Упустили время или опустили руки?

С 2000 по 2013 годы я работала в школе. Сначала как вожатая, потом педагог-организатор с несколькими часами уроков по тарификации. Дали мне 5-6 класс. Потом учитель + педагог-организатор. Уже вела с 5 по 11 класс уроки. А в 2011 году мне дали классное руководство. 10 класс.


Надо сказать, что в нашем маленьком городке, где я жила в то время, есть несколько 9-летних школ, то есть после 9 класса, дети вынуждены искать другую школу, если хотят получить полное общее образование. Так и получилось, что в классе, помимо детей, которых я учила с 5 класса, оказалось много новеньких. Кого-то знала хорошо – в одном районе живём, кого-то видела в первый раз.


Проучились около месяца – первое родительское собрание. Обсуждали общие вопросы, планы, нацеливали родителей на то, что через 2 года детям ЕГЭ сдавать. Особый разговор у меня состоялся с мамой девочки Зиночки. Зиночку и её семью я знала – живём в одном доме. Благополучная полная семья, без скандалов, выяснений отношений публичных. Папа и мама дочку любят, обеспечивают хорошо. Поэтому была уверена, что родителям очень важен результат учёбы.


Девочка пришла в нашу школу впервые. До этого училась в другом заведении. И вот уже к концу сентября обозначились проблемы – неглупая Зина не любила учиться. А точнее не умела. Периодически учителя мне жаловались, что девочка приходит без домашних заданий, не готовой к уроку.


Маленькое отступление: У нас ведомственная школа-интернат в которой после уроков жизнь бьёт ключом – мероприятия, кружки, секции и в одно время для всех – самоподготовка, т.е. время для приготовления домашних заданий. Зиночка на самоподготовку не ходила.


Я предложила маме проконтролировать выполнение Зиной домашних заданий. Вечером, после работы заглянуть в дневник, в тетради, проверить устные уроки. На это предложение мама широко раскрыла глаза:


«Ну что вы? Зиночка взрослая девочка, как я буду вот так её контролировать?»


Ох, как же сожалею, что не нашлась в тот момент что сказать, потому что буквально через год у меня появился пример. Пример из жизни, не из книг/газет/телевизора. А пример одной моей знакомой.


Надежда и Марина


Летом 2012 года я поехала в Беларусь на встречу, организованную активисткой одного сайта, замечательной женщиной, назовём её Надежда. До этого мы общались с ней 2 года, я многому научилась, и благодаря ей решила уйти из школы и заниматься тем, чем занимаюсь сейчас. Но речь не об этом.


Когда-то в доме у Надежды сидела компания друзей, и речь зашла о детских домах. Один из друзей послушал всех, а потом сказал:


«Все вы вот так говорите, рассуждаете, сочувствуете. А пойти и взять ребёнка из детского вам вряд ли духу хватит. А даже если возьмёте, всегда будет отговорка – нет, не мы плохо воспитали, это гены».


Посидели, поспорили. А потом Надежда с мужем остались одни и подумали – а почему бы не взять ребёнка? У Надежды двое сыновей от первого брака – старший сын давно женился, самостоятельный, младшему 12 лет. Решили взять маленькую девочку.


Подумали и отправились в детский дом. Первой, кого увидела Надежда, была трёхлетняя Лиза. И когда женщина её увидела, никаких сомнений не оставалось – Лиза – её ребёнок. Я потом видела детские фотографии Надежды – сходство 100%, даже не отличишь, где фото Лизы, где Надежды.


Но у Лизы в этом детском доме находился брат-близнец Сашка. Сотрудники детского дома не советовали брать обоих. Мол, Лизу берите, а Сашку не надо – он дебил, необучаемый. Надежда взяла обоих детей.


«Необучаемого дебила» Сашку я увидела в 2012 году, когда детям исполнялось 8 лет. Мальчик очень начитан, интересовался динозаврами, любил энциклопедии. Обычный 8-летка, с которым занимается.


Но речь не о Лизе с Сашкой. Во время оформления документов на усыновление, выяснилось, что у близнецов есть старшая сестра – Марина. На тот момент ей было 12 лет и она находилась в другом детском доме. Надежда стала переписываться с ней, а потом пригласила в гости.


Затем Марине предложили остаться в этой семье. Она согласилась. 12-13 лет. Один из самых сложных возрастов. Строение тела меняется, мировоззрение трансформируется. А тут ещё у Марины полностью смена образа жизни. Было сложно. На бытовом уровне девочка не умела себя обслуживать, не считала, что у неё в семье есть обязанности – мыть посуду, пол. Была проблема в поведении, в адаптации к новому окружению. Максим, родной сын Надежды, ровесник Марины, часто звал её в свою компанию. Но интересы друзей Максима, их вкусы, разговоры сильно отличались от того, к чему привыкла девочка в детском доме. Она чувствовала себя лишней, потому что поддержать беседу не могла. Обижалась, уходила, на причину ухода, называла друзей Максима снобами. Пока Надежда не спросила: «А не наоборот ли? Может это ты – сноб? Если тебе не понятно, незнакомо что-то, может поинтересоваться, спросить у ребят?»


С коллективом более-менее сложилось. Но самым сложным вопросом была учёба. Много лет девочка не училась. Не в том смысле – она посещала уроки, делала под контролем сотрудников детского дома домашние задания. Но не училась. Не умела. Не знала как. Соответственно, очень много было пробелов в знаниях. Особенно по точным предметам – а это уже 7-8 класс, физика, геометрия. А как тут учить физику, если ты математику на уровне 3-его класса не помнишь. Можно было бы обойтись морализаторством и прочитать Марине лекцию: «Учёба нужна тебе для будущего! Не хочешь учиться, не поступишь в институт». Но Надежда понимала, что эти слова бесполезны. В данном случае нужен был строгий контроль, репетиторство, и усидчивость.


Начались адовы муки – если Марине что-то было не понятно или просто плохое настроение, или хотелось гулять, а не сидеть за уроками, она психовала. Не обошлось без порванных учебников, тетрадей, ломания карандашей и ручек. Надежда не сдавалась. Учили. Сидели порой до двух часов ночи.


Был момент, когда уже хотелось опустить руки, Надежда с мужем на полном серьёзе обсуждали вопрос о возвращении Марины. Но тут вмешался Максим, попросил ещё время. И да, начались первые успехи. А переломным моментом стал случай в школе. В тот день в классе была совершена кража. Марина неслась домой и с порога бросилась к Надежде в объятия: «Мама, скажи, что я не брала, на меня подумают, я же детдомовская!»


Первый раз Марина назвала Надежду мамой. Надежда объяснила, что Марина - член семьи, и что теперь она под защитой. Она не одна. И с того момента разговоров о возвращении Марины в детский дом не было. А вскоре, Марину официально удочерили, дали ей фамилию семьи, как у Надежды с мужем и как у близнецов.


Я видела Марину в 2012 году. Перед её выпускным классом. На тот момент её фотография украшала стенд с лучшими учениками школы. Потом Надежда писала, что Марина закончила школу с одними пятёрками, с золотой медалью, опередив на несколько баллов Максима в рейтинге.


Значит, не зря пережиты истерики. Значит не зря ночные посиделки за уроками? Есть результат.


Вывод


А насчёт Зиночки… Она закончила школы на тройки. Сдала ЕГЭ по основным предметам, едва перевалив за проходной балл. Обществознание тоже на среднем уровне. А вот с историей подкачала – занятия для подготовки к экзамену проходили как раз в то время, когда у Зиночки были другие планы.


Я не знаю, повлияла бы на маму Зины история Надежды и Марины. Но меня лично это история убедила, что даже если родители упустили время и не приучили ребёнка учиться в начальной школе – всегда есть возможность это исправить.


P.S. История моя, тег моё. Но имена героев изменены.