Троллейбус в деревне

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

В селе Солончены (Молдавия) в течение двух лет существовала троллейбусная линия, по которой ходил один троллейбус, развозивший селян на работу.


Село Солончены расположено на северо-востоке Молдавии в 12 км. к северу от районного центра Резина, на западном берегу реки Днестр. На закате Советского Союза в селе проживало около 3000 жителей, а совхоз "Солонченский" являлся крупным зажиточным хозяйством. Основными производственными объектами являлись животноводческая ферма, зернозаготовительная база, мелиоративная база и машинно-тракторная станция. При этом все хозяйственные объекты находились на удалении, на возвышенности к северу от села, и рабочие доставлялись на работу автобусами.


Председателем совхоза с 1988 по 1993 гг. являлся Заяц Николай Андреевич, отличный хозяйственник, наладивший образцовую работу предприятия. В совхозе применялись различные инновационные технологии ведения хозяйства. В результате совхоз в несколько раз перевыполнял планы. Как следствие, росло благосостояние совхоза и работников предприятия. Рабочие на ферме получали до 500 руб. в месяц, а доярки до 600 руб., в то время как средняя зарплата по СССР в 1988 г. составляла 233 руб. В совхозе также ежегодно оставался внушительный излишек средств.


Заяц Николай Андреевич

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Согласно условиям в бывшем СССР, любой прирост совхозных средств переходил государству, если не являлся активным балансом на нужды предприятия или социальные нужды села. Чтобы не отдавать деньги государству, в Солонченах развернулось комплексное планирование и строительство всех возможных хозяйственных, социальных и культурных объектов. В результате село превратилось в образцово-показательный посёлок, с уровнем жизни, сопоставимым с городским. Однако лишние средства всё равно оставались. Как следствие, председателем рассматривались всевозможные необычные проекты. Одним из таких необычных планов стал проект троллейбуса для связи села и удалённых хоз.объектов.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Идея строить троллейбус была личной инициативой председателя совхоза. Официально основным аргументом в пользу троллейбуса называлась его дешевизна в эксплуатации: работа автобуса обходилась совхозу в 93-94 руб. в сутки, тогда как работа троллейбуса обходилась в 15 руб. Однако данный аргумент был ширмой, особенно на фоне изначальной неофициальной цели освоения лишних средств. Главной и решающей причиной строительства именно троллейбуса председатель Н.А. Заяц в личном интервью в 2011 г. назвал тот факт, что автобусы из совхоза в приказном порядке постоянно забирали "в район" на различные мероприятия, например "на картошку" или демонстрации, тем самым срывая доставку рабочих на хоз.объекты села. Однако троллейбус "отвязать" от контактной сети и забрать было невозможно.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Задание на проектирование троллейбусной линии в селе Солончены было выдано 28 февраля 1989 г. Проект был разработан государственным проектным институтом "Кишинёвгорпроект". К началу возведения линии совхоз построил новую асфальтовую дорогу через всё село до молочной фермы - по будущей трассе троллейбуса. Строительство троллейбуса велось на рубеже 1991-1992 гг. Была сооружена однопутная троллейбусная линия длиной 2,44 км с незамкнутыми разворотными кольцами. Выезд с колец подразумевал перестановку токоприёмников троллейбуса. В разворотных кольцах ввиду повышенных нагрузок были установлены нестандартные спаренные опоры поддержки контактной сети.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Была сооружена одноагрегатная тяговая подстанция прибл. в середине трассы троллейбуса, а также линии связи для управления подстанцией. На разворотных кольцах были смонтированы кнопки управления тяговой подстанцией. Проект также подразумевал дополнительные дорожные работы по сооружению разворотных кругов, строительство площадок для посадки-высадки пассажиров на конечных, и остановочных павильонов. Кроме того, были произведены монтаж наружного освещения вдоль части трассы троллейбуса, где таковое отсутствовало, а также переустройство электросетей, радиосетей и телефонных линий. Железобетонные опоры и провода контактной сеть были поставлены из города Бендеры. Контактная сеть монтировалась специально нанятой бригадой ремонтников ТУ Кишинёва. На подстанции было установлено экспериментальное электрооборудование из Киева. Всего на строительство троллейбусной линии и сопряжённые работы было затрачено 400 000 руб.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Два лучших шофёра совхоза были направлены на обучение вождению троллейбуса в Кишинёв на 6 месяцев. После прохождения курса обучения, водители в течении 2 месяцев стажировались на маршрутах Кишинёва с пассажирами. В кишинёвском Троллейбусном парке № 2 был арендован один троллейбус ЗиУ-682В производства 1987 г. с бортовым номером 2049 за 50 000 руб. в год. Ранее в Кишинёве машина находилась на консервации, и имела малый пробег.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Движение троллейбуса в селе Солончены было торжественно открыто 1 мая 1992 г.


Единственный троллейбус курсировал между южной окраиной села Солнчены и молочной фермой к северу от села, за пределами административной границы Солончен. Совершалось 5 заявленных рейсов в день в каждом направлении движения. Расписание движения троллейбуса было привязано к развозке рабочих по хоз.предприятиям совхоза и работе школы, и производилось по следующему графику:


Отправление из села Солончены:

05:00 - Доставка доярок

07:30 - Трактористы и школьники

09:00 - Полеводческие бригады

13:30 - Послеобеденная развозка

19:00 - Ночной персонал и сторожа


Отправление от молочной фермы:

08:30 - Ночной персонал

12:00 - Развозка на обед

14:00 - Школьники

17:30 - Трактористы и полеводческие бригады

22:00 - Доярки


В различных источниках упоминаются от 6 до 8 рейсов в день, однако эти цифры отражают полные обороты машины туда-обратно с учётом холостых пробегов по мере возврата во "внепиковом" направлении движения (два оборота из восьми не являлись необходимостью, т.к. троллейбус мог не возвращаться в село, а отстаиваться у молочной фермы).

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Изначально проект троллейбуса подразумевал 4 промежуточных остановки (подробный план см. выше)

Однако на практике, кроме двух посадочных площадок на конечных станциях, промежуточных фиксированных остановок не было - остановки производились по месту требования. Проезд был бесплатный, за счёт совхоза. Троллейбус был чрезвычайно популярен среди селян, и перевозил до 1000 пассажиров в день. Специально для троллейбуса был закуплен магнитофон, и во время движения в салоне играла музыка. Троллейбус мыли водители на конечных. На ночь троллейбус либо парковался прямо на линии неподалёку от дома ответственного за машину лица, либо буксировался трактором на территорию гаража МТС, находившегося около линии, но не оборудованного контактной сетью.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Троллейбус проходил техобслуживание в ТУ Кишинёва, куда его буксировали трактором К-700. Дорога занимала 6 часов в каждую сторону. За 20 месяцев работы троллейбус проходил техобслуживание 4 раза. Обслуживание машины носило превентивный характер. Как следствие, за всё время работы в селе Солончены, троллейбус ни разу не ломался. В 1993 г. троллейбус был полностью перекрашен.


В начале 1990-х г. возникли планы районного масштаба по продлению линии от села Солончены до районного центра Резина, расположенного в 12 км. южнее, население которого составляло на тот момент около 15 200 чел. Согласно планам председателя совхоза "Солонченский", линия должна была пройти по дороге вдоль правого берега реки Днестр через населённые пункты Башерница и Чорна, через город Резина по главной улице (ныне ул. 27-го Августа 1989 года), и далее по шоссе R13 до площадки у поста ГАИ около посёлков Царёвка и Цахноуци. Общая длина линии составила бы 18,8 км. Согласно другому плану, обнародованному в районной газете, линия заканчивалась бы у авто-транспортного предприятия (АТП) в самом городе Резина, а общая длина линии составила бы 15 км. Планировалось, что на линии будут работать 4 троллейбуса. В рамках осуществления описанных планов совхоз "Солонченский" полностью отстроил новую асфальтовую дорогу от села Солончены до города Резина. Если бы данная междугородная линия была построена, по трассе следования появилось бы несколько примечательных мест с троллейбусом: проезд под грузовой канатной дорогой рыбницкого металлургического комбината, проложенной над рекой Днестр; проезд троллейбуса под пролётом ж.д. моста через Днестр ветки Рыбница - Бельцы; и движение троллейбуса по серпантину подъёма от реки Днестр к городу Резина, расположенному на возвышенности.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Однако с развалом Советского Союза вышеописанным планам было не суждено сбыться. По мере прямого отказа от разграбления хозяйства, председатель совхоза Заяц Николай Андреевич был смещён со своей должности в сентябре/октябре 1993 г. Троллейбус в селе Солончены был закрыт пришедшим на смену председателем с 3 января 1994 г. под предлогом дороговизны электричества на тот момент. По состоянию на 9 июля 1994 г. контактная сеть была в укомплектованном состоянии, а троллейбус 2049 был законсервирован на территории гаража МТС (источник: Сергей Тархов). Cо временем оборудовние троллейбуса было разграблено, как и всё хозяйство совхоза. Контактная сеть была продана в Кишинёв. Троллейбус 2049 был возвращён в Кишинёв, где продолжил работу на маршрутах, как минимум, до 2006 г. К началу 2010 г. данного троллейбуса в Кишинёве не было. По состоянию на 6 мая 2011 г. о троллейбусе в Солонченах напоминали только столбы поддержки контактной сети, остатки здания подстанции и сравнительно хорошие поселковые дороги.


То самое разворотное кольцо со спаренными опорами в наше время

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Улицы, по которым когда-то ходил троллейбус

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост
Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост
Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Остатки тяговой подстанции

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Взято отсюда и отсюда

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
30
Автор поста оценил этот комментарий
Сразу вспоминается, как "крестьяне" якобы не получили землю. Вот пример хорошего колхоза, доход тратили на себя, развитие. Наверное таких колхозов, хорошо тративших, на развитие и крестьян , в районах чернозёма было много
раскрыть ветку (42)
48
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Хрен знает кто там когда чего не получал. В воронежской области, в селе на полторы тысячи человек, где жили мои дед с бабкой, строили новые дома. В прок. Не бог весть какой модерн, простые дома, белый кирпич, квадратов 70, 3 комнаты, веранда, кухня. Сарай. Земли соток 10-15.


И выдавали их нахаляву. Бесплатно. Без очереди. Желающим осесть и работать. И приезжали помаленьку. Потом волнами - вначале чернобыльцы после аварии. Ближе к 90м из карабаха поехали.


Но это 80е, что сам помню. А по рассказам стариков очень по разному было. И голод был лютый, и раскулачивать собирались, и скотину забирали, и здоровые халявные дома после войны строили, и жили как у христа за пазухой, и 20к на книжках в конце спалили...


Сейчас недоумки все под одну гребенку гребут, "совок" и баста, безапелляционное - "гавно". А в нем 73 года истории, 2 лютые воины и считай 4 поколения.

раскрыть ветку (10)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Послевоенный Советский Союз до 80 это образец хорошего государственного строя, но все что после этого то же самое, что и сейчас. Та же коррупция, то же разделение на классы, без связей ни куда. И сейчас убийцей всего хорошего что было в СССР служит зажравшийся Зюганов. Пришел бы на него место кто то молодой и начал бы служить народу, а не старикам только, тогда глядишь единую подвинули бы знатно они.

раскрыть ветку (8)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Какая коррупция?

Шоколадка доктору- вот и вся коррупция в СССР.


А сейчас ты у олигархов, дворцы, миллиарды, покупка футбольных команд, разворовывание бюджета, миллионы у Захарченко..


Как можно такие принципиально разные вещи называть одним словом?

раскрыть ветку (3)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Обычная такая коррупция и поголовное воровство во всех эшелонах власти, торговли и распределения.

Все было пропитано этим - от самого низа до самого верха.

Везде круговая порука, все прут то что видят и не видят.

Смело можно сажать любого - от продавца до министра.

Одно для своих - другое для чужих.

Да даже магазины для высших классов где быдло трудовое купить ничего не сможет чего стоят.

Для меня нет разницы что ворует один Захарченко или эти деньги распределили 500 "Захарчинков" - результат один.

И доктора за "дефицитные" уколы брали не шоколадки - а по 15 рублей за штуку.

Все это мог "не замечать" только тот кто сам к блату относился.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Об многих вещах просто почему то забыли. У депутатов были свои больницы. Вспомнить ту же гос охоту, когда столы ломились, а в это время очереди за колбасой. Рассказы моего деда, как ему из под прилавка телевизор продавали. Не это ли коррупция? Именно с СССР пошло воровство с заводов и фраза "мне должны". И кстати все оллигархи родом из СССР, так что не надо разделять людей на до и после.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, это привелегии и спекуляция.

Коррупция это другое.

Автор поста оценил этот комментарий

Это было еще в 70-ых. Говорю как человек, у которого дед умел налаживать связи и катался соответственно как сыр в масле с 70-ых таки точно.

Автор поста оценил этот комментарий

Послевоенный Советский Союз до 80 это образец хорошего государственного строя


Да что же там хорошего? Если только в сравнении с двадцатыми по 60-ые.

Но это не хорошее - а просто лучше полного пиздеца. Полупиздец.

Более-менее - вторая половина 70-х и по 80-й год. Дальше опять все печально.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Строительство заводов, расселение людей, массовое строительство жилых площадей. Налаживание инфраструктуры.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я в процессе ремонта квартиры ничего хорошего не вижу - хорошее в жизни в квартире с ремонтом.

Поэтому что вы хорошего в жизни в строительстве усмотрели мне не понятно.

Вот когда достроили - к 65-70 году - вот тогда уровень жизни стал получше. Но не высоким - а просто лучше полного пиздеца.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот люто плюсую, особенно за последний абзац.
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку