Тьютор для ребенка с РАС: правовая норма и реальность

«Помогите добиться тьютора от школы!», «Где найти тьютора для ребенка?» - этих и других запросов к нашей общественной организации поступает не один и не два в неделю. Но порой необходимость «раздобыть» тьютора для ребенка превращается в самоцель. Давайте разберемся, что это за зверь такой – тьютор, и для чего он нужен ребенку с РАС. Ниже родители найдут краткие ответы на наиболее часто возникающие вопросы.


Кто такой тьютор?


Как ни странно, этот вопрос чаще всего задают не родители, а организаторы образовательного процесса: чиновники, директора, методисты и завучи. И этот факт свидетельствует о неизбежном консерватизме нашей образовательной системы. Оно и понятно: учителя видят в качестве модели обучения ту модель, по которой учились сами 10-20-30 лет назад.


Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает «наставник». Традиционно тьютором в системе западноевропейского высшего образования назывался человек, который помогал студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.


В российском образовательном поле тьюторы появились вследствие курса на индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ . И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.


Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если мы говорим о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.


Но если речь идет о связке «тьютор-ребенок с ОВЗ», то понимание роли тьютора может кардинально поменяться. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего, непосредственно участвующего в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебную деятельность. Тьютор может сидеть с ребенком на уроке (именно этого чаще всего ждут от него родители) и/или заниматься с ним индивидуально – в зависимости от потребностей. С 26 января 2017 года вступил в силу профессиональный стандарт тьютора, в котором в частности говорится, что функции тьютора заключаются в следующем:

– Педагогическое сопровождение учащихся, в том числе с ОВЗ

– Организация образовательной среды

– Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов


Таким образом, профессиональный стандарт пытается примирить обе эти позиции. В классах и группах для детей с РАС, использующих в качестве основного коррекционно-реабилитационного метода прикладной анализ поведения, тьюторы по сути являются терапистами. Работая с ребенком, они отрабатывают с ним разработанные специалистами программы, направленные на коррекцию индивидуальных дефицитов. И это уже третий набор функций, который возможен для позиции тьютора в системе образования, который тоже нашел свое отражение в профессиональном стандарте (там, в частности указывается, что тьютор обязан владеть основами прикладного анализа поведения).


Очень важно: различать функции тьютора и ассистента. Ассистент –это технический помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном учреждении, например, катить коляску, помогатьмыть руки, следить за слуховым аппаратом, быть поводырем в случае, если ребенок не видит. Тьютор – это педагогическая должность, он не просто протирает очки, но участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одноклассниками и так далее и тому подобное.


Почему тьютор так востребован сегодня?


Почему же потребность в тьюторах так высока сегодня? Во-первых, это связано с тем, что вступивший в силу закон «Об образовании», а также специальные ФГОСЫ для детей с ОВЗ законодательно закрепили необходимость обучать абсолютно всех детей. И более того, родитель более не обязан искать для своего особенного ребенка особенную школу. Закон (в частности ст. 44 Закона No 273) дает родителю возможность выбирать образовательную организацию, в которую будет ходить ребенок. Это может быть и самая обычная школа рядом с домом. У нас больше нет необучаемых детей. И нет никаких законных оснований для школы отказать ребенку в приеме на основании его «особенности».


Благодаря этому замечательному положению Закона школы столкнулись с совершенно новой для них ситуацией. И это можно сравнить только с «шоковой терапией» в экономике. Несмотря на все бравурные рапорты чиновников от образования, школы в подавляющем большинстве оказались не готовы к этому–прежде всего, в силу отсутствия навыков, опыта, а зачастую и желания включать особенного ребенка в свой класс. Нередко приходится слышать от коллег-учителей, что они поддерживают идею инклюзии, но не хотят, чтобы особенные дети приходили в их собственный класс. И многие из них по-прежнему верят, что если «надавить» на родителей, на администрацию, то проблема исчезнет сама собой. Поэтому очень часто родители слышат от школы: без тьютора мы не будем учить вашего ребенка в классе, мы не знаем, как с ним работать, у нас и без того большая нагрузка, он будет мешать обычным детям.


Во-вторых, школы (даже коррекционные) зачастую впервые столкнулись с такой проблемной категорией детей, как дети с эмоционально-волевыми и поведенческими проблемами –а это практически все дети с РАС. Родители детей с аутизмом более не готовы мириться с перспективой обучать ребенка в отрыве от детского коллектива (на дому или в форме семейного образования),. Факты, исследования и мировой опыт свидетельствуют о том, что включение ребенка в среду сверстников существенно повышают качество его обучения и способствует преодолению многочисленных коммуникативных барьеров, мешающих ребенку с аутизмом стать частью общества.


Еще один фактор, который приводит к повышению спроса на услуги тьютора,-фактическое отсутствие системы ранней помощи. Нередко диагноз ребенку (например, ребенку с РАС) ставят в возрасте 5-6 лет, а то и перед школой, что, безусловно, уменьшает шансы реабилитировать ребенка до того уровня, когда ему не потребуется специальное сопровождение. И даже если ребенок получал помощь, то обычно объем ее в государственной системе детских садов бывает недостаточен. Дети с серьезными нарушениями поведения обычно посещают группу «Особый ребенок» (стандартная норма –3 часа 3 раза в день), где у них нет шансов сформировать необходимые базовые навыки. А включение ребенка в комбинированную (инклюзивную) группу, где он мог бы получить необходимый опыт, затруднено еще и тем, что услуги тьютора в детских дошкольных учреждения не предусмотрены нормативными актами. В частности такой единицы нет в Приказе No 1014 Министерства образования, регулирующем правила организации процесса в ДОУ. По информации на март 2017 года, изменения в данный Приказ будут внесены, но пока мы имеем то, что имеем. Если у ребенка и есть тьютор в саду, то он зачастую оплачивается из родительского кармана или тьютором (разумеется, без оплаты) является родитель ребенка.


Как следует из всего вышесказанного, тьютора считают чуть ли не волшебником, который придет и превратит неудобного для системы образования ребенка-бяку в удобоваримую для сада/школы единицу.


Какие задачи стоят перед тьютором?


Главное задача тьютора –помочь ребенку стать частью образовательного процесса. Вопреки распространенному мнению, тьютор не помогает учителю осуществлять образовательный процесс, задача обучать ребенка остается за учителем. Именно учитель дает инструкции по выполнению заданий, он должен объяснять и адаптировать дидактический материал, проводить аттестацию и оценивать динамику ребенка. Тьютор осуществляет помощь, постепенно «уменьшая» подсказки (от прямой физической подсказки до вербальной). Если ребенок чего-то не понял или не уловил задание, тьютор не должен повторять для него задание. Грамотный тьютор напомнит ребенку, что можно поднять руку и попросить учителя повторить задание.


Таким образом, присутствие тьютора не освобождает учителя от обязанности уделять внимание ребенку, потому что у него есть свой «персональный» учитель. Тьютор -это связующее звено между ребенком и учителем, междуребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения. Надо, однако, помнить, что в адаптированную программу ребенка с РАС включено развитиенавыков социализации и коммуникации, поэтому работа тьютора не прекращается со звонком с урока. На переменах тьютор организует общение ребенка с одноклассниками, инициирует и направляет ситуации, которые могут помочь ребенку преодолеть коммуникационные барьеры. Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время школьного дня не прекращается ни на секунду.


Необходимо помнить одно важное правило:


Главная задача тьютора –как можно скорее стать ненужным ребенку. Сколько времени займет этот путь –зависит как от профессионализма команды, так и от особенностей ребенка.


Важно не допустить возникновения зависимости от помощи тьютора. Способствоватьэтому может, например, механизм ротации – смены тьюторов, если их в школе несколько.


Различаются ли задачи тьютора ребенка с РАС в инклюзивном и коррекционном образовании?


Как показывает наш опыт и практика, фундаментальных отличий здесь пока нет: и дети, обучающиеся в коррекционных классах, и дети в общеобразовательных школах могут иметь серьезные поведенческие проблемы, которые мешают им включаться в любой детский коллектив. И к сожалению, в коррекционных группах и школах точно также возникает масса проблем с адаптацией учебной среды к нуждам ребенка с РАС: у нас по-прежнему не хватает адаптированных учебных материалов, учитывающих особенности восприятия и асинхронное развитие детей с РАС. Но, к сожалению, специалисты ПМПК редко вписывают тьюторское сопровождение детям, заведомо идущим по программам коррекционного образования уровня 3 и 4, однако перейдем к следующей проблеме.


Кому положен тьютор?


Если кратко отвечать на этот вопрос, то учреждение, получающее государственную субсидию на обучение ребенка с РАС (это касается одинаково и государственных и частных школ), обязано оплатить услуги тьютора ребенку, у которого есть соответствующая запись в заключении ПМПК или ИПР. Почему ИПР, а не ИПРА? Потому что в новой форме индивидуальной программы реабилитации/абилитации (ИПРА) отмечается лишь нуждаемость в специальных условиях. Старая форма –ИПР –перечисляла эти условия достаточно подробно, я знаю многих детей, получивших ИПР до начала 2016 года и у которых тьютор вписан в ИПР.


Таким образом, главным документом для получения услуги тьютора является заключение ПМПК. Еще раз напомню, что оба документа –и ИПР/ИПРА и ПМПК –обязательны для исполнения государственными органами.


Заключение ПМПК действует в течение всего времени обучения ребенка на той или иной ступени образования. Впрочем, при необходимости родитель может пройти ПМПК в любое время –если необходимость существенно поменять программу или набор специальных образовательных условий.


Чем руководствуется ПМПК, прописывая или не прописывая ребенку тьюторское сопровождение? Если речь идет о дошкольном уровне образования, то это приказ No 1014 от 30 августа 2013 года. Но я уже писала выше, что согласно действующей версии Приказа, тьютор в ДОУ не предусмотрен (впрочем, иногда ПМПК делают приятные исключения и все-таки оставляют заветную запись в заключении).


Если ребенок учится в школе или идет в школу, то важно понимать, когда именно возникают договорные отношения со школой. Если они возникли до 1 сентября 2016 года, образовательный процесс выстраивается в соответствии с Приказом No 1015 от 30 августа 2013 года. Данный документ предусматривает возможность предоставления тьюторского сопровождения из расчета 1 тьютор на 1-6 детей с ОВЗ. При этом нет никаких четких ограничений по времени, когда эти услуги остаются востребованными. Однако, в большинстве случаев Психолого-медико-педагогические комиссии прописывают детям с РАС сопровождение «на период адаптации» -от полугода до года. Именно так ПМПК трактуют пункт о необходимости «специального сопровождения ребенка с РАС» на период адаптации ребенка к школе –от полугода до года. В данном случае неясность нормы подзаконного акта трактуется не в пользу детей, хотя скорее всего Министерство образования имело в виду ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ сопровождения детей в этот период.


Еще одна сложность – тьютора очень редко прописывают при рекомендованной программе 8.3 и 8.4, мотивируя это тем, что ребенку все равно путь в коррекцию, а там тьютор при маленьком классе не нужен. В последний год московская ПМПК вместо тьюторского сопровождения прописывает при программе 8.3 «индивидуальное психологическое сопровождение ребенка на период адаптации». Следует помнить, что период адаптации к школе –это не только первичное поступление в образовательное учреждение, но и выход, например, с надомного обучения для детей более старшего возраста.


Для детей, которые поступили в школу с 1 сентября 2016 года, действует ФГОС начального образования для детей с ОВЗ. Он не предусматривает нозологических ограничений, а также временных ограничений для тьюторского сопровождения. Тьютор может быть предоставлен любому ребенку с ОВЗ, независимо от нозологии, временно или постоянно.


Следует отметить, что нормами законов и подзаконных актов никак не регламентировано различение индивидуального или группового сопровождения. Запись ПМПК содержит общую формулировку необходимости тьютора, а детали реализации данного положения остаются за школой.


Альтернативный путь. А что делать, если ПМПК по каким-то причинам не вписало тьютора в заключение или период адаптации прошел? В этом случае тьютор может быть предоставлен школой без соответствующей записи в соответствие с правом руководителя самостоятельно формировать штатное расписание (п. 4 ст. 28 Закона «Об образовании»). Впрочем, эта возможность в большей степени действительна для государственных бюджетных, но не для казенных образовательных учреждений, которым необходимо согласовывать штатное расписание с Учредителем (Департаментом образования, другим руководящим органом, выполняющим эти функции).


Решение о предоставлении тьютора ребенку может быть обосновано решением внутреннего школьного психолого-педагогического консилиума. Альтернативный путь, однако, работает только в том случае, если руководитель организации разделяет мнение специалистов и/или родителей о необходимости такого сопровождения. Необходимо понимать, что в подавляющем большинстве российских регионов такое решение чревато серьезными финансовыми затратами для школы, поэтому этот путь используется в российских школах крайне редко.


Последняя возможность


Если ниПМПК, ни школа не разделяют мнения родителей о необходимости тьютора, родитель может попытаться найти тьютора и оплатить тьюторские услуги самостоятельно или с помощью общественной организации. Но в этом случае придется потратить некоторые усилия на то, чтобы легализовать присутствие тьютора в школе. Это может быть сделано через заключение трехстороннего договора между тьютором, родителем и школой. Школа также может заключить волонтерский договор с тьютором. Либо, если в этом участвует общественная организация, договор с тьютором заключает НКО, а затем договор о сотрудничестве заключается между НКО и школой. В этом случае, и у родителя и у тьютора будет чуть больше защищенности в решении разных сложных ситуаций. Во всех этих случаях школа имеет право требовать от тьютора, присутствующего в течение всего дня в школе, оформления медицинской книжки. Однако, вполне вероятно возникнет неясность с распределением ответственности за жизнь и здоровье ребенка.


Родитель-тьютор: за и против


Часто возникает вопрос: может ли родитель (мама или папа) сопровождать своего ребенка в школе/саду? Опрос, проводившийся Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов показал, что процент родительского сопровождения чрезвычайно высок. В 46% случаев тьюторами ребенка являются его родители.


На мой взгляд, это очень тревожная цифра. Родитель может заменять тьютора только в крайнем случае.


Во-первых, это необходимо для генерализации навыков ребенка с РАС. Нередки случаи, когда с родителем ребенок показывает одно поведение, а при работе с другим человеком – совсем другое.


Во-вторых, как уже говорилось выше, тьютор должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал самостоятельным. Преодолеть зависимость ребенка от родителя гораздо сложнее, чем зависимость от чужого человека. В-третьих, родители –это третья сторона процесса, они являются одновременно законными представителями ребенка и оценивают качество услуги. Поэтому нередко учитель воспринимает родителя как контролера из «Родпотребнадзор» (что зачастую так и бывает), а не как коллегу, с которым необходимо выстраивать эффективное взаимодействие. Родителю же тоже сложно выйти из роли контролера: ведь ему кажется, что он точно знает, что ребенок воспринимает, а что нет, что он может, а что никогда не сможет и как его нужно учить.


Еще один существенный аргумент против родителя-тьютора –правовой. Согласно профстандарту, тьютор должен иметь профильное педагогическое образование, далеко не каждый родитель соответствует этому требованию. Кроме того, родитель ребенка с ОВЗ не может стать «универсальным» специалистом, ведь его задача –не в том, чтобы стать профессионалом, помогающим всем и разным детям, а в том, чтобы помочь одному конкретному собственному ребенку. После окончания ребенком школы, он, скорее всего, совсем уйдет из профессии.


Ну и самый главный аргумент против: постоянное сопровождение ребенка, зацикленность на его проблемах очень быстро приводит к «выгоранию» родителя и существенно ухудшает качество жизни семьи. Родитель, вынужденный работать тьютором, не состоится как профессионал, семья может понести существенные финансовые потери, так как «упущенная выгода» может оказаться достаточно большой.


Но что делать, если нет другого выхода: школа не справляется с ребенком, и добиться нужных записей в документах не получается или квалификация школьных сотрудников оставляет желать лучшего? Можно попытаться минимизировать издержки и потери:


1.Объединитесь с другими родителями, которые нуждаются в услугах тьютора. «Поменяйтесь» детьми –тем самым можно избежать усиления зависимости ребенка от папы-мамы.


2.Помните, что ответственность за результаты образовательного процесса несет учитель. Если вам что-то не нравится в том, как он дает материал, не делайте ему замечаний при коллегах и тем более, при учениках. Предложите помощь –возможно, он прислушается к вам, так как вы знаете своего ребенка лучше других. Но старайтесь избегать аргумента: «Я –родитель, я знаю лучше». Разговаривайте с учителем на равных как коллега с коллегой.


3.Не останавливайтесь на достигнутом –используйте ситуацию, чтобы узнать новое. Не упускайте возможности повысить квалификацию, вникайте в документы и особенности процесса. Возможно, тьюторство станет вашей новой профессией.


4.Соблюдайте правило уменьшения подсказки, помните о необходимости увеличивать самостоятельность ребенка.. Заведите специальную одежду для школьных занятий, чтобы обозначить смену роли родителя на роль педагога.


Заключение


Помните: сам по себе тьютор не может решить всех проблем ребенка. Если ребенок «мешает классу», прежде всего, необходимо найти причину. Неграмотный специалист вполне может закрепить нежелательное поведение и навредить образовательному процессу. Поэтому обязательное требование к тьютору ребенка с РАС –владение основами прикладного анализа поведения и базовые компетенции психолога, дефектолога или другого коррекционного специалиста. Впрочем, тьютор не обязательно должен сам писать поведенческие протоколы. Здесь ему нужна помощь специалиста в ПАП более высокого уровня.


Не менее важно наладить взаимодействие между тьютором и учителем класса, а также между школой и родителями, чтобы обеспечить соблюдение общих принципов и подходов при решении задач освоения и академической программы и социализации ребенка. В школе, где учится мой ребенок, налажена и четко работает система «обратной связи» между родителем и тьютором и учителем: каждый день мы сообщаем друг другу об успехах и проблемных ситуациях. Это очень важно, так как нередко ребенок с РАС не может связано рассказать, что его расстроило или порадовало, что происходило вшколе и даже, что задано на дом.


Тот факт, что тьюторство возникает как отдельная тема в методичке для родителей детей с РАС, свидетельствует о том гигантском шаге вперед, который произошел в общественном сознании и нашем образовании. Будем, однако, надеяться, что этот шаг –только начало большого пути по превращению наших образовательных учреждений в среду, дружелюбную по отношению к особенными детям.


Источник

Аутистические расстройства

647 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.