Дубликаты не найдены

+2

Это не "Буран" в чистом виде, а его атмосферный самолёт-аналог для отработки захода на посадку и саму посадку в автоматическом режиме
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%A2%D0%A1-002_%D0%9E%...

+1

Как он может его буксировать, если там ещё два ЗиЛа стоят, подключённые к "Бурану".

0
А сколько раз он летал?
0
Вся мощь СССР
0
Неудачный ракурс, в профиль оно бы поинтереснее смотрелось.
Похожие посты
265

Хэллоуин по - советски

В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года, из Мавзолея было вынесено тело Сталина, и захоронено под кремлёвской стеной. Пролежали два вождя рядом почти 8 лет…

"Восемь офицеров взяли саркофаг и понесли его вниз, в подвал под Мавзолеем, где размещается лаборатория. Кроме членов комиссии здесь же находились научные сотрудники, которые до этого наблюдали за состоянием бальзамирования Сталина. Но в этой ситуации их знания и опыт были уже бесполезны. С саркофага сняли стекло, и офицеры аккуратно переложили тело Сталина в гроб.

Хэллоуин по - советски История, СССР, Захоронение, Мавзолей, Сталин, Длиннопост

Помню, заметил, что даже на бальзамированном лице Сталина все равно прорисовывались оспинки...

Хэллоуин по - советски История, СССР, Захоронение, Мавзолей, Сталин, Длиннопост

Никто не приказывал Сталина раздевать. Не только мундир генералиссимуса, но и вообще никакой одежды на нем не трогали. Единственное, Шверник приказал снять с мундира Золотую Звезду Героя Социалистического Труда (другую свою награду – Звезду Героя Советского Союза Сталин никогда не носил, поэтому в саркофаге ее не было). Еще председатель комиссии распорядился заменить золотые пуговицы мундира на латунные. Все это выполнил комендант Мавзолея Машков. Снятую награду и пуговицы он передал в специальную охранную комнату, где хранились награды всех захороненных у Кремлёвской стены.

Хэллоуин по - советски История, СССР, Захоронение, Мавзолей, Сталин, Длиннопост

Но вот драматическая ситуация начала приближаться к развязке. Когда гроб с телом Сталина накрывали крышкой, Шверник и Джавахишвили зарыдали. Потом гроб подняли, и все двинулись к выходу. Расчувствовавшегося Шверника поддерживал телохранитель, за ним шел Джавахишвили. Плакали только двое.

Хэллоуин по - советски История, СССР, Захоронение, Мавзолей, Сталин, Длиннопост

В обитую фанерой могилу офицеры осторожно опустили гроб. Кто-то бросил горсть земли, как полагается, по-христиански. Могилу зарыли. Сверху положили ту самую плиту из белого мрамора. Потом она еще долго накрывала могилу, пока не поставили бюст.

Хэллоуин по - советски История, СССР, Захоронение, Мавзолей, Сталин, Длиннопост

Захоронив Сталина, мы со всей комиссией вернулись в Кремль, где Шверник дал подписать акт о перезахоронении Сталина. Потом я вместе с офицерами и научными работниками лаборатории вернулся в Мавзолей. Нужно было еще поставить саркофаг Ленина на центральное место, туда, где он стоял до траурных событий марта 1953 года, когда по соседству был установлен саркофаг Сталина.

Хэллоуин по - советски История, СССР, Захоронение, Мавзолей, Сталин, Длиннопост

Тем временем у Кремлёвской стены демонтировали маскировочный экран из фанеры, ограждавший Мавзолей по сторонам, провели уборку. К утру было такое ощущение, что ночью ничего не произошло, а Сталин всегда покоился у Кремлёвской стены".

Хэллоуин по - советски История, СССР, Захоронение, Мавзолей, Сталин, Длиннопост

Из воспоминаний генерал-полковника Н.С.Захарова, который в 60-е годы был первым заместителем председателя КГБ при СМ СССР, начальником 9-го Управления КГБ

Показать полностью 5
177

История СССР в фотографиях № 174

Автор фотографий: Хухлаев Валентин Константинович


АЗЛК. Новые "Москвичи". 1974 г.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

ЗИЛ. Отгрузка автомобилей потребителям. 1974 г.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Миллионный автомобиль ЗИЛ-130. 20 мая 1974 г.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Испытания двигателя ЗИЛ-130 ведут начальник станции А. И. Бадюков и слесарь-моторист А. Н. Степанов. Октябрь 1975 г.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Двухмиллионный двигатель ЗИЛ-130 на выходе. Октябрь 1975 г.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Сменная бригада слесарей-водителей в новом корпусе сборочного конвейера. 1975 г. На снимке слева направо: бригадир А. Смирнов, слесари-водители Н. Василенко, В. Лихачев, С. Дрожжин, Н. Мартынов, Н. Лопаев, В. Арюков.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Первые электромобили в опытной эксплуатации.  15 сентября 1975 г. Черкизовский мясокомбинат.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Набор значков «Города-герои». 1975 г.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Московские Триумфальные ворота. 1976 г. Впервые сооружены в 1829-1834 годах по проекту архитектора Осипа Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Разобраны в 1936 году. Копия ворот сооружена в 1966-1968 годах по проекту Владимира Либсона на Кутузовском проспекте, ныне - площади Победы в районе Поклонной горы.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

"МОГЭС". 1976 г. Лозунг на МОГЭС: «Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны».

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

На улицах Москвы.

ул. Петровка. ЦУМ. 1976 г. (Бывший торговый дом "Мюр и Мерлиз" с 1857 по 1918 год.)

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Калининский проспект. 1976 г.  Сейчас Новый Арбат.

История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 174 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 24
357

Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей

Все, наверное, знают микроавтобусы РАФ второго поколения – угловатые машины на шасси «Волги», которые до 2000-х годов работали в качестве маршруток и машин скорой помощи.

Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей Раф, Раф-2203, Автопром, История, История автомобилей, Латвия, СССР, Длиннопост, Авто

«Населяя» буквально любой город бывшего СССР, они успели всем примелькаться. Однако мало кто знает, что за их появлением стояла необыкновенная по советским меркам история.

Для начала посмотрим, как выглядели микроавтобусы РАФ в середине 1960-х. Завод на тот момент производил три варианта своих машин: базовый микроавтобус, скорую помощь, и мелкосерийную туристическую версию (на фото ниже – именно она).

Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей Раф, Раф-2203, Автопром, История, История автомобилей, Латвия, СССР, Длиннопост, Авто

Невзрачный дизайн, не слишком много удобств для водителя и пассажиров, скромные объёмы выпуска по ручной технологии – далеко не машина мечты. Но спрос на такие автобусы был, и значительный. Поэтому было решено, что Рижскую автобусную фабрику построят заново, с нуля, уже с расчётом под полномасштабное серийное производство. Для этого была выбрана площадка в городе Елгава.

Если будет новая фабрика – значит, под неё нужна новая модель. И тогда же, во второй половине 1960-х на РАФ стартовали работы в этом направлении. Инженеры разделились на две группы, каждая из которых разрабатывала свой вариант.

Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей Раф, Раф-2203, Автопром, История, История автомобилей, Латвия, СССР, Длиннопост, Авто

^ Так выглядел самый первый опытный РАФ-982. Очевидно примитивный, малоперспективный дизайн можно оправдать тем, что это машина так называемой «нулевой серии» – на ней обкатывали новые для завода компоновочные и кузовные решения, набирались опыта.

Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей Раф, Раф-2203, Автопром, История, История автомобилей, Латвия, СССР, Длиннопост, Авто
Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей Раф, Раф-2203, Автопром, История, История автомобилей, Латвия, СССР, Длиннопост, Авто

^ Так выглядели оба прототипа РАФ-982-I – классический дизайн, напоминающий Ford Transit тех лет. Тонкие стойки, большая площадь остекления, достаточно гармоничные линии. Возможно, не самый удачный дизайн передка, но по пути к серии всё могло бы измениться. Именно эта машина была одобрена Минавтопромом в качестве прототипа нового «рафика».

Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей Раф, Раф-2203, Автопром, История, История автомобилей, Латвия, СССР, Длиннопост, Авто

^ А вот так выглядел появившийся чуть позже РАФ-982-II. Чистой воды футуризм, как для СССР конца 1960-х! Ни на что не похожий, даже несколько грубый, он к тому же не отвечал техническому заданию: наблюдалась плохая развесовка (эта болезнь потом преследовала и серийную машину), не достигались необходимые динамические показатели.

И тем не менее, именно футуристичный, весь нестандартный РАФ-982-II с его проблемами стал прототипом серийной машины, хотя сначала в министерстве склонялись к первому варианту. Сейчас, спустя много лет, можно сказать, что этот выбор был правильным: формы серийного авто имели большой запас актуальности и даже машины 1990-х годов выпуска выглядели уже хоть и несовременно, но не совсем архаично.

Вопреки здравому смыслу: как появился один из самых необычных советских автомобилей Раф, Раф-2203, Автопром, История, История автомобилей, Латвия, СССР, Длиннопост, Авто

^ Промежуточный вариант – ещё не серийная машина, но облик уже не такой вызывающий.

В серийный выпуск эта машина пошла под индексом РАФ-2203 в 1976 году, как и планировалось, на новом заводе в Елгаве. С тех пор старая фабрика в Риге выполняла функции штучного, малосерийного производства – там изготавливали прототипы и лимитированные специальные версии, в том числе к Олимпиаде.

К сожалению, РАФ так и не нашёл средств на освоение следующего поколения микроавтобусов и модель РАФ-2203 стала последней в истории завода. Не выдержав конкуренции с «Газелями», устаревшие рижские автобусы ушли с конвейера в 1997 году, а затем закрылся и сам завод.

Показать полностью 5
47

История СССР в фотографиях № 173

Автор фотографий: Хухлаев Валентин Константинович


Визит Яноша Кадара в Москву. 1974 г.


Янош Кадар - венгерский государственный, политический и партийный деятель, фактический руководитель Венгерской народной республики на посту генерального секретаря Венгерской социалистической рабочей партии (с 1956 по 1988 годы); в 1956—1958 и 1961—1965 годах также занимал должность премьер-министра ВНР. Период его правления, отмеченный либерализацией политической жизни и доступностью товаров народного потребления, получил у его противников название «гуляш-коммунизма».

Во время Второй мировой войны Янош Кадар был активным участником движения Сопротивления в Чехословакии, Венгрии и Югославии. Пребывая в Венгрии, он выступил одним из инициаторов создания антифашистского Венгерского Фронта. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадар,_Янош

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Открытие Монумента защитникам Москвы

Мемориальный комплекс «Штыки» – памятник защитникам Москвы, братская могила и архитектурный комплекс, расположенный на 40-м километре Ленинградского шоссе, у второго въезда в город Зеленоград.

Первые захоронения в братской могиле прошли еще зимой 1941-1942 годов, тогда в могиле захоронили воинов, найденных на месте боев за деревню Матушкино; впоследствии в 1960-х годах в могиле захоронили останки погибших солдат, обнаруженные во время строительства Зеленограда. Предположительно в данном месте покоится более 760 человек. Комплекс был открыт 24 июня 1974 года (архитекторы Игорь Покровский, Ю. Свердловский, скульпторы Е. Штейман-Деревянко и А. Штейман).  24 июня 1974 г.


Открывает дважды герой Советского Союза, генерал армии Дмитрий Данилович Лелюшенко.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Везут боевые знамена частей, воевавших здесь в1941 году.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Музей В. И. Ленина (до ноября 1993 года Центральный музей В. И. Ленина) - филиал Государственного исторического музея. Старейший и крупнейший (после мемориального комплекса в Ульяновске) научно-исследовательский и выставочный центр, целиком посвященный изучению и отражению жизни и деятельности В. И. Ульянова (Ленина). Традиционно занимал здание Московской городской думы в Китай-городе. Хотя официального закрытия музея не происходило, с 2012 года в его помещении открыт Музей Отечественной войны 1812 года. Фактически Музей В. И. Ленина ликвидирован.  1974 г.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Концертный зал имени П. И. Чайковского. пл. Маяковского. 1974 г. Сейчас Триумфальная площадь.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Калининский проспект. 1974 г. Сейчас улица Новый Арбат. Справа универсальный магазин «Весна».

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Москва. 1974 г.  ул. Моховая

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

АЗЛК. 1974 г.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

АЗЛК. Конвейер по изготовлению детских педальных автомобилей.  (АДПМ). 1973 г.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Открытие дворца спорта АЗЛК. 1974 Г.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Во дворце спорта АЗЛК. 1974 г.

История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 173 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 24
185

История СССР в фотографиях № 172

Автор фотографий: Хухлаев Валентин Константинович


Прогулка на паруснике.  1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

За квасом. 1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

"Метеор". 1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Северный речной вокзал. Москва. 1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Пионеры. 1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Демонстрация 1 мая 1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

АЗЛК. 1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения.

1973 г.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Слесари сборщики А. М. Лавров и М. И. Гаврилов готовят к испытаниям машину для уборки картофеля

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Машина для уборки кормовых корнеплодов.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Экспериментальный комбинат «Спорт».  19 марта 1973 г.


Технолог Н. З. Борисенко и наладчик И. В. Нагорный отлаживают высокопроизводительную литьевую машину для производства спортивной обуви.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Пробный пуск машины.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

В швейном цехе комбината.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Мастер цеха спортивной обуви М. Е. Мамонтов готовит к сдаче горнолыжные ботинки для слалома с государственным знаком качества.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Начальник цеха З. П. Тенцер демонстрирует новый вид  амуниции для хоккейного вратаря. Первые образцы отправлены на выставку «Интерспорт-73» в Братиславу.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Одна из лучших работниц по пошиву Р. И.Степанова демонстрирует новую модель боксерских перчаток.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Куртка женская на утепленной подкладке, автор модели А. Белецкая.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Конструктор Надежда Савина демонстрирует парадный костюм для судей зимней спартакиады.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Сувенир – боксерские перчатки.

История СССР в фотографиях № 172 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 23
931

Немного об аббревиатурах

Автор: Виолетта Хайдарова.

- Алло, алло! Это РОСТГЛАВСТАНКОИНСТРУМЕНТСНАБСБЫТ?

- Нет, товарищ, вы не туда звоните. Это ВХУТЕМАС! А у РОСТГЛАВСТАНКОИНСТРУМЕНТСНАБСБЫТа с января новый номер, узнавайте в справочной!

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Революция 17 года многое изменила в жизни бывших граждан Российской империи, поэтому неудивительно, что ее влияние на язык редко замечают. А между тем, оно было огромным. Восприятие жизни как чего-то степенного и размеренного сменилось «порывами», «битвами», «сломом старого» – и язык это очень точно отразил. Прежде всего сокращением всего и вся, будто проговаривать слово полностью стало недопустимой роскошью в условиях стремительной стройки нового мира. Конечно, сокращения-аббревиатуры встречались уже и раньше, но совершенно не в таких масштабах, и нужны были главным образом только для того, чтобы сэкономить время на письме. Смена всего уклада жизни дала им шанс завоевать нашу речь – и надо сказать, аббревиатуры с этой задачей справились.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Первая волна аббревиации была естественной как сама жизнь и породила множество жизнеспособных созданий. Почти сто лет существовали сберегательные кассы, которые никогда и никому не приходило в голову называть как-то иначе – но после 17 года они внезапно и повсюду превратились в «сберкассы». Корней «Муха-цокотуха» Чуковский в свое время удивлялся: «Литературный фонд был основан А.В. Дружининым в 1859 году, и в дореволюционное время ни у кого не было ни желания, ни надобности называть его сокращённо Литфонд». То же произошло и с Московским художественным академическим театром, который первые двадцать лет существования назывался по-свойски просто «художественным», а во МХАТ превратился уже при новой власти. Сокращалось всё подряд. Некоторые ходы оказались удачными и подарили нам новые слова: дзот (ДеревоЗемляная Огневая Точка), беруши (БЕреги УШИ), мопед (МОтоцикл + велосиПЕД), зарплата и так далее... Кстати, вопреки распространенной версии, слово «гопник» вряд ли появилось именно в это время. По крайней мере, слово «гопать» в значении ‘бродяжничать, шататься по улицам’ встречалось еще в середине 19 века, а Даль в книжке «Условный язык петербургских мошенников» пишет, что «гопать» означает ‘ночевать на улице’.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Но таких удачных случаев всё-таки получалось меньше, чем монстров, упомянутых в начале. Кстати, они оба совершенно реальны. РОСТГЛАВСТАНКОИНСТРУМЕНТСНАБСБЫТ – это Ростовское главное станко-инструментальное снабжение и сбыт, а ВХУТЕМАС – Высшие государственные художественно-технические мастерские. Казалось бы, вот здесь-то уже очевидно произвол чиновников, чей сон разума порождает чудовищ? Но не все так просто. Сокращенное наименование – это современно. Сокращенное наименование – это революционно. Такое название сразу устанавливает дистанцию между собой и старым, побежденным, медлительным миром. При всей тяжеловесности и нелепости даже такие аббревиатуры были привлекательны, потому что они стали символом нового строя – индустриального, подчеркнуто отвернувшегося от эстетики к прагматичности. Не баре небось – пролетариат. И именно поэтому старинные длинные наименования начали восприниматься чуждыми, а короткие пусть даже и неблагозвучные – своими, «правильными». Писатель тех времен Дон-Аминадо едко подмечает: «В городском продовольственном комитете, который ввиду отсутствия времени переименовали в горпродком, что было гораздо короче и понятнее, выдавали карточки, по которым выдавали сушёную тарань».

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Но всё затмевают аббревиатуры-имена. Вот уж сфера сугубо добровольная, в которой чиновник не может ничего сделать. Так что именно здесь можно увидеть, что использование аббревиатур было делом добровольным и по-настоящему народным. Нет, я не уверена, что какую-то реальную девочку называли Даздрапермой (ДА ЗДРАвстпует ПЕРвое МАя), хотя кто знает… Но десятки имён, созданных из фрагментов самых разных актуальных названий и фамилий, всё-таки фиксировались в архивах: Велиор (ВЕЛикая Октябрьская Революция), Донэра (Дочь Новой Эры), Иззвил (Изучайте Заветы Владимира Ильича Ленина), Красарм и Красарма (КРАСная АРМия) и много-много ещё. Ну и какое-то количество всего этого богатства просто обязано было закрепиться в современном языке. Ничто в нём не исчезает бесследно, если оно в своё время возникло естественно и в соответствии с требованиями времени. Так произошло и с именами. Для того, чтобы остаться в языке, им требуется иметь всего два признака: красиво звучать и быть похожим на что-нибудь уже известное. Типичный пример – Владлен(а), которое используется и сейчас, причём вряд ли кто-то ассоциирует их с ВЛАДимиром ЛЕНиным – славянский корень «влад» удачно встроил его в ряд традиционных имён. Так же получилось и с Рэмом, который то ли «Революция, электрификация, механизация», то ли «Революция, Энгельс, Маркс». Имя прижилось, а уж к какой традиции его относить – теперь каждый решает для себя сам.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

«Сбросить Пушкина с парохода современности» – когда-то требовал Маяковский. Да, они попытались его сбросить, как и всё, что олицетворяло прежний ненавистный строй. И построили собственную индустриальную стилистику, которая нашла великолепное воплощение в скрежещущих, бесполых, загадочных, пугающих словах, сплошь состоящих из заглавных букв. Эти слова сыграли важную роль в создании образа нового мира, в котором всё другое – даже язык. Некоторые из них были пугающими: ГубЧК, ГПУ, ГКЧП, НКВД…

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Некоторые – величественными и сакральными: ВКПб, КПСС, ВЛКСМ, ЦИК. Другие стали легендой и символом как СССР или ГУЛАГ... А некоторые прижились, стали привычными и нестрашными: ЗАГС, ВДНХ, ГАИ, ГЭС, ПТУ… Язык не только отражает жизнь – он еще сохраняет любой жизнеспособный росток, превращаясь в живой памятник всему, что когда-то с нами происходило.

Немного об аббревиатурах Cat_cat, История, Слова, Аббревиатура, СССР, Русский язык, Язык, Длиннопост

Современная вывеска


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_215590

Автор: Виолетта Хайдарова (@vetyk).

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Не забывайте в переводе указать, что вы с Пикабу)

Показать полностью 5
229

История СССР в фотографиях № 171

Автор фотографий: Хухлаев Валентин Константинович


Первый автомобиль «Москвич»-412 1970-го года сходит с конвейера.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

АЗЛК. Изготовление поршневых колец. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Прием в пионеры на Красной площади. Апрель 1971 г.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Площадь Белорусского вокзала. 1971 г.  Ныне площадь Тверская Застава.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Улица Горького. 1971 г. Ныне улица 1-я Тверская-Ямская.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Улица Марксистская. 1971 г.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Женская сборная команда СССР по высшему пилотажу. 1972 г.

Первая слева – летчик-испытатель Светлана Савицкая, первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Тушинский аэродром.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Стенд с фото посвященный параду 7 ноября 1941 г.  1972 г.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

У Большого театра. 1972 г. пл. Свердлова

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Фонтан "Мальчик с рыбой". Арбатская площадь. Скульптор - С. Д. Меркуров. 1944 год. Демонтировали в 1979 г. и на месте фонтана построили здание Минобороны СССР. По одной из версий перенесён во внутренний двор. 1972 г.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

«ОСВОДу - 100 лет». 1972 г.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Москва. ГУМ. 1972 г.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения.

1972 г.

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Монумент Победы в Минске. 1972 г. пл. Победы

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Здание КГБ в Минске. 1972 г.  пр-т Независимости

История СССР в фотографиях № 171 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 24
179

1963 год. Москвич-408: седан и «Гранд туризм»

1963 год. Москвич-408: седан и «Гранд туризм» Авто, Москвич, Азлк, Мзма, История, СССР, История автомобилей

Автомобили «Москвич» на испытаниях – седан опытной серии 63С12 и макетный образец «Гранд туризм». Первый впоследствии станет серийной моделью М-408, а второй даже не получит собственного индекса: «туристическую» версию машины изготовили без выпуска комплекта документации. С её помощью планировалось выбить финансирование на новый мотор (будущий 412), в лучшем случае рассматривался выпуск модификации в количестве нескольких сотен в год – для экспорта и проката.

Всего было построено два макетных образца «Гранд туризм», оба они не дожили до нашего времени. Как минимум один из них использовался в качестве внутризаводского транспорта и в последний раз был заснят в 1970-х годах в изрядно потрёпанном виде.

Источник фото: УКЭР АЗЛК

467

"Коминтерн" жив!

Считалось, что этих тягачей не осталось в природе. Мастерская Шаманского сейчас реставрирует один. Снято на 7-м международном военно-патриотическом слёте "Моторы Войны", 8 августа.

113

Легендарный Кировец: К-700, К-700А, К-701

Есть мнение, что идею создания мощного колёсного трактора в СССР в конце 50-х привёз из США Никита Хрущев. Во время дружественного визита ему показали мощный колесный трактор компании John Deere.


«Кировец» спроектировали в кратчайшие сроки - в 61 году советские конструкторы разработали проект. При мощности двигателя в 220 лошадиных сил К-700 в 2,5-3 раза увеличивал производительность с/х работ по сравнению с существующими тракторами.


К-700 проектировали как трактор двойного назначения. В мирное время он выполнял множество гражданских работ – в полях и не только. В военное его можно было использовать как артиллерийский тягач.


Производство новой машины, получившей название «Кировец», организовали на Кировском заводе в Ленинграде — старейшем тракторостроительном предприятии Советского Союза.

Первый трактор покинул сборочный цех 13 июля 1962 года.


За высочайшие конструктивные и эксплуатационные качества Кировец К-700 в 68 году получил золотую медаль на выставке сельскохозяйственных машин в Германии.


В 75 году Кировский завод начал серийный выпуск тракторов К-700А с 8-цилиндровым двигателем мощностью 235 л. с. и К-701 с 12-цилиндровым двигателем мощностью 300 л.с. Эти модели были унифицированы друг с другом и отличались только двигателем. При этом оба сильно отличались от первого К-700, это был практически другой трактор.


1 февраля 2002 года Петербургский тракторный завод прекратил выпуск К-700А и К-701. Вместо них стали выпускаться тракторы «Кировец» К-744, которые стоили значительно дороже. Руководители завода объяснили завершение производства тем, семейство 700-701 морально устарело, и его кабины не соответствуют нормам безопасности.


За все годы производства выпущено около полумиллиона тракторов К-700 -701 различных модификаций.

685

«Буран». Как погиб великий советский проект

12 мая 2002 года на Байконуре был уничтожен советский космический корабль многоразового использования «Буран».

«Буран». Как погиб великий советский проект Буран, Ракетоплан, Космос, СССР, Аргументы и факты, Видео, Длиннопост

Орбитальный корабль многоразового использования «Буран» готовится к испытательному пуску. © / Фото: Александр Моклецов / РИА Новости


Последним великим успехом советской космонавтики стал полет космического корабля многоразового использования «Буран», состоявшийся 15 ноября 1988 года.


205 минут триумфа


«Буран», отечественный ответ американской программе «Спейс шаттл», разрабатывался с 1970-х годов. Система «Энергия — Буран» значительно превосходила по своим возможностям американского конкурента. Советский орбитальный корабль-ракетоплан, к примеру, мог летать в автоматическом режиме, совершая посадку без участия пилота.


Так было и во время единственного космического полета «Бурана». Он длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.


Предполагалось, что после первого полета «Бурану» предстоят еще один-два рейса в автоматическом режиме. Затем должен был состояться пилотируемый полет, для которого уже были подготовлены экипажи. Первыми на «Буране» в космос должны были отправиться Игорь Волк и Римантас Станкявичус.


Проект закрыт, забудьте


Но страна вступала в новую эпоху, на фоне экономических проблем расходы на космос были объявлены чрезмерными. В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены.


Через год распался СССР, в России закипели политические страсти, всем окончательно стало не до космоса. 25 мая 1993 года Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» вынес приговор — программа советского многоразового космического корабля закрывается окончательно.


На этот момент были готовы или находились в стадии строительства пять многоразовых космических кораблей. Единственный из них, побывавший в космосе, хранился сначала в монтажно-испытательном корпусе на 254-й площадке Байконура, а в 1998 году был перевезен в МИК, находящийся на 112-й площадке.

«Буран». Как погиб великий советский проект Буран, Ракетоплан, Космос, СССР, Аргументы и факты, Видео, Длиннопост

«Буран» в Москве: транспортировка космического корабля

АиФ / Матвей Карполюк


Роковой МИК


Этот монтажно-испытательный корпус начали строить еще в 1963 году, под ракету-носитель Н-1, которая должна была доставить советских космонавтов на Луну. Но советская пилотируемая «лунная программа» провалилась, и после ее закрытия в 1970-х корпус некоторое время не использовался. Затем его передали под проект «Энергия — Буран». В МИКе была проведена масштабная реконструкция.


Корпус представлял промышленное многопролётное сооружение с металлическим каркасом, состоящее из двух частей. Высокая часть имела габаритные размеры 240×120×56 м, а низкая часть габаритные размеры 240×70×30 м. Общая площадь сооружения составляла 55 000 квадратных метров. В МИКе было все необходимое оборудование для досборки отдельных агрегатов, ремонта и проверки систем корабля. Вернее, кораблей — в сборочных секциях в своем время собирали три экземпляра многоразовых космических ракетопланов. Для этого, в том числе, были задействованы три мостовых крана грузоподъемностью 200 тонн каждый.


Каким бы совершенным не был объект, со временем он приходит в негодность, особенно если никаких работ в нем давно не ведется. Крыша корпуса, в котором находился «Буран», постоянно протекала, и ее необходимо было чинить.


Катастрофическое обрушение


В мае 2002 года казахстанская фирма-субподрядчик приступила к ремонту крыши МИК на 112-й площадке Байконура. Для его проведения завозили рубероид. 12 мая восемь рабочих фирмы разместили на крыше 10 тонн ремонтного материала, сложив рулоны друг на друга.


В 9:40 по местному времени произошло обрушение крыши. Начавшись в районе одной из стропильных ферм, оно приняло неконтролируемый характер. Кровля обрушилась на площади 28 800 квадратных метров. Вслед за этим произошло обрушение стенных блоков.


Прибывшие к месту ЧП спасатели бросились искать под завалами людей, но очень быстро стало ясно — при таком масштабе катастрофы выжить вряд ли кому-то удалось. В ходе поисковых работ были найдены восемь погибших рабочих.


Боссы российской космонавтики первоначально заявляли — у «Бурана» прочный корпус, и после того, как будут разобраны завалы, его просто переместят для дальнейшего хранения в другое место.


Но те, кто побывал на месте ЧП, знали, что «Бурана» больше нет. Чудо советской конструкторской мысли превратилось в груду искореженного металла.

«Буран». Как погиб великий советский проект Буран, Ракетоплан, Космос, СССР, Аргументы и факты, Видео, Длиннопост

©  РИА Новости


Это должно было случиться


В ходе расследования было установлено, что катализатором обвала стала нерасчетная нагрузка, пришедшаяся на крайнюю стропильную ферму. Речь о тех самых 10 тонна рубероида, сложенных в одном месте. Усугубили ситуацию ошибки проектировщиков, допущенные еще в 1960-х годах. В результате кровля, обвалившись в одном месте, дальше сложилась как карточный домик.


Ошибки 1960-х не стали бы фатальными, если бы корпус интенсивно эксплуатировался. Но время 1990-х превратило некогда высокотехнологичный объект в потенциально опасный. Катастрофа рано или поздно должна была произойти, и она произошла.


Какого-то ажиотажа гибель «Бурана» в России не вызвала. Обывателям было все равно. Болела душа только у причастных к космонавтике — специалистов, энтузиастов, журналистов.


То, что осталось от чуда советской инженерной мысли, пошло на металлолом.


Конечно, «Буран» умер раньше, тогда, когда была закрыта программа. Но трагедия 12 мая 2002 года стало знаковым событием, зримым олицетворением той катастрофы, которая постигла отечественную космонавтику в 1990-х годах.


Монтажно-испытательный комплекс на 112-й площадке, ставший могилой «Бурана», затем был частично восстановлен и использовался для сборки ракет «Союз». Но это слабое утешение.


Судьба «Бури»


В 2017 году в интернете немало шума наделало видео опубликованное на YouTube-канале Exploring the Unbeaten Path. Его авторы, жители Нидерландов, сумели проникнуть в ангар на территории космодрома Байконур, в котором находится советский космический корабль многоразового использования «Буран».

На пятнадцатиминутном видео запечатлено, как искатели приключений тайно пробираются в заброшенный ангар и изучают космический аппарат, который медленно разрушается. «Наше самое безумное и опасное приключение», — так охарактеризовали ролик сами создатели.


Речь идет не о погибшем «Буране», а о его «брате». Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное: «Буря».


«Буря» никогда не летала в космос. Первый полет корабля был намечен на 1992 год, но так и не состоялся.


Когда-нибудь отечественные космонавты получат новые совершенные ракетопланы, судьба которых будет более счастливой. Но 12 мая 2002 года навсегда останется позорной страницей в истории российской космонавтики.


Автор Андрей Сидорчик

http://www.aif.ru/society/science/konec_burana_kak_pogib_vel...

(с.) Еженедельник "Аргументы и факты"

Показать полностью 2 1
229

Испытания космического аппарата Спираль.

Ещё немножко важной истории нашей страны, авиационно-космическая система «Спираль» предполагала запуск на сверхзвуковом самолете-носителе с последующим довыведением на ракете в околоземное пространство космического истребителя. Работы над проектом начались в 1966 году, были прерваны в 1969-м, возобновлены в 1974 году и впоследствии переориентированы в пользу программы «Буран».

566

Триумф и трагедия «Бурана»

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

30 лет назад с космодрома Байконур на ракете-носителе «Энергия» в свой единственный полёт отправился корабль «Буран». В полностью автоматическом режиме он совершил 2 витка вокруг Земли и успешно приземлился спустя 205 минут. Это стало несомненным триумфом советской космонавтики, впервые в мире сумевшей посадить многоразовый космоплан в автоматическом режиме на землю.


Но спустя всего год работы по проекту были приостановлены, а в 1993 году — и вовсе прекращены. В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» был навсегда погребён под обломками цеха в котором хранился. Об предпосылках к появлению проекта «Энергия-Буран», его ходе и печальном завершении, пойдёт сегодня речь.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Ещё до того, как первые «Аполлоны» высадились на Луну, бюджет NASA начал сокращаться. Руководству космического агентства стало понятно, что им нужен намного более дешёвый транспорт для запусков людей и грузов в космос, чем ракета-носитель «Сатурн-5». Выход для этого виделся в реализации одного из оригинальных этапов достижения Луны в плане Вернера фон Брауна, а именно в создании многоразового корабля.


Профинансировать весь проект NASA было сложно, а ВВС США в тот момент также требовался новый тяжёлый носитель, поэтому агентство согласилось увеличить грузоподъёмность и размеры грузового отсека «Спейс Шаттла» под характеристики перспективного спутника KH-11, а ВВС в свою очередь обеспечивали часть финансирования разработки и обеспечивали «Шаттл» дополнительными заказами. Договор в тот момент казался выгодным для обеих сторон, хотя это и сыграет с проектом злую шутку в ближайшем будущем. Но сейчас не об этом.


Глядя на представленные в открытом доступе характеристики американского челнока и факт участие в этом проекте военных, а также сопоставив эти данные с характеристиками своих спутников и посещаемых станций серии «Алмаз», советское руководство пришло к выводу что «Спейс Шаттл» может использоваться для инспекции и снятия их с орбиты. Ко времени строительства в 1976 году аналога шаттла для испытательных полётов «Энтерпрайз», оно окончательно пришло к выводу, что оставлять этот проект без ответа нельзя, и надо создавать собственный аналог космического челнока.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

«Спейс Шаттл» и станция «Мир».


Надо отметить что для создания «Бурана» называют и другую, совсем уж экзотическую причину: возможность «нырка» Шаттла в верхние слои атмосферы со сбросом ядерной бомбы на Москву. Вокруг этой версии ходит несколько легенд: что посещающие США с визитом космонавты увидели схему такого «нырка» на одном из плакатов (который оказался на их пути случайно или был «подброшен» американской стороной намеренно), а также что один из Шаттлов действительно делал нырок в 1985 году — незадолго до катастрофы «Челленджера». Так или иначе, но «Спейс Шаттлу» выполнить такой манёвр было бы невероятно трудно при определённых доработках, а в носителя ядерного оружия проще и дешевле можно было оборудовать обычный спутник, поэтому эта версия выглядит весьма сомнительной.


Точный спектр военных задач «Шаттлов» был неизвестен, поэтому, как и ранее в случаях с ракетой «Фау-2» и бомбардировщиком «B-29» аналог было приказано делать максимально приближенным к оригиналу. Специально для создания системы «Энергия-Буран» было образовано научно-производственное объединение «Молния», а его генеральным директором был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, занимавшийся до этого разработкой аэрокосмической системы «Спираль». К разработке было подключено 70 министерств и ведомств, 1286 предприятий и около 1 миллиона человек, а тем или иным косвенным образом над проектом трудилось до 3,6 миллиона человек!

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Лозино-Лозинский было хотел предложить свой проект «Ураган», доработанный из «Спирали» под габаритные и весовые требования полезного груза, и создал для испытания теплоизоляционной плитки в условиях входа в атмосферу серию кораблей «БОР-4» повторяющие «Спираль», которые в уменьшенном виде имели точно такое носовое скругление, как и предполагаемого «Бурана». Но руководство страны осталось непреклонно и в следующей серии кораблей «БОР-5» пришлось вернуться к конструктивной схеме «Бурана».


Полностью повторить конструкцию «Спейс Шаттла» в условиях наклонения Байконура было невозможно, да и опыта создания твердотопливных ускорителей у советской промышленности не было, поэтому их было решено заменить на керосин-кислородную первую ступень. Водородные двигатели РД-0120 также оказались больше двигателей «Шаттла» RS-25, в связи с чем их пришлось перенести с космического корабля на вторую ступень. В итоге они оказались одноразовыми, но в условиях почти исключительного назначения системы «Энергия-Буран» это было не столь важно. В качестве бонуса при таком раскладе Советский Союз получал ракету-носитель «Энергия», способную выводить на орбиту до 100 тонн.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Итоговый вид «Шаттла» и «Бурана».


К 15 мая 1987 года первый образец ракеты-носителя «Энергия» был уже готов, но «Буран» ещё только строился, поэтому для первого испытательного запуска было решено использовать динамический макет боевой лазерной платформы «Скиф», получившей обозначение «Полюс». Ракета отработала без всяких замечаний, но «Полюс» не вышел на орбиту из-за программной ошибки, в результате которой он затормозил вместо разгона до орбитальной скорости и упал в Тихий океан. Однако для основной цели проекта это был однозначный успех — «Энергия» показала свою готовность к выводу космического корабля на орбиту.

К 29 октября 1988 года оказались готовы уже и корабль, и ракета-носитель. Стоит отметить что участвующие в испытаниях и готовившиеся к полёту на «Буране» Игорь Волк и Алексей Леонов отправляли письмо к руководству страны, чтобы им разрешили участвовать в этом полёте, но им было в этом отказано. Игорь Волк не только участвовал в «обучении» самолёта-аналога автоматической посадке на аэродром, но к тому моменту и произвёл космических полёт на корабле «Союз Т-12», после чего доказал возможность пилотирования корабля сразу после космического полёта сев за штурвал вертолёта, а также самолётов Ту-154 и МиГ-25 (при этом кабина МиГа была оклеена таким образом, чтобы имитировать видимость из кабины «Бурана»).


Итак, в 06:24 по московскому времени предстартовый отсчёт показывает уже меньше минуты до запуска, но вдруг он прерывается автоматикой. Оказывается, что блок приборов платформы прицеливания не отошёл от ракеты, что и вызвало остановку пуска. Запуск отложили на 17 дней.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

15 ноября 1988 года «Энергия» с «Бураном» на борту снова была готовы к запуску. На этот раз весь отсчёт прошёл по плану, за исключением погоды — руководству запуском под роспись было передано штормовое предупреждение: туман с видимостью 600-1000 м и низкая облачность, юго-западный ветер 9-12 м/с с порывами до 20 м/с, а на корабле кроме всего прочего было обнаружено обледенение с толщиною льда 1-1,7 мм. В похожих холодных условиях погиб шаттл «Челленджер» менее 3 лет назад, но «Буран» не имел твердотопливных ускорителей (приведших тогда к катастрофе) и запуск рискованно было откладывать, так как существовал риск что руководство страны может его и вовсе отменить, поэтому было принято решение корабль всё-таки запустить.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

В ходе полёта использовались шесть наземных станций слежения, 4 научно-исследовательских суда и 5 спутников. Посадку корабля снимали с борта АН-26 и МиГ-25.


Пуск произошёл в 06:00 по московскому времени и прошёл идеально. Спустя 467 секунд после старта двигатели «Энергии» отключились, а ещё через 15 секунд «Буран» отделился от неё и отправился в свободный полёт. Спустя ещё 3 минуты он достиг апогея траектории и 67-секундным импульсом перешёл на орбиту в 251-263 км с наклонением 51,64°. Корабль повернулся к Солнцу днищем и за 1,5 витка произвёл 4 сеанса связи с землёй, входе которых на борт передавались данные необходимые для полёта и посадки, а обратно — телеметрия и телевизионный сигнал с установленной на месте пилота камеры.


Далее он стал готовиться к посадке: центровка корабля была изменена посредством перекачки топлива из носовых баков в кормовые. В 08:20 над Тихим океаном Буран развернулся задом-наперёд и выдал тормозной импульс включением маневровых двигателей на 158 секунд, после чего развернулся обратно, приготовившись ко входу в атмосферу.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Как и у «Спейс Шаттла», вход «Бурана» в атмосферу происходил с большим креном по зигзагообразной траектории. Это делалось для снижения подъёмной силы крыльев, что требовалось для быстрого прохождения верхних слоёв атмосферы, в которых корабль оказывался в окружении высокотемпературной плазмы и мог попросту «перегреться». Посадка также прошла успешно, хотя и не обошлось без курьёза: после прохождения участка плазмообразования на высоте в 50 км «Буран» снова установил связь с землёй и получил данные о погоде над аэродромом (сильный ветер в 15 м/с с порывами до 20 м/с). В таких условиях бортовой компьютер принял решение о заходе на полосу с противоположной стороны. Выполнив для этого резкий манёвр, незадолго до посадки, корабль оказался над приёмными станциями и был ими потерян, пилот МиГа-25 Магомед Толбоев также потерял корабль в облаках. Прошло несколько томительных секунд, за которые кто-то уже успел предложить воспользоваться аварийной системой подрыва «Бурана», но заместитель главного конструктора Степан Микоян предложил немного подождать, и вскоре корабль был снова обнаружен Толбоевым на высоте в 8 км заходящим на посадку.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Посадка «Бурана» была столь плавной, что завязанная на степень сжатия амортизаторов автоматика выпуска тормозного парашюта сработала лишь тогда, когда корабль начал опускать нос и шасси сжалось под весом корабля. Несмотря на сильный ветер, пролетев почти 100 тыс. км, корабль коснулся взлётно-посадочной полосы аэродрома Байконура с отклонением всего в 9,4 м вправо и с недолётом в 190 м от расчётной точки касания.


Следующий запуск мог состояться уже в 1990 или 1991 году, но увы этому уже не суждено было случиться: в 1991 году работы по проекту были приостановлены, а 25 мая 1993 года — и вовсе полностью остановлены. Всего к началу 1992 года на проект «Энергия-Буран» за 16 лет было потрачено 16,4 миллиардов советских рублей (порядка 2 триллионов рублей в ценах 2016 года), а созданная в ходе разработок инфраструктура позволяла запускать по кораблю раз в 2 недели! В «Буране» также было применено 400 новых изобретений.


Часть из этих разработок по программе были использованы с пользой: «половинка» РД-170 — двигателя использовавшейся на второй ступени Энергии — под наименованием РД-180 создавалась и применяется до сих пор на американской ракете-носителе «Атлас-5». Полученные с продажи ракетных двигателей средства позволили сохранить коллективы и производственные мощности в безденежье 90-х. Также боковые блоки первой ступени Энергии под наименованием «Зенит-2» использовались для запусков с Байконура и «Морского старта». В данный момент временно возродить производство «Зенитов» планирует уже коммерческая фирма «S7 Space», для того чтобы скорее выйти на уровень безубыточности, и чтобы создать себе клиентскую базу для разрабатываемой сейчас ракеты-носителя «Союз-7SL».

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Летавший «Буран» в 1991 году.


Однако сохранить и применить на пользу удалось далеко не всё: так НПО «Молния» находится сейчас в упадке, а хоть департамент по многоразовым средствам выведения и решено было возродить на базе Центра им. Хруничева, но вразумительных планов по созданию многоразовой системы у нас до сих пор нет. Со времён сворачивания работ по программе «Энергия-Буран» было много попыток создания нечто подобного: боковые блоки ракеты-носителя «Ангара» собирались сажать на аэродром на крыльях (такое планировали сделать для боковых блоков Энергии), предлагалась также многоразовая система с воздушным стартом «МАКС» и многоразовый космический корабль «Клипер», но ничего из этого так и не удалось реализовать.


Не удалось пока и возродить технологии использования водород-кислородного топлива: хотя в те же 90-е нами была разработана водородная верхняя ступень для индийской ракеты-носителя «GSLV», но водородный разгонный блок «КВТК» для себя мы собираемся построить не раньше 2024 года, а попыток восстановить водородный двигатель РД-0120 уже и вовсе не предпринимается.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Весной 2002 года протекающую кровлю монтажно-испытательного корпуса площадки №112 Байконура, где хранился летавший в космос Буран в сборе с макетом ракеты Энергия, обвалился из-за нарушений в ходе ремонта. Складированные в одном месте 10 тонн рубероида, вкупе с отяжелённым керамзитом, впитавшим влагу от прошедших недавно дождей, вызвал обрушение одного из пролётов крыши. Из-за вызванного при этом разрушения бака ракеты-носителя Энергия и конструкционных недостатков самой конструкции крыши, за ними последовали и ещё два пролёта из пяти. Под крышей МИКа, некогда служившим местом сборки всех трёх орбитальных кораблей серии «Буран», оказались погребены сам корабль, различные лётные компоненты ракеты-носителя «Энергия» и все 8 членов бригады, выполнявшей ремонт. От крыши падения с 70-метровой высоты «Буран» был практически полностью разрушен — восстанавливать его уже не стали. Сам МИК хотели было восстановить, но смогли отремонтировать только 3-й пролёт его крыши.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Атмосферный самолёт-аналог Бурана БТС-002 также оказался для нас потерян: после нескольких операций, в ходе которых он в частности посетил олимпиаду в Сиднее, самолёт-аналог оказался в собственности музея техники в Шпайере (Германия), где и находится с 2008 года по сей день.


3-й лётный образец — «Байкал» — долгое время простоял цехах Тушинского машиностроительного завода, откуда был продан фармацевтической компании и оказался в итоге на берегу Химкинского водохранилища в 2004 году. В последствии в 2011 году его перевезли в ЛИИ им. Громова, где собирались отреставрировать к выставке «МАКС-2013», но даже этим планам не суждено было сбыться.


Назвать полностью успешной программу «Спейс Шаттл» тоже неполучается — созданный под требования военных переразмеренный корабль оказался дорог в обслуживании и так и не смог выйти на планируемую частоту запусков, в чём опять же «помогли» военные, отказавшись от использования корабля после катастрофы «Челленджера». А частота запусков была ключевым фактором в обеспечении экономической выгоды этого проекта. Также необходимость укладываться в рамки существующего бюджета для разработки «Спейс Шаттла» вынудила его создателей использовать боковые твердотопливные ускорители, которые не только оказались весьма дороги в обслуживании (сопоставимого с созданием нового ускорителя), но и оказались причиной одной из 2 его катастроф.


Однако и полностью провальным его тоже нельзя назвать, так как многие научные проекты вроде знаменитого телескопа «Хаббл» были бы невозможно реализовать без столь грузоподъёмного носителя. А в случае самого Хаббла — и без самого челнока, способного осуществлять ремонт на орбите. Также все 4 из сохранившихся «Шаттлов» попали в американские музеи, где напоминают своим посетителям об этом прекрасном, но не до конца удавшемся проекте.

Триумф и трагедия «Бурана» Буран, Энергия, Space Shuttle, Видео, Длиннопост, Ракета, Космонавтика, История

Что-то для нас уже безвозвратно утеряно, но что-то всё ещё можно сохранить! В данный момент под угрозой оказался Центральный музей ВВС в Монино, на территории которого находится лётный аналог орбитального самолёта «Спирали» — МиГ-105.11. Экспонаты этого музея намереваются перевезти в военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот», расположенным в 90 км от него. Таким «малюткам», как аналог «Спирали», возможно транспортировка и не угрожает, но вот крупные машины для этого явно придётся разрезать на части, что угрожает обернуться серьёзными последствиями для их состояния.


Среди уникальных экспонатов Монино есть самолёт серии Ту-144, впервые приступивший к перевозке пассажиров, единственный поднимавшийся в небо сверхзвуковой бомбардировщик Т-4, произведённый в 5 экземплярах высотный дозвуковой разведчик М-55 и существующий в 2 экземплярах экспериментальный самолёт-амфибия ВВА-14, а также множество других машин с уникальной историей. Потеря каждого из этих экспонатов может стать невосполнимой утратой для истории нашей авиации.

Ссылки:


Более подробная история создания «Бурана» и его исторического полёта на сайте «Буран.Ру».


Описание процесса посадки космического корабля на примере «Спейс Шаттла».


И конечно же книга «Космические крылья» В.П. Лукашевича и И.Б. Афанасьева, которая является источником бесчисленного числа подробностей проектов «Спираль» и «Буран», а также многих других проектов создания многоразовых систем космического назначения.


Источник

Показать полностью 12 2
219

Сравнение БЦВК Space Shuttle и ОК Буран в числах. Мог ли Шаттл совершить автоматический полет?

Читал недавно пост "О бортовом компьютере космического челнока "Буран" и не нашел там ничего о самом компьютере. Я думаю, нужно исправить это недоразумение.

БЦВК - Бортовой Цифровой Вычислительный Комплекс

Сравнение БЦВК Space Shuttle и ОК Буран в числах. Мог ли Шаттл совершить автоматический полет? Space Shuttle, Vs, Буран, СССР, США, Холодная война, Компьютер, Космос, Длиннопост

У Шаттла задействовано 5 БЦВМ, из них 4 активных, 1 резервная. У Бурана 8 активных БЦВМ. Из них 4 отвечают за центральную вычислительную систему (ЦВС), 4 за периферийную (ПВС). О системах самоанализа рассказывать сейчас не буду, это не по теме, поэтому перейдем к таблице.

Данные для Бурана приведены как для четырех БЦВМ (В первом полете четыре отсутствовали из за малого количества полетных задач), так и для восьми (планировалось, как штатное количество)

*Данные о характеристиках немного разнятся. Я брал наибольшие значения.

Сравнение БЦВК Space Shuttle и ОК Буран в числах. Мог ли Шаттл совершить автоматический полет? Space Shuttle, Vs, Буран, СССР, США, Холодная война, Компьютер, Космос, Длиннопост

Запуск STS-26 в сентябре 1988 года, первый после аварии Challenger, был задержан из-за неожиданно спокойного ветра на больших высотах. GPC («General Purpose Computer» - компьютеры общего назначения) были запрограммированы для более сильного ветра, и им не хватило памяти, для того, чтобы загрузить больше одного профиля ветреной погоды, так же было недостаточно времени для загрузки другого профиля в GPC. Запуск был задержан почти на два часа, пока ветер не усилился снова для обеспечения положительного запаса прочности.


Хотя задержки из-за ограничений по объему памяти могут быть раздражающими, нехватка памяти также может вызвать опасные проблемы во время аварийной ситуации.


У исходных GPC достаточно памяти для программы OPS 101, действующей с момента времени T= --20 минут, и необходимой для потенциальной отмены запуска на стартовой площадке и активации экстренного RTLS (Return To Launch Site) режима, при котором челнок буквально совершит разворот и приземлится в Космическом центре Кеннеди, если что-то пойдет не так в начале полета.


Все эти функции должны быть сжаты в ОЗУ, что не оставляет достаточной памяти для TransAtlantic Landing (TAL), другого экстренного режима. В случае аварии, TAL отключит основные двигатели раньше запланированного, челнок перелетит через Атлантический океан и приземлится на запасной аэродром в Африке или Европе, в зависимости от траектории полета и запасов топлива.


Даже если ни один режим экстренного возвращения не потребуется, TAL предпочтительнее хранить в ОЗУ, чем RTLS, поскольку при его осуществлении корабль испытывает значительно меньшие нагрузки и не совершает резкого разворота. К сожалению, на исходном GPC версии АР-101В недостаточно памяти для хранения программ запуска и TAL одновременно.


Астронавты должны менять программы самостоятельно в случае аварийной ситуации. Требуется 15-20 секунд для загрузки программы TAL с магнитной ленты ВПЗУ (MMU) - время, в течение которого пилоты должны управлять челноком вручную, и все может пойти не так.


Следующая версия программного обеспечения, которая будет использовать возможности AP-101S, содержит программу TAL в неиспользуемой части памяти и переместит ее в активную память, если это необходимо - аналогично использованию RAM-диска на micro, Кроме того, запланированы десятки других улучшений, которые не были бы возможны с более ранними GPC.


Из вышеупомянутого можно сделать вывод, что корабли серии Спейс Шаттл не могли выполнить полноценный орбитальный беспилотный полет до 1991 года, так как в случае нештатной ситуации вычислительные системы корабля не могли применить все доступные программы самостоятельно. Эта возможность не была реализована технически.


5 апреля 1991 (полет STS-37) на шаттле Атлантис были успешно испытаны новые GPC версии АР-101S с увеличенным до 1 Мегабайта объемом ОЗУ и другими изменениями.


Конечно, система Спейс Шаттл изначально создавалась только для пилотируемых запусков, но отрицать то, что Буран опережал Шаттл в автономности принятия решений нельзя. И вот почему:


Полноценный беспилотный полет подразумевает полную автоматизацию действий в случае аварийной или опасной ситуации. Так например беспилотный автомобиль имеет систему датчиков для обнаружения препятствий, а при обнаружении таковых, его компьютер самостоятельно выбирает последовательность действий для предотвращения аварии. Выпускать на дорогу беспилотный автомобиль без таких систем бессмысленно, т. к. при движении по заданной траектории он рано или поздно встретится с нештатными ситуациями (НШС). В случае с космическими кораблями тоже самое. Компьютер Шаттла мог автоматически отключить двигатели в случае НШС.

Стартовый отсчёт 12 июля 1985 года был автоматически остановлен после зажигания главных двигателей на стадии Т= --3, за три секунды до старта, в связи со сбоями в работе клапана хладагента второго двигателя шаттла. Двигатели двух твердотопливных ракетных ускорителей ещё не работали. (Зажигание в них происходит в момент старта, и после этого заглушить их уже невозможно). Корабль остался на стартовом столе, но несколько минут сильно вибрировал и дрожал.

Но остальные действия зависели от решения экипажа или центра управления полетами:

Отмена полёта обычно инициируется вызовом от центра управления полётом: «abort xxx» («возврат xxx»), где xxx — сокращение для используемого режима (RTLS, TAL, AOA, ATO). Например, во время полёта STS-51-F после обнаружения сбоя в работе основного двигателя центр управления передал на борт: «Challenger Houston, Abort ATO. Abort ATO» («Челленджер Хьюстону, возврат ATO. Возврат ATO»). После получения такой команды на отмену командир корабля поворачивает переключатель аварийных режимов в положение ATO и нажимает кнопку запуска аварийного режима. Это запускает требуемые программы для системы управления полётом и она начинает автоматически выполнять требуемые процедуры. В случае потери связи командир корабля имеет право самостоятельно принять решение об аварийном прекращении полёта и действовать самостоятельно.

Вывод:

- Система Спейс Шаттл теоретически (выпуск шасси и тормозного парашюта не был автоматизирован) способна совершать автоматические полеты с экипажем на борту.

- Система Спейс Шаттл не способна совершать полностью автоматические беспилотные полеты (вообще исключая ручное управление), т. к. в случае НШС будет необходимо вмешательство человека.


Таким образом система Спейс Шаттл подвержена влиянию человеческого фактора в случае НШС. И до, и после обновления БЦВК, аварийные режимы для корректного выхода на нештатную орбиту активировались вручную.


Автоматическая смена циклограммы полета в случае НШС была реализована у БЦВК Бурана.


Источники информации:

https://www.nasa.gov/mission_pages/shuttle/flyout/flyfeature_shuttlecomputers.html

https://en.wikipedia.org/wiki/IBM_System/4_Pi

https://www.atarimagazines.com/compute/issue132/92_Space_shuttle_techno.php

http://you-books.com/book/K-Avtorov/Czifrovoj-zhurnal-Kompyuterra-N-78

http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?p=129333

https://n3m351d4.gitbooks.io/-buran-systems/content/sistema_upravleniya_burana.html

https://habr.com/post/202332/

http://www.buran.ru/htm/su2.htm

http://www.buran.ru/htm/su4bcvk.htm

http://buran.ru/htm/landing.htm

http://buran.ru/images/jpg/bbur197.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Режимы_аварийного_прекращения_полёта_МТКК_Спейс_шаттл

Показать полностью
305

НАМИ-012. Советский паровой грузовик

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

Согласно постановлению Совета министров СССР от 7 августа 1947 года было поручено разработать паровой лесовоз, работающий на дровах

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

В НАМИ разработкой начал руководить инженер Юрий Шебалин, который в 1946 году руководил испытаниями немецкого тягача Sachsenberg

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

Грузоподъемность должна составлять 6 тонн

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

Котельный агрегат производил до 600 кг пара в час при давлении в 25 атмосфер и перегреве 425 градусов

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

В мае 1949 группа создателей паромобиля из НАМИ получила авторское свидетельство на свой паровой двигатель

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

В конце 1949 года и в середине 1950 года было изготовлено два опытных образца для испытаний

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

Полностью груженный автопоезд имел запас хода на шоссе по наличию дров 75-100 км

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

Основным недостатком машины посчитали большой расход дров. В реальности на 100 км уходило 350-450 кг дров

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

Также у машины возникают проблемы с проходимостью в порожнем состоянии из-за перегрузки передней оси. Было предложено оснастить машину передним ведущим мостом и дать номер НАМИ-018

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

Однако разработка паромобиля затянулась. Эксперименты с автомобилями с паровыми двигателями во всем мире прекратилось. Также уже начался период дешевого бензина. Поэтому работы по паровым грузовикам были свернуты в 1954 году

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР

В 1951 году НАМИ трудилось над версией парового автомобиля, работающего как на мазуте, так и на твердом топливе

НАМИ-012. Советский паровой грузовик Нами, Нами-012, Нами-018, Паровой автомобиль, Паровой двигатель, Лесовоз, Тягач, Длиннопост, СССР
Показать полностью 10
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: