Увлекательные истории из оперблока

Привет, друг. Небольшая прелюдия: я учусь, несколько лет прохожу летнюю практику санитаром в оперблоке детской больницы. Хочу рассказать немного о том, как ты, парень, выглядишь, когда отключаешься под наркозом перед операцией, и что происходит вокруг, ибо нахожу это интересным. Будет много подробностей для непосвященных, и, возможно, много неточностей для уже взрослых-больших врачей. :]

В операционной, как правильно, находятся не менее пяти человек - анестезиолог и его медицинская сестра (все препараты вводит, как правило, она, а врач лишь руководит процессом, выбирает подходящие дозировки и выводит из наркоза), два хирурга, санитар. Мне довелось работать на хирургии острых патологий, урологии, травме.

Плановый операционный день у нас длится с 9 до 14, но частенько операции затягиваются и до 16 - не по плану, конечно. Всегда есть список больных с всякой информацией - что болит, какую операцию делаем и есть ли гепатит.
В операционной есть санитарный пропускник, где хирурги "моются" перед операцией. Непосредственно перед самой операцией надевают халат, тот, который на завязочках сзади. Вокруг них и медицинской хирургической сестры - те самые "санитарные зоны", прикоснувшись к которым ты рискуешь стать прицелом испепеляющего взгляда всего оперблока. С этим очень строго - если капелька пота упадет с лба хирурга на перчатку - ее нужно менять.

Весь остальной персонал обычно ходит в "хирургичках" или одноразовых хир. костюмах, обязательно должна быть одноразовая шапочка (чаще используется много раз), маска.

Дети в операционной бывают разные, на моем веку - от 1 года и до 17 лет. Из отделения первого ребенка привозят на каталке, накрытым простыней. Если может ходить - оставшиеся 10 шагов до операционного стола делает сам. В операционной с детьми часто разговаривают, шутят шутейки. В урологии юмор особенно специфический, но дети секут фишку и даже немного расслабляются.

Анестезия проходит так: маленьким детям обычно заранее до операции вводят меланиум или другие подобные вещества, чтобы сильно не кричали и не волновались. Внутривенный наркоз сочетают с эндотрахеальным. Ставят периферический катетер ("бабочку" - пластмассовая штука, которая позволяет вводить больному в вену препараты, не делая тысячу проколов), вводят раствор Рингера (не действующее вещество),  и непосредственно сам наркотизирующий препарат - пропофол. Действует он в течение 30 секунд, наркоз длиться недолго (минут 20-30), поэтому при затяжных операциях мед.сестра-анестезист его добавляет. Одновременно минут 5 анастезиолог держит маску.

Мне всегда было интересно наблюдать за детьми после его введения: мелкие дети, лет до 5, перестают кричать и засыпают в течение минуты; один взрослый парень, где-то на середине введения препарата со словами "кажется, подействовало", начал зевать и почти уснул, а в конце сквозь сон спросил, что за лекарство ему вводят. Мне, как человеку, который никогда не испытывал общий наркоз, всегда было интересно, что они чувствуют и видят в это время. После засыпания анестезиолог вводит эндотрахеальную трубку (кажется, это для искусственной вентиляции легких). Тело полностью накрывают простыней, ограничивая оперативную зону. Почти на всех операциях, где мне удалось побывать, оперативная зона была достаточно маленькая - разрез не больше 10 см. Некоторые операции выполнялись лапароскопически, особенно на травме. Самые интересные и самые долгие операции - на травме. Был парень с переломом ключицы, другой - с закрытым переломом плечевой кости. Оба - буквально развал кости на три части. В таких случаях делают металоостеосинтез, с использованием инстурмента, напоминающего бытовую дрель ;)

Из наркоза выводят тоже интересно. Перекидываем ребенка на каталку возле операционного стола, и он какое-то время еще находится в операционной под присмотром анестезиолога (в это время уже заходит следующий больной обычно). Бывает, что анестезиолог перебарщивает с дозой, и ребенок не дышит самостоятельно 10-15 минут (ему дают кислород, вводят раствор рингера, разбавляющий кровь, давят на различные точки). Взрослые дети парни практически моментально просыпаются, маленьких детей чаще приходится тормошить (все те же приемы, что описаны выше). На отделение отправляют только после ритуала - если ребенок по просьбе покажет язык и ответит на вопрос анестезиолога "К маме поедем?". Одного довольно-таки крупного 16-ти летнего парня, которому ввалили достаточно большую дозу наркотиков и прочих седативных веществ, мы разбудили, когда перетаскивали всей бригадой с операционного стола на каталку. Взгляд потерянный, как и полагается. Чтобы не тошнило после наркоза, где-то минут за 10 вводят лекарство против тошноты и прочих побочек.

Пропафол вводят практически всем детям в разных дозировках, сочетают с разными наркотическими веществами. Во время операций еще ни разу никто не просыпался, анестезиологи следят за этим. Был случай, когда оставалось только зашить, а ребенок уже теоретически выходил из наркоза (все равно бы не почувствовал), но анестезиолог вводил очередную дозу препарата.

Самая веселая фраза в конце дня - "наркотики кончились". Было пару раз на травме. Вводили меланиум, который значительно слабее, но вроде как был способен поддержать сон. Закончилось все хорошо.

Много всего происходило, что в одном посте не опишешь. Но работа интересная, хотя и крайне изматывающая - домой приходить и засыпаешь крепким сном до следующего утра практически сразу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
28
Автор поста оценил этот комментарий

Я за одни сутки дважды была под наркозом. Птица я гордая,  поэтому в больницу явилась в карете и с мигалками. После того как мну выгрузили и подняли на этаж - начали срочно сбор анализов всего что можно - вызвали УЗИста, принесли ЭКГ, хирург зачем-то приходил, хмуро посмотрел, сказал что не его пациент и слава Богу ушел. ))) Один особенно болючий анализ я делать вообще отказалась, врач спросила соглашусь ли делать под местным наркозом? Я согласилась.

Через пару минут обнаружила, что кто-то уже набрал в шприц ярко-зеленого какого-то раствора и уже нащупывает вену на руке. Дергаться поздно, так как я уже не вставая с каталки подписала письменное согласие на наркоз. Еще, помню, удивилась, что на местный письменное берут... Честно говоря, когда внутренности разрываются от боли, там не до протестов. Но поскольку отвлечься все-таки надо было, я спросила - а почему в вену, это же не местный? Женщина со шприцем сказала ободряюще: " Это у нас такой местный". Но, поскольку она уже вводила это зеленое, то меня пробило на поболтать и я начала рассуждать о том, что местную анестезию я знаю, внутривенную знаю, а еще бывает ларинготрахеальная. Вот на этом слове я поняла что уже на грани отруба - сказать его не получалось, язык заплетался. Я попробовала еще раз его произнести, вдохнула, потом было странное ощущение, что выдыхаю я воздух пахнущий какой то жесткой химией типа бензина и ацетона в одном флаконе и после этого выдоха я отрубилась. Помню смутно, как проваливалась сквозь спину и каталку куда-то вниз, как обмякло тело. Потом оказалась в каком-то пространстве полуосвещенном, где свет падал с одной стороны и какой то голос начал со мной разговаривать и объяснять что все в мире - все предметы состоят из энергетических нитей. И что их них состоят не только предметы, но и слова, ситуации и прочие абстрактные вещи. Этого я не поняла. Тогда голос начал объяснять, что можно сказать, что ничего не существует, потому что все состоит из этих светящихся нитей. И ты говорит, тоже не существуешь. Вот смотри, говорит, я могу управлять твоим разумом - вот ты забыла английский ( я в этот момент реально ощутила, что я его не знаю), вот ты больше не волнуешься о своих родственниках (тож странное ощущение - вообще пофик стало насчет них). И даже лично тебя, говорит, не существует. Ну тут я уже возмутилась... Пусть в виде какой то полупотерявшей память точки сознания, общающейся хрен знает с кем - но я существую!!! Я напряглась и заявила ему что я есть и существую! И видимо от этого напряжения пришла в себя. Медленно так увидела две прямые светящиеся линии перед собой. Смотрела на них и втыкала - а чо они не свернутые, ведь из них все ж вокруг состоять должно? Потом поняла что пялюсь на потолок - на лампы дневного света. Потом оказалось что кроме потолка вокруг еще и люди есть - меня медсестра треплет, оказывается, и зовет по имени.

Было мне потом зверски дурно после этого наркоза с тошнотой. А через пару часов мне поплохело совсем, взлетела температура и отправили в операционную посреди ночи. Там уже наркоз был какой-то другой - дали маску подышать, встали вокруг, как над алтарем... Мне страшно стало, я носом маску откинула и сообщила, чтоб не начинали, что наркоз у них не действует. Врачи поржали, сказали что это еще совсем не наркоз а просто вентиляция легких. Потом через какое то время подошла анестезиолог - спросила - ну, как? Я опять начала бурчать из-под маски, что ничо на меня не действует (вообще если честно я была еще под тем первым наркозом - соображала очень туго, все как в воде). Врач подошла, стала щупать мне что-то под челюстью, потом надавила на шею справа и я отрубилась. На этот раз - просто провалилась в темную яму. Пришла в себя уже в реанимации - просила воды несколько раз, потом часто очень просыпалась (хотя спать хотелось зверски) оттого, что аппарат для измерения давления что-ли... он рядом стоял над ухом, и периодически начинал качать воздух и пищать. И еще болел средний палец на левой руке куда была прицеплена прищепка от этого аппарата.

Утром только когда пришел врач и потребовал меня посадить на этой кровати-каталке - до меня наконец дошло что все было всерьез - весь живот был в вытертой крови, а посреди - зверский такой шов черными нитками. Сама чуть в обморок не брякнулась когда увидела.

Из посленаркозного - потом дней пять зверски тянуло на поболтать. Оч ем угодно с кем угодно. Про всякие любые глупости и серьезности. И - дня три я не могла смотреть на четкие очертания геометрических фигур - аж больно делалось, "шерсть дыбом вставала" - примерно как непереносимы для некоторых звуки железом по стеклу. А в отделении над постом как раз висела картина в фиолетовых тонах, огромная такая - там абстракция какая-то и четкие такие углы у ромбов... жесть в общем. Также старалась не смотреть на потолок и очертания подоконников и тд. Ну то есть не то что не смотреть... Осознавать, концентрироваться на геометрических фигурах больно было. Потом сгладилось, но вот рекурсию - повторяющиеся такие вглубь-вглубь-вглубь анимации - я все, не могу переносить больше. Раньше пофиг было, а сейчас как то тесно становится и чувствую что если еще чуть чуть - начну задыхаться. Ну его нафик в общем, этот наркоз, здоровья не прибавляет. Кстати после операции у меня появилась аллергия на что-то цветущее, третий год не знаю на что.

Извиняюсь за простыню.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, через неделю на операцию ложиться, желчный удалять, как раз боялась, будет ли лапароскопия, не проснусь ли во время наркоза, не будет ли шва на полбрюшка..вас прочитала и а, фигли уже бояться-то
1
Автор поста оценил этот комментарий
У вас живот был не вытертой крови, а в йоде. При операциях йодом всё вокруг обрабатывают
Автор поста оценил этот комментарий

А у меня после операции открылась аллергия на НПВП (аспириновая астма). Теперь жизнь всегда насыщена xD

Так что ну его, этот наркоз.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку