Увлекательные истории из оперблока

Привет, друг. Небольшая прелюдия: я учусь, несколько лет прохожу летнюю практику санитаром в оперблоке детской больницы. Хочу рассказать немного о том, как ты, парень, выглядишь, когда отключаешься под наркозом перед операцией, и что происходит вокруг, ибо нахожу это интересным. Будет много подробностей для непосвященных, и, возможно, много неточностей для уже взрослых-больших врачей. :]

В операционной, как правильно, находятся не менее пяти человек - анестезиолог и его медицинская сестра (все препараты вводит, как правило, она, а врач лишь руководит процессом, выбирает подходящие дозировки и выводит из наркоза), два хирурга, санитар. Мне довелось работать на хирургии острых патологий, урологии, травме.

Плановый операционный день у нас длится с 9 до 14, но частенько операции затягиваются и до 16 - не по плану, конечно. Всегда есть список больных с всякой информацией - что болит, какую операцию делаем и есть ли гепатит.
В операционной есть санитарный пропускник, где хирурги "моются" перед операцией. Непосредственно перед самой операцией надевают халат, тот, который на завязочках сзади. Вокруг них и медицинской хирургической сестры - те самые "санитарные зоны", прикоснувшись к которым ты рискуешь стать прицелом испепеляющего взгляда всего оперблока. С этим очень строго - если капелька пота упадет с лба хирурга на перчатку - ее нужно менять.

Весь остальной персонал обычно ходит в "хирургичках" или одноразовых хир. костюмах, обязательно должна быть одноразовая шапочка (чаще используется много раз), маска.

Дети в операционной бывают разные, на моем веку - от 1 года и до 17 лет. Из отделения первого ребенка привозят на каталке, накрытым простыней. Если может ходить - оставшиеся 10 шагов до операционного стола делает сам. В операционной с детьми часто разговаривают, шутят шутейки. В урологии юмор особенно специфический, но дети секут фишку и даже немного расслабляются.

Анестезия проходит так: маленьким детям обычно заранее до операции вводят меланиум или другие подобные вещества, чтобы сильно не кричали и не волновались. Внутривенный наркоз сочетают с эндотрахеальным. Ставят периферический катетер ("бабочку" - пластмассовая штука, которая позволяет вводить больному в вену препараты, не делая тысячу проколов), вводят раствор Рингера (не действующее вещество),  и непосредственно сам наркотизирующий препарат - пропофол. Действует он в течение 30 секунд, наркоз длиться недолго (минут 20-30), поэтому при затяжных операциях мед.сестра-анестезист его добавляет. Одновременно минут 5 анастезиолог держит маску.

Мне всегда было интересно наблюдать за детьми после его введения: мелкие дети, лет до 5, перестают кричать и засыпают в течение минуты; один взрослый парень, где-то на середине введения препарата со словами "кажется, подействовало", начал зевать и почти уснул, а в конце сквозь сон спросил, что за лекарство ему вводят. Мне, как человеку, который никогда не испытывал общий наркоз, всегда было интересно, что они чувствуют и видят в это время. После засыпания анестезиолог вводит эндотрахеальную трубку (кажется, это для искусственной вентиляции легких). Тело полностью накрывают простыней, ограничивая оперативную зону. Почти на всех операциях, где мне удалось побывать, оперативная зона была достаточно маленькая - разрез не больше 10 см. Некоторые операции выполнялись лапароскопически, особенно на травме. Самые интересные и самые долгие операции - на травме. Был парень с переломом ключицы, другой - с закрытым переломом плечевой кости. Оба - буквально развал кости на три части. В таких случаях делают металоостеосинтез, с использованием инстурмента, напоминающего бытовую дрель ;)

Из наркоза выводят тоже интересно. Перекидываем ребенка на каталку возле операционного стола, и он какое-то время еще находится в операционной под присмотром анестезиолога (в это время уже заходит следующий больной обычно). Бывает, что анестезиолог перебарщивает с дозой, и ребенок не дышит самостоятельно 10-15 минут (ему дают кислород, вводят раствор рингера, разбавляющий кровь, давят на различные точки). Взрослые дети парни практически моментально просыпаются, маленьких детей чаще приходится тормошить (все те же приемы, что описаны выше). На отделение отправляют только после ритуала - если ребенок по просьбе покажет язык и ответит на вопрос анестезиолога "К маме поедем?". Одного довольно-таки крупного 16-ти летнего парня, которому ввалили достаточно большую дозу наркотиков и прочих седативных веществ, мы разбудили, когда перетаскивали всей бригадой с операционного стола на каталку. Взгляд потерянный, как и полагается. Чтобы не тошнило после наркоза, где-то минут за 10 вводят лекарство против тошноты и прочих побочек.

Пропафол вводят практически всем детям в разных дозировках, сочетают с разными наркотическими веществами. Во время операций еще ни разу никто не просыпался, анестезиологи следят за этим. Был случай, когда оставалось только зашить, а ребенок уже теоретически выходил из наркоза (все равно бы не почувствовал), но анестезиолог вводил очередную дозу препарата.

Самая веселая фраза в конце дня - "наркотики кончились". Было пару раз на травме. Вводили меланиум, который значительно слабее, но вроде как был способен поддержать сон. Закончилось все хорошо.

Много всего происходило, что в одном посте не опишешь. Но работа интересная, хотя и крайне изматывающая - домой приходить и засыпаешь крепким сном до следующего утра практически сразу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Наркоз прекрасен. А то, что после него бывает, редко поддается каким либо объяснениям. 2000 год  мне 17 лет, 11 класс в физико математическом лицее собираюсь поступать в технический вуз. Аппендицит, я на опер.столе. После операции утром первые мои слова были "мама, я пойду в медакадемию" меня первые несколько дней с такой идеей никто серьёзно не воспринимал. Но пошла.. И работаю. И именно медицина это моё.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку