Управление армией

Автор: Виталий Илинич.

Управление армией Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Длиннопост

Командирский БТР с мощной радиостанцией позволяет командиру моторизованного корпуса (в данном случае Гейнц Гудериан) быть в контакте с командованием армией (или танковой группой), надежно управлять дивизиями, оставаясь при этом подвижным и защищенным от случайных обстрелов или стычек с блуждающими по лесу окруженцами


Нам часто кажется, что армия времен ВМВ (да и в целом второй половины 20-го века) какая-то слишком медлительная и, как бы, задумчивая в своих действиях. Везде есть какие-то «глупые» уставные нормы, правила, ограничения, которые только мешают действовать быстро и реагировать мгновенно, какие-то глупые боевые порядки, из-за которых нельзя встретить противника огнем сразу всех средств в первой линии, и так далее. Стоит только снять все эти устаревшие ограничения, и все сразу станет хорошо. Так ли это? Давайте посмотрим.


Казалось бы, почему на марше танки не могут ехать не 20 км/ч, а 50, или хотя бы 40? Ведь технически они вполне могут это делать, тем более по дороге. Почему нельзя поставить зенитные орудия в первую линию, чтобы они боролись с танками? Почему нельзя быстро перекинуть часть с одного участка на другой? Почему нельзя собрать все силы в кулак и ударить? Почему нельзя просто так перемешивать боевые порядки частей? Зачем вообще нужны какие-то боевые порядки? Почему наличие раций порой важнее наличия мощных пушек? Почему, блин, все так сложно?


Все дело в том, то одной из наибольших сложностей и одновременно самое важное, что нужно обеспечить, это управление войсками. И здесь между обычным современным человеком и пониманием этого стоит несколько преград. Одна из них — это отсутствие опыта управления хоть сколь-нибудь крупным количеством людей, желательно еще распространенных по большой площади. Вторая — это очень большое влияние компьютерных игр и их особенностей, а также современных средств связи. Большинство людей просто не могут представить себе, как сложность управления растет с увеличением масштаба, и какие трудности возникают на пути передаваемых указаний. Как например когда вы организовывали встречу 10 человек в центре города, а потом внезапно выяснилось, что требуется изменить время и место встречи за два часа до начала, при этом ни у кого нет мобильных телефонов, а кое у кого — и обычных домашних, не говоря уже об интернете (нормальная ситуация для, например, 90-х годов, мы подзабыли, просто). А теперь представьте, что их не десять, а несколько тысяч (а это даже еще не дивизия, пехотный полк может насчитывать две-три тысячи человек, и даже больше)

Управление армией Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Длиннопост

Та же машина, но на местности — проходимость полугусеничных машин была высокой, хоть и отставала от танковой


Давайте представим себе. Вы играете в компьютерную игру, что-то типа стратегии в реальном времени или варгейма, вам нужно, чтобы ваши «юниты» отправились и уничтожили атакующую группу противника. Как вы это сделаете? Вы увидите на экране, что вас атакуют в таком-то месте, посмотрите кто атакует, в каком составе и количестве, затем, грубо говоря, обведете рамкой кучу своих бойцов и отправите их в бой. Два щелчка мыши, и они уже бегут в нужном направлении, независимо от того, где находились до этого, и что вокруг них происходило. Как же это будет происходить ближе к реальности какого-нибудь 44-го года? Опишу в общих чертах.


Представьте, что вы играете в компьютерную игру, но на монитор смотреть не можете (его нет), есть бумажная карта. О том, что происходит на поле боя, вам сообщают по телефону, при этом слышно плохо, а потом и вовсе связь прерывается, и информацию вы узнаете, когда к вам через время прибегает специально посланный человек, который и сообщает вам все, что было известно на момент, когда его отправили. Разумеется мышки и клавиатуры у вас тоже нет, и чтобы вызвать, например, артподдержку, вам нужно установить, где и какими силами ведется наступление, а затем «позвонить» артиллеристам и дать указания. Чтобы отдать какое-то приказание батальонам своего полка, вам нужно позвонить их командирам, и объяснить, что вы от них хотите, либо, если связи нет, отправить человека с приказом куда-то туда, в гущу боя. Он может, кстати, и не добраться. На уровнях ниже все примерно так же, хотя командный пункт может находиться ближе к передовой и командир, например, батальона, вполне своими глазами видит поле боя. Однако деталей все равно не видно, да и поле боя — не театр, оно в дыму и разрывах снарядов, о состоянии подразделений ему будут сообщать опять же по телефону или пешим посыльным, приказы будут передаваться так же. Это не говоря еще о том, что если с командного пункта видно поле боя, с этого поля боя может прилететь снаряд, и подразделение временно останется без управления. Если вы командуете полком, то под вашим началом многие сотни людей, в каждом батальоне уже несколько сотен, все они разные, есть куча промежуточных командиров, до каждого из которых нужно как-то доставить приказ и получить от него донесение.

Управление армией Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Длиннопост

Немцы уделяли огромное внимание самоходным радиостанциям на базе БТР — в некоторые периоды почти 20% всех средних БТР выпускалось в виде самоходных радиостанций, а в моторизованном пехотном полку 44-го года по штату из 120 средних БТР 26 было машинами связи разных видов (в том числе 7 — машины проводной связи)


Понятно, что при таком виде управления невозможна никакая быстрая (в понимании современного человека) реакция на изменяющуюся обстановку, а ведь мы еще даже не говорим о том, что бойцы и командиры могут вас неправильно понять, или вообще решить самовольно действовать по другому, считая, что им на месте лучше видно. Иногда они будут правы, иногда — нет, так как они ведь не знают ситуацию в целом. Соответственно очень и очень важно, чтобы части как можно дольше сохраняли порядок и имели определенный запас прочности на «задержку реакции».


Этому помогают «боевые порядки».


Если мы поставим все в первую линию (очень многие предлагают такое решение, считая, что тогда больше стволов будет стрелять по наступающим), то противнику будет проще разведать всю систему нашей обороны, после чего уничтожить ее артиллерийским ударом, а затем, продавив в одном месте, «свернуть» фланговой атакой вдоль позиций, а поскольку в глубине ничего нет, то ничто не будет мешать его движению вглубь (сам по себе прорыв линии обороны не самоцель, он нужен для обеспечения движения в глубину — на оперативный простор). Оборона же, имеющая глубину, держится дольше и имеет запас прочности. Одновременно с этим углубляющийся в оборону противник оказывается перед лицом фланкирующих позиций (позиций, стреляющих с фланга), а то и в огневом мешке, его порядки растянутся, смешаются, танки оторвутся от пехоты, потеряют связь с артиллерией, ему потребуется время на перегруппировку, подтягивание отставших, перемещение артиллерии. Опять же, в дивизии есть большое количество различных средств, которым в общем случае не место в первой линии, несмотря на то, что они могут стрелять по противнику прямой наводкой. В первую очередь речь об артиллерии общего назначения и зенитной артиллерии, но во многом также и о танках. Артиллерия общего назначения — это одна из важнейших первичных целей атаки противника, так как она обладает колоссальной огневой мощью, которую может реализовать вне визуального контакта и на большой дистанции. Чем дольше артиллерия живет в бою, тем дольше часть может вести бой, и тем эффективнее будет оборона. Только в самом крайнем случае, когда танки уже прорвались к позициям артиллерии, она может начать стрелять прямой наводкой (изредка, конечно, если основную проблему представляют из себя именно мощные танки противника, недоступные противотанковой артиллерии, тяжелая артиллерия может применяться против них целенаправленно). То же самое с зенитными пушками и автоматами. Находясь, например, на позициях противотанковой артиллерии, зенитная либо не сможет работать по воздушным целям, либо будет быстро уничтожена, раскрыв свои позиции (открывшие огонь по воздушным целям пушки и автоматы будут выявлены наблюдателями и обстреляны). Поэтому даже если зенитная артиллерия и используется как противотанковая, размещается она в глубине обороны (хотя, опять же, бывает всякое). Это не говоря еще о том, что зенитные пушки заметно больше и тяжелее противотанковых и для них сложнее подготовить позиции (для противотанковых пушек, кроме самых тяжелых, можно подготовить позиции, в которых и орудие, и расчет укрыты от огня артиллерии, а после окончания артподготовки орудие выкатывается расчетом из укрытия, с зенитным же орудием такое сделать намного-намного сложнее — копать в разы больше, выкатывать на позицию сильно дольше). Танки в обороне используются в основном для контратак, а потому должны находиться сосредоточено и в готовности к нанесению удара.

Управление армией Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Длиннопост

Имелись машины связи с мощными радиостанциями и на низовом уровне — в ротах, но не стоит думать, что на всех уровнях использовались одинаковые мощности радиостанций. Для разных уровней командования выпускались варианты машины с соответствующим радиооборудованием


Вообще я должен сказать, что, на мой взгляд, самое главное на войне — это управление войсками, потому что без управления это не войска, а просто толпа вооруженных людей. Затем идет снабжение, потому что какими бы мощными ни были огневые средства, без боеприпасов и топлива они никак не смогут себя проявить. И для обоих процессов огромную роль будет иметь порядок. Только имея известную и устоявшуюся структуру, понятные и отработанные действия и четкое понимание того, когда, где и в каком порядке должны находиться те или иные части, и что и как они будут делать, позволяет управлять ими и организовывать снабжение. И только с понятными и четко работающими структурами и порядками армия может некоторое время работать при потере командующего. Если в компьютерной игре потеря командующего (вас, то есть) практически невозможна, вместе с этим закончится сама игра, то в армии временная потеря управления происходит сплошь и рядом, но если боевые порядки не смешиваются, каждый знает устав (где написано в общих чертах, что и когда нужно делать), задачу, и понимает свою роль, а низовые командиры сохраняют контроль над своими подразделениями, соединение будет обладать тем самым запасом прочности и сможет просто продолжать выполнять свою задачу.


Не менее важным в данном случае является грамотное передвижение. Нам может показаться, что если танк может ехать не 20 — 25 км/ч, как он едет в колонне, а, например, 40 (как некоторые танки уже во время ВМВ вполне могли, и это не предел), то достаточно лишь всем танкам ехать с такой скоростью, и все части сразу же станут быстрее. Однако важно понимать, что танк на дороге не один, и даже подразделение танковое не одно, в передвижениях всегда участвует огромное количество различной техники, и чем больше техники участвует в передвижениях, тем важнее не скорость каждой единицы, а безотказность, надежность и соблюдение правил движения, так как любое отклонение от правил может привести к образованию пробок, да таких, что пробки в Москве в час пик могут показаться лишь небольшим недоразумением. Все должны двигаться со строго установленными скоростями, которые обеспечивают уверенное движение без переутомления водителей, излишнего риска аварий и поломок. Только так офицеры, ответственные за логистику, смогут рассчитать пропускную способность дорог, установить расписание движения и направить потоки транспорта в нужном направлении. Не стоит забывать и о существенном ограничении обзора и возможностей управления на скорости, особенно у гусеничной техники. Передвижение в таких условиях по дорогом со скоростью в 40 км/ч будет просто опасным и приведет к травмам, поломкам, авариям, потере людей, техники и времени.

Управление армией Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Длиннопост

В танковом полку машины связи были на базе танков — порой они даже не имели оружия, кроме пулемета, а ствол «пушки» был бутафорским, чтобы противник не мог отличить командирскую машину от линейной


Армия ни от чего не зависима более, чем от надежности управления и снабжения. Поэтому в армии такое большое количество различных уставных норм, регламентов, порядков и четко обрисованных предписаний, знание которых обязательно. Управление — это предсказуемость действий армии для ее командования на всех уровнях, знание о своих силах и сбор данных о силах противника, своевременная доставка информации между участниками, расчет действий на будущее. Чем крепче управление, тем дольше армия сохраняет боеспособность, тем эффективнее ее удар, тем больше натиск, тем быстрее передвижения, и тем проще организовать снабжение. Уставные нормы, правила, различные ограничения и боевые порядки нужны для того, чтобы при передвижении, в бою, под действием артиллерии, авиации или в иных сложных ситуациях, армия не теряла самообладания и продолжала действовать так, как должно, и, с одной стороны, не требовала постоянного контроля «игрока», то есть вышестоящего начальства, а с другой — всегда имела набор четких указаний и понимание, что делать, если контроль на время пропадет.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_144147

Автор: Виталий Илинич. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_269606747

Личный хештег автора в ВК - #Илинич@catx2, а это наш Архив публикаций за февраль 2020

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения