True Aurelian – Part Two. Как Лоргар спас Императора… снова

Часть I – Отблески грядущего

Если вы не смотрели мой предыдущий стрим про Лоргара (который формально по «Отголоскам Вечности»), настоятельно рекомендую посмотреть, прежде чем преступать к этому. В противном случае некоторые сюжетные связи и мотивы персонажей могут быть непонятны. Единственное, что я здесь продублирую, это «Откровение Фаэрона», которое было одним из ключевых тезисов в прошлом разговоре и не менее важно для разговора сегодняшнего.

Итак, когда Лоргар прибыл на Колхиду, он уже многое знал об Имматериуме и умел в значительной степени контролировать свои психические силы, хотя едва ли осознавал их реальный потенциал. Всё это подтверждается в первых главах сольника Аврелиана, где он, встретив Кора, без труда «погасил» свет варпа в собственных глазах, а потом смотрел на истребление приютивших его номадов так, будто предвидел происходящее и точно знал, что по-другому нельзя. А в финале произведения Уризен без колебаний убил Найро, который неоднократно спасал ему жизнь и являлся единственным рабом в караване Фаэрона, что с самого начала относился к примарху по-человечески. Кор тогда был шокирован, но осознал смысл случившегося лишь спустя много десятилетий:

Всё, что происходило с той секунды, как Уризен вышел из шатра в бескрайней колхидской пустыне, творилось по его желанию – во всяком случае, с его позволения.

Для Фаэрона это было жестоким ударом, но речь не только о его честолюбии и эгоизме. Пусть в своей странной манере, но Кор искренне любил Аврелиана, и даже став Астартес, он едва сдержал слёзы, осознав, что ничего не значит для своего приёмного сына и будет убит им, едва Лоргар решит, что больше не нуждается в своём «отце». Об этом я подробно рассказывал в том числе на стриме про Фаэрона, но сегодня для вас важны не переживания Кора, а то, что он оказался единственным, кто раскусил Лоргара. Однако ему не с кем было поделиться своим откровением.

Однако если Лоргар многое знал и понимал с самого начала, это не значит, что он знал и понимал, почему оказался на Колхиде. Совсем наоборот, для Аврелиана родной мир долгое время оставался загадкой, как и его собственное предназначение. Либо же он играл эту роль настолько виртуозно, что сумел обмануть всех, буквально, включая Императора и Богов Хаоса. Лично я думаю, что истина где-то посредине и сейчас мы постараемся её отыскать.

Кор Фаэрон, увидев свет варпа в глазах Лоргара, понял, что перед ним не обычный ребёнок. Будучи человеком веры с планеты религиозных фанатиков, он мгновенно нашёл для себя идеальное объяснение – Аврелиана к нему послали Силы (так на Колхиде называли Богов Хаоса). Сколько в этом правды – мы можем только догадываться, потому что ничего не знаем о времени, которое Уризен провёл в гестационной капсуле. От той роковой секунды, когда он покинул Лабораторию Императора на Терре, и до момента, когда его подобрали колхидские номады, могли пройти десятилетия (подтверждение – в стриме «Расплата»). Так что на Уризена вполне могли, скажем так, повлиять. Но это лишь домыслы, никаких подтверждений у нас нет.

Не сомневаясь в том, что Лоргар – посланец Сил, Фаэрон стал обучать мальчика религии Завета. Суть её сводилась к тому, что миром управляют некие Высшие Силы, которых также называли Обитателями Эмпиреев. Да, слово «эмпиреи» на Колхиде знали и использовали как обозначение варпа. Высших Сил было четыре, они представляли собой некие надмировые сущности, появившиеся в тот момент, когда родился сам мир. Силы, по представлениям жрецов Завета, тотально управляли жизнью людей. Тем, кто без устали молился Силами, они даровали удачу. Тех же, кто отрекался от них, непременно ждало наказание. Например, рабство.

Концептуально ничего исключительного в религии Завета не было. Надо думать, в разных уголках галактики на тысячах людских миров, потерявших связь с Террой в период Долгой Ночи, развилось множество подобных религий. Причём некоторые из них действительно добились благосклонности Четвёрки (примером может послужить Абсиртус, история которого рассказывается в «Приговоре Косы» Аннандейла). И всё же мы не можем не отметить, что Завет культивировал веру в Богов Хаоса практически в том самом виде, в котором эта вера охватила половину галактики в период Ереси и продолжит существовать ещё многие тысячи лет вплоть до актуального таймлайна.

Разве что колхидцы обходились без кровавых жертвоприношений. Но лишь потому, что Завет стагнировал. Разжиревшие с податей жрецы утопили низшие эшелоны в бюрократии, а сами испытывали духовный застой, не имея никакого желания менять статус кво. Они перестали исследовать свою веру и начали забывать её истоки, подменяя искренность формализмом. Что интересно – именно поэтому Кор Фаэрон был изгнан из Варадеша. Он верил в Силы и, считая, что его вера – это единственно возможная форма миропонимания для человека, Кор стремился распространять её, насаждать. Варадешские священнослужители увидели в этом опасность для своих позиций, поэтому просто избавились от потенциального конкурента.

Фаэрон буквально заставлял других верить, и если вас удивляет то, что он имел успех, вы плохо знаете историю мировых религий Старой Земли (взять хотя бы методы распространения христианства, особенно раннего). Так или иначе, Кор искал. Он искал путь к просвещению Колхиды, разумеется – не без пользы для себя самого. А кто ищет, тот, как известно, всегда находит. И Фаэрон нашёл Лоргара. Он научил его читать и писать на шести языках, рассказал о доктринах Завета и не забыл упомянуть о том, что Варадеш духовно выродился. Фаэрон ничего не утаивал от аколита, он поведал ему о Силах всё, что знал.

Кор рассказал Лоргару о Кхаане – Короле Бурь и Владыке Крови. О Королеве Тайн и Госпоже Судьбы – Тезен. О Принце Сердец и Государе Грёз – Сланате. О Принцессе Жизни и Матери Надежд – Нараге. Я ещё раз подчёркиваю – Колхида не просто знала о Четвёрке. Завету были известны имена так называемых Богов Хаоса и аспекты бытия, которым они покровительствовали. Нет сомнений, что Кхаан – это Кхарн, Тезен – Тзинч, Сланат – Слаанеш, а Нарага – Нург. Очевидно, за тысячи лет их имена изменились, как и некоторые нюансы описания (например, Дедушка Нургл стал Матерью Надежд Нарагой).

Любопытно, что в вере Завета Четвёрка рассматривалась строго в позитивных аспектах. Например, Тзинч даровал знания и бдительность, защищая от «угроз неизвестности». Кхарн очевидным образам давал силу «супротив нечестивцев». Слаанеш дарил вдохновение, а Нурглу молились о крепком здоровье. Должно ли нас это удивлять? Ведь Колхиду заселили в Золотую Эру колонисты с Терры, а не Терре Четвёрка, скажем так, была широко известна в узких кругах. Я говорю не о когносцинтах и всевозможных культах Долгой Ночи, служители которых либо сами не понимали, кому поклонялись, либо создавали для себя богов, которые являлись не более чем демонами, но никак не теми, кого на Колхиде называли Высшими Силами.

У нас нет однозначных сведений о том, что на Старой Земле знали о Богах Хаоса. Но по крупицам мы это можем подтвердить. Например, у Аластера Ганди в эссе «Истина во всех Его творениях» в числе прочих упоминаются Кхурнатан и Заразный Король. Трудно не соотнести первого с Кхарном ввиду схожего имени, а второго – с Нурглом, исходя из его титула. У другого историка-философа имперского периода Алана Селлиуса впервые говорится о Губительных силах не как о демонах, но как о богах. Разумеется, Селлиус использует другие понятия. Он пишет о сверх-сущностях варпа, которые воплощают определённые спектры необузданных человеческих эмоций.

Правда, у Селлиуса Губительные силы нейтральны. Они разрушительны только потому, что такова их природа, но не действуют намеренно. Философ пишет, что даже демонов они порождают хаотично, а не по собственной воле. Тем не менее, подоплёка ясна. Имперские философы просто не могли писать иначе, цензоры в лучшем случае вымарали бы лишнее, в худшем – исследователя ждало превращение в сервитора (что со многими в итоге и случилось). Селлиус не имел права писать о том, что боги существуют и они обладают волей. Однако нет сомнений, что он и все, кто искал крупицы истины в наследии варп-культов Терры, нашли больше, чем можно было озвучить.

Если мы пойдём дальше и обратимся к запретным источникам, которые исконно скрывались от глаз большинства, то всё становится куда прозрачнее. Например, у Сигиллита хранилась запрещённая инкунабула «Peregrinatio In Haemataugy Sanetae», которую нашли в библиотеке Нартана Дьюма. Там впервые речь идёт о демонологии в том виде, в котором ею начали открыто пользоваться колдуны периода Ереси. В инкунабуле говорится о богах, как о сущностях, которые были изначально и будут всегда «за завесой», то есть в варпе. Единственный нюанс – неизвестный автор не использует имена, потому что, как он утверждает, это запрещено.

Объединение Терры многое изменило, но не всё. К примеру, Зарду Лайак, Багровый Апостол из легиона Несущие Слово, уже после начала Ереси воспоминал о своём детстве на терранской орбитальной платформе. Он помнил, что в лабиринтах платформы таились сотни культов, которые проводили кровавые жертвоприношения. Лайк даже помнил имена некоторых богов и хотя, как он говорил, имена эти не имели смысла, за ними стояла сила. Тогда, будучи ребёнком, он впервые увидел Звезду Хаоса на лице жреца, который хотел убить его. Зарду спас Пепельный Круг, орден внутри легиона Несущих Слово, который специализировался на выслеживании и уничтожении религиозных культов.

О культах Хаоса на Терре и вне её можно говорить ещё долго и однажды мы поговорим. На данный момент важно понять, что нас не должно удивлять поклонение Четвёрке на Колхиде. Трудно сказать, какую форму эта религия имела изначально, но ко времени Лоргара колхидцы видели в Богах Хаоса покровителей и спасителей. И никаких жертвоприношений не было. Но интереснее другое. На Колхиде знали не только о Кхарне, Тзинче, Слаанеш и Нургле. В «Носителе Слова» Торпа есть эпизод, когда на караван Фаэрона нападают наёмники Завета и его собственные солдаты готовы взбунтоваться. В этот момент старый раб Найро выступает против бунтовщиков:

– Я не раб. У меня есть имя, и он знает его, – возразил бывший учитель, взирая на Лоргара. Воздев разводной ключ, словно легендарный золотой клинок самого Пира Олурия, старик воскликнул:

– Я – Найро!

Пир Оллурий. Защитник веры с золотым клинком из колхидских легенд. Никого не напоминает? Разумеется, это Олланий Пий – имперский святой, защитник Императора, покровитель Имперской Гвардии. О том, как эта легенда родилась во время Осады Терры, мы знаем благодаря «Сатурнину» Абнетта. Пир Оллурий – Олланий Пий… Как же эта легенда попала на Колхиду? Император пришёл за Лоргаром в 857.М30, то есть за 148 лет до Ереси Хоруса. Но это неважно, ведь сама история очевидно старше. Ей, как и вере Завета, тысячи лет, так что даже имя героя изменилось, хотя и осталось узнаваемым для нас. А для актуального таймлайна Пия сделали святым уже после Ереси, когда конкретно – мы не знаем.

Так откуда древние колхидцы знали о событиях, которые произошли лишь спустя тысячи лет? И насколько может быть совпадением то, что Лоргар попал именно на Колхиду, мир, в котором одновременно почитали и Богов Хаоса и Имперских Святых? На данный момент просто зафиксируем эту мысль. Мы вернёмся к ней, когда придёт время. Потому что Колхида – не единственная планета, в прошлом которой буквально отразилось будущее Империума. Второй такой мир тоже связан с историей Лоргара. И пора, наконец, поговорить о самом примархе.

True Aurelian – Part Two. Как Лоргар спас Императора… снова Warhammer, Lorgar Aurelian, Warhammer 40k, Adeptus Astartes, Word bearers, Видео, YouTube, Длиннопост

Часть II – Вера и верность

Итак, Фаэрон обучал Лоргара вере Завета, рассказывал о Богах Хаоса, называл это Истиной. Сам Кор верил в Истину безотчётно и на тот момент ещё не понимал сущности своего аколита, видя в нём лишь орудие Сил, которое нужно заточить и направить в сердце врага. Но что же сам Аврелиан? Насколько колхидская вера резонировала с его душой и сердцем? Даже когда он стал проповедовать, когда ворота крепостей открывались по одному его слову, Уризен не понимал своего пути. По крайней мере, так он говорил Фаэрону:

Я не уверен, что нужно Силам. Даже обдумав каждую фразу из книг в этой библиотеке, я не приблизился к пониманию Истины. Да, я Несу Слово, как делал ты, и у нас все больше новообращенных, но невозможно, чтобы Силы требовали от нас только этого.

Действительно ли Аврелиан так считал или играл невинного послушника перед Кором? Спустя полстолетья у Фаэрона не останется сомнений и он будет уверен в том, что даже тогда примарх не был искренен с ним. Но, быть может, Лоргар и правда всего лишь искал свой путь в этом мире? А нашёл он его совершенно неожиданно:

– Тише, тише, – просипел Кор Фаэрон. Охваченный паникой, он изо всех сил вцепился обеими руками в огромную кисть аколита, надеясь, что тот ощутит касание даже сквозь непрерывные судороги.

Приступ закончился так же внезапно, как и начался. Резко сев, Лоргар ещё несколько секунд буравил глазами металлическую переборку. Затем он повернул голову и посмотрел прямо на жреца.

– Я услышал и узрел, отец! – провозгласил парень.

– Силы? – выпустив руку ученика, пастырь чуть отодвинулся. – Они общались с тобой?

– Мне явилось видение. Я услышал и узрел Истину. – Аколит поднес ладонь к уху, как будто прислушиваясь:

– И песня всё продолжается.

– Что за песня?

– Мелодия эмпиреев, всего пространства и времени. Её напевает себе Вселенная.

Кор Фаэрон взглянул на Лоргара с тщательно скрываемым подозрением: его встревожило такое развитие событий. Аколит, несомненно, подвергся какому-то воздействию, но пока жрец сомневался, что дело в прямом вмешательстве Сил.

– Отдохни, – велел он парню.

Пастырь взял со столика и передал ученику кувшин с водой. Приложившись к нему, как к кружке, Лоргар в два приема выпил содержимое.

– Прекрасно, – произнес аколит, обратив на Кора фиолетовые глаза с золотыми искорками в зрачках. – Грядёт Единый. Он станет концом и началом всего.

В этот момент Лоргар ещё не знает, о ком говорит, хотя нам его видение понятно. Тогда на Колхиде он впервые, по его собственным словам, услышал мелодию Вселенной, музыку сфер, которой будет следовать впредь. Об этой музыке он расскажет нам в «Первом Еретике» и «Предателе» Аарона Дэмбски-Боудена. Обратите внимание, Аврелиан не сомневается – музыку ему открыли Силы, и видение Единого он тоже получил от них. Это важно потому, что и в дальнейшем примарх не станет отделять Императора от варпа, считая своего отца порождением двух миров, который должен править ими обоими – Материумом и Имматериумом.

Вот, как Лоргар позже вспоминал своё первое видение:

– Ну да, – аколит выглядел пристыженным, словно его застали за греховным занятием. – Видение было нестерпимо болезненным, но одновременно бесподобным. К тому же я познал музыку сфер. Такая дивная мелодия…

– Музыка звучит до сих пор? Какая она? Раньше ты слышал её? Когда ты падал, случаем не ударился головой?

– Да, она чудесная, нет, нет. – Лоргар недовольно взглянул на пастыря, и у того защемило в груди. – По-твоему, я что-то скрывал от тебя?

Боль и наслаждение смешались для него в этот миг. Но я затрудняюсь сказать, что было истинной причиной его видений. Возможно, Император попытался связаться с Аврелианом, как делал это с Магнусом. А быть может, Боги Хаоса решили, что пора вмешаться в игру. Либо психический дар Лоргара вышел на новый уровень и он провидел будущее без внешнего влияния. Тут мы можем только догадываться. Но с этого момента Уризен изменился. До видения он сам ни разу не проповедовал о Силах, не для читателя. Но теперь у него нет сомнений и он точно знает, куда идёт. Вот цитата в подтверждение:

Печально кивнув, Лоргар убрал руку и посмотрел на Ха Осис.

– Мой архидиакон прав: слабым волей не пройти по этой дороге. Через два дня мы остановимся в Меассине. Там вы будете пить из колодцев, есть с блюд Завета. Пока же разделите остатки припасов, как сочтёте нужным. Молитесь и знайте, что делами своими приблизитесь к Истине. Выживут те, кого Силы признают достойными.

Он искренен. По крайне мере, выглядит это так. Кроме того, у нас есть ещё один любопытный эпизод:

– Наша праведность доказана, отец, – произнёс великан. Переполненный чувствами, он забылся и перешёл на фамильярное обращение, но архидиакон, уже привыкший к такому, воздержался от замечания. Приняв от него кувшин, Лоргар благодарно кивнул и осушил сосуд. Улыбнувшись ещё шире, он пояснил: – Силы послали мне новое видение.

Аврелиан получает ещё один проблеск будущего и считает его доказательством своей праведности. Он убеждается в существовании Сил, а также же в том, что его путь – нести слово Обитателей Эмпиреев людям. Это понимание помогает ему покорить Колхиду. Но что насчёт самого видения? Что открылось Лоргару? Сначала это было так:

После дальнейших уточнений – аккуратных, поскольку, несмотря на физическую мощь Лоргара, темпераментом он часто напоминал нервного подростка, – ученик пояснил, что видел существо, окутанное сиянием золота и звёзд, спускавшееся из эмпиреев на орлиных крыльях.

Очевидно, это Император. Но дальше картина дополнилась:

– Новое? – внешне небрежно спросил пастырь, но сердце его затрепетало. Первое видение направило их к прямому столкновению с Заветом. Неужели аколит изменит мнение, заговорит об ином уделе? – Не о Едином?

– Он был там, как и прежде, – воплощённое золото и свет. Но с ним пришёл другой.

– Единый стал Двумя?

– Второй – маг в синих одеждах, как на рисунках древних шаманов. Его единственный всевидящий глаз лучился сиянием Сил.

– Золотой бог и мудрый человек, – проговорил Кор Фаэрон. – В самом деле, доказательство праведности! Силы вновь подтверждают, что Истина с нами, заверяют, что мы на верном пути. Ты – золотое существо, а я – маг, волхв.

– Думаю, так и есть, – отозвался великан, взяв жреца за плечо. Тот вздрогнул, и слёзы навернулись ему на глаза.

– Я никогда не сомневался… – обхватив руками громадную кисть ученика, пастырь опустился на колени. – Я знал, что тружусь на благо Сил. Надо мной глумились, но я верил, что Истина откроется нам. Она придёт через тебя, Лоргар.

– Через нас, – сказал тот. – Мы будем проповедовать Слово Единого, и Истина вернётся на Колхиду.

«А я стану архидиаконом Завета, – подумал Кор Фаэрон. – Займу подобающий мне пост владыки Варадеша».

Обратите внимание – для Фаэрона тут всё понятно, но Лоргар не уверен. Кстати, в их с Кором разговоре проскальзывает любопытная мысль. Дело в том, что в колхидских легендах у Высших Силы были четыре воплощения-пророка, которые носили имена своих богов (или чьи имена позже использовались для обозначения богов, история умалчивает). Так вот Фаэрон в какой-то момент спрашивает насчёт золотого существа из видений Лоргара, не является ли это существо пятым пророком? Учитывая, что Император вполне вероятно действительно стал/станет кем-то вроде пятого бога в противовес Четвёрке, ирония аналогии, которую инстинктивно отрицал Фаэрон, кажется неслучайной.

Так или иначе, ближе к финалу своего похода по объединению Колхиды Лоргар всё же начал приносить жертвы, хотя едва ли сам бы он так сказал. Вот один из примеров – после покорения Хатагена:

– Очередные Неверные отправились к Единому, – произнесла Кастора.

– Мужчины и женщины, – поправил Найро собеседницу. – Люди.

– Невежественные дикари.

– Когда-то и мы были невежественными. Единый требует не жертв, а жертвенности в трудах на благо Его.

– Но жертвы принесены, чего бы Он ни желал, – уже не так торжественно сказала Кастора, задумавшись о чём-то.

Очевидно, что со стороны Аврелиана эти действия не намеренные, хотя, надо думать, его религиозные войны неплохо подкормили Четвёрку. Тем не менее, к тому моменту на Колхиде остаётся лишь один непокорённый город – Гахеварла. Его владыки целенаправленно приносят в жертву смертных, чтобы получить благословение Сил и защитить свою цитадель так называемой Сдирающей Бурей. В разговоре с Фаэроном Лоргар резко осуждает жестокость, чинимую в Гахеварле. Кстати, любопытно отметить, что в том же разговоре Фаэрон неожиданно дистанцирует свою веру от веры Аврелиана:

– Того, чему я стал свидетелем, я не пожелал бы ни одному человеку.

– Но иного выбора не было: где есть только Единый, нет места другим. На том зиждется твоя вера.

– Наша вера. И я не схожу с этой дороги.

Фаэрон говорит «твоя вера», но Лоргар поправляет – «наша». Разумеется, примарх знал о том, что Кор остался верен Силам, воплощённым в четырёх сущностях. Позже Фаэрон назовёт это Старой Верой и возродит её в рядах легиона, чтобы посеять зёрна тьмы на сотнях миров. Но, как сам Кор позже признает, он заблуждался, думая, что его примарх пребывал в неведении. Уризен всё знал и допускал, потому что приёмный отец был ему полезен. И даже перед штурмом Гахеварлы он пришёл к Фаэрону не для того, чтобы излить душу. А чтобы проверить, что творится в Городе Серых Цветов, пока он словом и булавой насаждает Истину.

– Когда-то ты опасался, что я окажусь пророком Пятой Силы, но я – нечто большее! Я – очищение Колхиды, телесное и духовное. Мы должны искоренить любые святотатства, чтобы удостоиться пришествия Единого!

Кор Фаэрон ничем не выказал своей тревоги, однако проворно сложил пальцы руки под столом в знак Четырёх, кратко заверив Силы, что остаётся истинно верующим и однажды вернёт им планету.

Фанатизм Лоргара стал пугать Кора уже тогда. Он ничего не понимал, но смутное предчувствие родилось в нём. Однако Фаэрону оставалось только играть свою роль, ведь его бывший ученик стал слишком силён. Кор не знал, что со временем видения стали чаще посещать Лоргара, а его психологические состояние усугублялось. Мы видим это глазами Найро, но ничего не знаем о том, что в действительности испытывал Уризен. Почему приближение отца так плохо отражалось на нём?

Вскоре прибыл Император и… разумеется, Магнус. Именно их Лоргар видел в своих прогностических трансах – золотое существо и одноглазый маг в синем. К тому моменту Аврелиан уже начал чистку внутри Завета, искоренив несколько старых культов, но не все. Знал ли он, что они ещё понадобятся ему, или просто перестраховывался – очередной вопрос, на который мы вряд ли можем дать однозначный ответ. Хотя, опять же, Фаэрон ответил бы сразу – да, Лоргар всё предвидел.

True Aurelian – Part Two. Как Лоргар спас Императора… снова Warhammer, Lorgar Aurelian, Warhammer 40k, Adeptus Astartes, Word bearers, Видео, YouTube, Длиннопост

Часть III – Воспоминания о несбывшемся

Вступив в Великий крестовый поход, Лоргар продолжает слушать музыку сфер, симфонию Вселенной. Он уверен, что Император, его отец – бог, Единый. Имперские Вестники, а потом Несущие Слово покоряют сотни миров, многие приводят к согласию бескровно, хотя кажется, что это невозможно. Они насаждают веру в Бога-Императора. В 903.М30 Семнадцатый легион приводит к Согласию Монархию и строит на ней Кхур – сосредоточие Истины. Очевидно, что к тому моменту Книга Лоргара уже была написана, потому что ко времени Кхура культ существовал в устоявшейся форме.

Сложно сказать, сколько времени Аврелиан писал «Лектицио Дивинитатус». Кое-что было создано ещё на Колхиде, об этом говорится в сольнике Уризена. Но прошли десятилетия, прежде чем книга обрела законченный вид. Полагаю, в общей сложности у Лоргара ушло около 40 лет. А потом ещё 63 года «Лектицио Дивинитатус» распространялся по ойкумене. На этот счёт хочу привести весьма показательную цитату из восьмого тома Ереси от Forge World:

Прошло много лет с те пор, как был создан этот тайный отчёт. Теперь я знаю, что мне не суждено прожить достаточно долго, чтобы узреть судьбу Империума, а потому я могу писать без сожалений и не опасаясь тех, кто подобно мне, помнит Великий крестовый поход и движение вперёд вместе с Императором. Я хочу высказаться о новом Имперском культе, который открыто поклоняется Ему – культе, сам факт существования которого полностью противоречит Его воле.

Спустя многие десятилетия после Улланора, когда Император перестал командовать Своими армиями среди звёзд, Его испуганные подданные всё более отчаянно цепляются за утешение в том, что они воспринимают как Его слово и дело. Стремление этих людей к Его присутствию в своей жизни привело к образованию новой религии, именуемой Культом Империалис или же Верой в Императора нашего Спасителя. Корни этого культа скрываются в текстах «Лектицио Дивинитатус», порождённых бредом трижды проклятого Лоргара Аврелиана. Эти глупцы, эти заблудшие души поклоняются Императору как богу, и можно только вообразить, сколь горькое чувство веселья испытывает Золотой Примарх, если он всё ещё жив, при осознании того факта, что сама основа нынешнего царства его Отца аналогична причине, по которой Повелитель Человечества обрушил на Лоргара Свой гнев.

Новые лорды Терры не предпринимают ни малейшей попытки остановить распространение этой секты – напротив, они используют её в качестве средства для продвижения своих собственных корыстных целей. Сейчас, как никогда прежде, стоило бы вспомнить о возрождении созданного Им светского Империума, основанного на идее познания. Понимание Великой Лжи не уменьшает ценности Имперских Истин; демоническую угрозу можно понять и рационально отразить при помощи технических достижений. Его сыновья – чудеса науки, а не мифические полубоги, и если бы Император мог говорить, Он стал бы первым, кто отрицал Свою божественность.

Заключительная часть этих строк, написанных после Ереси, очевидным образом перекликается с первыми строками «Лекцицио Дивинитатус»: «Только бог станет отрицать свою божественности» (фраза переводится в нескольких вариантах, но суть её не меняется). Однако прежде, чем мы рассмотрим этот феномен, давайте вернёмся к началу разговора. Помните Оллания Пия, которого на Колхиде знали как Пира Оллурия? Я тогда сказал, что Колхида – не единственная планета, где помнят грядущее. Второй такой планетой оказалась Сорок Семь Шестнадцать.

Этот мир, как и многие другие, был отрезан от Терры в период Долгой Ночи. В какой-то момент местное население начало считать Старую Землю не более чем легендой, мифом, выдумкой. Но потом их небеса расчертило пламя, а на землю спустились исполины в серых доспехах. Люди встретили Несущих Слово со вздохом облегчения, осознав, что они не единственные представители человеческой расы и древние сказания не лгут. В свою очередь Семнадцатый надеялся, что планету получится быстро привести к Согласию и местные безоговорочно примут веру в Бога-Императора.

Но оказалось, что у жителей Сорок Семь Шестнадцать уже есть бог, и тоже Единый. Тогда легион предпринял штурм столичного мегаполиса, который, к слову, был неплохо защищён – миру удалось сохранить уникальные образчики технологий Золотой Эры. Я не буду пересказывать весь сюжет рассказа «Отпрыски Бури» Джоша Рейнольдса, где изложена эта история. Достаточно сказать, что одним из участников штурма был Сор Талгрон, капитан Тридцать Четвёртой роты Несущих Слово. И вот, что воин обнаружил в главном храме Отпрысков Бури:

Это была открытая книга, увидел он, вдохновенно написанная от руки чернилами и золотой краской. Её окаймление было покрыто невозможно сложным узором, скручивающимися линиями и пересекающимися чертами. Сор Талгрон видел, что стилизованные люди и существа трудились внутри этой каймы, скрытые среди странных узоров и закручивающихся спиралей. Каждую страницу покрывали плотные письмена, выведенные строгим, уверенным и смутно знакомым подчерком...

Любой боевой брат в XVII Легионе каждый день проводил многие часы в одиноком поиске вдохновения, но капитан никогда не видел такой работы. Стиль и мастерство автора были феноменальными, превосходящими всё, чего когда либо могли надеяться достигнуть Сор Талгрон и любой другой боевой брат. Это было работой несомненного гения – и вряд ли рука обычного смертного могла повторить его. Действительно, единственными вдохновенными работами, которые могли сравниться с этой книгой, были тексты, которые написал сам Уризен, а Сор Талгрону позволили лишь несколько взглядов на них...

Его глаза расширились, когда он пригляделся. Текст был написан формой Высокого Готика, используемой лишь религиозной элитой его родного мира, Колхиды.

– Что это? – шокировано произнёс моргающий Сор Талгрон..

Капитан бросил взгляд на стоявшего рядом старого жреца, но было невозможно прочитать выражение глаз старца. Он быстро повернулся к заключенной внутри чёрного куба книге.

– «И в вере вселенная должна быть объединена», – сказал он, читая в слух начинавшую плотный текст строчку. Его голос дрогнул. Он знал эти слова. На самом деле, Сор Талгрон даже полностью запомнил этот текст. Он тяжело сглотнул.

– «Объединена под властью Бога-Императора Человечества», – пронёс он хриплым шепотом последние священные слова.

Выходит, люди этого мира поклонялись Императору как богу. Вот только об Императоре они попросту не знали (в начале рассказа подчёркивается, что контакт с Несущими Слово был первым для них за тысячи лет). А ещё интереснее то, что их вера была основана на догматах из Книги Лоргара. Не из «Лектицио Дивинитатус», а именно из Книги Лоргара, то есть из той самой книги, которую Аврелиан написал собственноручно на колхидском. На это обращает внимание Сор Талгрон, потому что однажды видел эту книгу, пусть и мельком. Под «Лектицио Дивинитатус» обычно подразумевают копию оригинального труда, переписанную на Низком Готике и подпольно распространяемую по всей галактике.

Но как это возможно? Как Книгу Лоргара могла заполучить цивилизация, которая никогда не контактировала с Империумом? Цивилизация, которая откололась от Терры тысячи лет назад? У меня есть два объяснения. Первое – пресловутые путешествия во времени. Строго говоря, для вселенной Вархаммера это не является нонсенсом. Например, у нас есть «Урок железа» Гаймера, где Железнорукие встречают свой собственный крейсер, пришедший прямиком из будущего. А ещё в одном из дополнений к Кодексу Чёрного Легиона рассказывается, как Абаддон прибыл на планету, где время текло вспять, и обманул демона Тзинча, чтобы прозреть будущее.

Ограничение по знакам. Продолжение здесь.

Ютуб-канал

Группа ВК

Телега с анонсами и чатом