Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Уроки "эффективного менеджмента" от Клинтонов

Принято стебаться над «эффективными менеджерами» отечественного разлива. Но не надо забывать, что это явление международное. И доказательство – история ниже. Точнее несколько историй о том, как Билл и Хиллари Клинтон «эффективно» управляли одним крупным международным проектом.

Но обо всем по порядку. В 2009 году Хиллари Клинтон стала госсекретарем и объявила Гаити одним из своих главных приоритетов. Почему Гаити. Был раньше такой анекдот, когда крестьянин спрашивает заезжего лектора – кто придумал социализм, ученые или политики. И узнав, что политики, сожалеет, что не ученые, ведь те сначала на мышах бы попробовали. Клинтон же решила попробовать, точнее, показать «новые подходы» в «цивилизаторской миссии» США. На роль мышей мадам госсекретарь выбрала Гаити, а проводить эксперимент туда, в качестве «специального посланника» Госдепа США отправился ее муж Билл-Я люблю Монику-Клинтон. В помощь ему (или наоборот, для контроля) придали Шерил Миллс, которая была его адвокатом во время процесса об импичменте в 1999 году.

Так и родился этот международный проект по эффективному менеджменту целой страной. За несколько лет чета Клинтонов в команде с адвокатом Миллс наворотили столько, что гаитяне, наверное, до сих пор вздрагивают. Я же приведу ниже лишь некоторые их «подвиги», этакий топ-5.

Уроки "эффективного менеджмента" от Клинтонов Эффективный менеджер, Гаити, Билл Клинтон, Длиннопост, Политика

На пятое место поставим новации трудового законодательства. В 2009 году на Гаити законодательно повысили минимальную зарплату почти в три раза, с 24 центов в час до 61. По нынешнему курсу это означает, что гаитянец стал зарабатывать за день не меньше 350 рублей вместо 140, как раньше. Звучит как-то не очень, да. Но гаитянские производители одежды были возмущены и этим аттракционом неслыханной щедрости. Один из них – Ричард Нолл (гендиректор Hanesbrands – компании-изготовителя футболок) возмущался, что для его компании это повышение означает целых 1,6 млн долларов дополнительных расходов в год. Но злые журналисты (а в Штатах есть и такие) тут же отметили, что лично его зарплата с бонусами составляет уже 10 млн в год. Что вполне позволяло покрыть повышение зарплаты тем трем с лишним тысячам гаитян, которые впахивали на благосостояние Hanesbrands.

А вот Клинтоны отнеслись с пониманием к жалобам Нолла и еще ряда крупных бизнесменов. Правда, официально они говорили о том, что высокие зарплаты сделают гаитянские товары неконкурентоспособными в сравнении с китайскими. В общем, под давлением Клинтонов, повышение зарплаты ограничили 7 % от тех самых 24 центов. Но, увы, никакого перераспределения рынка одежды в пользу гаитянских брендов не произошло. Просто кто-то снова стал меньше есть, и это был не Ричард Нолл.

Но перейдем к четвертому месту. 12 января 2010 году на Гаити произошло страшное землетрясение, 200 с лишним тысяч человек погибло (из 8 млн 300 тысяч населения на тот момент), еще больше осталось без жилья и средств к существованию. Клинтоны не остались в стороне от беды. Вместе с Джорджем Бушем они создали «Гаитянский фонд Клинтона-Буша», и начали агрессивный сбор средств по всему миру для поддержки Гаити после землетрясения. Два экс-президента и действующий госсекретарь гарантировали, что «100 % собранных денег пойдут на домики для поросят помощь пострадавшему населению Гаити». И только потом выяснилось, что половину средств пустили на «привлечение иностранных инвестиций и рабочих мест как важнейшую часть восстановления после землетрясения». Помните притчу про то, что дай человеку удочку и он будет сыт всегда. Видимо, чета Клинтонов тоже ее помнила. Вот только в условиях, когда населенные пункты лежали в руинах (включая промзоны), а большая часть работоспособного населения сидела в палатках и искала, где добыть воду и таблетки от холеры (там еще и эпидемия началась), вложения в привлечение инвесторов и венчурные ярмарки себя не оправдали.

Уроки "эффективного менеджмента" от Клинтонов Эффективный менеджер, Гаити, Билл Клинтон, Длиннопост, Политика

К этой истории примыкает и третье место в рейтинге. А именно – решение жилищной проблемы в пострадавшем от землетрясения Гаити. Как было сказано выше, фонд Клинтона-Буша аккумулировал под эти фамилии солидные суммы. И часть пошла не на венчурные проекты, а на жилье. Но своим особенным путем. На эти деньги не чистили завалы Порт-о-Пренс и не строили полноценные дома. На них сооружали «времянки» - смесь палаток и хибар. И, видимо, чтобы картина получилась живописнее, их делали не по одному проекту, а по куче разных, часто довольно странных и не адаптированных к местным условиям. Картина и впрямь получилась фантасмагоричная: кучи строительного хлама, в которые превратились прежние дома гаитян, а между ними (иногда и прям поверх) какие-то сооружения, про ходящие по разряду «временное жилье». А, учитывая, что в бюджете Гаити был перманентный дефицит, получилось как в известном утверждении, что нет ничего более постоянного, чем временное. Говорят, в некоторых «времянках», построенных тогда, люди живут до сих пор.

Ну и чтобы не отдаляться от темы – еще одна история про жилищное строительство. Прямо посреди всего это «благолепия» с холерными бараками и палаточными городками, была организована масштабная выставка жилья. Считалось, что она станет импульсом «для строительства тысяч новых квартир», а потому денег не пожалели – на ее проведение выделили два миллиона долларов. Но ввиду отсутствия подготовленных (расчищенных от завалов) площадок, найти нужное количество застройщиков не получилось. И все ограничилось парой десятков домов, которые довольно быстро заняли методом самозахвата наиболее шустрые жители столицы. Этот новый квартал скваттеров стал еще одним «памятником» эффективному менеджменту Клинтонов.

«Серебряный призер» рейтинга тоже связан с темой обеспечения жильем нуждающихся, но уже не в столице, а в городе Леоган (на западе Гаити). Там на деньги фонда были построены некие аварийные убежища – фактически трейлерные вагончики, лишенные колес. Спустя некоторое время нашлись добрые люди, которые провели независимую экспертизу этих сооружений. Выяснилось, что в трейлерах а) постоянная духота с высокой температурой воздуха, вызывавшая у обитателей головную боль, б) обилие плесени (от которой многие дети страдали глазными заболеваниями и астмой) и в) повышенный уровень формальдегида в материале, из которого были сделаны сами трейлеры. Попутно выяснилось, что фонд поручил строительство этих трейлерных парков-убежищ фирме, на которую к тому времени в США уже завели уголовное дело как раз за возведение временного жилья пострадавшим от урагана «Катрина» из таких же опасных материалов. В общем, проверенные кадры, чё.

Ну и наконец победитель рейтинга - индустриальный парк Каракол.

Уроки "эффективного менеджмента" от Клинтонов Эффективный менеджер, Гаити, Билл Клинтон, Длиннопост, Политика

Он анонсировался как основной источник рабочих мест, который поможет Гаити «отстроиться лучше», чем это было раньше. Государственный департамент рекламировал перспективу создания 100 000 новых рабочих мест для гаитян, при этом Хиллари Клинтон пообещала 65 000 рабочих мест в течение пяти лет. Индустриальный парк следовал ранее существовавшей модели развития Клинтона для Гаити: государственно-частное партнерство с упором на швейную промышленность. Несмотря на то, что сотни тысяч эвакуированных по-прежнему жили в палатках, проект оптимистично утверждал, что все они «станут более лучше одеваться» и все такое. Большая часть планирования была сосредоточена на том, чтобы заманить южнокорейского производителя одежды, чтобы он открыл там магазин, за счет средств налогоплательщиков США. На гала-вечере, посвященном его открытию, приняли участие Клинтоны и Шон Пенн, и он рассматривался как символ «обновленного» Гаити, страны «открытой для бизнеса».

Для начала эта открытость выразилась в том, что несколько сотен фермеров были выселены со своей земли – теперь тут был «город-сад» участок под парк. Миллионы долларов были вложены в подготовку площадки (снос прежних ферм, ландшафтные работы, проведение коммуникаций). Прошли заявленные пять лет, но в 2016 году на промплощадке парка работало пять тысяч человек, а не 60000, как обещала Хиллари. Зато каждое утро перед его воротами выстраивалась очередь безработных гаитян, клюнувших на эти сказки про «высокооплачиваемую работу». Более того, поскольку под работу парка было задействовано около 10 % отжатых у фермеров земель, остальные стали довольно быстро зарастать, заболачиваться и захламляться производственными отходами. В итоге, сейчас гаитяне имеют швейную фабрику на пять тысяч мест, которой некуда расширяться – остальная площадка Каракола для производств вновь непригодна. Для селького хозяйства, впрочем, тоже. Там даже нормальный мусорный полигон просто так не построишь, требуются новые капиталовложения. Но фонд Клинтонов прекратил свое существование еще в 2012 году. Закончив смелые менеджмент-эксперименты на бедных гаитянах.

Так что, если вам кажется, что ваши менеджеры чересчур «эффективны», вспомните чету Клинтонов и вы поймете, что им еще есть куда расти. Или – наоборот, деградировать.