«Ты разговариваешь со мной?»: 20 лет «Ненависти» Матье Кассовица

Французскому фильму «Ненависть» о жизни юных мигрантов в пригородах Парижа исполнилось 20 лет — при этом он до сих пор безумно популярен у молодежи (в том числе и российской). Станислав Зельвенский размышляет, многое ли изменилось с дня премьеры.

«Ты разговариваешь со мной?»: 20 лет «Ненависти» Матье Кассовица Ненависть, Французское Кино, Фильмы, Матье Кассовиц, Длиннопост, Искусство

Утром 6 апреля 1993 года Макоме М’Боволе, 17-летний француз, родившийся в Заире, вместе с парой приятелей был задержан полицией на севере Парижа: они украли в табачной лавке два блока сигарет. В середине дня инспектор по имени Паскаль Компен решил повоспитывать Макоме, пристегнутого наручниками к батарее, направил ему в лицо пистолет и случайно нажал на спусковой крючок.


В Париже начались волнения: сотни демонстрантов дрались с полицейскими и требовали возмездия. (Суд над Компеном прошел только через два года — его осудили на 8 лет, что мало кого устроило). 25-летний Матье Кассовиц пришел к продюсеру, с которым они как раз заканчивали его дебютную комедию «Метиска», и сказал, что у него есть идея для следующего фильма.


Послевоенная Франция, нуждавшаяся в рабочей силе, охотно принимала иммигрантов. После Алжирской войны, в 60-е и 70-е, этот поток вырос многократно: из Северной Африки в бывшую метрополию переехало больше миллиона человек. Их дети, которые начали подрастать в 80-е, оказались в рабочих пригородах больших городов, так называемых cité, — живущие с братьями и сестрами в убогих квартирах социального жилья HLM, не имеющие возможности продолжить образование или устроиться на работу, разрывающиеся между традиционным укладом жизни родителей и нормами современного общества, в которое им вроде бы полагалось интегрироваться. Сите постепенно превратились в гетто; регулярно вспыхивали беспорядки, иногда с жертвами. Трещина в обществе росла с каждым годом. «Национальный фронт» от выборов к выборам улучшал свои результаты. Выиграл от этой ситуации разве что хип-хоп: IAM, MC Solaar, Assassin и другие к началу 90-х стали звучать из каждого французского утюга.

«Ты разговариваешь со мной?»: 20 лет «Ненависти» Матье Кассовица Ненависть, Французское Кино, Фильмы, Матье Кассовиц, Длиннопост, Искусство

Матье Кассовиц не ездил в город на разрисованной электричке: его отец эмигрировал во Францию из Венгрии после событий 1956 года, однако быстро адаптировался и стал телевизионным режиссером. Отец Венсана Касселя, сыгравшего в «Ненависти» главную роль, и вовсе был кинозвездой. Но французская молодежь — тем более творческая — исторически была левой: в борьбе нищих пригородов с МВД и электоратом Ле Пена они оказывались на единственно возможной стороне баррикад, в том числе и буквально.


«Ненависть» вышла в прокат 31 мая 1995 года в атмосфере невероятного ажиотажа. Накануне закончился Каннский фестиваль: Жиль Жакоб взял фильм в основной конкурс, и жюри под руководством Жанны Моро присудило Кассовицу приз за режиссуру. Герои были на всех обложках, Кассовиц с утра до вечера давал интервью — приходя на респектабельные телепрограммы в бейсболке с изображением каннабиса и дипломатично замечая: «Нет, конечно, бывают и хорошие полицейские…» Полиция не осталась в долгу: в Каннах жандармы, охранявшие фестиваль, при появлении съемочной группы демонстративно повернулись к ним спиной. Неделей раньше в стране подошла к концу 14-летняя эпоха социалистов; президентские выборы выиграл Жак Ширак. Новый премьер Ален Жюппе едва ли не первым делом организовал показ «Ненависти» для членов своего кабинета: врага надо знать в лицо.


«Ненависть» была не первым фильмом о жизни пригородов — хотя его предшественников в мечтательном французском кино можно пересчитать по пальцам, — но первым, которому удалось поймать энергию исторического момента. Это висело в воздухе: почти одновременно вышел еще десяток лент схожей тематики. Кассовиц был ярче, смелее и талантливее всех. Он заговорил на языке американских независимых — Спайка Ли, Джармуша, раннего Скорсезе — в стране, где оглядываться на США считалось дурным тоном. А молодая аудитория, воспитанная в век видеомагнитофонов, хотела именно этого: цитата из «Таксиста» в фильме предназначалась, конечно, не критикам из «Кайе».



Один из самых узнаваемых эпизодов «Ненависти»; человек за вертушками в окне социального жилья — DJ Cut Killer, потом он сыграл важную роль в моде на французский хип-хоп и стал самым известным диджеем этого жанра в стране

«Ты разговариваешь со мной?»: 20 лет «Ненависти» Матье Кассовица Ненависть, Французское Кино, Фильмы, Матье Кассовиц, Длиннопост, Искусство

В истории про Венса, Юбера и Саида была изящная простота и законченность притчи: время действия, ограниченное сутками, герои, представляющие три цвета кожи, маршрут — в Париж и обратно, классическое чеховское ружье, поместившееся у Венса за поясом. Кассовиц огромное внимание уделил форме: что-то сразу бросалось в глаза — скажем, пижонское ч/б (хотя фильм на всякий случай сняли на цветную пленку) и стремление не разбивать сцены монтажом, что-то работало скорее на уровне подсознания. Например, если эпизоды в пригороде сняты широкими мазками, с обилием воздуха в кадре, вплоть до знаменитого вертолетного плана, то в Париже, где герои чувствуют себя не в своей тарелке, пространство становится клаустрофобичным, почти сюрреалистическим со всеми этими зеркалами, лестницами, переходами метро, гигантской головой возле церкви Сент-Эсташ.


И в то же время «Ненависть» пульсировала живой реальностью, так или иначе знакомой в тогдашней Франции, кажется, всем, кроме кинорежиссеров. Герои разговаривали на верлане — сленге, в котором слоги меняются местами (прокатчики всерьез раздумывали пустить к фильму французские субтитры). Они жили в мире граффити, рэпа, бокса, дурацких телепрограмм, хот-догов на крыше, заначек с гашишем, швейных машинок для мамы, которые нужно достать, а не купить в магазине, одолженных кому-то мелких денег. И, конечно, в мире, где детей — а Кассовиц предельно ясно говорит, что по сути они еще дети, — в любую минуту могут обыскать, огреть дубинкой или отвести в участок, чтобы обучить пыткам новичка-полицейского. «Это история общества, которое падает вниз»; трудно представить другой фильм, в котором подобный финальный монолог не выглядел бы дико, — в «Ненависти» он был абсолютно на своем месте.



Среди достоинств фильма точно можно назвать его трейлер

«Ты разговариваешь со мной?»: 20 лет «Ненависти» Матье Кассовица Ненависть, Французское Кино, Фильмы, Матье Кассовиц, Длиннопост, Искусство

Десятилетие картины Франция встретила беспорядками, каких не бывало очень давно, — после того как два подростка, спасаясь от полиции, погибли в трансформаторной будке. Кассовиц обменялся в интернете в меру оскорбительными открытыми письмами с Николя Саркози, тогда еще министром внутренних дел. Все эти десять лет рейтинг «Национального фронта» продолжал расти, уровень безработицы (20%) и преступности в пригородах — тоже. Массовые поджоги машин стали ежегодным новогодним развлечением. При этом в шлюз, открытый «Ненавистью», хлынула новая волна социального кино. Если поначалу это были преимущественно иммигрантские драмы, со временем появились и комедии, и, например, фильмы про женщин (которые в «Ненависти» фактически отсутствовали). У пригородов появился свой арт-хаус: в «Увертке» Абдельлатифа Кешиша подростки репетировали в школе Мариво, но все равно регулярно клали руки на капот. И свои блокбастеры: предприимчивый Бессон поставил на поток боевики про крутизну гетто — вроде «Ямакаси» и «13-го района».


Общество продолжало падать. Фильмы становились все лучезарнее — вплоть до всенародного хита «1+1», где витальные пригороды слились с парализованной буржуазией в сентиментальных объятиях. Новая «Ненависть» уложилась в семь минут — теперь она называлась «Стресс». Клип для электронного дуэта Justice поставил сын режиссера Коста-Гавраса Ромен — ему, как и Кассовицу в момент его триумфа, было 26. Герои «Стресса» уже не мучились экзистенциальными вопросами, а просто громили все вокруг. Мир гопников середины 90-х выглядел по сравнению с этим адом милой утопией. В финале клипа доставалось и оператору: вполне недвусмысленное заявление.


Очередной юбилей «Ненависти» останется во французской истории годом расстрела «Шарли Эбдо». Ко всем проблемам, которые не смогли решить ни правые, ни левые правительства, добавился радикальный исламизм — легко заполнивший вакуум, столь явно присутствовавший в жизни Венса, Саида и Юбера. В январе, сразу после парижской бойни, Кассовиц обмолвился, что готов написать продолжение «Ненависти». Уже в апреле в телеинтервью он слегка сдал назад: «Проблема в том, что «Ненависть» была комедией — и именно поэтому понравилась людям. Сегодня очень трудно представить «Ненависть-2» в форме комедии».

«Ты разговариваешь со мной?»: 20 лет «Ненависти» Матье Кассовица Ненависть, Французское Кино, Фильмы, Матье Кассовиц, Длиннопост, Искусство
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
22
Автор поста оценил этот комментарий

Очень удивляет позиция автора по поводу "единственно возможной стороны". Этих парней, живших в гетто, никто туда не звал и работать они по большей части действительно не хотят - потому и безработица. И улицы громят и людей грабят не ради мамки-анархии, а потому, что хочется - потому и Национальный Фронт растёт. И подростки, спрятавшиеся в трансформаторной будке - просто дебилы, причем судя по масштабу трагедии - еще и типа блатные, коих в России 90х хватало, да и сейчас имеются и на звание "человека" тянут с натяжкой. Националисты как раз пытаются остановить этот бездумный поток эмигрантов со всего света и правильно делают.


Так что проблема действительно существует и её действительно надо решать, но не артхаусными фильмами и позерствующими режиссерами, которые делают себе на этом имя и идут бухать в своих дорогих особняках с такими же богатыми актёрами, разлагольствуя о том, как они "едины с трущобами". Национальный Фронт УЖЕ делает для решения этой проблемы больше, мешая гетто расти и пытаясь принудить их к миру и принятию французской культуры. И если бы мсье Кассовиц оторвал свою задницу от стула и потратил бы свои деньги с "Ненависти" на открытие хотя бы одной школы в сите - я бы его понял. Но в данный момент, ничего кроме той самой ненависти его персона не вызывает.

раскрыть ветку (2)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати да, очень интересно - откуда у автора такая симпатия к цветному быдлу, генерирующему преступность. 

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

http://ru-ru.org/torrent/308340/nenavist_la-haine-1995-bdrip...

В расово верном переводе Сербина

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку