346

Упражнения для писателей. Работаем над диалогами (Часть 1).

Добрый день, уважаемые Пикабушники и подписчики Лиги Писателей!


Давайте поговорим о том, как лучше писать диалоги?


Если у вас произведение не в виде философских размышлений, рано или поздно в нем появится диалог между героями.

Упражнения для писателей. Работаем над диалогами (Часть 1). Писательство, Интересное, Полезное, Диалог, Длиннопост, Текст

Какие самые распространенные ошибки могут встречаться в диалогах:


Высокопарная речь — диалог не звучит, как естественный разговор.


Пустые разговоры — не продвигают развитие действия и не дают новой информации для понимания персонажей.


Диалог-экспозиция — в таком диалоге персонажи объясняют сюжет или повторяют информацию специально для зрителей.


Частые называния по имени — нужны автору, чтобы помочь зрителям идентифицировать персонажей, но в реальной жизни мало кто постоянно называет собеседника по имени.


Слишком много объяснений в ремарках — часто диалоги перегружены лишними пояснениями автора — «кричит», «восклицает», «плачет», «шепчет», «бормочет», «предполагая», «намекая», «увиливая» и т.д. Пояснения могут быть полезны, но в небольших дозах, не нужно через них передавать настроение или мысли персонажа.



Упражнения для совершенствования диалогов


1. Записывайте за собой все, что говорите в течение дня.


Посмотрите на особенности своей речи. Вы можете обнаружить, что говорите меньше, чем думаете. Большинство говорит короткими фразами. Убедитесь, что вы редко разговариваете полноценными законченными сентенциями.


2. Выберите многолюдное место — ресторан, бар, торговый центр. Записывайте обрывки подслушанных разговоров. Не надо пытаться захватить целый разговор. Проследите немного за одной беседой и затем переходите к другой.


3. Проверьте реакции людей на один и тот же вопрос.

Придумайте вопрос, ответ на который предполагает хотя бы небольшое рассуждение. Задайте его разным людям. Сравните их ответы, фокусируясь на особенностях речи и словах.


4. Выберите несколько отличных друг от друга передач и ТВ-шоу: ситком, новости, драму, ток-шоу, «магазин на диване», спортивную программу. Зафиксируйте их на бумаге в виде диалогов.


Можно сравнить и два шоу в одном жанре.


Возьмите одно любимое шоу и одно, которое вам совсем не нравится.

Сравните диалоги в художественных шоу и документальных телепрограммах. Обращайте внимание на приветствия, описания действий, законченные предложения, слэнг, слова-паразиты наподобие «типа», «знаешь», «ну», «ээ» и т.д. Следите, как меняются разговорные «опоры» в зависимости от формата и качества шоу.


5. Перепишите по памяти одно или несколько из записанных вами шоу из упражнения 4.


Попробуйте воссоздать все настолько точно, насколько это возможно. Обращайте внимание на то, как просто или, наоборот, тяжело дается вам один целый диалог из шоу. Звучит ли он естественно и хорошо ли читается? Перепишите или удалите его, если чувствуете, что он не нужен. Можно не переписывать всю серию или передачу целиком, сделайте столько, сколько вам понадобится, чтобы почувствовать особенности именно это шоу.


6. Используя запись одного из шоу из упражнения 4, перепишите сцену, используя те же диалоги, но меняя обстановку, цели персонажей, интонации. Посмотрите, как можно придавать другие значения тем же словам.

Упражнения для писателей. Работаем над диалогами (Часть 1). Писательство, Интересное, Полезное, Диалог, Длиннопост, Текст

7. Напишите диалог, не используя ремарок и определений.


Пишите, как пишется. После завершения, добавьте ремарки. Запрещены такие описания действий, как «сказал», «закричал», «приказал» и т.д. Наоборот, действия должны быть логическим продолжением высказываний и понятны из самого диалога.


8. Напишите сцену, в которой один персонаж рассказывает другому историю. Второй может спрашивать или комментировать рассказ первого.


9. Напишите сцену, в которой персонаж слушает ссору или дискуссию двух других.


Например, ребенок слушает, как его родители ссорятся из-за денег.

Пусть персонаж расскажет о ссоре и объяснит, что происходит, в то время как двое других спорят. Рассказчик не обязательно должен понимать всех причин, недопонимание — одна из главных составляющих диалога.


10. Напишите беседу между двумя лжецами.


Все, что они говорят, имеет двойное или тройное значение. Не объясняйте в ремарках, что они врут. Читатель должен сам это понять. И не позволяйте одному персонажу обвинить во лжи другого. Это слишком просто.


11. Напишите диалог, в котором каждый персонаж говорит не больше трех слов за одну реплику.


Опять же, — избегайте объяснений в ремарках и репликах. Используйте повествование для того, чтобы усилить историю, а не чтобы объяснить что-то зрителю.


12. Напишите сцену, в которой несколько персонажей принимают активное участие в разговоре.


Читатель должен понимать и следить за всеми мотивациями и интересы всех персонажей. Проверьте, какое максимальное количество персонажей вы можете использовать так, чтобы диалог все еще сохранял смысл и владел вниманием зрителя.


Автор — PoeWar, источник — The Writer’s Resource Center. Перевод — Маша Огнева.

Дубликаты не найдены

40 комментариев

по актуальности
+15

То ли дело диалоги в жизни - коротко и ясно!

- Чё?

- Да ничё!

-Чё?!

раскрыть ветку 12
+21

- Ну как там в Париже?

- Налево посмотрю - ну охуеть ваще, направо - ваще пиздец. Эй, ты чо, плачешь что ли?

- Ой, Вань! Красотища-то какая.

+1
В плане диалогов и речи ,тут бы создателям аниме поработать . Сам редко смотрю . Но вот попадется сериал. Вроде интересно. Но как начнется телега сумасшедших монологов "о боже мой он применил разрушительный лещ отца!!!как так !?это невозможно!если только он не великий шаман трусов!!" И сука комментарии каждого действия и ТТК всех приемов . Сукааа бесит. Неужели нельзя обернуть в диалог ,чтобы донести до зрителя почему так происходит.
раскрыть ветку 3
+1

А в аниме и сериалах специально так диалоги прописывают, потому что большинство их не смотрит, а слушает) Без описания героями своих действий, будет просто непонятно, что происходит.

раскрыть ветку 2
0

Коротко-то, конечно, да 😂 только будет ли кому-то интересно узнать историю этих собеседников)) Она ведь не особо информативна ;)

раскрыть ветку 5
+8

Ну что вы, там за диалогом целая история этих собеседников. Трудное детство на городской окраине, слезы матерей, первый гоп-стоп, первая условка,...

раскрыть ветку 3
+1

И чё?

0
И чо?
+13

Хорошо помогает проговаривать написанный диалог "по ролям" - много мусора и неестественных фраз улетают, можно про себя (а если вслух, то лучше чтобы никто не слышал, а то подумают всякое)))

раскрыть ветку 2
+5

Драматургу удобнее — пригласил актёров на читку, послушал, отзывов собрал, дома поправил всё, и ещё раз.

+1

😄 )) 👍🏻

+7
Если в диалоге участвуют двое, то тут есть над чем поработать, но в целом трудностей мало.
Но если задача прописать разговор пяти или пятнадцати человек, то вот тут я словно почву под ногами теряю. Складывается впечатление, что общаются два-три человека, а остальные прикинулись мебелью :(
раскрыть ветку 5
+12

Попробовал представить беседу 15 человек.

Получилось какое-то партсобрание об отчетности посевной о.О

раскрыть ветку 1
+2
Ну да, а почему бы и не партсобрание?
В книгах и такое бывает :)
+4

Разговор пяти или пятнадцати одновременно и представить сложно)) Даже в реальной жизни так много людей одновременно не разговаривают. Точнее, это уже будет не диалог 😄

раскрыть ветку 2
+5

Мы с друзьями если вчетвером собираемся, то половину встречи имеют место быть два параллельных диалога. Или активно говорят/спорят двое, остальные слушают и поддакивают.

0
Как на счёт встречи двух семей? Их общение не будет диалогом?
+5

говорите меньше, чем думаете
чаще обнаруживается, что наоборот

раскрыть ветку 5
+6

Бывает и так)) Но зачастую слово не поспевает за мыслью ;) Или хочется красиво что-то сказать, а нечего)

+2

Я полагаю, тут могло иметься в виду "говорите меньше, чем думаете(, что говорите)".

раскрыть ветку 3
0

Да, может и так :) Кстати, @unerriar,  я от вас как от победителя конкурса жду еще контакт, куда приз отправить ))

раскрыть ветку 1
0

дада
"говорите меньше, чем думаете(о том, что говорите)"

пункт 6. Посмотрите, как можно придавать другие значения тем же словам))

+4

Однажды встретила в каком-то рассказе на Самиздате подлинный шедевр: рыцарь, заплутавший в пути и забредший куда-то в Тьмутаракань, спрашивает у копающейся в огороде бабки-крестьянки, куда его нелегкая занесла. Старушка распрямляется, утирает трудовой пот и... языком газетной передовицы в монологе страницы так в полторы длиной излагает обалдевшему рыцарю полный политэкономический анализ ситуации в стране. Я долго смеялась.
Очень часто замечала такой косяк, пока паслась на СИ - крестьяне и лорды, ученые и полуграмотные (если верить сюжету) бандиты говорят одинаковым языком.

раскрыть ветку 2
0

Что, простите, за пастбище?..

раскрыть ветку 1
+3

Журнал Самиздат при библиотеке Мошкова. В свое время я с удовольствием читала там новинки, попадались и очень неплохие на мой вкус вещи, и откровенно слабые... всякие. Но читать и общаться с людьми было интересно. Потом я сменила работу, изменился темп жизни, и я как-то выпала из этого сообщества. Хотя все чаще ловлю себя на желании вернуться и посмотреть, а что там деется сейчас. Страшновато. Вернуться туда, где не была много лет - а вдруг там уже все совершенно иначе? :)

+4

Эх, прочитал весь текст,  а на главный вопрос ответа нет. Кавычки и тире то где ставить?🤔

раскрыть ветку 5
+3
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1

Спасибо!

+2

Ещё есть вариант с

- П. - А. - П. (Это если диалогом оформлять)

Такой вариант имеет место, когда слова автора никак не комментируют сказанного персонажем. То есть персонаж ляпнул чего, потом что-то произошло (например, чел сел на стул или другой персонаж что-то сделал), а ещё чуть позже продолжил говорить.


Пример:

— Еще бы, но мне так неприятно. — Она вытерла рот. — Я просто ошалела. ("Три товарища", Ремарк)

Такую штуку можно найти часто у Ремарка и у Кинга.


Ещё меня долго парила постановка знаков препинания после модели А: "П?"

Напрягало то, а ставить ли после кавычек точку? Вопросительный знак же внутри кавычек. Так вот, где то на грамоте или на форуме грамоты нашла, что точку ставить нельзя и просто следующее предложение нужно начать с заглавной буквы. Я начинаю с красной строки, чтобы мне глаза не мозолило : D


Надеюсь, была полезной

раскрыть ветку 1
0

Благодарю,  заберу в свою копилочку. )

0

А это уже вопрос к товарищу Розенталю))

+3

самые лучшие диалоги, которые я встречала, были у Хемингуэя. многим моим друзьям, выросшим на классической русской литературе,  они не нравятся, а вот мне очень импонируют своей абсолютной естественностью

0
Напоминает школу подготовки новых маньяков))))
0

..записывайте за собой все, что говорили в течение дня. Я:

-...

Конец

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: