Трагическая медицина

#авторский_челлендж

Не секрет, что к началу девятнадцатого века, с хирургией у человечества дела обстояли не ахти. Даже хуже чем в древности, когда недостаток знаний искупался свободой эмпирический изысканий. Усиление роли религии в жизни общества и последующее усиление церкви, нехило подрубили науке ноги. А медицину и вовсе низвели до едва не пещерного уровня. Уже то, что хирургия столетия была ремеслом цирюльников и кузнецов, говорит о многом.
Один из примеров: запрет на анатомические вскрытия действовал в Великобритании до 1832 года, в США и ещё дольше, что, понятно, развитию медицины тоже не способствовало. Медикам приходилось буквально охотиться за трупами, идя на серьёзный риск, а порой даже и на откровенный криминал. Кто внимательно читал «Приключения Тома Сойера» действия в котором разворачиваются примерно в 1840 году, может помнить момент, когда молодой доктор обращается за помощью к местному маргиналу, Индейцу Джо, с целью получить свежезахороненный труп местного жителя. Кончилась правда его затея печально. Можно было бы, конечно, списать этот эпизод на художественный вымысел, если бы не реально существовавший и документально зафиксированый преступный промысел, известный как «кража трупов». Хотя, будем честны, одними кражами дело не обходилось.. Так в 1828 году в был осуждён некто Уильям Бёрк, эдинбургский сапожник, перед казнью признавшийся в убийстве пятнадцати человек и продаже их трупов одному эдинбургскому хирургу. Человеческая жизнь, особенно людей в бедных кварталах в то время ценилась низко, да и мёртвых тел в хорошем сохране наблюдался дефицит. Люди умирали может и часто, да вот условий для длительного хранения трупов, толком не было, погода опять же, способствовала тлению. Так что людям определённого сорта проще было убить, чем подобрать годный труп.
Понятное дело, что в такой ситуации к хирургам шли неохотно и только когда другого выбора не было. Людей можно понять, обезболивающих толком не существовало, операции проводили практически «наживую», да и послеоперационная летальность достигала ужасающих размеров: 90% прооперированных умирали. О таких понятия как «антисептика» и «асептика» никто ещё и слыхом не слыхал, как и о разделении больных на «чистых» и «грязных». Все наработки древних врачевателей (а они были и весьма впечатляющие, даже на сегодняшний день) были забыты. Исключения случались,(вроде того же Пирогова, предложившего в своё время разделять больных на «чистых» и «грязных») но общей картины увы, не меняли. В больницах и госпиталях нередко царили грязь, зловоние и теснота. Хирурги оперировали без перчаток, в своей повседневной одежде, иногда правда накинув на плечи забрызганный кровью от предыдущей операции халат. В качестве перевязочного материала использовали самые разнообразные тряпки – отходы текстильные фабрик.
Кто смотрел сериал «Больница Никербокер» может отдалённо себе представить этот ад. Кто не смотрел, рекомендую, вещь годная.
Но врачи не сдавались. И не только врачи. Тот самый Луи Пастер, заложивший начало микробиологи был вовсе даже химиком. Тем не менее, значение своего открытия ( а открыл он, изучая процессы брожения, микроорганизмы, если что) понял сразу (потому что хорошее образование, это не только специальность, а ещё и аналитические навыки,). Но вот признание получил только в пятьдесят девять лет. Сила инерции в науке всегда была велика. Впрочем ему ещё повезло, в отличие от например, Игнаца Земмельвейса, венгерского врача-акушера и основателя асептики. Вот уж кому досталось по полной. Травля, преследования, депрессия, лечение в психиатрической клинике и смерть.. По злой иронии судьбы от септического заражения, возникшего в результате побоев персоналом клиники. И за что? За одно лишь предположение, что руки врача и используемые в практике родовспоможения инструменты, могут быть источниками заразы и, как следствие, причиной высокой смертности родильниц. Верить в такое высоколобые никак не хотели. Даже то, что введенные доктором в своей клинике меры асептики сократили летальность до одного процента, их не убедили. А казалось бы, что такого страшного в регулярном обеззараживании рук и инструментов? А вот поди же ты.. Доктор был затравлен, роженицы продолжили умирать. И не только роженицы.
Ситуация изменилась когда открытиями Пастера заинтересовался Листер. И не просто заинтересовался, а сразу перешёл к практике. Асептика впрочем его не слишком волновала, чистотой в больнице он особо не заморачивается, зато в антисептику верил как в писание, а может и крепче. Да, вот такой вот парадокс: больные у него лежали на грязном белье, в палатах также царила грязь, оперировал он в старом халате, но зато в карболке едва ли не купалась вся операционная. Ну а что, больные то всё же выздоравливали… во всяком случае, умирать стали куда реже, чем прежде. То, что карболка токсична, может вызывать некрозы кожи, снижение остроты зрения и потерю зубов, осознали позже.. Она, карболовая кислота, кстати ещё вышла Листеру боком. Ведь именно из-за неё английского учёного обвинили в плагиате. И, надо сказать, повод у недоброжелателей Листера был. Лемер, французский фармацевт, использовал в антисептических целях фенол (карболку) с 1859 года, а для дезинфекции предложил её использовать в 1865, тогда как Листер опубликовал свой труд аж в 1867 году. Но, был ли тут злой умысел? Известно ведь, идеи витают в воздухе и многие открытия совершались разными учёными, примерно в одно время. В любом случае, Листер хорош уже тем, что популяризировал своё открытие по максимуму, и сумел таки внедрить принципы антисептики в хирургии.
Хотя без казусов конечно не обходилось. Так замечательный хирург, учёный и педагог, фанат учения Листера, Пётр Павлович Пелехин, в порыве антисептического рвения сбрил себе волосы на голове, усы и брови. Тем временем в его операционной пили чай, курили и исследовали мочу.
Смешно, если бы не было так грустно. Тем не менее, в итоге здравый смысл восторжествовал. Сейчас асептика, вкупе с антисептикой и гигиеной являются неотъемлемой частью медицины.
А Земмельвейсу в Будапеште установили памятник с надписью на монументе «Спаситель матерей». Вряд ли конечно это искупает его трагическую жизнь, но ведь память, она тоже чего-то да стоит?

Материал написан для авторского челленджа.
Если у кого-либо есть желание поддержать конкурс и увеличить его призовой фонд — реквизиты в этом посте

Cat.Cat и Лига историков представляют: ТРЕТИЙ АВТОРСКИЙ ЧЕЛЛЕНДЖ

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий

С  Земмельвейсом вообще жуткая история. После ознакомления с ней у меня сложилось впечатление, что рожать в деревне с бабкой-повитухой было куда безопаснее, чем в городе, с кучей докторов.

раскрыть ветку (5)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Коммунистам+Николаю Александровичу Семашко спасибо скажите, а то бы и сейчас лечили бабки-дедки+Малахов с хреном.

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, великолепнейших и самоотверженных врачей у нас и до революции хватало. Гааз, Захарьин, Боткин, Пирогов, Склифософский... Да не счесть их. До сих пор с успехом пользуются их открытиями.
3
Автор поста оценил этот комментарий
Коммунистам+Николаю Александровичу Семашко спасибо скажите

Я б сказал, так их никого уже нет.

а то бы и сейчас лечили бабки-дедки+Малахов с хреном

Так именно сейчас они и лечат. Такого мракобесия, как сейчас, давно небыло. Только давно перестали быть реальной альтернативой. Хорошо хоть к прошлому полностью всё-же не вернулись. Впрочем, лично в моих краях всё еще может быть.  С такой то рейхформой здравоохранения. Это я про Украину, если что. Про российскую медицину знаю только с постов на Пикабу.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Именно. Поэтому смертность в городах была ужасающая. Рост численности населения в них происходил в значительной мере из-за притока населения из сельской местности.

Автор поста оценил этот комментарий
Смотря кому. Есть проблемы, которые повитухи решить не могли.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку