Увеличение экспорта зерна и импорт

Россия и США – два крупнейших в мире экспортера пшеницы – сталкиваются лбами в борьбе за клиентов уже не только в Африке, но и на традиционных американских рынках сбыта. В частности, Мексика предпочитает вместо американского российское зерно. Что помогло российским экспортерам и что может помешать в новом сезоне поставить рекорд по экспорту пшеницы?

Россия вот уже пятнадцать лет планомерно усиливает свои позиции на мировом рынке пшеницы, отвоевывая долю у лидера – США. За последние пять лет эта тенденция стала еще более явной, а теперь серьезно ускорилась. Российскую пшеницу стали предпочитать даже некоторые традиционные покупатели американского зерна.

Яркий пример – Мексика, которая сократила импорт пшеницы от своих североамериканских соседей на 7,5% в прошлом году, а продажи с начала текущего рыночного года (начался с 1 июня 2015 года) упали на 29%. Черноморский регион (где главный игрок – это Россия вкупе с Украиной) увеличил свою долю на мексиканском рынке с нуля до 12% за два последних года.

За 11 месяцев текущего сезона 2014/2015 Мексика импортировала 406 тыс. тонн российской пшеницы. Это в полтора раза больше, чем в предыдущем сезоне. А до этого пшеница из России в Мексику вообще не поставлялась. На втором месте по импорту российской пшеницы в регионе (Южная, Центральная и Северная Америка) Перу, которая купила в прошедшем сезоне 180 тыс. тонн российской пшеницы (правда, годом ранее приобрела в 1,8 раза больше). Замыкает тройку импортеров в этом регионе Никарагуа, купившая 81 тыс. тонн российской пшеницы. Импортирует ее также Эквадор.

Россия в последние годы стала особенно активна и в Африке. Нигерия, один из главных покупателей пшеницы в США, за последние пять лет вдвое сократила свои закупки у американской стороны. По данным американского министерства сельского хозяйства, 17% своей пшеницы Нигерия закупает теперь у России и Украины, хотя еще два года назад эта доля составляла не более 1%.

Некогда Египет закупал у США до 90% своего импорта пшеницы. В прошлом году эта цифра снизилась до 7%, тогда как доля России возросла до 25%.

В Российском зерновом союзе уверены, что ежегодные конференции, которые они стали проводить в Египте с 2004 года, сыграли не последнюю роль в расширении географии поставок российской пшеницы.

За 15 лет Россия среди основных стран-экспортеров переместилась с шестой позиции на третье–четвертое места с небольшим отрывом от Франции, США и Канады.

Доля США на глобальном рынке зерна сократилась до 16% с 30% в 2008 году. Россия же, наоборот, нарастила долю рынка пшеницы до 13,6% в сезоне 2014/2015, тогда как в первой половине 2000-х ее доля не поднималась выше 9%. К 2020 году планируется довести долю поставок российской пшеницы и ячменя до 20% мирового рынка.