Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34

Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, даже служил на бронепоезде.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»


В 1929 году Кошкину было уже больше 30 лет, казалось, его мечта стать военным инженером от него уплыла. Но характер у Михаила Ильича был не такой, чтобы сдаваться. Он написал Сергею Кирову – известному партийному лидеру, с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные специалисты, и он был рекомендован в число парттысячи, для учебы в Ленинградском технологическом институте. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения. Впереди было знаковое направление в Харьков на паровозостроительный завод.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

М.И. Кошкин (второй слева) на ленинградском заводе.


В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова. Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов


Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

А-32 был принят советским командованием для дальнейших доработок и в итоге стал знаменитым Т-34.


В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

6 марта 1940 начат 7-дневный пробег Харьков–Москва


Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Памятник великому инженеру в Харькове


Спасибо за внимание! Подписывайтесь, если было интересно! До скорых встреч!

Источник: Канал на Яндекс.Дзене

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

Это так, для общего развития:

Всего потери советской бронетехники с 22 июня 1941 по 9 мая 1945: 83500

Всего потери немецкой бронетехники с 22 июня 1941 по 9 мая 1945: 28735.

Т.е. в 3 раза...

Источник: https://historical-fact.livejournal.com/72615.html

раскрыть ветку (26)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Тут вот в чём дело, бро (хотя и не брат ты мне...)

Вермахт и СС с радостью потеряли бы в боях в три раза больше танков и самоходок. Но вот только промышленность Германии, Чехии, Франции и остальной Европы, подмятой Германией что ходила под немцами - не смогла дать такого количества. А разорванная в клочья (и это не крики чёрной обезьянки, а сущая правда) и воссозданная по кусочкам в эвакуации советская танковая промышленность - смогла. И эти цифры - не позор Союза, а знак подвига советского трудового народа.

Ну, и союзники ещё кое-что присылали. За что и им тоже спасибо. Мала бородавка, да хрену добавка.

раскрыть ветку (12)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Справедливости ради, смогла бы дать не меньше, если бы не тяга немецкого руководства к вундервафлям с большим ресурсом.

Сделали ставку на протосов и прогадали.(не, я тут не отсылаю к "завалили трупами", просто объективно советские танки были гораздо хуже по ТТХ, но стратегически за счёт как раз производственных возможностей они выгоднее).

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Тут вообще очень интересные танцы с саблями бубнами танками вырисовываются.

В 1941 году танки СССР были такие, что немецкие машины на их фоне были картонными поделками с пукалками. Вспомним Расейняйский бой, когда один-единственный полудохлый КВ стоял на дороге два дня - и по дороге больше никто не мог пройти. Но мы отступали, а немцы - пёрли, как говно из сортира, в который дрожжей кинули.

С появлением Тигров ситуация изменилась зеркально. Советские Т-34-85 перед Тиграми и пантерами были словно толпа крестьян с вилами против одоспешенного рыцаря на боевом коне. Однако Советский Союз планомерно наступал, а немцы - отступали.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тут как раз просто:

Сами по себе танки то мало чего значат.

КВ был крут, но их было пару сотен и они ломались как школьница на выпускном. Лень чего-то гуглить, но на память их большую часть потеряли в первые месяцы войны небоевыми потерями.(сдохла трансмиссия например, а отбуксировать его тупо нечем).

Остальные массовые на тот момент танки типа т26, БТ и подобное мало что могло решать.

С тиграми и пантерами та же фигня: они круты, но их ничтожно мало и стратегически на поле боя не воюют обособленно танки против танков, пехота против пехоты, самолёты против самолетов. Дай им хоть сотню абрамсов, результат принципиально не изменился бы.

Мне тут вспоминаются темы, в которых сравнивают замки в третьих героях, там так же по уровням сравнивают статы существ по уровням и почему-то получается, что сильные замки считаются слабыми и наоборот).

Воюют армии всеми средствами и тут простое объяснение: в 41 году вермахт представлял их себя лучшую армию по подготовке, боевому опыту как высшего командования, так и тактического, а к 43 их этих опытных людей уже мало чего осталось, остались такие же новоприбывшие, в то время как РККА набралась опыта.

Ах да, ещё косяк наших: большую часть войны всё-таки у немцев было подавляющее господство в воздухе, что не могло не сказаться на танковых потерях.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ломались как школьница на выпускном. Так и запишем.
Автор поста оценил этот комментарий

Не стоит еще забывать про некоторую наркоманию и неповоротливость и похуистичное отношение к ТЗ немецких конструкторов.

ОКВ чуть ли не с французской кампании носилась с криками "дайте нам тяжелый танк - линии обороны все-таки с ним удобнее прорывать".

Потом Хеншель и Порше подумали и начали выдавать на гора свои охуенные поделия.

Один сначала решил что в каждом немецком городе стоит минимум по Норникелю и решил электрическую трансмиссию вкорячить, да еще и не дожидаясь гос испытаний запилить малую серию - "пацаны, у меня все схвачено".

Второй решил "а хуле они тут железных дорог неправильной ширины понастроили - я вот танк с гусеницами правильной ширины сделаю".

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

"Второй решил "а хуле они тут железных дорог неправильной ширины понастроили - я вот танк с гусеницами правильной ширины сделаю""

Который и транспортировать на фронт нечем и на фронте нечем тягать (но это было у обеих сторон)

Автор поста оценил этот комментарий

"Гораздо" - это насколько? И на какой период времени?

7
Автор поста оценил этот комментарий

А вот и "надписи на рычажках" подъехали. Сравнивать танки чисто по количеству - это уже демонстрация невежества в вопросе. Как можно приравнивать Пантеру к Т-34? Правильно сказали ниже: к чему эти цифры?


Далее. Могла бы промышленность Германии и Чехии дать больше танков? Могла бы. ВВП Рейха был выше, чем у СССР. Но ценой мобилизации всего государства, что привело бы к падению уровня жизни граждан. Гитлер на это не решился до 1943 года. Сталин же начал ускоряться еще в 1940 (переход на 8 часовой рабочий день и 1 выходной в неделю). В 1941 по указу 26/XII уход с предприятия считался военным преступлением (дезертирством). За два с половиной года по этому указу было вынесено около 5 млн. приговоров. Сейчас правда часто вместо "приговоров" пишут "осужденных", нет это разные вещи. Количество осужденных было гораздо меньше. Тем не менее, дезертирство было повальным.


На ЧТЗ продолжительность рабочего дня составляла более 10 часов, выходных - 2-3 в месяц. При этом в 1943 году ежемесячно с ЧТЗ дезертировало около 500 человек. Так что подвиг советского трудового народа - он не сам собой появился, а во многом был организован или инспирирован Сталиным. Жесточайшими мерами. А сейчас нам везде рисуют "лубочный" образ, где все дружно и с песнями трудились ради общего блага.


Промышленность оккупированных стран использовалась слабо. Чем помогли Норвегия, Югославия и Греция Гитлеру? Сырьем? Так Гитлер его и до войны получал. При этом все "забывают", что в "работавшей на Гитлера всей Европе" ему приходилось держать до 50 дивизий, которые ой как не помешали бы на Восточном фронте. Пусть не первоклассных, но все же боеспособных дивизий.


Мала бородавка, да хрену добавка.

Если говорить о ленд-лизе, то ни Сталин, ни Молотов, ни Хрущев, ни Жуков не говорили ничего подобного. А кроме ленд-лиза Союзники помогали еще много чем. Так что их вклад был тоже значительным.


А. Микоян:

Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали.
То есть, еще миллиона два солдатских жизней. Нихуя себе мала бородавка.


Пруфы как обычно по запросу.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Я тебе сам запруфлю.

1943 год. Пермь. 12-летний фрезеровщик. Фото: ИТАР-ТАСС

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы отстаньте от товарища. Это он лично мне писал.

Он заметил в одном месте мой не самый уместный комментарий, и теперь постоянно доябывается, как пьяный до радио - спой, да спой.


Не понимаю я подобного, если честно. Умные люди в диалоге ищут истину, а свинья - везде грязь сыскать хочет.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Это насмешка, а не доёбка. У вас каждый комментарий по истории ВОВ такой.


Умные люди в диалоге ищут истину
Умные люди не постят на темы, в которых разбираются очень плохо. Но самое главное - умные люди руководствуются формальной, а не аффективной логикой. Но это мое субъективное мнение.
6
Автор поста оценил этот комментарий

помогу цитатами ПЕРВЫХ лиц СССР про лендлих и насколько он был жизненнонеобходим. необхоимость которого начали принижать в 70 в разгар холодной войны, до 70 его надобность никем не оспаривалась и всячески поддчеркивалась, но пропаганда сделала свое дело и теперь все говорят что и без лендлиза норм было, не было норм без него.



…Все это привело к ослаблению нашей обороноспособности и поставило Советский Союз перед смертельной угрозой. Здесь уместен вопрос: каким образом выйти из этого более чем неблагоприятного положения? Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30—40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних). Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союзникам своими активными действиями на фронте борьбы с гитлеризмом.(C) Сталин В письме Черчелю.


Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2 - х томах 1958: М. Госполитиздат


…Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом.(С) Сталин в письме Результату


…Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии(С) Жуков в интервью Карпову В. В


В записке № 1447-с от 27 мая 1963 года Председателя Комитета Госбезопасности В. Е. Семичастного в ЦК КПСС о настроениях Г. К. Жукова


Микоян: … когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.


Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.


Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ссылка на ЖЖ это аргумент.:)

1
Автор поста оценил этот комментарий

А это зачем тут вообще, к чему, к какому общему развитию ? если вспомнить историю а не выдирать цифры из разных мест, то вполне становится очевидным причины таких цифр.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот только "тридцатьчетверок" за время войны выпустили около 30000 штук.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

70 же, 30 это первая с 76мм

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Так с 76мм это основная модификация, с 85 мм только с 44 года выпускали. И вряд ли бы их за полтора года наклепали больше чем 76мм за 5 лет

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Т-34 =35 330 (не включая выпуск Т-34-85)

Т-34-85 = 25 914

су-100 + 85 + 122 = 4976+2050+638+1

не наклепали, но почти, включая основные машина на базе корпуса

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

По т-34-85. За 1944 год выпустили 10 662 танков, а за 1945 - 12 551 штук. Но я не уверен что все 12 тысяч были выпущены до конца войны, поэтому суммарно выпуск до конца войны можно оценить в 18 тысяч. Ну и да, большая часть(около 60%) потерь это результат "работы" противотанковой артиллерии. Все-таки для САУ т-34 был картонной коробкой на гусеницах.

Автор поста оценил этот комментарий

А из 83500 сколько из ремонта? Или вы не в курсе советской системы учета, при которой танк вышедший из заводского ремонта считался вновь выпущенным? И сколько из 83500 потеряно по тех.причинам (подсказка из всех танков на начало войны, около 60% потеряно по тех.причинам).

Автор поста оценил этот комментарий

Давай еще причины потерь, там наверняка есть

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку