Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Я продолжаю рассказывать о том, как управлять космическими кораблями и сегодня я расскажу о форматах отображения ИнПУ «Нептун-МЭ».


Я уже давал основные понятия о том, что такое формат отображения в посте №1. В этом посте я более подробно расскажу о форматах, так как космонавт во время полета 60-70% всего рабочего процесса тратит на работу именно с ними (процент примерный по моим расчетам).


В самой последней версии ИнПУ с которой мне довелось работать (актуальна для Союз-МС 10) было 50 форматов, а в той версии, что я выложил в прошлом посту их 55.


Вам я буду рассказывать про форматы 200й версии актуальные для модели, что я выложил в предыдущем посту. Так будет удобнее.


Все форматы, находящиеся в зоне кадровой информации (центральная зона) разбиты на группы (или линейки).


форматы СУД группа «СУД»

форматы режимов СОИ группа «Р.СОИ»

форматы бортовых систем группа «Б.СИСТ»

форматы ввода параметров и регулировок группа «ВП-РЕГ»

технологические форматы группа «ТЕХН»


Подробно в этом посте мы с вами разберем только те форматы с которыми космонавт взаимодействует во время полета.

Каждый формат имеет свое название (в основном это его аббревиатура т.к. название очень длинные) и свой номер (индекс, адрес).

Давайте разберем эти форматы поближе и начнем мы с группы СУД – средства управления движением.

В этой группе (линейке) у нас имеется 9 форматов. (в нынешней версии всего 7 и то из них в полете задействованы всего 5).

Перечислим их:


Формат РЕЖИМ (индекс 2 Ф 11) – формат выбора и контроля режима построения ориентации, а так же контроля РРП (Разрешение Работы по Признакам) очень важного параметра в корабле ввод которого должен быть очень точным (если не прошел по КРЛ – Командной Радио Линии). Формат можно разделить условно на 4 зоны.


Вот как формат выглядел в 200й серии:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

И вот как формат выглядит сейчас:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

1 зона – ВКУ (Видео Контрольное Устройство) т.е. экран отображения видео картинки с коммутатора КЛ-102 для вывода изображения с внешний камер ТК (на БО которая находится) или с внутренних камер спускаемого аппарата (когда мы видим картинку запуска ракеты из корабля).


2 зона – зона сигнального табло. В этой зоне расположены сигнализаторы, которые повторяют те же самые сигнализаторы, что и на самом пульте (это будет следующая тема рассказа).


3 зона – зона ПРВИ (Пульт Ручного Ввода Информации) это виртуальная цифровая клавиатура такая же что и на ИнПУ с тем же набором органов ввода информации. Раньше что бы выполнить ту или иную операцию на корабле требовалось рассчитать ее в цифровом варианте перевести в 16-тиричную систему, потом в систему ПРВИ и потом ввести в пульт...и наоборот. Это было сложно и геморойно очень. Сейчас же все упразднили и все намного проще. Есть просто поле ввода напрямую информации в компьютер и все.


4 зона – линейка КСП. В Командно Сигнальном Поле очень много команд во все системы и оператор довольно часто с ними работает изменяя их состояние или просто контролируя. Для этого на некоторых форматах внедрили линейку КСП откуда можно загрузить (вывести) любую команду с КСПл или с КСПп.


Давайте более подробно разберем этот формат. Если вы загрузите программу ИнПУ и выведете формат РЕЖИМ, то заметите - на экране где должна выводится видео, картинка выводится куча данных. Это так называемый дисплейный формат 41 задание режимов. Сейчас его уже нет. Так что я не буду его расшифровывать (если конечно кому то интересно, то я расскажу про него).

Так же на формате мы наблюдаем транспарант БЦВК ГОТОВ (сигнализатор готовности Бортового Цифрового Вычислительного Комплекса) без которого данные которые выводятся нам на ДИСПЛЕЙНЫЙ формат 41 (тот что в отдельном окошечке) верны. Если этот транспарант не горит, то данные не верны и мы не можем им верить.


//Маленькая подсказка. Если вы загрузили формат, но при этом дисплейный ВКУ формат не соответствует обычному, то вы можете сделать несколько шагов что бы это исправить: можно перевести курсор вниз где есть виртуальные кнопки 41 42 43 44 45 46 и выбрать одну из них. Или ввести в окно ПРВИ число 40 что означает загрузить формат ВКУ по умолчанию для данного формата//


Так же я забыл вам рассказать про две виртуальные кнопки справа от экрана ВКУ: ТВ> и (1). ТВ – это перевод видео сигнала (вку) из половинного в полноэкранный режим. (1) – выбор входного сигнала видео источника (выставлялся раньше на формате ТВ, Сейчас этот формат недоступен).


Перейдем к следующему формату – ОРИЕНТ. Про него мы ничего не будем говорить особенного. Во первых потому что начиная с 700й версии его упразднили и у меня нет учебника по нему. Скажу от себя. Данный формат был необходим для контроля процесса построения ориентации (формирования ГСО (Готовности Системы Ориентации) и в случае необходимости ручного корректирования данного процесса).

Немного о транспарантах: РАБОТА ДПО – сигнализирует о том что в данный момент времени работают (создают тягу) двигатели причаливания и ориентации. РАЗВОРОТ – ну тут и так все понятно. ГСО – есть готовность системы ориентации. ГИБКИЙ ЦИКЛ – в данный момент времени реализуется Гибкий Цикл (под гибким циклом понимается изменяемый временной интервал , по завершению которого формируется команда на включение двигательной установки). ИНДИКАТ РЕЖ БЦВМ – Индикаторный Режим Бортовой Цифровой Вычислительной Машины – это когда вычислитель Аргон-16 (сейчас ЦВМ101) работает только в режиме выдачи информации и никак не управляет кораблем.


Все остальное неизменно. Если кому будет интересно, могу так же рассказать про дисплейный формат 42 ОРИЕНТАЦИЯ который отображается на ВКУ.

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

--------------------------------------

Перейдем далее к одному из самых популярных форматов: СБЛИЖЕНИЕ

Все кто хоть раз смотрел трансляцию стыковки КА Союз с МКС видели его. Хочу представить вам два его варианта: 2006-го года (200я серия) и 2016-го года (700я версия) а так же несколько кадров формата 44 из интернета со стыковок Союза.

вот 2006:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

А вот 2016:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Итак перед вами формат 2Ф13 Сближение. Про него я расскажу как можно подробно так как если вам придется управлять космическим кораблем и полететь в космос, то он вам очень пригодится и без понимания логики этого формата и того что на нем написано вы ничего не сделаете.


Начнем с ВКУ и дисплейного формата Ф43 (ныне Ф44 так как сейчас осталось всего 2 формата дисплейных 44й сближение и 42 динамика). Вот как выглядел этот формат в 2006 году на машине 200й серии:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Формат 43

СБЛИЖЕНИЕ


Формат 43 используется для контроля режима сближения.

ТП = 05.31.33С - время от пуска БЦВК 5 час 31 мин 33 сек

ЗАПР СБ - запрещен режим сближения

АВТ - автоматический режим

Р 197,1 - располагаемый ресурс (запас) топлива на режим сближения (в М/С)

С0.00000 - индикация достоверных измерений аппаратуры "КУРС" (или как ее называют слово достоверности по которому мы можем понять верить измерениям КУРСа или нет)

ОСК - текущий режим ориентации ОСК

ГСО 1 - есть Готовность Системы Ориентации 1 (ГСО 2, 3, 4)

ГРАФИК - график зависимости скорости сближения от относительной дальности:

- по горизонтальной оси – относительная дальность в логарифмическом масштабе

- по вертикальной оси – радиальная скорость сближения

ρ 00,000 - относительная дальность (БЦВК) (в КМ)

ρ. 000.00 - радиальная скорость сближения (БЦВК) (в М/С)

ΩZ 0,023 - угловая скорость линии визирования по тангажу (БЦВК) (в Г/С)

ΩY 0,029 - угловая скорость линии визирования по рысканью (БЦВК) (в Г/С)

УСТ ЛСК - проекции импульса коррекции движения центра масс корабля в ЛСК (в М/С)

ΔVX, ΔVY, ΔVZ 00.00

γ 00,00 - угол крена (КУРС) (в Г)

Ψ 00,00 - угол рысканья (КУРС) (в Г)

ϑ 00,00 - угол тангажа (КУРС) (в Г)

ΩX 0,732 - угловая скорость по крену по сигналам БДУС (в Г/С)

ΩY 0,050 - угловая скорость по рысканью по сигналам БДУС (в Г/С)

ΩZ 0,053 - угловая скорость по тангажу по сигналам БДУС (в Г/С)

ИНДИКАТОР - индикатор углового положения линии визирования относительно связанной системы координат корабля:

- по верхней горизонтальной оси – угол взаимного крена

- по нижней горизонтальной оси – отклонение линии визирования по рысканью

- по вертикальной оси - отклонение линии визирования по тангажу


"Ф" – индикация параметров БЦВК ("К" - индикация параметров "КУРС")


А НЕТ 00 - аварий нет

ИН НЕТ - инструкций нет

Согласен посложнее будет чем экран в KSP , но со временем это проще становится и ты уже не всматриваешься в эту груду цифр а сразу видишь картину событий. О том, как же нам помогут эти данные и как мы можем их использовать я расскажу чуть позже.

А пока давайте изучим получше этот формат и посмотри теперь как он выглядит на сегодняшний день:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Он же только на реальном полете

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост
Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Распишем же все символы и какие значения они могут иметь:

44.1а,б – Текущие аварии (тип прибора/аварии) (СРОЧ, ИКВ, ДУС-1, ДУС-2, ДУС-3, ДУС-4, ДУС-5, ДУС-6, СКД, ДПОБТ, АКС-1, ДПОК1, ДПОК2, СБЛИЖ, КУРС1, КУРС2, ПA)

44.2 – Номер текущей аварии

44.3а,б – Инструкции

44.4.1−44.4.5 – Наличие типов ГСО (1,2,3,4,5)

44.5 – Режимы построения ориентации (ЗДРРРП, РДРЗРП, ЗДРРРП, ДЕМП, СО, ТП, TV, ЛСК, ИСК, ОСКР, ОСК)

44.6 – Отображение операций, связанных с использованием ДУ (ВКЛ ДПО, ВКЛ СКД, ВКЛ ДПО-БТ, РАЗВОРОТ, ЗАКРУТКА, «спец. пробел»)

44.7 – Отображение общего состояния режима сближения (СЦЕПКА, КАСАНИЕ, ПРОМАХ, ЗАПР СБЛ, СБ-2ИМП, СБ-3ИМП, РАЗР СБЛ, ЗАВИС, ОБЛЕТ, ЗАВ КОН, РЕЗПРИЧ)

44.8 – Режимы работы аппаратуры Курс (ТЕСТ Д, ТЕСТ К, ПРИЧАЛ, ЗАХВАТ, АСФ-1, СНЦ, КУРС1, КУРС 2)

44.9 – Подрежимы работы аппаратуры Курс (ЗАП АС, ВРАЩЕН, КРУГ П, СЕКТ П, Р7СЕКТ)

44.10 – Информация о переходе к использованию базы АР (БАЗА АР)

44.11 – Отображение требования увода /логика работы с ДУС (ХОЧУ УВОД, ДУСхyz n(1…3), ДУС К) 44.12 – Отображение перехода СУДН в ИНД РЕЖ, значение VТ

44.13 – Отображение состояния безопасности сближения (БЕЗОП, ОПАСНО, ТОРМОЖ, ССВП ГТ, ФИЛЬТР)

44.14 – Ресурс топлива, отведенный на операцию

44.15 – Слово состояния достоверностей используемых параметров

44.16а,б,в – Информация о текущих значениях угловых скоростей с ДУС ωX, ωY, ωZ ƒ 44.17 – Транспарант о готовности прогноза (данные из фильтра «Ф»)

44.18а – «УСТ»

44.18б – Информация о базисе, на оси которого будут пересчитываться проекции потребного импульса («СВЯЗ»,«ОСК»)

44.19а,б,в – Отображение значений проекций потребного приращения скорости

44.20а,б,в – Включение ДУ для коррекции ЦМ, транспаранты: ±Х, ±Y, ±Z

44.21а,б,в – Углы из аппаратуры Курс после предварительной обработки

44.22а,б – Углы пеленга из аппаратуры Курс в канале рысканья Ψ и тангажа ϑ

44.23а,б – Относительная дальность и скорость из Курса после предварительной обработки информации

44.24а,б – Угловые скорости линии визирования по каналам тангажа (на формате отображается как ΩZ) и рысканья (на формате отображается как ΩY), полученные по измерениям Курса

44.25а,б – Относительная дальность и скорость по прогнозу

44.26а,б – Угловые скорости линии визирования по каналам тангажа ϑ и рысканья Ψ, полученные по прогнозным вычислениям

44.27 – Включенный полукомплект Курса

44.28 – К1, К2, К12, Б12

44.29a,б,в – Информация о работе моментных двигателей (–, +, *);

44.30 – Информация о включении питания РУД/РУДИ

44.31 – Информация о включении питания РУO/РО ДК/РУОИ

44.32 – ИКВ – отражение включения ИКВ

44.33 – Номера включенных ИКВ(1,2,*,Т)

44.34 – Подрежим построения ориентации от ИКВ (0,1,2,3,4,5)

44.35а,б,в – Информации о работе АСН-К


Как видите разница на лицо. Формат довольно сильно изменился но многое осталось неизменным (Ро и Ро с точкой к примеру…БДУС углы..) Теперь давайте разберем с вами транспаранты формата 200й серии:

РАБОТА ДПО, РАЗВОРОТ, ГСО и ИНДИКАТ РЕЖИМ БЦВК мы уже разобрали.

РАБОТА СКД - говорит о том что в данный момент времени работает Сближающе Корректирующий Двигатель. Разреш Сближ -сигнал о том что вычислительная машина разрешает нам сближение (автоматика). Все остальное так же неизменно.


Формат ПРИЧАЛ мы с вами пропустим, кому будет интересно я могу потом отдельно пост написать по данному формату.


Формат МАНЕВР (2 Ф 15)

Представляю вам версию 2006 года

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

и версию 2016 года

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

По старой версии формата ничего особенного говорить не буду так как она ничем не отличается (кроме дисплейного формата) от "собратьев". Расскажу про новую версию (актуально для старой) где немного больше интересной информации и если вы все таки решите полететь на Союзе то вы будете иметь дело с новой версией.

Итак на формате нам представлены:

- Окно ВКУ для ТВ изображения с дисплейным форматом 42 ДИНАМИКА

- Линейка КСП

- виртуальная кнопка-транспарант ЗАПРЕТ ИКВ и кнопка ЗАП ПСК

- таблицы параметров, подлежащих контролю при отработке импульсов коррекции .где:

nx - текущее значение ускорения рассчитанное в КС020

Vтек - текущий импульс от КС020

V АВ - импульс СКД отработанный на момент аварии

ΔV ДПО - уставка на импульс ДПО

ΔVт - тормозной импульс (перед сходом с орбиты)

V ДПО - текущий импульс, дорабатываемый на ДПО (от КС020)

ΔТ - задержка включения / время до включения


транспарант ТП - Текущее Положение


Я немного устал, так что остальные форматы утром допишу там много чего будет интересного!

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

По поводу ручек управления. На этой фотографии хорошо виден процесс ручного управления кораблем ручками РУД и РУО (Ручка Управления Движением и Ручка Управления Ориентацией) в данный момент космонавт отклоняет РУО изменяя тем самым значение угла крена. Так же и идет перемещение центра масс ручкой управления движением что слева находится. На спуске если чтото происходит нештатно и требуется переход в режим РУС (Ручного Управляемого Спуска) то оператор использует РУС - Ручку Управления Спуском вот она на фото. У нее всего 2 кнопки управления: УЛ - что изменяет угол крена влево на 15 градусов и УП что собственно меняет угол крена вправо на 15 градусов

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Всем удачи! Утром допишу остальное!

-------

Космос ближе чем ты думаешь!

Исследователи космоса

16.3K постов46.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

У меня вопрос автору по системе - почему именно 800х600? И какие экраны? Не планируется перевод на бОльшее разрешение? Ибо то что есть сейчас(ин май хамбл опиньон) занимает слишком много рабочего пространства. Особенно накладка изображение с внешней камеры на данные полета. При засветке с внешней камеры цифры могут быть неразличимы, т.е. напрашивается вывод изображения и полетной информации в разных "окнах".


Ну и плюс ко всему - как выбиралась цветовая схема для отображения информации на экранах?

раскрыть ветку (27)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ответ на первый вопрос ищи в гугле вбей Тяпченко Юрий и почитай его статьи он разработчик этого чуда юда.

Перевод планируется на ПТК НП Федерация.

Цвет цифр можно менять есть 5 вариантов (COLOR's) есть белый, желтый зеленый красный и еще какой то...


вариантов цветовых схем было уйма. я потом напишу рассказ о том как это разрабатывалось и покажу самую первую версию которую придумали. Это так же все в НИИАО надо писать СОКБ КТ ЛИИ они этим занимались

раскрыть ветку (26)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Федерация... Как много в этом звуке.. как человек совсем "изнутри" думаешь полетит в ближайшие лет 5? И сможет ли заменить союз?

раскрыть ветку (25)
6
Автор поста оценил этот комментарий

нет не полетит...боже надеюсь ОНИ этого не прочитают. Я не верю в ПТК т.к. видел много и не верю в него.....как может корабль не иметь ручного контура управления? Они всю систему управления спуском полностью доверяют автоматике....если что-то пойдет по пи**е, то всем хана. Для меня это очень важный критерий. Я бы не доверил свою жизнь такому КА. Тем более что таких "приколов" там много я просто не в праве обо всем рассказывать, но я думаю вы и так все понимаете и знаете. Мы в одной стране живем.

раскрыть ветку (24)
Автор поста оценил этот комментарий

Как по мне, автоматику проще сделать надёжной чем человеку. Тем более когда речь идёт об очень сложных системах. Взять тот же Т-50. Там конечно есть РУС, но ведь всё равно всеми поверхностями управляет БРЭО. Т.е. это всё мнимая безопасность. Так и тут, что толку что будут кнопки и т.д. если всё равно всё проходит через комп.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы путаете систему fly-by-wire(эдсу) и систему управления капсулой.

Сейчас в союзе та самая эдсу. А вот в федерации планируют убрать именно рус, т.е. представте пресловутый эйрбас гражданский, который управляется только АП. В 90% полетов все будет нормально, но любой отказ приведет к катастрофе, если не будет РУС. Так как ап использует на входе датчики, то при отказе датчика ап не сможет адекватно управлять, так как не будет верно воспринимать действительность.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да вот хрен его знает. Всё зависит от уровня развития технологий. Пока же мы наблюдаем что большинство авиа инцидентов из-за ошибок пилотирования. Я как раз больше склонен думать что человек чаще не верно воспринимает действительность. Во первых у него органов чувств меньше, во вторых они очень подвержены влиянию внешней среды.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

С чего вы взяли что большинство инцидентов из за ошибок пилотирования?

Например... Забыли включить обогрев пвд. На первый взгляд это ошибка пилота, но если подумать глубже - это ошибка дизайна. На новых самолетах она исправлена.

Признать ошибку пилота проще всего, спроектировать правильную кабину сложно.


А про развитие технологий - резервный вариант с человеком отменять в ближайшие десятки лет точно нельзя, тем более в космосе. 

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Что значит с чего я взял? Статистика такая официальная.

На первый взгляд это ошибка пилота, но если подумать глубже - это ошибка дизайна.

Если пилот что-то не сделал, то это всё же его ошибка. Дизайн может быть каким угодно не идеальным, но если пилот не следует инструкция то это его ошибка.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Так проще всего думать.

Представте что вы работаете с бензопилой. И произвотель в инструкции написал - чтоб не отрезать себе руки - не держите руки над пилой. Но при этом не установил кожух.

Вы работаете, но вдруг вы слышите звук падающего дерева сзади. Вы резко оборачиваетесь дабы оценить опасность. Но при этом ваша рука попадает в цепь.

Вы нарушили правила и это ваша вина? Или все же тут ошибка дизайна, и производителю необходимо было поставить кожух безопасности на подвижную часть, место писания инструкции. Как думаете?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё раз. Если в инструкции написано делать, а в не делаете - это ваша ошибка. Неважно что там и как, идеальных устройств не бывает, а то мы так дойдём до того что должна быть одна кнопка "сделать хорошо", уже нажатая.

В случае с пилой безусловно вина ваша. Можно лить улучшить конструкцию чтобы снизить травматизм, так же безусловно.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну и славненько, уж больно много эффективных менеджеров управляют созданием оного и ангары. Если вторя уже понятно куда катится, то с первым для меня была загадка.

И, да, отсутствие ручного управления не всегда плохо, если есть достаточный запас резервирования. Хотя в космосе, все же, без ручного варианта стыковки и ориентации для выдачи тормозного это уже зашквар

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий

стыковка то есть ручная. просто спуск весчь такая что тут резервируй не резервируй а РУС нужен.

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Какой смысл ручной системы именно на спуске? Отрубается автоматика - идем на баллистический спуск, не отрубается - нормальный. Тут то как раз ручное не имеет такой критичности, как ориентация и время выдачи для торможения перед спуском.

раскрыть ветку (14)
2
Автор поста оценил этот комментарий

так зачем БС если есть возможность минимизировать перегрузки? управление в аналоговом контуре все как положено: оператор наблюдает зависимость время-потерянная скорость и управляет креном. а БС это очень большие перегрузки. космонавты не хотят  себе переломать все кости поэтому стараются все что можно сделать для того что бы хотя бы в РУС остаться если АУС невозможен. при РУС у меня перегрузки могут быть малые (мой личный рекорд режима РУС - 3.2 единицы при том что БС не менее 5-6 будет а то и все 8-10)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Таких тонкостей не знал, что именно РУСом можно успешно и высокоэффективно управлять спуском. Считал всегда что отказ автоматики на любом этапе спуска это автоматически БС

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

нет вот эта ручка может ооочень многое. Изменяя угол крена мы меняем подьемную силу увеличивая или уменьшая ее тем самым мы можем управлять дальностью спуска 

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

... причем подъемная сила (или лучше назвать ее "спускающей силой"?) генерируется не крылом, а "днищем" аппарата. А эта ручка, как я понял, ни к чему не прикреплена, и держится космонавтом в обеих руках.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен. Все, что летает, рано или поздно вернется на землю. Не по нормальной траектории, так по баллистической, не целиком - так кусками.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

не кусками не надо....люди это из за этого куска мяса все эти проблемы геморой системы сложности....так бы да пожалуйста шар сделал его ЭВТИ и ТИС обил и все..а тут уже не так....тут надо привести в заданный район и что бы перегрузки не более 4.5 единиц были

Автор поста оценил этот комментарий

Баллистический спуск это один из режимов спуска союза, если что. Перестает работать система, которая регулирует аэродинамическое качество СА и корабль просто падает. Но при этом спуск идет с бОльшими перегрузками(до 14 единиц) и корабль успешно приземляется. Немного не в расчетной точке, но удачно

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

немного? 350 км разброс. Да у Союза есть несколько режимов спуска:

- автоматический управляемый спуск (АУС);

- ручной управляемый спуск (РУС);

- баллистический спуск (БС);

- баллистический спуск резервный (БСР).

АУС является штатным режимом СУС. Он начинается с момента разделения и заканчивается по вводу парашютной системы, обеспечивая посадку в заданный район штатного полигона посадки.

Режим РУС является резервным, дублирующим АУС в ряде нештатных ситуаций.

Режим БС применяется всегда после срабатывания тормозной парашютной системы, а также в случае невозможности осуществления управляемого спуска.

Режим БСР используется при отказе основного контура СУС. В этом случае формируется новый контур, в состав которого входит ограниченное количество приборов.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Можно задать вопрос? Я не спец, но всегда было интересно - что более перспективно в будущем семество рн-протон или союз, где больше задел на будущее, ну да союз старше, но вроде уже давно есть союз-2, 2.1 и т.п. И что думаете об украинских ракетоносителях Зенит?

раскрыть ветку (2)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку