из Бейрута миротворческих сил возглавляемых США.
В июле 1984 года Сирийскую республику покинул и советский контингент.
Всего во время Ливанской войны 1982-1983 года погибло 15 советских солдат и офицеров, еще 200 человек получили ранения и контузии. Агрессоры потеряли 19 самолетов.