563

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Я продолжаю рассказывать о том, как управлять космическими кораблями и сегодня я расскажу о форматах отображения ИнПУ «Нептун-МЭ».


Я уже давал основные понятия о том, что такое формат отображения в посте №1. В этом посте я более подробно расскажу о форматах, так как космонавт во время полета 60-70% всего рабочего процесса тратит на работу именно с ними (процент примерный по моим расчетам).


В самой последней версии ИнПУ с которой мне довелось работать (актуальна для Союз-МС 10) было 50 форматов, а в той версии, что я выложил в прошлом посту их 55.


Вам я буду рассказывать про форматы 200й версии актуальные для модели, что я выложил в предыдущем посту. Так будет удобнее.


Все форматы, находящиеся в зоне кадровой информации (центральная зона) разбиты на группы (или линейки).


форматы СУД группа «СУД»

форматы режимов СОИ группа «Р.СОИ»

форматы бортовых систем группа «Б.СИСТ»

форматы ввода параметров и регулировок группа «ВП-РЕГ»

технологические форматы группа «ТЕХН»


Подробно в этом посте мы с вами разберем только те форматы с которыми космонавт взаимодействует во время полета.

Каждый формат имеет свое название (в основном это его аббревиатура т.к. название очень длинные) и свой номер (индекс, адрес).

Давайте разберем эти форматы поближе и начнем мы с группы СУД – средства управления движением.

В этой группе (линейке) у нас имеется 9 форматов. (в нынешней версии всего 7 и то из них в полете задействованы всего 5).

Перечислим их:


Формат РЕЖИМ (индекс 2 Ф 11) – формат выбора и контроля режима построения ориентации, а так же контроля РРП (Разрешение Работы по Признакам) очень важного параметра в корабле ввод которого должен быть очень точным (если не прошел по КРЛ – Командной Радио Линии). Формат можно разделить условно на 4 зоны.


Вот как формат выглядел в 200й серии:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

И вот как формат выглядит сейчас:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

1 зона – ВКУ (Видео Контрольное Устройство) т.е. экран отображения видео картинки с коммутатора КЛ-102 для вывода изображения с внешний камер ТК (на БО которая находится) или с внутренних камер спускаемого аппарата (когда мы видим картинку запуска ракеты из корабля).


2 зона – зона сигнального табло. В этой зоне расположены сигнализаторы, которые повторяют те же самые сигнализаторы, что и на самом пульте (это будет следующая тема рассказа).


3 зона – зона ПРВИ (Пульт Ручного Ввода Информации) это виртуальная цифровая клавиатура такая же что и на ИнПУ с тем же набором органов ввода информации. Раньше что бы выполнить ту или иную операцию на корабле требовалось рассчитать ее в цифровом варианте перевести в 16-тиричную систему, потом в систему ПРВИ и потом ввести в пульт...и наоборот. Это было сложно и геморойно очень. Сейчас же все упразднили и все намного проще. Есть просто поле ввода напрямую информации в компьютер и все.


4 зона – линейка КСП. В Командно Сигнальном Поле очень много команд во все системы и оператор довольно часто с ними работает изменяя их состояние или просто контролируя. Для этого на некоторых форматах внедрили линейку КСП откуда можно загрузить (вывести) любую команду с КСПл или с КСПп.


Давайте более подробно разберем этот формат. Если вы загрузите программу ИнПУ и выведете формат РЕЖИМ, то заметите - на экране где должна выводится видео, картинка выводится куча данных. Это так называемый дисплейный формат 41 задание режимов. Сейчас его уже нет. Так что я не буду его расшифровывать (если конечно кому то интересно, то я расскажу про него).

Так же на формате мы наблюдаем транспарант БЦВК ГОТОВ (сигнализатор готовности Бортового Цифрового Вычислительного Комплекса) без которого данные которые выводятся нам на ДИСПЛЕЙНЫЙ формат 41 (тот что в отдельном окошечке) верны. Если этот транспарант не горит, то данные не верны и мы не можем им верить.


//Маленькая подсказка. Если вы загрузили формат, но при этом дисплейный ВКУ формат не соответствует обычному, то вы можете сделать несколько шагов что бы это исправить: можно перевести курсор вниз где есть виртуальные кнопки 41 42 43 44 45 46 и выбрать одну из них. Или ввести в окно ПРВИ число 40 что означает загрузить формат ВКУ по умолчанию для данного формата//


Так же я забыл вам рассказать про две виртуальные кнопки справа от экрана ВКУ: ТВ> и (1). ТВ – это перевод видео сигнала (вку) из половинного в полноэкранный режим. (1) – выбор входного сигнала видео источника (выставлялся раньше на формате ТВ, Сейчас этот формат недоступен).


Перейдем к следующему формату – ОРИЕНТ. Про него мы ничего не будем говорить особенного. Во первых потому что начиная с 700й версии его упразднили и у меня нет учебника по нему. Скажу от себя. Данный формат был необходим для контроля процесса построения ориентации (формирования ГСО (Готовности Системы Ориентации) и в случае необходимости ручного корректирования данного процесса).

Немного о транспарантах: РАБОТА ДПО – сигнализирует о том что в данный момент времени работают (создают тягу) двигатели причаливания и ориентации. РАЗВОРОТ – ну тут и так все понятно. ГСО – есть готовность системы ориентации. ГИБКИЙ ЦИКЛ – в данный момент времени реализуется Гибкий Цикл (под гибким циклом понимается изменяемый временной интервал , по завершению которого формируется команда на включение двигательной установки). ИНДИКАТ РЕЖ БЦВМ – Индикаторный Режим Бортовой Цифровой Вычислительной Машины – это когда вычислитель Аргон-16 (сейчас ЦВМ101) работает только в режиме выдачи информации и никак не управляет кораблем.


Все остальное неизменно. Если кому будет интересно, могу так же рассказать про дисплейный формат 42 ОРИЕНТАЦИЯ который отображается на ВКУ.

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

--------------------------------------

Перейдем далее к одному из самых популярных форматов: СБЛИЖЕНИЕ

Все кто хоть раз смотрел трансляцию стыковки КА Союз с МКС видели его. Хочу представить вам два его варианта: 2006-го года (200я серия) и 2016-го года (700я версия) а так же несколько кадров формата 44 из интернета со стыковок Союза.

вот 2006:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

А вот 2016:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Итак перед вами формат 2Ф13 Сближение. Про него я расскажу как можно подробно так как если вам придется управлять космическим кораблем и полететь в космос, то он вам очень пригодится и без понимания логики этого формата и того что на нем написано вы ничего не сделаете.


Начнем с ВКУ и дисплейного формата Ф43 (ныне Ф44 так как сейчас осталось всего 2 формата дисплейных 44й сближение и 42 динамика). Вот как выглядел этот формат в 2006 году на машине 200й серии:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Формат 43

СБЛИЖЕНИЕ


Формат 43 используется для контроля режима сближения.

ТП = 05.31.33С - время от пуска БЦВК 5 час 31 мин 33 сек

ЗАПР СБ - запрещен режим сближения

АВТ - автоматический режим

Р 197,1 - располагаемый ресурс (запас) топлива на режим сближения (в М/С)

С0.00000 - индикация достоверных измерений аппаратуры "КУРС" (или как ее называют слово достоверности по которому мы можем понять верить измерениям КУРСа или нет)

ОСК - текущий режим ориентации ОСК

ГСО 1 - есть Готовность Системы Ориентации 1 (ГСО 2, 3, 4)

ГРАФИК - график зависимости скорости сближения от относительной дальности:

- по горизонтальной оси – относительная дальность в логарифмическом масштабе

- по вертикальной оси – радиальная скорость сближения

ρ 00,000 - относительная дальность (БЦВК) (в КМ)

ρ. 000.00 - радиальная скорость сближения (БЦВК) (в М/С)

ΩZ 0,023 - угловая скорость линии визирования по тангажу (БЦВК) (в Г/С)

ΩY 0,029 - угловая скорость линии визирования по рысканью (БЦВК) (в Г/С)

УСТ ЛСК - проекции импульса коррекции движения центра масс корабля в ЛСК (в М/С)

ΔVX, ΔVY, ΔVZ 00.00

γ 00,00 - угол крена (КУРС) (в Г)

Ψ 00,00 - угол рысканья (КУРС) (в Г)

ϑ 00,00 - угол тангажа (КУРС) (в Г)

ΩX 0,732 - угловая скорость по крену по сигналам БДУС (в Г/С)

ΩY 0,050 - угловая скорость по рысканью по сигналам БДУС (в Г/С)

ΩZ 0,053 - угловая скорость по тангажу по сигналам БДУС (в Г/С)

ИНДИКАТОР - индикатор углового положения линии визирования относительно связанной системы координат корабля:

- по верхней горизонтальной оси – угол взаимного крена

- по нижней горизонтальной оси – отклонение линии визирования по рысканью

- по вертикальной оси - отклонение линии визирования по тангажу


"Ф" – индикация параметров БЦВК ("К" - индикация параметров "КУРС")


А НЕТ 00 - аварий нет

ИН НЕТ - инструкций нет

Согласен посложнее будет чем экран в KSP , но со временем это проще становится и ты уже не всматриваешься в эту груду цифр а сразу видишь картину событий. О том, как же нам помогут эти данные и как мы можем их использовать я расскажу чуть позже.

А пока давайте изучим получше этот формат и посмотри теперь как он выглядит на сегодняшний день:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Он же только на реальном полете

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост
Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Распишем же все символы и какие значения они могут иметь:

44.1а,б – Текущие аварии (тип прибора/аварии) (СРОЧ, ИКВ, ДУС-1, ДУС-2, ДУС-3, ДУС-4, ДУС-5, ДУС-6, СКД, ДПОБТ, АКС-1, ДПОК1, ДПОК2, СБЛИЖ, КУРС1, КУРС2, ПA)

44.2 – Номер текущей аварии

44.3а,б – Инструкции

44.4.1−44.4.5 – Наличие типов ГСО (1,2,3,4,5)

44.5 – Режимы построения ориентации (ЗДРРРП, РДРЗРП, ЗДРРРП, ДЕМП, СО, ТП, TV, ЛСК, ИСК, ОСКР, ОСК)

44.6 – Отображение операций, связанных с использованием ДУ (ВКЛ ДПО, ВКЛ СКД, ВКЛ ДПО-БТ, РАЗВОРОТ, ЗАКРУТКА, «спец. пробел»)

44.7 – Отображение общего состояния режима сближения (СЦЕПКА, КАСАНИЕ, ПРОМАХ, ЗАПР СБЛ, СБ-2ИМП, СБ-3ИМП, РАЗР СБЛ, ЗАВИС, ОБЛЕТ, ЗАВ КОН, РЕЗПРИЧ)

44.8 – Режимы работы аппаратуры Курс (ТЕСТ Д, ТЕСТ К, ПРИЧАЛ, ЗАХВАТ, АСФ-1, СНЦ, КУРС1, КУРС 2)

44.9 – Подрежимы работы аппаратуры Курс (ЗАП АС, ВРАЩЕН, КРУГ П, СЕКТ П, Р7СЕКТ)

44.10 – Информация о переходе к использованию базы АР (БАЗА АР)

44.11 – Отображение требования увода /логика работы с ДУС (ХОЧУ УВОД, ДУСхyz n(1…3), ДУС К) 44.12 – Отображение перехода СУДН в ИНД РЕЖ, значение VТ

44.13 – Отображение состояния безопасности сближения (БЕЗОП, ОПАСНО, ТОРМОЖ, ССВП ГТ, ФИЛЬТР)

44.14 – Ресурс топлива, отведенный на операцию

44.15 – Слово состояния достоверностей используемых параметров

44.16а,б,в – Информация о текущих значениях угловых скоростей с ДУС ωX, ωY, ωZ ƒ 44.17 – Транспарант о готовности прогноза (данные из фильтра «Ф»)

44.18а – «УСТ»

44.18б – Информация о базисе, на оси которого будут пересчитываться проекции потребного импульса («СВЯЗ»,«ОСК»)

44.19а,б,в – Отображение значений проекций потребного приращения скорости

44.20а,б,в – Включение ДУ для коррекции ЦМ, транспаранты: ±Х, ±Y, ±Z

44.21а,б,в – Углы из аппаратуры Курс после предварительной обработки

44.22а,б – Углы пеленга из аппаратуры Курс в канале рысканья Ψ и тангажа ϑ

44.23а,б – Относительная дальность и скорость из Курса после предварительной обработки информации

44.24а,б – Угловые скорости линии визирования по каналам тангажа (на формате отображается как ΩZ) и рысканья (на формате отображается как ΩY), полученные по измерениям Курса

44.25а,б – Относительная дальность и скорость по прогнозу

44.26а,б – Угловые скорости линии визирования по каналам тангажа ϑ и рысканья Ψ, полученные по прогнозным вычислениям

44.27 – Включенный полукомплект Курса

44.28 – К1, К2, К12, Б12

44.29a,б,в – Информация о работе моментных двигателей (–, +, *);

44.30 – Информация о включении питания РУД/РУДИ

44.31 – Информация о включении питания РУO/РО ДК/РУОИ

44.32 – ИКВ – отражение включения ИКВ

44.33 – Номера включенных ИКВ(1,2,*,Т)

44.34 – Подрежим построения ориентации от ИКВ (0,1,2,3,4,5)

44.35а,б,в – Информации о работе АСН-К


Как видите разница на лицо. Формат довольно сильно изменился но многое осталось неизменным (Ро и Ро с точкой к примеру…БДУС углы..) Теперь давайте разберем с вами транспаранты формата 200й серии:

РАБОТА ДПО, РАЗВОРОТ, ГСО и ИНДИКАТ РЕЖИМ БЦВК мы уже разобрали.

РАБОТА СКД - говорит о том что в данный момент времени работает Сближающе Корректирующий Двигатель. Разреш Сближ -сигнал о том что вычислительная машина разрешает нам сближение (автоматика). Все остальное так же неизменно.


Формат ПРИЧАЛ мы с вами пропустим, кому будет интересно я могу потом отдельно пост написать по данному формату.


Формат МАНЕВР (2 Ф 15)

Представляю вам версию 2006 года

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

и версию 2016 года

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

По старой версии формата ничего особенного говорить не буду так как она ничем не отличается (кроме дисплейного формата) от "собратьев". Расскажу про новую версию (актуально для старой) где немного больше интересной информации и если вы все таки решите полететь на Союзе то вы будете иметь дело с новой версией.

Итак на формате нам представлены:

- Окно ВКУ для ТВ изображения с дисплейным форматом 42 ДИНАМИКА

- Линейка КСП

- виртуальная кнопка-транспарант ЗАПРЕТ ИКВ и кнопка ЗАП ПСК

- таблицы параметров, подлежащих контролю при отработке импульсов коррекции .где:

nx - текущее значение ускорения рассчитанное в КС020

Vтек - текущий импульс от КС020

V АВ - импульс СКД отработанный на момент аварии

ΔV ДПО - уставка на импульс ДПО

ΔVт - тормозной импульс (перед сходом с орбиты)

V ДПО - текущий импульс, дорабатываемый на ДПО (от КС020)

ΔТ - задержка включения / время до включения


транспарант ТП - Текущее Положение


Я немного устал, так что остальные форматы утром допишу там много чего будет интересного!

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

По поводу ручек управления. На этой фотографии хорошо виден процесс ручного управления кораблем ручками РУД и РУО (Ручка Управления Движением и Ручка Управления Ориентацией) в данный момент космонавт отклоняет РУО изменяя тем самым значение угла крена. Так же и идет перемещение центра масс ручкой управления движением что слева находится. На спуске если чтото происходит нештатно и требуется переход в режим РУС (Ручного Управляемого Спуска) то оператор использует РУС - Ручку Управления Спуском вот она на фото. У нее всего 2 кнопки управления: УЛ - что изменяет угол крена влево на 15 градусов и УП что собственно меняет угол крена вправо на 15 градусов

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #2 - Форматы отображения Нептун-Мэ, Космос, Наука, Сои, Длиннопост

Всем удачи! Утром допишу остальное!

-------

Космос ближе чем ты думаешь!

Найдены возможные дубликаты

+14

а вот в KSP всё гораздо понятнее

раскрыть ветку 11
+7
"...да там даже Джебедайя разберётся!"
раскрыть ветку 1
+4

Дааа, Джебадайя...

Иллюстрация к комментарию
+2

а можно и так)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 8
+1

а зачем дальность и скорость по осям Y и Z формировать? нафига? боком стыковаться?

раскрыть ветку 7
+9
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+4

много красного. при возникновении НшС оператор не сможет вовремя обратить на нее внимание.....и мало диференциации по цвету. надо минимум 4 цвета использовать. Доказано экспериментально.

раскрыть ветку 1
0

Это интерфейс игры из 80х.

+17

Большое спасибо за интресные посты!

Надеюсь Вы будете продолжать!

раскрыть ветку 8
+14

Буду и не только по Союзу. Спасибо что читаете и комментируете!

раскрыть ветку 7
+2
я так и не понял из постов, кто вы, простите
раскрыть ветку 5
-1
Автор, включил режим СПС!
+8

Сижу я такой в кресле, пристегнут ремнями. Тут вбегает стюардесса, бледная как снег на Марсе и кричит - Командир в отрубе, кто сможет посадить эту штуку на землю?!

И я такой - Спокойно, мадам, я читал пост на Пикабу, будет вам приземление!


Такой вариант возможен если я всё внимательно изучу? ))

раскрыть ветку 1
+1

сложно сказать. но без знания баллистики все таки и многих других дисциплин будет сложно. и с первого раза ни у кого не получалось...

+13

Говнодизайнерам, обожающим тени, полукруглые кнопки, пиздатые шрифты, отличающиеся от Санс-Сериф одной засечкой в одной букве, ебучие градиенты и полутона.


Как вместить представить туеву хучу информации на маленьком дисплейчике, чтобы было удобно работать, а не чтобы охуевать "ах как красиво и современно"

раскрыть ветку 10
+18

цветовая палитра отрабатывалась специально что бы можно было работать в течении 120 часов без перерыва на сон и при этом глаза могли функционировать а мозг принимал информацию на примитивнейшем уровне. я сам сидел однажды в союзе в спускаемом аппарате закрытый около 30 часов. я понял почему именно эта цветовая палитра. хочешь отдохнуть? пожалуйста поспи в ложементе цвет этот не мешает....но если что то твой мозг сразу реагирует на звуко-цветовой раздражитель

раскрыть ветку 4
+11

Так я как раз и восхищаюсь этой продуманностью и лаконичностью. Охереть сколько информации на экране, но при этом глаз моментально и безошибочно выцепляет отдельные элементы, а не рыскает глазами. На счет цветовой гаммы - поверю вам на слово.

раскрыть ветку 2
0

Ага, доводилось работать на текстовых монохромных терминалах ещё советского производства, там очень похожие цвета были, ничего более удобного для глаз я никогда не встречал.

+8

Вообще мимо. Неуместными могут быть как полутона, так и тупой брутализм. Версия 2006 года выглядит в миллион раз аккуратнее, чем звездец 2016-го. Там гораздо лучше шрифт и "воздух" между элементами. Кнопки кстати полукруглые в обеих версиях, и это правильно - так их проще отличить от пассивной графики. Ещё версия 2016-го мне не нравится своими кричащими цветами и жирнющими рамками. Это может отвлекать от остальной информации. Шрифты "санс-сериф" - в обеих версиях, и это естественно, т.к. нет больших кусков текста и высокого разрешения, но рендеринг шрифта в 2016-й просто убог. Да чего говорить - 2016-я не может даже линии нормально по пикселям отрисовать.


Я дизайнил подобные экраны, но только для всякого наземного оборудования, тоже для структур Роскосмоса. Чуть было не начал лепить то, что вы называете "полутонами и полукруглыми кнопками", но вовремя наткнулся вот на эту книгу: https://www.amazon.com/High-Performance-HMI-Handbook/dp/0977... На идеал своих решений не претендую, конечно. Интересная работа была.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
-1

Очень интересная работа, а есть ссылка на Бехансе, если нет то может стоит пост запилить?

раскрыть ветку 3
+2

Спасибо, очень интересно! Даже специально откопал логин от пикабу, что бы написать вопросы: если есть возможность повлиять на следующие посты, то как IT-специалисту, очень бы хотелось прочитать  (ну насколько можно, не нарушая ограничения ком. и гос. тайны) про:

1. Аппаратную начинку современной версии пульта - т.е. что там внутри и как связано. Очевидно, что сколько-то PC-совместимых машин на кастомных платах, но все-таки (процессоры, шины, крупные блоки и их связи, вот это все)

2. Обеспечение отказоустойчивости на аппаратном уровне - т.е. какие архитектурные и конструкторские методы применяются для гарантии, что бы эта железка не сдохла целиком в процессе полета ))

3. Софт - какая ОС (фотку с логотипом XP видел выше, неужели таки на XP? :)), на чем написано приложение? С/C++? 

4. Архитектура софтверной начинки и методы обеспечения отказоустойчивости уже на программном уровне :))) если не секрет конечно.

5. Я правильно понимаю что пульт это именно средства отображения и управления, а где-то в союзе еще есть отдельная БЦВМ (и не одна небось для надежности), к которой пульт подключается каким-нибудь цифровым линком?
Там кстати какая-то бортовая ЛВС, или только прямые подключения компонентов между собой?

раскрыть ветку 3
0

напишу обязательно вопрос очень интересный)))

раскрыть ветку 2
0

MIL-STD-1553 или отечественный его аналог ГОСТ Р 52070-2003?

раскрыть ветку 1
+2

Названия команд на кириллице это, конечно, жесть, напоминает какой-то 1С код.

раскрыть ветку 9
+1

Так более удобно для восприятия

раскрыть ветку 8
-1

А что делать иностранным членам экипажа Союза?

раскрыть ветку 7
+2

Ух ты! Надо перечитать раз десять, чтобы только въехать во все эти аббревиатуры.


Кстати, ручки управления ориентацией - управляют непосредственно двигателями или производной от их работы? Ну, то есть, нажал я ручку "влево" - включился двигатель левого разворота и пока он работает - дает кораблю ускорение. Я отпустил ручку - что происходит? Корабль продолжает разворачиваться, или автоматика понимает, что я хочу остановить разворот и дает аналогичный импульс двигателем противоположного борта?

раскрыть ветку 17
+15

смотри есть два режима работы с этими  ручками: РО ДК и РО АК.

РО ДК: Ручная Ориентация в Дискретном Контуре. То есть при работе с ручками нам помогает вычислительная машина и наш импульс дозирован по времени и происходит инцерциальная стабилизация (это когда ты ручку отпускаешь корабль запоминает положение свое в момент отпускания ручки и в этом положении стабилизируется т.е. все остаточные угловые скорости гасятся) и при этом мы можем наблюдать свою угловую скорость по всем трем каналам с датчиков угловых скоростей (ДУС).


РО АК: Ручная Ориентация в Аналоговом Контуре - тут все просто ручку начал двигать двигатель начал работать пока держишь двигатель работает отпустил - двигатель перестал работать. т.е. напрямую сигнал идет минуя ЦВМ. тут без стабилизации и на дисплейный формат ничего не выводится.

раскрыть ветку 12
+7

... напоминает control laws у Airbus, как это реализовано у Боинга - не знаю. Грубо говоря, в Airbus человек не управляет самолетом напрямую, он дает команды компьютеру, а компьютер выполняет их в той мере, в которой считает безопасным. К примеру, если пилот вдруг увидел перед собой склон горы - он инстинктивно рвет ручку на себя. В этом случае автопилот начинает максимально резкий набор высоты - выставляет самый эффективный с учетом веса, ветра и других параметров режим двигателей (вовсе не обязательно полный газ), увеличивает тангаж, не давая при этом свалиться, в общем - там все сложно. Но в некоторых случаях (отказ каких-то датчиков, к примеру), самолет перейдет в Direct Law, т.е. эмуляцию прямого управления рулевыми плоскостями.

+2

Ну надо же... Вспомнил где раньше это встречал! В истребителях Starfury это называлось Direct Mode и Inertial Mode. Первый ещё включал в себя подсистему выравнивания скорости с захваченной целью. Вторым было удобно пользоваться в миссиях сопровождения транспортов - он не маневрирует, поэтому можно "висеть" рядом с ним, крутясь и отгоняя особо назойливых.

раскрыть ветку 8
0

РО ДК - "полуавтоматический режим"

РО АК - "ручной режим"

раскрыть ветку 1
+4

Вы пишите если что-то непонятно я попробую все что знаю объяснить, разжевать.

раскрыть ветку 2
+15

Я думал, управление "Союзом" в наше время примерно такое: ткнул мышкой в иконку МКС и ракета сама тебя туда привезла. "Откиньтесь на спинку кресла и расслабьтесь, пока операционная система Windows устанавливает Вас на МКС".


Реально - я когда начинал летать с инструктором, путался в показаниях приборов. А там их всего четыре штуки - высотомер, спидометр, вариометр да компас. Высота и скорость такие, что всякие давления-вариации-девиации учитывать не нужно. На земле высотомер устанавливается на высоту аэродрома - в нашем случае 1550 футов - и это надо не забыть. "Высота две с половиной тысячи... ой, блин, всего тысяча!". Как-то раз ошибся и на земле выставил высоту на тысячу футов ниже - в посадочной схеме чуть носом землю не вспахал, хорошо что быстро дошло, что что-то я низэнько-низэнько летаю.


В общем, когда я попытался прикинуть, куда и как летел Гагарин... Казалось бы - автоматика тебя подняла, крутанула по орбите и посадила, а ты сиди, балдей, покорми собак и никакие кнопки не трогай, и будешь героем. А если понять, что он ДОБРОВОЛЬНО полетел в абсолютную неизвестность на аппарате, физические принципы управления которым даже на Земле ученые представляли себе очень приблизительно... И в случае отказа всей этой кебенематики, эту херобору ему предстояло самостоятельно, вручную вернуть на Землю, да еще и желательно одним куском, ибо если ошибешься хоть в одном из сотен параметров - получать орден посмертно далеко не так приятно. В общем, Гагарин был СУПЕРспециалистом и невероятно храбрым человеком.

раскрыть ветку 1
+1

SAS LOCK

+1
Вот в прошлом посте было сказано про 57 учебников про правую и левую зону - если можно то хотелось бы узнать хотя бы пару названий, если не составит труда.
раскрыть ветку 1
0

Про что именно рассказать? про то какие учебники? как они называются? или что?

+1

Цветовая схема 200ой версии очень напоминает интерфейс UFO)

0

господа, как думаете стоит ли запилить статью на Википедии о системе Нептун-МЭ?

раскрыть ветку 1
0
Пили если хочется самому, не нужно ни у кого спрашивать.
0

МКС веб камера https://mks.space

0
После таких постов начинаешь верить, что в Армагеддоне про Союз правду показали ...
0

А как часто меняются версии ПО и их User Inteface? Грубо говоря, пилот, слетавший в миссию на МКС - должен ли будет для следующей миссии изучать новый интерфейс, или необязательно?

раскрыть ветку 5
+5

необязательно это происходит редко...вот к примеру в связи с аварией МС-10 добавили некоторые новые форматы. по посадке космонавтам дают опросные листы все ли вас устравивает удобно ли то или это а они описывают. и во время полета эргономисты консультируются у космонавтов как вам такое расположение кнопки или такое...

раскрыть ветку 4
+2

... кстати, экипаж Шаттла в аналогичной ситуации не факт, что спасся бы. Насколько я знаю, в "Союзах" система спасения космонавтов безусловно выполняет свою функцию начиная со стартового стола и до выхода на орбиту. У "Шаттла" во время запуска существовали "окна", во время которых спасение астронавтов было невозможно или очень сильно затруднено.

0

... да и "Союз" штатно приземляется на парашюте где угодно, а "Шаттл" мог сесть только на полосу. Впрочем, у экипажа "Шаттла" были катапультируемые кресла.

раскрыть ветку 1
0

Они заебали, сейчас почти каждый корабь отличается от пребыдусчего.

0

Огромное спасибо за пост! Тоже хочу вопросы позадавать. Как же осуществляется управление кораблем по трем осям если у РУО и РУД две степени свободы? У них еще что-то крутится? Есть ли литература в свободном доступе по схожей с Вашим постом тематике: подробное описание работы систем управления ориентацией и движения космическим кораблем?

раскрыть ветку 4
+4

Нет в интернете мало чего есть очень мало. если по системе отображения информации союза то или мои статьи ил тяпченко.

По управлению. Ручка управления движением (РУД) имеет две степени свободы. Отклонение ручки по каждой из них вызывает замыкание концевых контактов, сигналы с которых поступают через БУПО-1 в БА ДПО и включают двигатели ДПО-Б для перемещения центра масс в направлениях ±Y, ±Z в связанной системе координат ТК. Для выдачи сигналов на перемещение центра масс ТК в направлениях ±X на ручке РУД установлен нажимной тумблер со средним нейтральным и крайними положениями “РАЗГОН”, “ТОРМОЖЕНИЕ”. Ручка РУО предназначена для задания угловых скоростей корабля. РУО подвижная, имеет три степени свободы, и отклонение ее по каждой из них вызывает перемещение движка соответствующего потенциометра (по каналам X, Y, Z). У ручки РУО имеется два положения: "мягкий упор" и "жесткий упор". “Мягкий упор” соответствует отклонению РУО на 60% по отношению к отклонению РУО до “жесткого упора”. Для режимов управления РО АК и РО ДК выходные характеристики ручки различны. - это из учебника

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
0

Спасибо за подробный ответ, но не совсем понятно где эти самые три степени свободы РУО. Вверх-вниз, влево-вправо и вокруг оси?

раскрыть ветку 2
0

Аббревиатура вначале заставила вспомнить начало восьмидесятых - СОИ, Стратегическая Оборонная Инициатива. Она же - Программа "Звёздных Войн".
Как-то по теме.

0

У меня вопрос автору по системе - почему именно 800х600? И какие экраны? Не планируется перевод на бОльшее разрешение? Ибо то что есть сейчас(ин май хамбл опиньон) занимает слишком много рабочего пространства. Особенно накладка изображение с внешней камеры на данные полета. При засветке с внешней камеры цифры могут быть неразличимы, т.е. напрашивается вывод изображения и полетной информации в разных "окнах".


Ну и плюс ко всему - как выбиралась цветовая схема для отображения информации на экранах?

раскрыть ветку 27
+2

ответ на первый вопрос ищи в гугле вбей Тяпченко Юрий и почитай его статьи он разработчик этого чуда юда.

Перевод планируется на ПТК НП Федерация.

Цвет цифр можно менять есть 5 вариантов (COLOR's) есть белый, желтый зеленый красный и еще какой то...


вариантов цветовых схем было уйма. я потом напишу рассказ о том как это разрабатывалось и покажу самую первую версию которую придумали. Это так же все в НИИАО надо писать СОКБ КТ ЛИИ они этим занимались

раскрыть ветку 26
+1

Федерация... Как много в этом звуке.. как человек совсем "изнутри" думаешь полетит в ближайшие лет 5? И сможет ли заменить союз?

раскрыть ветку 25
0
Короче вся эта история напоминает анегдот, про то как рокеры юные название для группы выбирали две недели, а потом один говорит: "Ну вот, самое главное решили. Осталось инструменты купить и играть научиться".

Это не подьебка, а прикол. Мне лично всегда было интересно что за странные ЗАП, РУЧ и прочие сокращения на кнопицах космокоробля...
раскрыть ветку 19
+4

Ну да, я тоже ожидал всего шесть кнопок: вперед, назад, влево, вправо, вверх и вниз. Зачем вообще было такой огород городить?

раскрыть ветку 18
+4
И ещё должна быть "restart mission".
раскрыть ветку 8
+7

так это итак минимум. вообще по Союзу у меня 8 ГБ ТЕКСТОВОЙ информации и 12.5 ТБ других данных. Задача все это минимизировать упростить до нельзя что бы даже ребенок смог разобраться. Вот я интереса ради завтра выложу лист из бортовой документации которую космонавты с собой берут в космос и мне будет интересно как быстро и правильно ли вы поймете что там написано. А вот даже сейчас выложу. Вот Нати страдайте)) Две страницы из бортовой документации идут они подряд это за минуту до старта ракеты что космонавты читают и сразу после старта весь этап выведения у них на одной странице. Сможете понять что к чему?

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 8
0

походу не быть мне пилотом космического корабля

0
Хм. Вот ведь наворотили. Впечатляет.
-1

В орбитер я в свое время залипал, довольно интересно было выводить в космос и лететь на другие планеты

-1

Очень интересный пост, как обычно, когда человек работает с реальной техникой. Но вот возник такой вопрос: а как обходились без всех этих многочисленных форматов на первых версиях Союзов? В плане индикации возможности СОИ Сириус заметно скромнее...

раскрыть ветку 1
0

да. в начале было всего 4 формата. и это были только дисплейные...а до этого только КСП и ВКУ

-1

Спасибо!

-1
Очень интересно и познавательно. Спасибо!
-1

Я таки конечно извиняюсь,но это не секретные данные?Помню как рассказывали,что американцы в 50-х годах по одной фотографии случайной смогли создать карту энергетической системы России....

раскрыть ветку 2
+5

я уже писал об этом. нет не секретные

+3

в 50-х годах по одной фотографии случайной смогли создать карту энергетической системы России..

И не в лотерею, а в карты.

И не выиграл, а проиграл

-5

Юзабилити ниже плинтуса

раскрыть ветку 6
+3

Наоборот - все максимально эргономично и рассчитано на то, что пилот охватывает эту информацию одним взглядом и сразу видит всю картину полета. Пилота, кстати, для этого обучают несколько лет. Но согласен, модных тачскринов и голосового помощника (или хотя бы "скрепки" из Office 97) не хватает.

раскрыть ветку 3
+4

помощники есть - ГОГУ (Главная Оперативная Группа Управления) которые с экипажем 24/7 там и псих поддержка и все что можно есть. Музыку? пожалуйста! В стиме игрушку хочешь? да без проблем! а технический помощник это да вопрос сложный я предлагал идею что бы на формате была подсказка типа если значение выходит из допуска то алгоритм рассчитывает почему это произошло или могло произойти и пишет тебе что-то типа инструкции.

0

Тачскрин в космосе - спорно с точки зрения надёжности, но такое ощущение, что сделано не "как надо", а "как получается". Голосовые помощники - если имеется в виду озвучка событий/тревог, - то, скорее, надо, чем нет

раскрыть ветку 1
0

Трудно сказать пока сам не пользуешься. Я вот работаю в программе, интерфейс которой "привет из начала нулевых", а идеология интерфейса не поменялась с 80-х и ничего -- сидит народ. А в современном вебинтерфейсе работать никто не хочет. Слишком специализированный инструмент -- проще потратить больше времени на старый интерфейс зато потом быстро в нем ориентироваться и работать, чем быстро освоить новый, но потом чертыхаться из-за долгого добирания до нужной кнопки.

Хотя за  аббривиатуру БЦВК надо убивать. Какой еще "цифровой комплекс"? Компьютер же!

раскрыть ветку 1
0

Там несколько их фактически. Оттого и комплекс.

ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: