Успех или провал?

Читайте ранее:
Эрик XIV. Безумный король
Русско-шведская война 1741-1743 гг.

В феврале-марте 1739-го года в Европе появились подозрения, что воюющая с Османской империей Россия может остаться с врагом один на один, и более того, для нас вырисовывалась угроза второго фронта на севере, со стороны Швеции. Связано это было с тем, что наша союзница, Священная Римская империя, капитально забуксовала на своем театре военных действий, не иллюзорно получая от турок «самизнаетечего». Конечно, всё это лишь домыслы, но в том-то и дело, что они подкреплялись разведданными, которые Санкт-Петербург получал от своих специальных служб тогдашнего времени. Как я уже говорил ранее, «кГАвавая ГэБня» в нашей стране всегда работала превосходно, притом, что внутри, что снаружи!


В те годы в Риксдаге (т.е. в законодательном органе) королевства Швеция существовали 2 партии:


1. Партия мира с Россией, которая жила на балансе у русского посла в Стокгольме Михаила Петровича Бестужева (партия колпаков);

2. Партия войны с Россией, «столовавшаяся» за счет средств Его Преосвященства кардинала Андре-Эркюля де Флери, перечисляемых французским послом (т.н. партия шляп).

Естественно, как только появился намек на то, что русские останутся с турками воевать в одиночку, «проклятые шведские империалисты-милитаристы» развили бурную активность, рьяно требуя выгнать нас с просторов Эстляндии (Эстонии то бишь) и Ингерманландии (современные Спб и Ленобласть), а потом, по ситуации, утопить в Ладожском озере (НО по ситуации!). Прознав об этом, Михаил Петрович Бестужев резко-быстро начинает щедро раздавать грОши «своим» партийцам, благо никаких законов о противодействии коррупции тогда не существовало.

Успех или провал? Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Российская империя, Швеция, Война

Михаил Петрович Бестужев

Цимес ситуации в том, что Его Величество король Швеции Фредрик I (именно Фредрик, а не Фредерик, да!) выступал категорически против осложнений в отношениях с Россией, видимо, понимая, что у страны есть дела поважней (например, неурожайные годы). Он-то и сообщил через доверенных лиц русскому послу о том, что в Стамбул будет направлен некий офицер с весьма важными документами, при обнародовании которых может случиться большой дипломатический скандал, после чего «шляпам» наступит конкретная шляпа, и они из чувства самосохранения не посмеют продолжать свои подстрекательства к войне.

Успех или провал? Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Российская империя, Швеция, Война

Король Швеции Фредрик I

Вскоре Михаил Петрович получил полную ориентировку на «шляпного» курьера, майора Малькольма Синклера, а также маршрут его следования, которые он тут же, без промедления, отправляет в Россию с предложением анлевировать (т.е. шлёпнуть) этого потомка шотландских горцев, а вину за всё свалить на каких-нибудь романтиков с большой дороги, коих немало слонялось по тогдашним европейским магистралям. Оное было столь соблазнительным, что стоявший на границе с Османской империей главнокомандующий русской армии генерал-фельдмаршал Христофор Антонович Миних решил действовать, послав на сие предприятие двоих офицеров (капитана Кютлера и поручика Левицкого), а также четырех солдат драгунского полка…

Успех или провал? Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Российская империя, Швеция, Война

Генерал-фельдмаршал Миних

Почему именно драгунского? Ну, понимаете, в случае преследования вполне возможно, что пришлось бы стрелять, а кто у нас в армии тех лет мог, находясь в седле, превосходно «шмальнуть» по движущейся цели? Конечно же драгуны, ибо на то они и были предназначены! Короче, приказ у них был «перенять», т.е., выражаясь понятным языком, ПЕРЕХВАТИТЬ! Поскольку к тому времени, когда до Миниха дошли сведения о майоре, тот уже благополучно возвращался из Константинополя, нагруженный дипломатической почтой, домой, то наши Гбшники (или ГРУшники? Больше, кстати, тянет на ГРУ, ибо военные, получается, разведчики, приписанные к армии), не мешкая, в апреле-мае 1739-го года отправились в путь.

Успех или провал? Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Российская империя, Швеция, Война

Предполагаю, в те годы наши офицеры выглядели примерно так

Тут вот что интересно: бумаги, бывшие при Синклере, содержали проекты договоров между Турцией и Швецией о совместных действиях против России, которые при их подписании высшими должностными лицами в Стокгольме становились уже никакими не проектами, а реальными документами, имеющими высшую юридическую силу для «высоких договаривающихся сторон». Кроме того, при этом офицере имелись долговые расписки, данные османам ещё Его Величеством королем Карлом XII, когда тот кормился бесплатными обедами с султанского стола, а также часть документации от французского посланника в Константинополе, где Франция подтверждала шведам свои гарантии при антироссийских действиях (кстати, с указанием в том числе «денежных премий» шведским чиновникам за их русофобию). По территории османов герре майор ехал в сопровождении военного эскорта, но, выехав за пределы Турции, он остался один на один с самим собой (правда, с ним ещё было пара почтарей, но это не считается).


Тут господина Малькольма подвело его чувство собственной важности, ибо в тех местах свирепствовала эпидемия чумы, и все лица, следовавшие куда-либо из Турции через Священную Римскую империю, должны были быть помещены на определенное время в карантин, на что Синклер, пардон, развонялся, вопя о дипломатической неприкосновенности, важности межгосударственных поручений и крича: «Вы проблем хотите? так я вам их устрою!» и прочее.

Успех или провал? Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Российская империя, Швеция, Война

Майор Малькольм Синклер

А самое прикольное, что он ещё и дипломатические паспорта, подписанные шведским и французским королями, показал! Нихрена себе уполномоченный по секретным поручениям! Цесарские чиновники в Бреславле не стали с ним связываться (ибо не трогай «самизнаетечто») и отпустили с Богом, так что он останавливается в гостинице «Золотая шпага», где нанимает лошадей, знакомится с неким Кутурье, французским торговцем, и они вместе отъезжают.


Вскорости туда же приезжают русские, притом одетые по всем правилам Устава воинской службы в форменную одежду…. Секретность, однако! Офицеры, кинув вещи в гостинице «Голубой олень» и переодевшись в гражданскую одежду (ага, а раньше так-то было до этого не додуматься, да?), со всех ног несутся к зданию правительства города, где, тряся своими «ксивами» и указывая на то, что действуют выполняя поручение российского командования и также в интересах римского кесаря, выясняют, что Синклер пару часов назад уже слинял.


Таким образом, уж простите, но если бы вы в тот момент (июнь 1739-го) зашли в любое питейное заведение славного городка Бреславля-Бреслау и спросили хороших ребят, сидящих за столами с кружками доброго пива: «Простите, пожалуйста, уважаемые господа, а не знаете ли вы, где сейчас могут быть русские военные?», то вам бы ответили примерно так: «Русские? Военные? Которых здесь как бы не было и нет, и которые, наверное, отпускники? Конечно знаем! Они понеслись за тем придурком-майором, устроившим несколько дней назад в магистрате истерику!» — не преувеличиваю и не издеваюсь!


Если Синклер изначально ехал «по гражданке» и, кстати, мог бы так и остаться незамеченным, раскошелься он на «жест дружбы» в отношении должностных лиц города, то вряд ли его где кто-то б нашел! Русские же поехали в том, в чем были: в своих зеленых (офицеры) и васильковых (солдаты-драгуны) мундирах, а с таким «камуфляжем» тебе, конечно же, любая разведывательная миссия по плечу.


В общем, едет шведский майор такой радостный (благо, уже недолго, всего 4-6 дней — и дома), о чём-то лопочет со своим попутчиком-французом, и тут его настигают наши. Капитан фон Кютлер, с уважением поздоровавшись и вежливо приставив к груди Синклера пистолет, учтиво по-французски спрашивает: «Где бумаги, сударь?» — на что в такой же вежливой форме посылается шведским дипкурьером. Получив от русского офицера «в торец», швед уже более благовоспитанно говорит, что никаких бумаг у него нет, и здесь произошла, наверное, какая-то ошибка, и вообще, вы не того взяли! «Чё, правда, что ли?» — и русские отпирают сундук майора, найдя и бумаги, и сложенную в несколько раз карту возможных военных действий в случае военно-политического союза королевства Швеция с Османской империей.


Предложив майору сходить «освежиться» в кусты, поручик Левицкий «разряжает обойму» ему в спину. Наблюдавший за всем этим француз Кутурье начинает делать кирпичи, но капитан фон Кютлер, по-дружески его обняв, сказал что-то вроде «не дрейфь, лягуха, болото будет наше!» (пардоньте мой французский), и, наскоро закопав тело убитого (а, скорее, просто присыпав землей), группа, разделившись, со всех ног улепётывает. Таким образом, офицеры вместе с мсье Кутурье едут в сторону Санкт-Петербурга через современную ФРГ, а солдаты — в расположение армии Миниха. Так сказать, для запутывания следов. Синклеровских почтарей отпустили сразу… Когда я говорю «отпустили» — это значит, что отпустили на все четыре стороны, а не шлёпнули! Французского же купца сдали русскому резиденту в Дрездене, где он около шести недель сидел под замком. И вот с великодушия наших военных, которые не решились ещё смертоубийственных грехов на душу брать, отпустив попутчиков шведского офицера, начался наш основной провал.


Как бы это цинично ни звучало, но уложи Кютлер и Левицкий на той дороге всех, у нашей страны не было бы никаких проблем в принципе! Да, такова уж работа у спецслужб, ибо их сотрудники должны думать не о своей чести, а, в первую очередь, о чести своей страны, и слова вроде «я ж дворянин» тут совершенно не уместны! Через четыре дня местным пастухом было найдено тело убитого майора, и разразился большой дипломатический скандал. В Стокгольме в качестве сатисфакции обещали убить русского посла, от чего к зданию нашего дипломатического представительства, по указу короля Фредрика, была поставлена вооруженная охрана. Нашей императрице Аннушке Иоанновне ничего не оставалось, как смущенно, по-женски, сделать большие глаза и сказать: «Какие ещё военные? А не было там никаких российских военных! Вы что, мы тут вообще ни при чём!» — думаете, я сейчас шучу? А вот и нет!


“...ко всеобщему сведению письменно или словесно, смотря по обстоятельствам, от нашего имени объявить, что мы, в этом гнусном деле, если таковое действительно совершено, и о коем нам известно лишь из вышеупомянутого донесения, не только не принимали ни малейшего участия, но признаем его гнусным и в высшей степени недостойным нашей чести и достоинства; мало того, мы просим и требуем даже Е. И. В — во римского императора и Е. К. В — во короля польского, во владениях которых совершилось происшествие, учинить повсюду розыск с целью найти виновных, арестовать их и предать заслуженному наказанию, а также печатно объявить — кто был замешан в этом деле. И хотя мы не можем и не хотим верить, чтобы кто-либо из наших подданных был способен на такой бесчестный и постыдный поступок, но объявляем вместе с тем, что мы употребим все усилия и не успокоимся до тех пор, пока злодеи не будут в руках правосудия..." — это она в конце июля 1739-го года на тогдашней «пресс-конференции» объявила.

Успех или провал? Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Российская империя, Швеция, Война

Анна Иоанновна с удивлением разводит руками: «Какие ещё российские военные…?»

Текст более объемный, но, дабы уважаемый читатель не заснул, я привожу только ту часть, где указывается основная дипломатическая реакция на произошедшее. Однако выпущенный нами Кутурье начал из себя строить жертву «кГАвавой русской ГэБни», и позиция России покатилась по наклонной. Притом, паразит деньги ж в качестве компенсации от наших получил! Вот уж воистину, «есть человек — есть проблема, нет человека — и проблемы тоже нет!» Тем не менее, вся эта ситуация сыграла нам на руку, ибо турки, видя, что в Швеции многое продается и покупается, всерьез задумались, а следует ли с такой страной вообще вступать в какие-либо союзы, но, дабы не портить отношений, союз со шведами всё ж заключили. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ! Притом сами шведы узнали, что союз только оборонительный, когда в 1741-м году напали на Россию и выяснили, что в документике «Высокие Договаривающиеся Стороны» обязались производить совместные действия в случае агрессии ТРЕТЬЕЙ стороны на кого-либо из них , чего, собственно, не произошло, и свеям пришлось воевать с русскими один на один (подробнее — тут)

Да и французы как-то скисли, поняв, что всё не так просто, как на самом деле. Что было дальше с солдатами-драгунами, принимавшими участие в операции, не ведомо, но капитана фон Кютлера и поручика Левицкого, на всякий случай, отправили служить немного подальше того места, где они ранее «отдавали долг Родине». Полагаю, что им, возможно, поставили в вину то, что они не «зачистили» свидетелей. Однако пришедшая в последствии к власти императрица Елизавета Петровна перевела этих офицеров на престижные места службы, повысив в чинах и не обидев деньгами. Более о их судьбе, увы, почти ничего не известно.

Источник: Cat_Cat Автор: Хандога Дмитрий

Личный тег автора в ВК — #хандога@catx2

Читайте также:

Осада Карфагена. Часть первая; Часть вторая

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения