Трагедия в истории российского флота: виновных не нашли
8 ноября 2008 года — очередная чёрная страница в истории российского подводного флота. Нелепое стечение обстоятельств унесло жизни 20 членов экипажа атомной подлодки «Нерпа»: неведомым путём на борту сработала система пожаротушения. Позже следствие установит — вместо относительно безопасного хладона в систему был закачан ядовитый тетрахлорэтилен.
Долгое рождение
Судьба подлодки «Нерпа» сразу складывалась тяжело и подчас трагично. Её начали строить, присвоив заводской номер 518, на страпелях Амурского судостроительного завода в 1991 году. Обычно подводные суда такого класса делают четыре-пять лет. Но с «Нерпой» всё вышло иначе…
К 1991 году уже четыре подобных подлодки несли службу в составе Тихоокеанского флота. «Нерпа» должна была встать в строй в 1996 году. Однако в начале девяностых для российской армии настали трудные времена. Амурский судостроительный завод реструктуризировали в ОАО — и предприятие практически сразу лишилось всех оборонных заказов. Атомное судостроение на Дальнем Востоке полностью свернули, а «Нерпа» «зависла» на страпелях.
В 1999 году в Комсомольск-на-Амуре прилетел Владимир Путин. Среди объектов, которые он посетил во время рабочего визита, был и ОАО Амурский судостроительный завод.
— Лодку будем достраивать на месте, — озвучил Владимир Путин судьбоносное решение.
«Нерпу» строили не торопясь. Работы по проекту ощутимо оживились лишь в 2004 году, когда тогдашний министр обороны Сергей Иванов побывал в Индии и договорился о передаче индийцам в аренду двух подлодок.
В июле 2008 года «Нерпу» вывели из страпельного цеха и на плавдоке по руслу реки Амур доставили в город Большой Камень в Приморье. В Большом Камне находилась достроечная база завода, где трудились специалисты, осуществлявшие заводские и государственные испытания подлодок.
В октябре этого же года АПЛ впервые вышла в море, а 31 октября совершила первое погружение.
Хронология трагедии
На борту судна — 208 человек, втрое больше штатного экипажа, что объясняется необходимостью провести испытания и отладки. В основном это гражданские специалисты: сдаточный экипаж и представители завода. Военнослужащих на подлодке было 81 человек.
8 ноября в 11:00 по местному времени «Нерпа» вышла на ходовые испытания из порта Большой Камень в Японское море.
9 ноября в 3:30 на АПЛ неожиданно срабатывает система пожаротушения ЛОХ (лодочная объёмная химическая система). Два носовых отсека, как и положено, автоматически герметизируются, и туда начинает поступать фреон, задача которого — вытеснить кислород и погасить пламя. По инструкции экипаж в таком случае должен оперативно надеть ПДА (портативные дыхательные аппараты). Как выяснится позже, люди элементарно не успели это сделать.
Срабатывание ЛОХ происходит на глубине 80 метров. В это время в загерметизированных первом и втором отсеках находится 41 человек. Почти половина из них погибла мгновенно. Члены экипажа из других отсеков пытаются помочь пострадавшим, надевая на них ПДА. Командир лодки запросил помощи у ближайших судов.
В 4:30 лодка всплывает на поверхность воды.
В 12:00 9 ноября она входит в порт практически одновременно с другими судами. Раненых отправляют в госпиталь в соседний военный городок Фокино.
В Большом Камне и в Фокино практически вводится военное положение. В города пускают только тех, кто имеет местную прописку. Журналистов и других разворачивают обратно. Завод в Большом Камне также оцеплен военными.
Официальная версия
Обвиняемых, однако, нашли довольно быстро. Ими стали матрос-контрактник Дмитрий Гробов и командир АПЛ Дмитрий Лаврентьев. На Гробова возлагали львиную долю вины. 24-летний матрос якобы от скуки нажимал на различные кнопки запуска системы ЛОХ. Пароли для запуска по некоторым данным на время испытаний были записаны карандашом на листах бумаги, прикреплённых практически в каждом отсеке. Лаврентьева вначале обвинили в халатности: плохо инструктировал подчинённых; а затем — в превышении должностных полномочий.
Вскоре Дмитрий Гробов дал признательные показания. Правда, матрос находился в шоковом состоянии, и показания были довольно невнятными. Выходило, что матрос был уверен, что ЛОХ отключён, и потому контрактник баловался с запуском системы.
В марте 2011 года дело Гробова и Лаврентьева передали в суд. Матрос проходил по двум статьям: причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда здоровью по той же причине.
Обвиняемый в халатности Дмитрий Лаврентьев (мол, командир принял решение о готовности выхода АПЛ в море при условии слабой подготовленности экипажа в вопросах знания и умения эксплуатировать вверенную матчасть) на заседаниях суда держался уверенно и заявлял о своей невиновности. Его адвокат говорил, что причиной трагедии на самом деле стало воровство государственных денег при строительстве. Дело рассматривалось судом присяжных. Военное сообщество и строители «Нерпы» настаивали, что Лаврентьев и Гробов лишь «стрелочники».
В мае 2011 года начались слушания в закрытом режиме. В августе Дмитрий Гробов заявил, что оговорил себя под воздействием следствия.
— Я даже не подходил к компьютеру. В момент аварии я был в первом отсеке, услышал команду о смене вахты и отправился заступать. Уже во втором отсеке услышал ревун, направился на верхнюю палубу, чтобы узнать, в чём дело. И тут сразу же полилась жидкость. Я понял, что это огнегаситель, и побежал в первый отсек на свой боевой пост. По дороге встретил гражданских, помог им включиться в ПДА. Успел предупредить людей на камбузе. Сам ПДА я не надел, нужно было объявлять тревогу. Удивлён, что остался жив, — рассказал Дмитрий Гробов.
11 ноября 2008 года, по словам матроса, его забрали сотрудники ФСБ и угрозами вынудили подписать признание.
30 сентября 2011 года коллегия присяжных оправдала обоих обвиняемых. Родственники погибших плакали в зале суда и говорили, что за смерть их близких так никто и не ответит. Прокуратура с решением присяжных не согласилась — дело было отправлено на повторное рассмотрение в Тихоокеанский флотский военный суд. Однако и там в 2013 году Гробова и Лаврентьева оправдали.
Прокуратура вновь подала апелляцию в Верховный суд, который в очередной раз оставил приговор без изменений. Гробов и Лаврентьев были окончательно оправданы.
Официально виновных до сих пор нет. Делу присвоили гриф «Совершенно секретно».
«Нерпа» стала «Чакрой»
После трагедии, чтобы восстановить подлодку, потребовалось почти два миллиарда рублей. Часть оборудования разрушилась под воздействием тетрахлорэтилена — активного растворителя. Фальшивый огнегаситель заменили на штатный, изменили алгоритм управления системой ЛОХ и переподготовили сдаточную команду.
Команду пришлось формировать достаточно долго, поскольку люди отказывались выходить в море на «проклятой» лодке. 10 июля 2009 года всё же начались повторные ходовые испытания.
Сроки передачи АПЛ Индии вновь переносились: испытания шли достаточно медленно. Индия была бы уже и рада отказаться от «Нерпы», но условия контракта не позволяли этого сделать. И в январе 2012 года многострадальная подлодка всё же была передана Индии сроком на 10 лет.
Но на этом злоключения АПЛ не закончились. В октябре 2017 года стало известно, что «Чакра» получила повреждения в порту Вишакхапатнам. Индийские ВМС умалчивают об обстоятельствах аварии, однако известно, что в обтекателе носовой антенны гидроакустического комплекса образовалась дыра размером полтора на полтора метра.
Смотрите также: