19

Устаревшие слова (?).

Задали внуку в 6 классе домашнее задание - составить кроссворд из устаревших слов. Пошукали в Интернете, есть такие - длань, десница, ланиты. Но есть и такие, которые обозначают вещи или явления, которых уже нет - конка, паровоз. Мало кто из читающих, как и я же, сможет назвать все составляющие конской упряжи - сбруя, уздечка, хомут, седло, да и всё, пожалуй. Тоже устаревшие слова.

Я предложил немного креатива. зачем быть "как все" и брать те же слова, что и остальные. Есть ведь относительно новые устаревшие слова (нет предмета, значит слово устаревшее) и предложил навскидку: пейджер, радиола, магнитола, патефон, транзистор (в смысле - транзисторный радиоприемник на батарейках мы так называли), видеомагнитофон, компакт-диск.

Но мои потуги на креатив забраковали. Сказали внук с бабушкой в унисон, что это еще не устаревшие слова, и в школе такое не оценят. Надо не выделяться, если хочешь получать нормальные оценки и не конфликтовать.

А по сути спора ответ даже в сети не нашел. Так устаревшие это слова или нет? Сижу, думаю.

Дубликаты не найдены

+25

"сбруя, уздечка, хомут, седло, да и всё, пожалуй. Тоже устаревшие слова."


Штаа? Лошадки все вымерли, конный спорт кончился, ковбои покончили с собой, верхом не ездит никто.

У вас какое-то очень странное представление об устаревших словах, типа я на лошади не езжу, а езжу на автО, значит лошадь устаревшее слово

раскрыть ветку 1
+14
У меня тоже глаза на лоб полезли от таких устаревших слов. Вот уж помощник в уроках, мать моя женщина!
+26

Это предметы устаревшие а слова нет. Мы же используем слово лапоть несмотря на то что самих лаптей не носим.

А вот слово десница можно встретить только в старых текстах. Это слово устаревшее.

раскрыть ветку 5
+4

десница? ну игры престолов вроде не так давно закончились

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+6

Это вольности переводчика..В оригинале Рука короля.

раскрыть ветку 2
+4

Так "Игра престолов" под старину заточена, как большинство фентези. Потому и слова "средневековые"  специально подбирают.

+12

Это не предмет для дискуссий, и внук с бабушкой правы. Открываем ту же Википедию и внимательно читаем четкое и недвусмысленное определение:

Архаизм — лексема или грамматическая форма, которые в процессе развития языка заменились другими, но продолжают использоваться как стилистически маркированные, например, в поэтической речи для создания высокого стиля.
Самое важное здесь — это «заменились другими». Поэтому «ланит» («ярко пышет на ямках ланит») — это устаревшее слово, а патефон — нет.

+5

Сбруя, уздечка, хомут, седло, да и всё, пожалуй. Тоже устаревшие слова
Схера ли они устаревшие?

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+7

блин совесть имей. барашек в духовке. такое на ночь писать нельзя.

+4

Устаревшие слова, это те, которые не используются. Они заменены другими.

+10

10-й айфон

раскрыть ветку 1
0

Ну Кук, хватит!

+3

Пэйджер - да, они пропали, но тогда в этот список можно потихоньку и телефоны раскладушки заносить и слайдеры.

Опять же добавить факс, модем, в кто-то уже домашним телефоном не пользуется.


Радиола, патефон, ну устаревшее слово, никто им не пользуется, но это современный относительно прибор


Магнитола, транзистор - это скорее жаргонизм. Магнитофон и транзисторный радиоприёмник, но опять же тоже самое, что и радиола.


Тут наверное логика познакомить ребёнка со словами, образованными русскими людьми до глобализационных событий и обмена технологиями и терминами. А творческая работа в виде составления кроссворда как раз позволит запомнить эти слова, поискать их смысл, прочувствовать их.


Поэтому креатив в выполнении этого задания - это будет удар по ребёнку: он сначала будет гордиться необычностью своей работы, а после объявления оценки будет расстроен несправедливостью, что его лучшую работу не оценили на должном уровне. А виноваты в этом будете только вы, и ваш креатив. Так что подумайте, правильно ли вы делаете.

раскрыть ветку 1
+11

Не надо путать устаревшие слова с редкоупотребимыми и жаргонизмами. ТС путает.


Устаревшие слова, например:

1) Ланиты — сейчас используется "щёки".

2) Уста — сейчас используется "рот" или "губы".


Пейджер — устройство и оно ВНЕЗАПНО используется кое-где. Например, в американских больницах со старой системой. И ещё может где-то.

Компакт-диск — тоже используется, просто реже, чем раньше. Эти слова (названия устройств, в данном случае) не имеют других новых названий, которые официально вошли в язык.


Так что ТС не понимает, что он пронёс чушь. Особенно с седлом и сбруей. Эти слова тоже специфичны сейчас, потому что лошади используются обычным человеком меньше, чем раньше. Но они существуют и обозначают конкретные предметы. Если завтра ВНЕЗАПНО все начнут называть седло как "лодня" и "лодня" войдёт как норма в словари, тогда да, "седло" станет устаревшим. И потом только какой-то поэт напишет стихотворение и будет его там использовать.

0

Слова пейджер и видемагнитофон для бабушки нихрена не старые. Даже если ей лет 40-50 тогда было, то если смотреть из сегодняшнего дня - это для неё молодость почти.

+1
Ну, магнитолы в машинах ещё есть, а так да, согласен.
раскрыть ветку 1
+3

Ну так и болванки до сих пор в магазинах продаются. Да и приёмники на транзисторах радиолюбители паяли, паяют и паять будут.

-1

Выборы, Путин, демократия, справедливость, независимость

0
"Вот зашли все сели вряд, трубы заиграли"-" подошел и к ней мужик, хвать ее за КОНКУ" . Из древней песни.
0
Ленина видел?
раскрыть ветку 2
0

Пардон, оффтоп, совсем не в тему, но как там пылесос с говном поживает?)

раскрыть ветку 1
+1
О, спасибо, друг. Всё отлично. Приветы шлет тебе.
0

Магнитола очень устаревшее слово.

раскрыть ветку 2
-1

Есть еще радиола.

раскрыть ветку 1
+2

Гамнитола!

-7

Совкообразование во всей красе.

Делай как все, пиши как все, не думай.

раскрыть ветку 4
0

Другого пока не завезли. А уж за 28-то лет могли бы.

раскрыть ветку 1
-3

а зачем?

такие удобней.

-4

ну это скакуны не думают. кричи как все скачи как все.    хочешь сказать это про украину? нет этим летом москва тоже скакала под диктовку красных штанов.

а вот видео скакунов в екатеренбурге. https://www.youtube.com/watch?v=8FztfdefZ14

так что где стадное чувство?

раскрыть ветку 1
+1

Ты вообще про что?

ещё комментарии
Похожие посты
127

9 неделя классного руководства. Начало чего-то нового

Доброго времени суток, подписчики и просто читатели.
Вот уже который раз рассказываю о том, что происходит в моей жизни, жизни классного руководителя.
Кто со мной незнаком, коротко: в этом году дали первое в моей карьере классное руководство. Так как опыта работы именно с таким коллективом не было, столкнулся с множеством проблем, которые и пытаюсь решить по-ходу событий.

Класс мне достался один из самых сложных в школе, так что веселье происходит если не каждый день, то через день точно. На данный момент класс более менее успокоился и начал формироваться в коллектив. Что произошло на 9 неделе - далее.


Прошедшая для меня неделя была крайне спонтанной и сложной.


☝ Во-первых, мне подкинули уроки русского языка и литературы, так как замещать было некому, а я единственный, у кого хотя бы была возможность провести уроки. Благо класс мне дали мой же.

✌ Во-вторых, шла подготовка ко дню рождения, которое было под угрозой срыва (тут ковид постарался, молодчага)

🤟В середине недели начался треш с одним из моих воспитанников.


Начнём по-порядку.

☝ К сожалению или счастью, я по специфике работы не предметник, всё-таки придумывать и организовывать мероприятия у меня получается гораздо лучше, но так как один из учителей русского и литературы уволился, а другой не мог работать из-за расписания, вариантов, кроме как меня, практически не было. Благо у меня было повышение квалификации, которое хоть чуть-чуть помогало мне преподавать + советы коллег, конечно же.

Это помогло мне донести до класса всё, что надо было, провести контрольные по обоим предметам и, судя по тому, как они написали - вполне неплохо справился (проверял работы не я, компетенций на это маловато будет).

Зато во время и между уроков у меня возникла возможность побольше пообщаться с классом. Начиная разговаривать с одним из учеников, подтягивался второй, третий и вот уже половина класса сидит и на перемене болтает и со мной и друг с другом. Одновременно с этим получается анализировать обстановку в классе.

За почти три месяца моей работы, получилось объединить нормальными отношениями почти четыре группы из пяти, что уже успех. Заметил, что несколько агрессивно-социальных детей начали подтягиваться к тем, кто более плотно и охотно общается со мной. Когда мы стоим и что-то обсуждаем или кто-то мне что-то рассказывает, те дети "бочком" и максимально незаметно приближаются и стоят слушают. При любом внимании в их сторону сразу сливаются. Напрашивается аналогия со зверятами на водопое - такие же "пугливые". Но то, что им интересно, то, что они пытаются выйти из не самых хороших компаний - очень здорово, не ожидал, что этого вообще добьюсь.


✌В субботу, 14 числа, мне исполнилось 26 лет (не из-за поздравлений пишу, честно-честно 😁) и за полгода, почти год, мы планировали выезд в Адлер, Сочи. Безумно люблю это место: я там расписывался с женой, там, с ней же, уже беременной, проводили отпуск, в общем - место с кучей приятных воспоминаний.

Билеты были куплены за всё те же полгода, как раз тогда потихоньку снимали ограничительные меры из-за ковида, в общем ДР должно было быть крутым. Но... Всё началось с того, что за месяц до дня Х начала расти заболеваемость. Потом все знакомые начали заболевать ковидом, но так совпадало, что мы с ними всё никак не могли встретиться, что, в итоге, оказалось просто везением.

И как раз во вторник, за 3 дня до вылета, выходит постановление, что жителям Петербурга стоит воздержаться от поездок в другие регионы.... Я дико расстроился, но заявление на выходные за свой счёт уже взяты, контактных людей у нас не было и мы решили попробовать, не пропадать же билетам. Сделали тесты ПЦР (дорого, просто ужас, зато отрицательные результаты успокоили нервы) и, в пятницу после работы, приехали на свой самолёт. До того момента, как мы сели в Сочи, вообще не верилось, что полетим, но всё получилось. Понимаю, что это безответственно может быть,  но безопасность во всех местах была на уровне, да и мы в масках, перчатках были 24/7. В общем, всё обошлось. Что из этого вышло расскажу в конце поста.

🤟Теперь, собственно, основная часть поста.
Примерно со среды, одному из моих учеников (Саше, кто читал предыдущие посты), "попала вожжа под мантию". Ругань на уроках, хамство в сторону учителей, агрессия на одноклассников, посылание всех в долгое пешее - лишь малая часть его заслуг. Слушать меня он демонстративно отказывался, огрызался. Общение с мамой результатов, к сожалению, не дало. Поговорил с психологом, социальным педагогом, с завучем.... И, к сожалению, начал понимать, что существуют ситуации, когда ты ничего сделать не можешь. Добрые, хитрые, адекватные методы закончились, воздействия всех служб школы на него не работают, мои действия тоже...

Показательна была ситуация, когда на одном из уроков, когда я вёл литературу, он начал со мной пререкаться.

Мы разбирали легенду про Данко из "Старухи Изергиль" Максима Горького. Зашла речь о подвигах, храбрости, зачем это нужно (стандартные темы, по программе) и, в один из моих вопросов классу, он что-то пробурчал. Я подумал, что он хочет ответить и переспросил:

Я - Саш, повтори, пожалуйста, что ты по этому поводу думаешь, не услышал.

С - Уши чистить надо.

Дело в том, что я никогда не ору на учеников, не вижу смысла. Всегда пользуюсь юмором, сарказмом и иронией - так проще и мягче. Если отвечать агрессией на агрессию ничего не добьёшься, проверено.

Я - Счастье моё, вчера вечером как раз этим занимался, спасибо за беспокойство. А теперь, повтори, пожалуйста, что ты хотел сказать. Ты же смелый. Всем сразу можешь сказать в лицо, что думаешь, вот и ответь нам, пожалуйста.

При этом я улыбался, но голос старался держать строго.

С - Не собираюсь ничего Вам говорить и вообще, н***р вас слушать больше не буду.

Я - Душа моя, судя по твоей реакции и попытке привлечь моё внимание руганью и попытками оскорбить, тебе не хватает общения? Так давай после уроков поговорим посидим, обсудим, что тебя беспокоит, может разберёмся, почему ты считаешь нормой такое общение.

Всё это говорил уже с улыбкой в голосе, пытаясь добиться зрительного контакта. С каждым словом он всё сильнее бурчал и, в итоге, просто лёг на парту, сказав что-то вроде "иди ты...". Но чётко я не услышал.

Класс же притих. Причём даже те, кто обычно такие ситуации переводит в шутку и пытается как-от поржать с этого. Такое поведение было непонятно. Ответ я получил на следующий день, причём в необычном формате.

Так как я веду два кружка в школе, ко мне ходят разные дети, из моего класса или из других, но по своему времени и расписанию. На одном из таких кружков была только часть моего класса, причём пришли мальчики, которых не ожидал увидеть - они часто общались с Сашей и иногда шли у него на поводу в плане срыва уроков и задирания всех подряд.

В ходе разных бесед задал очень непростой для себя вопрос: "Ребят, а почему вы общаетесь с ним и позволяете так ему обращаться со всеми? Вот сейчас же вы другие совсем. Нам интересно и весело (проходили игровые технологии, игры на сплочение), почему это происходит?".

И вот что узнал. Дело в том, что из-за агрессивности Саши, эти парни тормозят его просто общаясь с ним, понимая, что если будут игнорить его поведение, прилетит другим. Плюс ко всему, они его просто жалели, понимая, почему он так себя ведёт. Но из-за страха за себя и других, предпочитали забирать на себя внимание, чтобы остальным было проще.


И тут стало понятно, что я проиграл. Сашу я упустил, ещё чуть-чуть и встанет вопрос о переводе в другую школу, так как он начинает представлять угрозу. Как быстро это будет - не знаю, но повлиять на него не получается (кстати может посоветует кто-нибудь что-то?), мне придётся встать на сторону класса, перестать занимать нейтральную позицию, ибо здоровье, как физическое, так и психологическое моих учеников, для меня самое главное.
Но самое грустное, что всё понятно, почему так произошло - когда-то просто ребёнку не хватило любви и тепла, а теперь он отвергает её, как что-то чужеродное, поднимая на смех любые попытки помочь ему. Видимо и не нужно уже. Страшно и грустно.


📍 Но не смотря на то, что в каких-то вещах я проиграл, класс стал общаться друг с другом, а иногда даже со мной, причём сам, без инициативы с моей стороны. Им хочется мне или друг другу рассказать то, как они живут и чем увлекаются. До каникул такой тенденции я не видел, посмотрю, что будет на следующей неделе, но как же здорово видеть, что моя работа приносит плоды, хоть и не всегда всё получается.

На данный момент я вижу, как зарождается коллектив, это уже не просто разбитый на группки класс. Причём им самим этого хочется, им самим интересней участвовать в жизни друг друга, чем сидеть по углам и огрызаться на всех. Самим. Без принуждения, ведь такое не заставишь делать, пока они не дойдут сами. (А то обвинят меня опять в том, что дружить заставляю 😁)

Возможно, всё поменяется и они уйдут с этого пути, но на данный момент, за прошедшую неделю, могу сказать точно - я доволен результатом и печален одновременно, всё-таки Сашу не получается никак смягчить и увести с негативного пути...


P.S.
Ещё раз оговорюсь: не считаю себя профессионалом, так же, как и все делаю ошибки, старюсь разобраться во всех ситуациях и постоянно учусь. Эти истории - попытка систематизировать у себя в голове все происходящее и разобраться, правильно ли всё делаю.
P.P.S. 
Как я уже писал в предыдущем посте - решил создать аккаунт в инстаграмме, чтобы показывать, что такое жизнь современного педагога. Там можно уже не только читать, что происходит, но и смотреть. Так что милости прошу в мой инстаграмм: nepedagog.life.

Показать полностью
275

8 неделя классного руководства. Дальнейшая судьба постов

Долго же я не писал ничего сюда.

Как и обещал своим подписчикам, которые до сих пор не разбежались, пишу продолжение своих похождений на поприще первого классного руководства. А рассказать есть что, учитывая то, что в последнем посте выражал сомнение о продолжении этой истории.

Думаю те, кто был подписан на меня и следил за событиями, заметили, что я сменил название аккаунта и некоторые посты подверглись лёгкой корректировке, почему - расскажу в конце, ну а теперь о 8-ой неделе....

Сейчас подходят к концу каникулы, которые, к слову, продлили аж до 9 ноября. Так как в РФ сейчас бушует вторая волна Covid'а, болеющих людей всё больше, решили сделать каникулы в 2 недели, чтобы было время на "переболеть", кто болел и просто сократить контакты между детьми и взрослыми.

Но вот последняя неделя перед каникулами выдалась очень тяжёлой. Получилось так, что по семейным обстоятельствам, учитель по одному из ведущих предметов уволилась (дети её любили очень, даже мой класс с ней был в хороших отношениях, насколько это возможно). И вести её предметы последнюю неделю у моего класса попросили меня. Не то чтобы это было шоком, но определённые трудности вызывало. Да, я умею преподавать, но в полной силе оценил всю сложность этого процесса именно за неделю работы. Честь и хвала предметникам! Великие люди, честное слово...


Кто не знает, я педагог-организатор и на замены кидают довольно редко, только в крайнем случае, как, например сейчас. Проконсультировавшись с коллегами по этому предмету, получив огромную гору советов, примеров работ, способов преподавания и узнав особенности предмета, я ринулся в обычные уроки.

Параллельно с этим, мой класс устал от образовательного процесса и был "на грани срыва". Шумели и ругались с учителями больше обычного (даже спокойные дети были на взводе), хамили, орали... Полный комплект, короче говоря. Уроки я вёл не каждый день, но успокаивать класс бегал с завидной регулярностью - то одно, то другое.

Пиком всей ситуации был момент, когда известный всем ученик (кто читал предыдущие посты - "Саша"), на уроке, после, стоит заметить, не справедливой подставы от другого ученика, получил замечание о своём поведении. Произошёл "взрыв": учитель был послан ооооооочень далеко и надолго, причём так сильно, что прийти в себя не могла до конца дня и на следующий день идти в класс не хотела. Но об этом чуть дальше.

Меня сразу попросили подойти в класс. Вести урок учитель отказался (педагог молодой и очень сильный по своему предмету и дети её действительно любят, опять же, даже мои, ну.... почти все). Покидать класс провинившийся отказывался, огрызаясь и просто лежа на парте. На мои требования покинуть помещение услышал "нет". На требования психолога, соц. педагога - аналогично.

Кончилось дело тем, что мы вызвонили его маму, она, дозвонившись до него, заставила выйти из кабинета (!), после чего он сказал "я вышел, я пошёл", после чего зашёл в кабинет обратно, хлопнув дверью у нас перед носом.... Попутно с этим ученик, который заварил эту кашу (который и подставил Сашу), хихикал и веселился, на замечания одноклассников не реагировал. Учитель же в это время, просто дал задание и сидел потерянный. Такого развития событий он не ожидал. И такого хамства в лицо - тоже.

Закончилось всё тем, что на следующем уроке уже сидела директор, устроила разнос моему классу за систематический "бардак на уроках", проверила знания по предмету, который шёл (первоначальное образование, до директорства), вызвала родителей обоих архаровцев.


Небольшое отступление. На следующий день общались с родителями и учениками на этот счёт, результат был только от родителя "подставившего", так как мама там очень жёсткая, вроде как смогла повлиять на своё чадо. Результат увидим уже скоро. "Саша" же просто в какой-то момент на речь директора стал огрызаться, а после замечания матери вылетел из кабинета. Как оказалось, вылетел на свой урок.


Ну а в день "взрыва" Школа гудела (возможно это преувеличение, но мне так казалось, ибо очень переживал за всех: учителя, класс, даже за "Сашу", хотя очень осуждал его поступки, особенно то, что помощь предлагал неоднократно и не только я).


После уроков я задержал всех детей, кроме Саши, начав обращаться с ним "исключительно на "Вы"". Подсмотрел такой приём у начальства, вроде работает с детьми, пока не понял ещё.

Ну а дальше.... дальше я говорил много, эмоционально, с жаром. Объяснял, что в современном мире и так много агрессии; что такое общение вообще никуда не годится, как с учителями, так и друг с другом; что безумно переживаю за то, что будет дальше с ними, если продолжится такой ужас; что не понимаю, почему они со мной - адекватные (хоть и шумные), а с другими учителями - устраивают ад; рассказал примеры из собственной жизни (очень любят байки от меня).... Много говорил, очень эмоционально и с жаром, уж извините за повторение. Не дожидаясь реакции, вышел из кабинета под "потрясённую тишину". Судя по-всему, они не ожидали такого от меня, потому что уже перед тем, как закрыть дверь, в спину прилетело "вот это речь" от одной из девочек.

Уже у себя в кабинете меня трясло - реакция на эмоциональные речи, яркий показатель того, что не врал и был честен, но услышали ли они меня? Вряд ли, но я продолжаю биться, рано или поздно проломлю и эту стену.


Остальная же неделя (а выше описанные события были в среду) прошла в уроках, шумности детей, но уже без криминала. Разве что директор теперь ходила на некоторые уроки, дабы постращать детей и посмотреть, как они себя ведут на уроках (спойлер - почти адекватно).


В пятницу был классный час перед каникулами. Разобрали всю четверть по полочкам, выяснили, что с задачей первого уровня "Древа навыков" они не справились, из-за чего были расстройства и не понимания "как так, ведь всё же хорошо было", благо только у двоих. Показал свою таблицу "учёта успехов", где отмечал их поведение и ситуации. Вопросы отпали. Поняли, что надо идею доработать, как - узнаю уже скоро, дал задание на каникулы.

Интересней момент, что на каникулах, на одном из моих кружков, осталось 3 ребёнка из моего класса. Так как это были довольно лояльные ко мне дети, по крайней мере до них я, вроде, достучался, принял тяжёлое (реально трудное) решение - показать эти посты. Просто проверить реакцию.

Сначала мне показалось, что они повеселились, но с каждым постом (я читал в слух), они становились всё тише и тише. Под конец уже, я спросил "что думаете, переставать писать или нет? Не перебор ли?" На что получил неожиданный фидбек - им понравилось! Они были удивлены тем, что я им не врал, написано было ровно так, как и было. Даже посоветовали редакцию некоторых постов и названия блога (аккаунта? Туплю, как это тут называется). Но всё равно эмоционально очень переживал. Мне казалось, что они обиделись и просто не хотят показывать этого и что теперь будет только хуже.... Но потом они пришли на следующие занятия как ни в чём не бывало. Кстати, попросил их пока ничего никому не говорить. Интересно, смогут или нет промолчать, но думаю, что да.

Честно говоря до сих пор переживаю на этот счёт, но понял одно, благодаря Пикабу:

педагогика интересна людям, вещи, которые я делаю на работе - обычные, но вызывают просто шквал позитива и поддержки. Отсюда и моё следующее решение.

Посты о классе я писать, так регулярно, скорее всего не буду, но!

Педагогика такая вещь, которая сейчас переживает период переформирования под новые реалии жизни. Другие дети, другой мир.

Старые догмы педагогов уходят в прошлое или меняются до неузнаваемости. Поэтому я решил создать (точнее переделать один из своих), аккаунтов в инсте, дабы показать людям всю систему изнутри, насколько у меня, обычного педагога, это получится. Если получится что-то толковое, то попробую найти единомышленников и сделать что-то более глобальное, может, канал на видеосервисе от гугла.

Посты по педагогической тематике буду так же закидывать сюда раз в неделю, в инсте же будет более укороченная версия, но попробую показать, как живёт рядовой педагог в Петербурге. Проект не коммерческий, а скорее социальный, просто хочу показать, что педагогика - не просто орущая училка на ученика, хоть и такие бывают, а сложная система по воспитанию и развитию детей. Сложных, простых или каких-либо других.

Буду рад видеть вас у себя в инсте: @nepedagog.life
Надеюсь, не прилетит от админов за "рекламу".

Ну и по-традиции: спасибо всем за советы и теплоту, не ожидал увидеть такое в современном мире, вот уж действительно, Пикабу - как отдельный мир :)

Показать полностью
954

Немного об аббревиатурах

Автор: Виолетта Хайдарова.

- Алло, алло! Это РОСТГЛАВСТАНКОИНСТРУМЕНТСНАБСБЫТ?

- Нет, товарищ, вы не туда звоните. Это ВХУТЕМАС! А у РОСТГЛАВСТАНКОИНСТРУМЕНТСНАБСБЫТа с января новый номер, узнавайте в справочной!

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Революция 17 года многое изменила в жизни бывших граждан Российской империи, поэтому неудивительно, что ее влияние на язык редко замечают. А между тем, оно было огромным. Восприятие жизни как чего-то степенного и размеренного сменилось «порывами», «битвами», «сломом старого» – и язык это очень точно отразил. Прежде всего сокращением всего и вся, будто проговаривать слово полностью стало недопустимой роскошью в условиях стремительной стройки нового мира. Конечно, сокращения-аббревиатуры встречались уже и раньше, но совершенно не в таких масштабах, и нужны были главным образом только для того, чтобы сэкономить время на письме. Смена всего уклада жизни дала им шанс завоевать нашу речь – и надо сказать, аббревиатуры с этой задачей справились.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Первая волна аббревиации была естественной как сама жизнь и породила множество жизнеспособных созданий. Почти сто лет существовали сберегательные кассы, которые никогда и никому не приходило в голову называть как-то иначе – но после 17 года они внезапно и повсюду превратились в «сберкассы». Корней «Муха-цокотуха» Чуковский в свое время удивлялся: «Литературный фонд был основан А.В. Дружининым в 1859 году, и в дореволюционное время ни у кого не было ни желания, ни надобности называть его сокращённо Литфонд». То же произошло и с Московским художественным академическим театром, который первые двадцать лет существования назывался по-свойски просто «художественным», а во МХАТ превратился уже при новой власти. Сокращалось всё подряд. Некоторые ходы оказались удачными и подарили нам новые слова: дзот (ДеревоЗемляная Огневая Точка), беруши (БЕреги УШИ), мопед (МОтоцикл + велосиПЕД), зарплата и так далее... Кстати, вопреки распространенной версии, слово «гопник» вряд ли появилось именно в это время. По крайней мере, слово «гопать» в значении ‘бродяжничать, шататься по улицам’ встречалось еще в середине 19 века, а Даль в книжке «Условный язык петербургских мошенников» пишет, что «гопать» означает ‘ночевать на улице’.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Но таких удачных случаев всё-таки получалось меньше, чем монстров, упомянутых в начале. Кстати, они оба совершенно реальны. РОСТГЛАВСТАНКОИНСТРУМЕНТСНАБСБЫТ – это Ростовское главное станко-инструментальное снабжение и сбыт, а ВХУТЕМАС – Высшие государственные художественно-технические мастерские. Казалось бы, вот здесь-то уже очевидно произвол чиновников, чей сон разума порождает чудовищ? Но не все так просто. Сокращенное наименование – это современно. Сокращенное наименование – это революционно. Такое название сразу устанавливает дистанцию между собой и старым, побежденным, медлительным миром. При всей тяжеловесности и нелепости даже такие аббревиатуры были привлекательны, потому что они стали символом нового строя – индустриального, подчеркнуто отвернувшегося от эстетики к прагматичности. Не баре небось – пролетариат. И именно поэтому старинные длинные наименования начали восприниматься чуждыми, а короткие пусть даже и неблагозвучные – своими, «правильными». Писатель тех времен Дон-Аминадо едко подмечает: «В городском продовольственном комитете, который ввиду отсутствия времени переименовали в горпродком, что было гораздо короче и понятнее, выдавали карточки, по которым выдавали сушёную тарань».

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Но всё затмевают аббревиатуры-имена. Вот уж сфера сугубо добровольная, в которой чиновник не может ничего сделать. Так что именно здесь можно увидеть, что использование аббревиатур было делом добровольным и по-настоящему народным. Нет, я не уверена, что какую-то реальную девочку называли Даздрапермой (ДА ЗДРАвстпует ПЕРвое МАя), хотя кто знает… Но десятки имён, созданных из фрагментов самых разных актуальных названий и фамилий, всё-таки фиксировались в архивах: Велиор (ВЕЛикая Октябрьская Революция), Донэра (Дочь Новой Эры), Иззвил (Изучайте Заветы Владимира Ильича Ленина), Красарм и Красарма (КРАСная АРМия) и много-много ещё. Ну и какое-то количество всего этого богатства просто обязано было закрепиться в современном языке. Ничто в нём не исчезает бесследно, если оно в своё время возникло естественно и в соответствии с требованиями времени. Так произошло и с именами. Для того, чтобы остаться в языке, им требуется иметь всего два признака: красиво звучать и быть похожим на что-нибудь уже известное. Типичный пример – Владлен(а), которое используется и сейчас, причём вряд ли кто-то ассоциирует их с ВЛАДимиром ЛЕНиным – славянский корень «влад» удачно встроил его в ряд традиционных имён. Так же получилось и с Рэмом, который то ли «Революция, электрификация, механизация», то ли «Революция, Энгельс, Маркс». Имя прижилось, а уж к какой традиции его относить – теперь каждый решает для себя сам.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

«Сбросить Пушкина с парохода современности» – когда-то требовал Маяковский. Да, они попытались его сбросить, как и всё, что олицетворяло прежний ненавистный строй. И построили собственную индустриальную стилистику, которая нашла великолепное воплощение в скрежещущих, бесполых, загадочных, пугающих словах, сплошь состоящих из заглавных букв. Эти слова сыграли важную роль в создании образа нового мира, в котором всё другое – даже язык. Некоторые из них были пугающими: ГубЧК, ГПУ, ГКЧП, НКВД…

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Некоторые – величественными и сакральными: ВКПб, КПСС, ВЛКСМ, ЦИК. Другие стали легендой и символом как СССР или ГУЛАГ... А некоторые прижились, стали привычными и нестрашными: ЗАГС, ВДНХ, ГАИ, ГЭС, ПТУ… Язык не только отражает жизнь – он еще сохраняет любой жизнеспособный росток, превращаясь в живой памятник всему, что когда-то с нами происходило.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Современная вывеска


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_215590

Автор: Виолетта Хайдарова (@vetyk).

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Не забывайте в переводе указать, что вы с Пикабу)

Показать полностью 5
832

Как умирают слова

Автор: Виолетта Хайдарова.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глас.

Как умирают слова Cat_cat, История, Слова, Русский язык, Длиннопост

Соседи Евгения Онегина были в ярости от его невоспитанности. Надо сказать, за дело, однако любопытно, что рядом с обвинениями в масонстве и алкоголизме звучали претензии, что он не произносит «с» в конце слов. Что же это за «с», почему оно было так важно и откуда взялось?


Интуитивно каждый, наверное, понимает, что дореволюционная добавка «с» после слов была чем-то вроде русского «десу» и выражала уважение говорящего к собеседнику, десу. Только если японцам было достаточно вставлять вежливое междометие в конце предложения, то широкая русская душа допускала добавлять его практически к любому слову. Но почему же тогда Евгений Онегин его не использовал? Неужели он не уважал своих соседей? И это правильный ответ! Но не только.

Как умирают слова Cat_cat, История, Слова, Русский язык, Длиннопост

Дело в том, что эта штука была строго завязана на иерархии. Начальник никогда не обратился бы к подчинённому: «сделайте-с», а вот подчинённый с высокой долей вероятности сыпал бы словоерсами в разговоре с начальством только так. Да, эта добавка называлась «словоерс» – от названий букв, которыми она писалась. С – «слово», Ъ – «ер». Нет, строго говоря, и начальник мог обратиться к подчиненному «пожалуйте-с переписать эту бумагу», но это звучало бы примерно так же как, например, некоторые учителя любят обращаться к ученикам на «вы». Вроде и рафинированную вежливость проявил, но от такой вежливости становится только страшнее.

Как умирают слова Cat_cat, История, Слова, Русский язык, Длиннопост

Поэтому когда человек 19 века говорил собеседнику «да-с» или «нет-с», это было не только формой вежливости, но и ритуальным принижением себя. Чего Онегин, с его столичным воспитанием, конечно, потерпеть не мог, и чему его провинциальные соседи уделяли большое значение, как и многим другим ритуалам. Почему же у этой буквы возникло такое сложное значение? Все дело в человеческой лени, которая, как известно, двигатель прогресса, в том числе и в языке. Если бы наши персонажи жили не в 19 веке, а чуть раньше – скажем, в 16, то вместо словоерса они произносили бы «-су» или «-ста». Чуть подлиннее, но всё еще загадочно. Кроме того, иерархичность таких обращений была бы закреплена еще сильнее. Только к очень уважаемым людям следовало бы обращаться: «боярин, отведай-су» или там «князь, пожалуй-ста». Ой, а второе слово нам что-то напоминает, правда? Ну да, это реликт тех самых времён, почтительная добавка, намертво приросшая к слову «пожалуй». У кого-то уже есть идеи, какие очень часто употребляемые слова сократились в повседневной речи до этих огрызков?

Как умирают слова Cat_cat, История, Слова, Русский язык, Длиннопост

Если отмотать ленту времени еще дальше, то мы их услышим полностью. «Су» – это сокращённое «сударь», а «сударь», в свою очередь, сокращение от «государь». Очень уважительное обращение, как можно понять. «Ста» же тоже выражает уважение, но ассоциируется с еще более глубокой древностью, когда иерархические отношения были не так важны, как родоплеменные. Ну, да, «ста» – это «старый». Это сейчас назвать кого-то старым – чуть ли не оскорбление ("Оставь меня старушка, я в печали!" – "Старушка?! Ах ты нахал!"), а тогда было вполне себе почтительным признанием того, что кто-то настолько крут, что ухитрился дожить до старости. Ну, а дальше сработало общее правило: если слово произносится часто, то нафиг его произносить полностью. Так «старый» стало «ста», потом «с», потом все забыли, что «с» – это просто сокращение и добавили к нему Ъ, как к полноценному слову… А потом пришли большевики и вообще снесли все эти пережитки прошлого.

Как умирают слова Cat_cat, История, Слова, Русский язык, Длиннопост

И если вы думаете, что этот процесс единичен и не происходит в наше время, то напрасно. Вряд ли найдётся много людей, которые сейчас говорят «здравствуйте», а не «драсти», «пожалуйста», а не «пажалста» или хотя бы «привет», а не «приэт». Законы лени беспощадны, всепроникающи и пожирают элементы привычной жизни не хуже лангольеров.

Как умирают слова Cat_cat, История, Слова, Русский язык, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_228286

Автор: Виолетта Хайдарова (@vetyk).

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Не забывайте в переводе указать, что вы с Пикабу)

Показать полностью 5
703

6 и 7 неделя первого классного руководства

Честно говоря, долго (уже 2 недели) не решался написать пост. То ли устал, то ли работа поглотила, то ли не ожидал такого фидбека, не знаю :)

Ну а пока, за две недели, произошло довольно много интересного, начиная со стандартных уже срывов уроков, заканчивая комиссиями и довольно милыми посиделками. Но обо всём по порядку.

Я педагог в обычной Петербургской школе, в этом году, неожиданно для меня, прилетело классное руководство, над классом, который остальные педагоги называли чуть ли не самым сложным в школе.

О моих похождения можно почитать в предыдущих постах, ну а теперь, к событиям, которые произошли за эти две недели.


Начать стоит с того, что после недели моей болезни между мной и классом как будто черная кошка пробежала: создавалось ощущение, что они настолько от меня отвыкли за неделю, что скатились до состояния предыдущего года (по крайней мере, мне так сказали педагоги, детей я раньше не видел, так как только пришёл в эту школу).
Каждый день, кроме одного или двух, я бегал то по своим организаторским делам, то успокаивать класс, который методично пытался довести учителей до белого каления. Причём старались, в основном, почти всё те же. Слышать меня они отказывались, то огрызаясь, то делая вид, что поняли и "больше не будут".

Честно говоря, под конец недели, стал уже переживать, что класс "ушёл" от меня и теперь стану просто тявкающей собакой, которая пытается завоевать доверие обратно.

Но всё изменил классный час. Так как дети начали грызться уже не только с учителями, но и друг с другом, понял, что пора с ними поговорить на тему оскорблений, буллинга и общения друг с другом.

Дело в том, что в своё время всем этим вещам подвергся и я: со своим классом мне не повезло. Справиться с этим исходя из острого языка и довольно крупной комплекции было не очень сложно, но до 11 класса реально уже терпел, чтобы не начать кого-нибудь калечить.

Этим опытом и хотелось с ними поделиться. Когда я начал свою историю, все шумели и галдели: то хихикнут, то пошутят, то просто начинали болтать, не особо обращая на меня внимания. Но не все. Потихоньку моя история увлекала их, шёпот утих и уже весь класс слушал внимательно, ловя каждое слово.

К концу рассказа стояла тишина, самые шумные потихоньку пытались криво шутить, но остальные молчали. И не то чтобы я был сильным оратором и мастером рассказывать истории, просто многие моменты попали прямо в цель: они сами с таким столкнулись в определенный момент. Наконец меня услышали и у меня снова получилось настроить их "на свою волну".

Конечно, не всё было идеально: самый сложный ребёнок ушел с классного часа громко хлопнув дверью (кто читал посты до этого, знают его под именем "Саша"), самые шумные все равно галдели и мешали мне спокойно работать с ними. Но костяк детей, которые тянулись ко мне, потихоньку привыкая, всё-таки рос в числе.


Следующая неделя ознаменовалась несколькими событиями: гигантскими проблемами с двумя моими ОДН-щиками, окончательным признанием моего авторитета у большинства детей (хотя это вещь непостоянная, как мне кажется) и неожиданными поступками всё тех же ОДН-щиков. (ОДН - отдел по делам несовершеннолетних, ОДН-щики - это те, кто стоит на учёте в этом отделе, ничего приятного).

Всю первую половину недели два моих архаровца, по очереди или вместе, расшатывали нервы одноклассников и учителей. Дошло до того, что "Сашу" вызвали на совет и поставили перед несколькими условиями: либо он перестаёт, либо общаться будет уже с полицией, а она такие вещи не прощает; он должен вытянуть учёбу (11 двоек выходит в четверти, на данный момент уже 2-3); ну и возможность сменить обстановку: в ноябре будет специальный выезд в оздоровительный лагерь, куда оба моих ученика отправятся отдыхать.

На следующий день Саша всё равно устроил дебош, но уже с одноклассниками, благо они сами смогли разобраться, с минимальным вмешательством с моей стороны. Ну а в конце недели, заканчивая тему с этими двумя хлопцами, устроили веселуху на перемене и частично на уроке: разбрасывали чужие вещи и задорно пытались довести учителя.

Забрав их с урока в свой кабинет, довольно долго пытался достучаться до их сознания. Сначала разговор шёл сухо: спокойным голосом рассказал, как всё вижу, выслушал ответные жалобы, сказал, где были не правы, спросил,  зачем они вообще такое устроили и сколько это будет продолжаться. Наткнувшись на глухую стену сменил тактику: показал им файлик учёта успехов (кто читал предыдущие посты, помнит про древо навыков - для него и вёл учёт дней, что да как). Неожиданно у обоих проскочил интерес в глазах, стали спрашивать, интересоваться, кто когда косячил и записывал ли я это. Попутно случайно выдали мне других "отличившихся", рассказали про класс со своей стороны, чем немного удивили.

И тут я понимаю: надо идти ва банк. И решил сказать всё как есть: про то, что они являются негативными лидерами класса; что за ними тянутся те, кто вызывает моё беспокойство, но пока что держится; спрашивал, не надоела ли им самим такая репутация о них, которая уже диктует отношение всех к ним до прямого знакомства; говорил, что как бы все удивились, если они смогли бы изменить и себя и класс..... Много говорил. С душой и абсолютно честно, не лукавя. А они слушали.

Вчера вечером один из них попросился отвечать за поведение класса и поведение второго смутьяна. Победа ли это? Вряд ли, но они, скорее всего, услышали. Надеюсь, что-то поменяется.


В конце недели остальная часть класса смогла меня поймать вне школы и мы с ними довольно душевно поболтали: они спрашивали о себе и обо мне и, сказали, что очень переживают, когда кто-то ведёт себя не так, как надо. Парочка детей сказала, что старается исправляться, но очень сложно переключиться на нормальный лад, хотя понимают, что ведут себя неправильно.

Честно говоря многого не описываю, хватает мелочей, которые вырисовывают общую картину происходящего: детям очень интересно со мной, даже самые грубые и жёсткие из них, довольны моей работой с ними и не хотели, чтобы с меня снимали руководство или я сам отказывался от класса. Создаётся ощущение, что мы притираемся друг к другу: я пытаюсь достучаться до всего светлого и хорошего, что есть в каждом ребёнке, а они пытаются поверить в меня, в то, что мне не всё равно на них и на их дальнейшую судьбу. Как-то так.


Что же до древа навыков, то стало понятно, что со следующей четверти его придётся доработать: ввести, как некоторые из пикабушников советовали, еженедельные бонусы, слегка подкорректировать саму суть, но об этом подумаю уже на каникулах, до них осталась одна неделя. Спасибо, что читаете, но я всерьёз подумываю либо о смене платформы, либо и прекращении выпуска своих коротеньких похождений на педагогическом поприще.

С одной стороны, фидбек идёт гигантский и это круто, что многие читают с удовольствием, но с другой.... С другой есть мой класс. Как некоторые правильно заметили, рано или поздно они могут наткнуться на эти посты и как отреагируют неизвестно, хотя я стараюсь говорить, как есть, не приукрашивая и не говоря в лицах кто есть кто. И пускай, может, мои мотивы довольно просты и понятны: желание рассказать о своём опыте, о переживаниях и стараниях помочь детям выйти в мир лучше, чем они есть сейчас, но..... Не знаю, буду думать. С радостью прочитаю Ваши советы на этот счёт. Удалить свой аккаунт я могу без проблем, меня тут ничего не держит: создать новый акк для чтения и для участия в волнах постов не проблема. Рейтинг не сильно занимает, а людям, в большинстве своём, всё равно :)

В общем, жду советов и вопросов.

Показать полностью
381

Классное руководство. Четвёртая неделя

Неожиданно для меня, подходит к концу месяц моего первого классного руководства. Резюмировать ничего не буду, ибо влом, кто хотел краткую сводку - уж извините :)
Вот содержание предыдущих постов:
Классное руководство. Первая неделя
Классное руководство. Вторая неделя
Классное руководство. Третья неделя

За прошедшую неделю уверился, что мой класс - это две крайности одной и той же сущности. О чём это я? Если внимательно прочитать то, что я уже писал (и пост на этой неделе не сильно будет отличаться в этом аспекте), можно заметить, что происходят как хорошие, так и не очень события, причём в равной степени. Причём из крайности в крайность.

Именно в таком ключе и прошёл первый день прошедшей недели.

Началась кутерьма с того, что после третьего урока, я захожу к своим узнать, как дела, и мне мальчики вываливают хором, что учитель труда творит странные вещи и психует на них. Интересно.
Перед началом разборок с учителем и, неожиданно, директором, накосячившие лица плавно сливаются, хотя только что с ними разговаривал. На немой вопрос учителя, который пришёл поговорить и со мной и с детьми, "где эти личности?", я ответить не смог, поэтому пришлось искать своих архаровцев по школе. Нашёл в столовой (это при условии, что им нельзя ходить по школе и уж тем более в столовую не в своё время (ковид наше всё)).

После некоторых переговоров и явки одного из родителей, было достигнуто мирное соглашение, не без труда, конечно, но у меня получилось. Спустя время, используя методы допроса настоящих детективов (очные ставки, дача заведомо ложных показаний и прочих "приятных" вещей), выяснил следующее.

Трое юношей были не готовы к уроку: нет спец. одежды (урок труда), письменное задание, данное учителем, делать было влом. Сидели трепались и игнорировали замечания учителя. Неожиданно одному из парней мама пишет смс,  с просьбой перезвонить, как будет возможность.  Юноше не пришло в голову, что сейчас идёт урок и, по уставу школы, пользоваться телефонами во время уроков, строго запрещено, набирает маму и пытается с ней говорить. На 5-ти кратное замечания учителя не реагировал. Когда же учитель принял решение подойти и конфисковать телефон и вызвать родителей в школу, с привлечением меня (классного руководителя) и директора, один из архаровцев просто перегородил дорогу и не пускал к разговарившему по телефону. Возникла суматоха, полетел стул, телефон был конфискован и родители были вызваны в школу.

По результатам: говоривший по телефону ребёнок, был наказан родителями на этот телефон, уж простите за повтор; мешавший пройти учителю получил знатный нагоняй от директора и долгий разговор со мной (примечательно, что он не отрицал своей вины, но и настаивал на том, что учитель перегнул палку); третий, меньше всего участвовавший в конфликте, просто отделался лёгким испугом и двойкой за работу на уроке.


Пока я разбирался со всей этой вакханалией, день приближался к концу, и, уже после уроков, часть инициативных детей смогла поймать меня в кабинете (так как я педагог-организатор, ношусь по всей школе и редко бываю в кабинете).

И вот тут произошло то, ради чего я вообще затеял древо навыков (кто не понимает, что это - читайте первые посты). Дети запинаясь и постоянно говоря, что у них есть "тупая идея", спросили, а можно ли им помочь отстающим по учёбе и вообще постараться каким-то образом изменить отношение учителей к нашему классу.
Самое сложное в этой ситуации было не ликовать, ибо это первые ростки того, что я вбивал на протяжении первых трёх недель.

На мой вопрос, а каким образом они хотят это сделать, дети предложили продуманный и аргументированный план:
1. Сделать глобальную пересадку всех, с учётом зрения и "очагов возгорания" (это особо шумные дети).
2. Посадить отстающих и асоциальных таким образом, чтобы рядом с ними были отличники или просто спокойные и умные одноклассники.

3. Постараться привлечь "сложных" к организации любых мероприятий класса и школы.


Естественно я им дал зелёный свет, но с просьбой, чтобы на следующий день они уже предложили мне варианты рассадки.

Сказано - сделано, рассадка была готова уже на следующий день на втором уроке, неожиданно, она оказалась удачной и сразу введена в процесс.

Самое занятное, что этот день был очень тихим. Маленькой победой для меня был момент, когда очень требовательный и строгий учитель математики сказала мне, что "чувствуется ваше влияние". Это она ещё не знала, что в конце недели будет....

В течении пары дней (среда и четверг), дети были просто шёлковые - замечаний нет, разве что внутренний конфликт между Сашей (кто это - читайте в предыдущих постах) и очень острой на язык девочки. Но тут уже просто было разрулить всё, хотя и пришлось подумать, как отделаться малой кровью. А на уроках было хорошо. Учителя хвалили даже отстающих, ибо их вытягивали остальные, а мне надо было подбивать бумажки и, честно говоря, было не до них в эти дни. Пару раз забегал глянуть, что да как и всё.

Под конец уроков, в четверг, дети предложили устроить посиделки на классном часу, с пиццей. Идею пришлось завернуть, ибо нельзя сторонние продукты проносить в школу (роспотребнадзор, все дела), но инициативу одобрил и предложил перенести классный час на улицу, в соседний парк, предварительно согласовав все моменты с родителями. Отчётливо сказал "НЕЛЬЗЯ ПИЦЦУ В ШКОЛУ", повторив эти слова ещё и в общую беседу.  Дети, кстати, запретили мне скидываться или покупать всё самому, "вы и так будете нам пиццу покупать после 2-го уровня Древа навыков". Наивные. Но было приятно и неожиданно.

Что же могло пойти не так, спросите вы? Хех...

В пятницу, дети вели себя почти хорошо,  чувствовался конец недели и их терпение уже было на исходе. Ну ещё бы, три дня почти без проблем и замечаний со стороны учителей - шутка что ли!

И на последнем уроке произошло то, что, не ожидал никто: ни дети, ни я, ни тем более учитель математики.

Во время работы я зашёл с телефона в ВК зачем-то (что-то у кого-то спросить или написать, не помню) и вижу в общей беседе фразу: "Блин, хочу к вам". Написал один из учеников, шумный, но, в целом, адекватный. На мои вопросы почему его выгнали и почему он вообще сидит в телефоне, было сказано "скоро узнаете" и ржущий смайлик. Вот тут я напрягся. Буквально за 30 секунд взлетел наверх, со второго этажа на четвёртый, и передо мной предстала следующая картина.

На полу сидит мой ученик, рядом пакет с пиццей и лимонадами, парень хихикает и улыбается.

Далее Я - я, У - ученик.

Я - Это что такое тут? Я же запретил вам в школу приносить пиццу, даже объяснил почему.

У (слегка смутившись, но всё ещё улыбаясь) - Да я просто взял прямо на классный час заказал и всё.... Чтобы потом не бегать.

Я - Погоди, ты что, сейчас на уроке бегал вниз за заказом?! Ты в своём уме? Из-за чего тебя выгнали?

Тут прозвенел звонок.

Пиццу я забрал к себе в кабинет, со словами, что отдам после классного часа.

Что произошло:

На уроке ученик попросился выйти в туалет. Получив отказ, всё равно вышел и спустился вниз к курьеру, который привёз пиццу. Потом, не придумав ничего лучше, поднялся обратно наверх и, под собственный хохот и хохот класса, проследовал на своё место. Учитель математики (напомню, ОЧЕНЬ строгий педагог),  выгнала его вместе с едой в коридор. После этого, класс она успокоить смогла далеко не сразу.

Результат: докладная на имя директора (от неё уже вторая) и промывка мозгов мне от учителя, мол "какие все невоспитанные" и "отказывайтесь от класса, не портите себе жизнь и репутацию".

Когда же я пришёл на классный час, с вопросом "о чём он думал", неожиданно взорвался весь класс. Причём даже "Саша" и парочка асоциальных и "сложных" детей. Прозвучала фраза: "как тебе не стыдно мы стараемся, а ты такое выкидываешь" и всё в таком же духе. Я снова был в шоке. Ладно бы говорили активисты, но когда даже "Саша" сказал, что это перебор, хоть и смешно.... В итоге, классный час проведён был в деловом стиле, разобрали, что да как и почему + пара орг-моментов.  И да, пиццу я им отдал и они ушли без меня гулять, на просьбы пойти с ними, сказал, что в таком раскладе и поведении общаться как-то не хочется.

В общем, неделя выдалась суматошная, но очень интересная, всё таки новый опыт и статус по-прежнему меня держат в тонусе.


Теперь хотелось бы отметить пару моментов:
1. Получаю огромную поддержку и кучу позитива от читателей, что удивляет и пугает, ибо не делаю ничего особенного, это просто элементарная работа с детьми. А факт того, что подписалось аж 1,5к человек вообще вводит в ступор.

2. В постах проскочило мнение, что я "фейк" и придумываю всё сам, ради лайков и подписчиков. Отвечу следующим образом: мне совершенно всё равно было, будет это кто-то читать или нет, когда писал первый пост. Просто хотелось поделится, ибо совсем нетипичная для меня ситуация сложилась. Ну а насчёт "фейковости"..... Знаете, даже если бы это всё было выдумано и "написано каким-то популярным пикабушником", то данные посты всё равно несут хороший, как мне кажется, посыл. Так что "хотите верьте, хотите нет".

3. Так же меня упрекнули в том, что "я радуюсь всем моментам, как будто работаю первый год, что вызывает сомнение в правдивости постов". Да, я радуюсь этим моментам, потому что прошёл три года назад период выгорания. А сейчас, после затяжной депрессии, всё кажется новым и интересным, вот и радуюсь, хотя бы просто на контрасте :)



P.S. А как вы косячили в школе?

Показать полностью
92

Go over my head - Фраза дня

Всем привет! Сегодняшняя фраза – Go over my head.


Используем, чтобы сказать, что мы чего-то не поняли или неправильно поняли ситуацию.


Возможный перевод: я не понял, это прошло мимо меня, это выше моего понимания, не смог разобраться.


Примеры:


🔸A: Did you understand what happened? – ты понял, что произошло?

B: To be honest, it went straight over my head. – честно говоря, я ничего не понял.


🔸That lesson went over my head. Did you understand it? - Этот урок был выше моего понимания. А ты его понял?


🔸The explanation went completely over my head. — Это объяснение было выше моего понимания. / Из объяснения я совсем ничего не понял.


🔸All this talk about philosophy went right over my head. – Я совсем не понял все эти разговоры о философии.


На видео носитель языка объясняет эту фразу.


Если понравилось, ставьте плюс и подписывайтесь! Будет еще много чего интересного.


Если хотите отработать эту фразу, пишите свои примеры в комментариях.


Всем продуктивного дня и отличного начала недели!

54

Офигительный учитель или как из-за лени попасть к школьному психологу (Ч.2)

Первая часть марлезонского балета: https://pikabu.ru/story/ofigitelnyiy_uchitel_ili_kak_izza_leni_popast_k_shkolnomu_psikhologu_7670019?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing )

Вторая часть марлезонского балета:

После того, как моя мама произнесла сокраментальное пи@дец, настала моя очередь зайти в кабинет психолога. Передо мной предстала женщина лет 30-35, с фигурой под названием груша, (жо... нижняя часть туловища значительно... не не так... ЗНАЧИТЕЛЬНО была шире плеч) короткой стрижкой. Собственно это все что я о ней запомнила из внешности. На стене висели графические работы карандашом в количестве трех штук. О них чуть позже, будем нагнетать уровень трешака постепенно.

-Ну, что давай знакомится. Я ТакаятаТакойтовна. А тебя как зовут? А то ты типа не в курсе, после разговора с моей классной и мамой. Подумала я про себя.

-Да вы и так знаете, но раз так надо то Baronessa.

-Очень приятно. Мне сказали... и вот тут начинается мяско. Я так поняла, что поговорив с моим классным руководителем и моей родительницей, она решила, что информации обо мне более чем предостаточно. Других объяснений у меня нет, что на протяжении всего часа, она говорила монологом. Да, да, вопрос о том как меня зовут был единственным который она мне задала. Мне было рассказано, как тяжело живется подростку без понимания и внимания к его проблемам. Что дурные компании именно этим и пользуются, заманивая неокрепшие умы в свои сети обещанием понимания и принятием их именно такими какие они есть. Это все с приведением каких-то примеров из ее практики. Но она вырвет меня из оков этого наваждения! Первые 10 минут нашего "общения" я пыталась вставить хоть слово. Рассказать, что у меня есть старший брат с которым я делюсь практически всем. Есть парень, шалопай как и я, но вполне милый и тоже меня поддерживает. Да и друзей хватает. И с родителями вполне контакт хороший, да прилетает от них. Но они не виноваты, что у них дочь бестолочь иногда. А эта хрень с сатанизмом, крайне идиотская моя шутка. Но, нет. Психологиня меня не желала слушать, она была на волне речевого экстаза. Ее ЧСВ, и уверенность в своих способностях психолога, прям можно было потрогать. Через эти самые 10 минут, я плюнула пытаться с ней разговаривать. Я изучила кабинет вдоль и поперек, пересчитала сколько колечек на шторе, заметила что кусочек, отколотый на горшке с цветком, похож на черепашку. Короче в конце этого димонолога мне была вручена книжка Пауло Коэлье, кажется "Алхимик" (серьезно!? эту хренотень подростку!?) и она резко засобиралась домой, а то поздно уже. (здесь должен быть смайл бьющийся головой о стену)

Через день, я вновь поплелась к психологу. В этот день мне поведали историю этих картин. Это оказалась ее итоговая работа из художественной школы (и зачем мне эта информация?) Она спросила меня как мне книга. Пожалуй о том, что моего мнения ни кто слушать не стал, говорить не надо? Мне было рассказано какой это глубокий автор и как он тонко чувствует душевные перипетии людей. ла-ла-ла (ты бы еще мне Кафку почитать предложила. Не в обиду Кафке). Естественно я ее нихрена не слушала, я любовалась обезьянкой с цимбалами которая играла у меня в голове. Собственно на следующий же день, я на коленях приползла к классному руководителю, умоляя вызволить меня из этого ада церебрального насилия. Вы бы видели лицо Мариванны, Афина Паллада не иначе.

Пытка школьным психологом в общей сложности продлилась чуть больше двух недель. Шесть встреч, показавшихся вечностью. Но после этого я рисковать больше не стала, и до конца года была почти примерной ученицей.

Пы.Сы. Был у меня хороший знакомец психиатр, у которого была любимая фраза: "Многим психологам требуется квалифицированная помощь психиатра"

123

Вводные слова и конструкции

Вспомним, как использовать вводные слова и конструкции, как их отличать, как расставлять знаки препинания при их использовании! Пишите грамотно 😉

48

Как научить ребенка читать инструкции к заданиям

Если вы даёте старшему учащемуся какие-то задания, просите читать инструкции, но ученик отвечает, что читал, но якобы не понял, а у вас никаких доказательств нет, предлагаю такой забавный способ.

Все инструкции оказываются магическим образом прочитаны после первого же попадания на такую удочку :)

Как научить ребенка читать инструкции к заданиям Школа, Математика, Русский язык, Начальная школа, Учеба, Инструкция, Домашнее задание
1062

Могучий Русский язык

Приятель рассказал. Далее с его слов:

Класс примерно пятый (начало 00-х), на уроке русского языка выдали задание, написать короткий рассказ с наречием «кое-где», и несколькими местоимениями, типа «кое-кто». Учитель - тётушка старой закалки. Весь класс старательно извлекает из недр мозга предложения и слова. А мой одноклассник быстро что то накорябал и сидит, руки на парте. При проверке выясняется, что он написал...))

«Кое-где, кое-кто, кое с кем кое-что»

Стоит ли говорить о реакции престарелого учителя?) 2 балла в дневник, и хохот на весь класс. Ещё долго мусолили этот случай, и смекалку моего приятеля.

Будь я учителем, конечно поставил бы хорошую оценку, как раз за смекалку.

Учите Русский язык!)

Приятель мой, тег «моё» :)

127

"Они же могли умереть с голоду"

Поскольку сейчас пандемия коронавируса, и в связи с этим все лагеря закрыты, решила поностальгировать и вспомнить свою работу в городском английском лагере.

Это был частный лагерь при языковом центре (втором по счёту), где я проработала (вернее, подрабатывала помимо хождения к ученикам на дом) полгода. Оттуда я благополучно ушла, и хотела было через год после этого пойти работать к конкурентам, которым "некогда заниматься рекламой" (о чём я уже писала).
Это был лагерь с дневным пребыванием детей. Школьники от 7 до 15 лет приходили в 9.00 и уходили в 18:00. Типичный распорядок дня состоял из уроков английского языка, завтрака-обеда-ужина, походов в кино, на экскурсии и т.д.

Тогда меня не насторожило, что мне не дали прочесть и подписать  никаких должностных инструкций по поводу ответственности за детей. А зря!

В один день меня отправили в кинотеатр с группой подростков (11-15 лет, ребята довольно серьёзные и самостоятельные).
А в тот кинотеатр, куда мы шли со своей едой было нельзя - на этот предмет даже сумки тщательно досматривали.
В общем после обеда двинулись мы в кинотеатр с детишками. Благополучно отсидели сеанс. Был вечер и дети отпросились домой (один мальчик должен был идти на концерт (показал билеты, кстати), 2 девочки опаздывали на тренировку по конному спорту, остальные дети при мне позвонили родителям и сказали, что придут домой раньше.). Большинство из них жило в двух шагах от кинотеатра, поэтому  я их отпустила и поехала обратно в центр иностранных языков, при котором. собственно, лагерь и был.
Меня встречает разъярённая директриса центра-я искренне не понимаю, в чём дело.

-@Tea.Cher Это вообще КАК понимать? Где дети? Почему вы приехали одна?
-Я их отпустила, они отправились домой по уважительным причинам.
-Вы знали, что вы не имеете право отпускать детей, какая бы причина у них ни была? А если по дороге домой с ними что-нибудь случится?

Тут я выпала в осадок: у директрисы были записаны адреса детей. Да и вообще, не имело смысла тащить детей обратно через весь город, чтобы потом отпустить их домой (после похода в кино никаких занятий не было)-тогда действительно теоретически с ними что-нибудь могло бы случиться, так как центр и кинотеатр находятся в 20 минутах езды на автобусе друг от друга. Я ещё понимаю, если бы детей были должны были забрать родители, но все подростки приходили в лагерь и уходили из него САМОСТОЯТЕЛЬНО).

Объяснила, что у детей были уважительные причины, а те, у кого не было, предупредили родителей и попросили передать, что их отпустили.

Ладно, это вроде с горем пополам замяли. Думала, директриса успокоится, но НЕТ, опять:
-Почему вы не забрали после обеда  ланчбоксы из столовой.

Объяснила, что со своей едой в кинотеатр нельзя. И тут она грохает кулаком по столу и как начнём орать:
- Вы что, совсем не понимаете?! ОНИ ВЕДЬ С ГОЛОДУ МОГЛИ УМЕРЕТЬ! Сеанс ведь длинный. Если бы кому-то стало плохо, нас бы засудили! Это была бы исключительно ваша вина.

Надо сказать, что на той смене диабетиков и детей с другими серьёзными заболеваниями не было, так что вряд ли могло бы случиться. А если бы и были, я бы точно знала.

В общем, что это был за цирк, я не поняла. Но, одно но! Тогда лагерь не был внесён в реестр оздоровительных организаций, и мне показалось, что начальница просто спасала свою задницу.

Где-то на просторах Пикабу читала пост девушки, работавшей учителем о том, что её взвали на ковёр за оказание первой помощи ученице с астмой . Мол, а если бы ребёнку от лекарства стало бы ещё хуже -надо было сначала вызвать скорую, а потом ждать и ничего не трогать. При том, что лекарство сняло приступ у ребёнка, а жди бы она скоро, не рыпаясь,  девочки могло бы просто и не стать.

Мораль: работа в образовании порой абсурдна и беспощадна...
У меня всё

Показать полностью
622

Одинаковые слова по написанию, звучанию, и смыслу

Одинаковые слова по написанию, звучанию, и смыслу Русский язык, Слова, Омофоны, Омонимы, Синоним, Омографы, Перевел сам, Инфографика

Английская версия


Поскольку русский язык фонетичен, то не знаю, существуют ли в нем абсолютно точные омофоны (например, слова "матрац" и "матрас" все-же звучат чуть-чуть по разному), или же "одинаковое" звучание следует понимать как "похожее".


Использовал этот и этот источники для примеров, в других источниках может быть другое мнение.

518

Сделать выбор

Не знаю, как у вас, а в нашей школе учителю нельзя оставлять класс без присмотра. Но на одном из уроков мне пришлось делать сложный выбор.

Всё было,как обычно: изучали новую тему, повторяли за диктором слова. Мальчишки, пока я их "не видела", поворачивались к Коле, который пришел в школу с умными часами и во все глаза смотрели на это чудо. И вдруг Коля вскакивает с места, кричит:"Я же тебя просил, ты, предатель!" и вылетает из класса. Я не успела не то,что его остановить, но даже что-то понять.

Что делать? Бросать класс и бежать искать Колю? Оставаться с классом? Начинаю выяснять, что произошло. Мальчики рассказывают, что Миша взял у Коли часы подержать и стал показывать на них картинки из галереи Колиного телефона остальным.

Прошу прощения у класа (всегда и обязательно!), что необходимо прервать урок, поскольку переживаю за их одноклассника, и иду искать Колю. Искать долго не пришлось: он сидел в 10 метрах, обняв коленки, и грустил. Сажусь рядом и спрашиваю:"Почему ты расстроен?". Коля рассказывает, что в картинках, была фотка, показанная Мише по секрету, а он ее всем показал (ох, где бы еще информационная безопасность пригодилась, а?). Мы стали думать, как вести себя в будущем,чтобы подобного не повторилось. Потом я спросила, хочет ли он вернуться в класс или еще посидит в коридоре. Он захотел побыть один.

И я его оставила. Зная,что этого делать нельзя по правилам безопасности, я оставила ученика в коридоре. Потому что верила, что так ДЛЯ НЕГО будет лучше. Потому,что он сам так сказал. И как педагог,я обязана уважать его решение.

Зайдя в класс, я сказала,что с Колей всё хорошо, и он скоро придет. Но минут через 5 Миша поднял руку и тихо сказал:"Можно, я пойду к Коле? Это я виноват, я всё исправлю". Можно.

Он вернулся с Колей уже через минуту. Вы понимаете? Ребята поговорили,что-то для себя поняли и решили проблему.Сами! Я чуть не разревелась прямо во время урока от счастья и гордости за них.

Меня могут ругать сейчас родители, и по-своему будут правы. Но я только пришла в школу, я ещё не стоптанный системой романтик. И когда я принимала решение быть учителем, дала себе слово быть своим ребятам поддержкой.Просто потому, что человечность должна быть важнее должностной инструкции.

2190

Удалённое обучение

Сейчас с сыном 9 лет (3 класс) делаем домашнее задание по РУССКОМУ языку и тут такое задание

Удалённое обучение Домашнее задание, Школа, Обучение, Русский язык, Дети, Дистанционное обучение, Чешский язык

Я не знаю что там курят создатели подобных заданий, но я тоже это хочу)))
Ps Теперь я знаю сказку на чешском 😁

426

Об этимологии некоторых "русских" слов | часть 2

Фонарь - в древнегреческом языке существовало слово φανός (фанОс), означающее "факел". В средневековом греческом слово превратилось в φανάριον (фанАрион), означающее уже "светоч". В новогреческом же перешло в форму φανάρι (фанАри) с преобладающим значением  "фонарь". Именно последняя форма благополучно перекочевала в русский язык

Шаль - это слово из санскрита (साडी) перешло сначала в новоперсидский язык в виде شال (šâl), а затем было позаимствовано европейцами: во французском это châle, в немецком schal, а в английском shawl. Ясное дело, что и в русском языке для этого словечка нашлось место

Чай - расцвет торговли чаем пришёлся на 17-ый век н.э., и главным его поставщиком был Китай. Чайной базой европейских коммерсантов стал порт Амой ,что расположен на юге Китая в провинции Фуцзянь, где говорили на языке минь, в котором растение чайный куст произносилось как Te. Торговцы оттуда прибывали в порты Европы и продавали товар, хвалебно восклицая "Te!", что стало своеобразной маркой качества у покупателей и проникло во многие языки. Россия в свою очередь в то время преимущественно торговала чаем с Пекином, где разговаривали на мандарине, в котором чайный куст звучит как "cha" (茶), кой у нас приобрёл характерную форму "чай"

P.S.: вся информация взята из этимологических словарей. Если мною была допущена какая-то ошибка, то буду признателен, если вы обратите на неё внимание в комментариях

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: