Туристический бизнес [2]: как работают чартеры и почему они дешевле

Привет! Главный парадокс готовых туров в том, что есть 5–6% ситуаций, когда два перелёта плюс отель плюс трансфер стоят дешевле, чем самостоятельная покупка авиабилетов.


То есть да, можно прилететь на место, выйти из аэропорта и забить на всё остальное, что вам предложил туроператор, — всё равно получится экономия. У нас многие так и делают. По правилам сообщества я должен представиться. Меня зовут Алексей, я основатель «Травелаты» — сервиса для поиска туров. Сейчас я хочу рассказать про то, где подвох в таких дешёвых чартерных рейсах.


Итак, чартер — это перевозка по специальному заказу. Например, когда регулярный рейс из точки А в точку Б не выгоден, но набрался целый самолёт желающих, они могут взять и купить чартер, и получится по цене даже выгоднее. Обычная история — туроператор договаривается с отелем и авиакомпанией за полгода и получает конские скидки. Авиакомпания имеет возможность загрузить самолёт, что её очень радует, и продаёт его сразу весь целиком — не по билетам, а именно за топливо, перелёт и всё остальное. Даже если в чартер сядет один пассажир, авиакомпания на этом довольно нормально заработает.


На деле всё чуть сложнее: ещё бывают консолидаторы, то есть те, кто выкупил чартер, а потом продаёт его небольшим туроператорам (это часто и хорошо работает в Европе). В России обычно консолидатор — это и есть крупный туроператор, который может загрузить самолёт на 80% своими туристами, а оставшиеся 20% мест продать коллегам.


То есть следствие №1: это дёшево, но чартером вы всегда летите с русскими туристами.


Билеты для пассажиров на чартерный рейс даются не в момент выкупа самолёта на полёт, а за сутки-двое до полёта (обычно туроператор раздаёт их прямо в аэропорту тем, кто выжил в дикой стране). Поскольку с точки зрения туроператора чартер всегда покупается сразу с трансфером, туристы из автобуса никуда не потеряются, и билеты им лучше дать в последний момент. Почему это важно? Потому что если авиакомпания знает, что вы заказали борт на 150 человек, то подойдёт любой свободный самолёт, который может перевезти 150 человек. Либо же авиакомпания может объединить два соседних перелёта в один большой, пригнав здоровенный борт, — тогда будет сдвиг на 2 часа у вас и на 2 часа у тех, кто летит другим чартером. Туроператор компенсирует вам неудобства за большой сдвиг, но очень выигрывает на оплате чартера, поэтому смело и охотно идёт на такие комбинации. Как и авиакомпания. Она-то уж в накладе не остаётся никогда, поверьте.


Следствие 2: вы летите на случайном самолёте регулярных линий, и вам в 10–15% случаев может достаться старый борт с неудобными креслами, предназначенный для часовых «челночных» перелётов.


Следствие 3: ваш перелёт могут сдвинуть на 2 часа, полдня или сутки. Может поменяться аэропорт вылета. Вам компенсируют отель и прочие расходы, вас довезут до места трансфером, но вы потеряете полдня поездки. Обычная вероятность такого исхода по нашему опыту — 7%. Предупреждают до начала тура.


Иногда бывают чуть более дорогие чартеры с конкретизацией рейса. Это значит, что авиакомпания планирует расписание так, что самолёт и аэропорт вылета точно не будут меняться. Как правило, если это «Россия», то сдвиг не больше 2 часов, и это все на рынке понимают и ценят. То есть конкретизация рейса — не гарантия вылета вовремя, но очень хорошее увеличение вероятности. Если не считать случаев с невылетами по погоде, то шанс изменения расписания больше, чем на полчаса, около 0,5%.


Следствие 4: чартеры с конкретизацией рейса почти всегда точные, особенно если это авиакомпания «Россия», которую берут почти все туроператоры.


Иногда вместо чартера авиакомпания заказывает выкуп блока билетов на регулярном рейсе в духе «полсамолёта наши». Это случается на дальних направлениях, например, на Азию (вроде Вьетнама или Таиланда). Тогда это дороже обычного чартера, но точно без сдвига.


Ещё одна особенность — как и на регулярном рейсе, если вдруг вы не пользуетесь в чартере перелётом «туда», но хотите «обратно», надо предупредить заранее туроператора, иначе вас выкинут из списка на возврат, считая, что вы и не доехали до страны.


Естественно, нет «плюшек» от авиакомпаний: никаких бонусных миль, повышения класса до бизнеса, возвратов или замены пассажира. Нормы багажа — как на регулярном рейсе обычно. Как и на регулярке, кормят.


Итог: часто стоимость готового тура с перелётами, отелем, питанием, страховкой и трансфером равна или немного больше стоимости самостоятельно покупаемых авиабилетов. Опытные путешественники этим нагло пользуются и, например, остаются на сутки в купленном отеле, ездят по стране сами, а потом возвращаются за сутки до вылета и ждут трансфера.


Плата за выгоду — самолёт регулярных рейсов, полный русских туристов (туда — трезвых, обратно — пьяных), с неудобными креслами (хрен вы поспите) и вылетающий на плюс-минус пару часов обычно.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Все годно, по делу, но почему в негативном ключе по отношению к чартерам и к путешественникам, покупающим туры ради перелёта?

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее, наоборот, в реалистичном. У нас каких только мифов про чартеры не наслушаешься - и про списанные борта, и про то, что на них не кормят и багаж не берут и так далее. А на деле - почти обычная регулярка, только другая.

раскрыть ветку (8)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Зарецкий?:)

а по сути - да, чартер хорошо и дешёво, но блин, ногами к ушам надоело летать, теперь только регулярка Этихадов, Эмирейтс, на крайняк Катар ну и остальные:)

Автор поста оценил этот комментарий

Регулярка, только не факт, что регулярная?)

Лечу на днях в Пхукет "Россией" из Москвы. Вы случайно не владеете информацией, у них онлайн-регистрация на этот рейс (FV 5875) обычно работает? Или придётся уже в аэропорту себе места покупать?

И такой момент для себя хотел прояснить: я тоже слышал, что билеты выписываются за 1-2 суток до фактического вылета чартера, но вот около 2 недель назад туроператор уже прислал нам билеты на рейс (и туда, и обратно), с номерами, вроде всё как положено. Никакого тут подвоха не может быть, или ещё может что-то измениться и билеты могут быть перевыпущены?

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

На "России" они не так давно сделали онлайн-регистрацию, так что можно на сайте все сделать. А вот по поводу путевок, которые Вам прислали за 2 недели - скажем так: не 100%, но здесь вероятность каких-либо изменений выше, чем за 1-2 дня до вылета. Вполне возможно, ничего не изменится, но мы уже научены горьким опытом, и стараемся не высылать инфу ранее 1 недели. Лучше - за 1-2 дня.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё раз спасибо за ответ! Всё работает, и на рейсе "туда" FV-5875, и на рейсе "обратно" FV-5876: спокойно через вай-фай отеля зарегистрировались за сутки.

Единственное, на онлайн-регистрацию недоступны самые вкусные места: в первых рядах блоков. Я блин через минуту после открытия регистрации хотел занять такие места, а они уже либо заняты, либо скорее всего заботливо оставлены авиакомпанией для какой-нибудь платной регистрации в аэропорту?

Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за ответ, особенно насчёт проверенной работающей онлайн-регистрации "России" на чартерах!

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

мне несколько раз перепечатывали билеты - ничего страшного:)

с сайта АК "Россия":
Условия предоставления питания, на рейсах с нумерацией FV5501 - 5900 могут отличаться. Для уточнения информации о данных рейсах просим обращаться по контактным данным туроператора «Библио Глобус» .


Т.е. Ваш рейс - это вроде как чартер. Скорее всего онлайн не будет работать. Не проще ли позвонить в АК чем здесь вопросы задавать?:)

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Работает он лайн регистрация для чартеров России. Проверенно.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, очень порадовал ваш ответ!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку