Утопия продуктовых магазинов. Часть первая.
«….а теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр "Ракета", где можно посмотреть типовой художественный фильм….»
Цитата из фильма Ирония судьбы или с легким паром.
Конкуренция, неотъемлемый атрибут любой отрасли экономики и повседневной жизни. Каждый день проходя мимо магазинов, парикмахерских, мы видим известные бренды. Они добились своего положения за счет рассудительного руководства, стратегически правильных решений и устранению своих конкурентов.
В торгово-розничной отрасли в России можно выделить трех основных игроков, которые имеют свои представительства во всех регионах страны. Три крупных игрока – это: Монетка, Магнит, Пятерочка. Как в свое время у операторов большой тройки, на бастион народной популярности претендуют многие игроки, но в данном посте я не стану заострять внимание на них и буду вести разговор только о самых крупных.
Улицы крупных город уже давно застроены той или иной торговой точной 2МП (2- Монетка, Магнит. П – Пятерочка. Будь у последнего буква М на конце, можно было бы назвать «Три М»). Уже нет места, чтобы один из 2МП не поставил свой магазин где можно и нельзя. Вверх абсурда для меня – это магазин внутри двора несколько объединенных домов. Место он занял пустое, но само расположение для меня кажется бредовым, но это только мое мнение и мне с ним жить.
Захватив крупные города областей, они мало по малому начали свое шествие в более мелкие города и поселки. Строя одно здание на город, они завлекали новых клиентов обилием разно-ценовой продукции. После получения клиентской базы, они начали строить свои точки с невообразимой быстротой, словно их хозяева били бечёвкой заставляя строить по три магазина в день.
Шли годы, сети магазинов уверенно получали свою прибыль захватив стратегически важные участки в населенных пунктов, они поделили рынок вычеркнув из уравнения игрока (вернее сказать о игроках, но у них одинаковые функции, поэтому объединены в одно имя) о котором и будет вестись речь.
Простите, если я затянул с предысторией, но разложив все по полочкам как я это вижу, мне будет спокойно продолжить писать далее.
Имя этому игроку – индивидуальный магазин. Почему я выбрал именно такое имя тем маленьким магазинам, которых уже днем с огнем не сыщешь? Потому, что мне так хочется.
В каждом городе, поселке или селе были маленькие магазинчики в которых продавались разные товары на любой вкус и цвет. Начиная от соли и хлеба, заканчивая детскими игрушками и хозяйственной утварью. Они олицетворяли собой несколько магазинов в одном помещении и чем дальше в лес, тем больше в этом магазине было разнообразных вещей (кто жил в деревни или поселке меня поймет). Знакомые продавцы, которые годами стояли за кассой всегда готовые перекинуться парой тройкой слов, а про священную долговую книжку с записанными в нее суммами за покупки до зарплаты уже вошли в разряд народного фольклора и навеки останутся в наших сердцах.
Я не зря сказал, что там можно было найти любые товары. Продукты питания делили рядом с собой место с хозтоварами, одеждой и школьным скарбом. Если товары хозяйственной деятельности стандартны и школьные принадлежности различались только цветовой палитрой, то продуктовые товары имели разительное отличие.
Хлебобулочные изделия обычно поставлялись местной пекарней, если такой не находилось везли из ближайшей. Привоз горячего хлеба, был в установленное время и все его знали (бабушка если не сама, то внука или внучку отправляла купить именно в момент завоза и дай бог здоровья если решишь вступить в перепалку и поехать позже из-за показа мультсериала). Поставкой хлеба делом не ограничивалось и булочки с рогаликами всегда находились на нижних полках стеллажа отведенного под хлеб.
Макаронные изделия не сильно различались своим форм фактором (вот где точно можно поставить на один уровень с упаковкой соды), различало их только большее количество грамм в упаковке.
Овощи. Они всегда были свежие, но различались только количеством привезенных кг (фактором влияющие на количество определялось местностью магазина, в поселке и деревне овощи это одно из главных блюд на столе и выращиванием занимались все самостоятельно).
Кондитерские изделия. Вот где обилие разных привозимых товаров было на максимуме. Конфеты разных форм и вкусов, могли свести с ума любого сладкоежку. Наличие разнообразного печенья позволяли покупать новый вид продукции каждый день и не бояться, что на этой недели ты выпьешь чай с тем же печеньем.
Мясная продукция. Она всегда различалась разными производителями и обилием выбора. Не было такого чтобы в стеклянном холодильнике лежало три четыре вида колбасы в большом количестве. Там всегда можно было выбрать между колбасой, ветчиной или сосисками.
Такие маленькие магазинчики были разбросаны по всему населенному пункту и располагались как в переоборудованных квартирах на первых этажах, так и иных построек, коих в то время было навалом (целых).
Когда крупные игроки вошли за пределы столичных городов направившись в глубь областей они имели налаженные поставки продукции в огромных масштабах (что и привело к увеличению низкокачественной продукции), низкие цены, использование системы скидок и бонусных карт наносили серьезный удар по малоподвижным магазинам, в которых система взаимодействия с клиентом не менялась со времен становления торговой деятельности в России.
Вот и подошла первая часть моего поста.