Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Улики неземного происхождения

Дырочка в обшивке может дать трещину в отношениях с НАСА

Улики неземного происхождения Космос, Политика, Длиннопост

Выход в космос Олега Кононенко и Сергея Прокопьева за «вещдоками» с «Союза МС-09» оставил много вопросов – как наивных, так и глобальных. Старый принцип: не надо оценивать руководство предприятия в штатных условиях работы, кто чего стоит – покажет кризис. Сеанс ВКД 45А (внекорабельная деятельность, выход 45-й дополнительный) стал таким моментом истины.


Онлайн-трансляцию с МКС, затаив дыхание, смотрели все: как долго Кононенко добирался до нужной точки на «Союзе», как высчитывали место первого, а затем и второго разреза, как медленно и тяжело все происходило. И каких трудов это стоило исполнителям главных ролей космического блокбастера.


Тем, кто скажет, что космонавты могли бы работать порасторопнее, стоит напомнить: усилие сжатия кисти в раздутой перчатке составляет около 25 килограммов, это сопоставимо с очень мощным эспандером. И таких хватов почти за восемь часов работы «за бортом» получается более тысячи. Движения руками также сковываются скафандром и требуют огромного напряжения. То есть медленная работа – единственно возможный в таких условиях темп. И еще. Хотя официальные источники утверждают, что подготовка к выходу заняла несколько месяцев, вычтем из них время, пока решалось «выходить – не выходить», и заметим: к ВКД готовился не Олег Кононенко, а Алексей Овчинин, из-за аварии РН «Союз» так и не долетевший до МКС. Потому Кононенко прошел ускоренный курс, а его взаимодействие с Сергеем Прокопьевым, находившимся все это время на станции, отрабатывалось дистанционно.


Но мы чуть обогнали расписание выхода – прежде чем хвататься за инструмент, космонавтам предстояло добраться до объекта приложения сил. Решено было сделать это при помощи двух грузовых телескопических стрел, которые обе сразу использовались в истории МКС впервые. На конце одной крепится платформа, фиксирующая ботинки скафандра Олега Кононенко, и его, как петушка на палочке или как акробата на шесте, подводит к рабочему месту Сергей Прокопьев. Первоначально его роль рассматривалась как вспомогательная, но обстоятельства вынудили включиться в работу по полной программе. За что Сергей получил много плюсов от коллег в свою космическую карму.


Почему нельзя было двигаться быстрее? У нас и у американцев разные протоколы безопасности ВКД, наш более строгий. Он предписывает обязательную фиксацию двумя страховочными фалами, при этом при переносе карабина с одного поручня на другой столь же обязательно фиксировать положение тела рукой. Медленно, зато надежно и безопасно. В комплекте американского скафандра есть специальная подпружиненная лебедка: если оттолкнуться от станции, она отдает трос метров на тридцать, при этом сжимая внутреннюю пружину. Если надо вернуться в точку фиксации, достаточно нажать кнопку лебедки, и она начнет сматываться, точь-в-точь как рулетка.


Теперь об инструментах, которыми пришлось действовать космонавтам. Они входят в набор, имеющийся на станции и составляющий около полутора сотен единиц. Перед каждым выходом прописывается, что именно нужно взять для выполнения конкретной задачи. Нож-резак, которым Олег Кононенко вскрывал тканевую обшивку корабля и потрошил состоящую из огромного числа тонких слоев экранно-вакуумную изоляцию, – из числа штатных инструментов, но космонавты его не любят, с ним очень опасно работать. Не зря дирижировавший работами из ЦУПа Сергей Киреевичев, заместитель начальника отдела ВКД РКК «Энергия», постоянно напоминал об осторожности.


Двуручные ножницы, которыми Олег Кононенко вначале пытался орудовать в одиночку, показалось, созданы для другого мира. Пока Прокопьев не стал удерживать коллегу за ранец скафандра, работать ими было невозможно. Поднося ножницы к месту реза, космонавт уплывал, лишенный опоры. Просчет? Нет. Просто не угадали. Уже четыре года не работает тренажер-гидробассейн, в котором космонавты и должны отрабатывать все операции, которые предстоит выполнять на орбите. Потому вместо фразы «обязательно получится», которую можно сказать после репетиции в бассейне, приходится говорить «должно получиться».


Может ли как-то повлиять распотрошенная обшивка «Союза МС-09» на аэродинамику корабля и внести изменения в режим посадки? Специалисты утверждают – нет. Сход с орбиты МКС начинается с высоты 420 километров, на 415-м включается тормозной двигатель, а воздействие атмосферы сказывается лишь со 120 километров – к этому моменту, а именно на 132–135-м километрах спускаемый аппарат уже отстыковывается от бытового, на котором проводились «дырочные» манипуляции, и приборно-агрегатного отсека. Все электрические схемы корабля, задействованные при спуске, повреждены не были, но их обязательно протестируют при подготовке к возвращению, а повреждение обшивки бытового отсека только на какие-то секунды ускорит его сгорание в плотных слоях атмосферы.


А теперь о загадке появления дырочки в «Союзе». Классический вопрос римского права: «Кому выгодно?». Роскосмосу, РКК «Энергия», самарскому заводу «Прогресс» и сборщикам на Байконуре это невыгодно однозначно, да и существующая система контроля, которую обещают усилить еще больше, на будущее исключит создание таких бяк на Земле. В принципе и сейчас уже исключает. Остаются «партнеры», а у них на родине – многомиллиардные контракты на разработку собственных кораблей. Американцам в настоящее время куда выгоднее покупать запуски на «Союзах», чем спонсировать свою промышленность, но не НАСА все решает.


Ожидаются серьезные разборки: нашим кровь из носу нужны неопровержимые доказательства, четко указывающие на виновника проделки, – на кону репутация космической отрасли. Будь это не так, операция ВКД 45А просто не состоялась бы.


Арсений Гришин


https://vpk-news.ru/articles/47100

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
20
Автор поста оценил этот комментарий

Аргументация пиздец конечно. Нам это не выгодно, а им выгодно. Блестяще просто, преступление раскрыто.

раскрыть ветку (18)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Хайкли лайкли. Вся европа так работает

5
Автор поста оценил этот комментарий

На уровне Скрипалей такого не было - потому что РФ нет выгоды травить а англосаксам - есть. Травили чтобы обвинить, и начать очередную информационную атаку, поэтому и не дожидались даже результатов.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Ну на уровне Скрипалей и прочего. Сейчас так модно.

раскрыть ветку (15)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Странные, однако, у вас сравнения.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

А по моему превосходные примеры высосанных из пальца обвинений на основании умозрительных заключений.

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Т.е. 3 за 50 лет неудача - не играет на руку конкурентам в лице "эффективного менеджера"? который недалече роликовый туннель открыл?

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно, играет. Но это совсем не означает, что это его рук дело.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно не его. Томас Мюллер главный конструктор .

3
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, не играет. Вообще.

У них есть собственная программа CCtCap, которая шаг за шагом выполняется, хоть и со сдвигом сроков (на более дальние даты), и авария ничего не поменяла в ней. Вообще.


По этой программе планы примерно такие:

январь 2019 года - запуск Crew Dragon без экипажа на МКС.

март 2019 - запуск Starliner без экипажа на МКС.

май 2019 - запуск Crew Dragon с прерыванием полета.

июнь 2019 - тестовый пилотируемый запуск Crew Dragon на МКС.

август 2019 - тестовый пилотируемый запуск Starliner на МКС.

август 2019 - запуск Crew Dragon с основным экипажем на МКС.


Из-за нашей аварии - ничего не поменялось. И не могло поменяться. NASA торопиться и сдвигать сроки на более ранее время не собирается, это пилотируемые полеты - тут спешка ни к чему.


Авария на руку конкурентам? В чем? Это государственные заказы. NASA не стоит перед выбором - а кому же дать заказы на пилотируемые полеты - Boeing, SpaceX или Роскосмосу.


У Boeing и SpaceX и так есть контракты на 4млрд$ и 2.6млрд$ соотвественно (по 2 тестовых и 6 основных запусков у каждого). Этим контрактам ничего не угрожает. И не раз говорилось, что когда будут готовы, тогда и полетят.


И у американцев есть запас, определенное количество мест на Союзах, купленных в своё время (а некоторые и в часть долгов), больше они места не покупают, и покупать в дальнейшем не собираются. Уже купленным местам (вроде бы ещё 4 места осталось)- ничего не угрожает. Тех мест, что есть - им хватит до февраля 2020 года.


Поэтому что авария меняет? Вообще ничего.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы о чём? Я что-то совсем упустил нить мыслей.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ловите, раз упустили.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку