Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило

В городе Биркенхед на верфи Джона Лэрда в начале 1845 года был заложен корабль "Вулкан". Место для строительства выбрали не случайно – предприятие славилось тем, что одним из первых отвергло деревянное судостроение и принципиально специализировалось на постройке судов из железа.

Проект целиком разрабатывался инженерами Лэрда. Адмиралтейство же при согласовании настояло на единственном изменении – переносе вала с гребными колесами ближе к носу в надежде, что это улучшит курсовую устойчивость при движении под машинами. Изменение, впрочем, принесло больше негатива – центровка оказалась нарушенной, отчего в балласте корабль норовил зарыться бушпритом в волну. И чтобы этого избежать, приходилось очень тщательно регулировать развесовку распределением груза внутри трюма.
Еще на стапеле "Вулкан" переименовали в честь города – в "Биркенхед". Остальное оставили без изменения. В том числе и носовую фигуру, изображавшую грозное божество античного пантеона. Судно несло парусное вооружение брига. Правда, как только корпус спустили на воду в декабре 1845 года, решили, что гребные колеса уже не годятся в качестве движителя для рейдерской посудины – как раз в это время практические изыскания доказали превосходство гребного винта. А потому "Биркенхед" разжаловали до транспортного корабля.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

В январе 1852 года корабль вышел из Портсмута и направился к берегам Южной Африки. Шла очередная колониальная война, так что грузом были войска и члены офицерских семей. Уже под Кейптауном большинство женщин и детей сошли с корабля, вмести с ними списали на берег нескольких заболевших солдат. Взамен на борт приняли девять лошадей с запасом фуража. Заодно пополнили запас угля.
Конечной точкой путешествия назначили залив Алгоа. Чтобы быстрее обогнуть южную оконечность материка, капитан решил двигаться как можно ближе к побережью на удалении примерно 3-4 мили. К несчастью, стояла спокойная погода. А на маршруте имелась подводная скала, неотмеченная на картах той поры. И совершенно невидимая при спокойной воде – ее получалось обнаружить только при сильном волнении.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Примерно в 2:00, в ясную ночь 26 февраля 1852 года "Биркенхед" при скорости около 8 узлов наскочил на эту коварную скалу. В результате в носовой части образовалась большая пробоина. Машины дали задний ход, стараясь стащить корпус со скалы. Это удалось, но в освободившуюся пробоину хлынула вода, после чего корабль снова ударился о скалу, что увеличило повреждения. Носовые помещения оказались затоплены, и примерно 100 солдат (всего на борту по разным данным находилось от 630 до 643 человек) моментально утонули, так и не покинув коек.
Паники никакой не было. Со слов свидетелей, на борту стояла тишина, в которой отчетливо слышались спокойные команды офицеров и шум легкого бриза. Все вышли на палубу. Часть солдат отправили работать с насосами (примерно 60 человек), еще столько же стали спускать спасательные шлюпки. Остальных построили на комовой палубе.
Лошадей сбросили с борта в надежде, что они доберутся до берега сами – он находился всего в 2 милях. Все девять лошадей доплыли до берега, но у одной оказалась сломана нога еще при прыжке с борта.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Для людей же имелись катер, две большие шлюпки на 150 человек каждая и несколько мелких яликов. На катере разместили женщин и детей. Их спасали в первую очередь. Из больших шлюпок не получилось воспользоваться ни одной. Первая из-за ошибок сухопутной команды затонула при спуске, а у второй оказались неисправными лебедки шлюпбалок – из-за частой покраски все блоки оказались заляпанными краской и попросту не действовали, намертво прихватив лодку.
Всего через десять минут после первых ударов корабль снова наскочил на ту самую роковую скалу. И от третьего удара отломилась носовая оконечность, которая сразу ушла под воду. Тогда капитан Салмонд крикнул, чтобы все, кто умеет плавать, прыгали за борт и старались добраться до спущенных лодок, на которых уже разместились отдельные счастливчики. Но полковник Сетон, в подчинении которого находились солдаты, громко скомандовал остаться на местах. Поскольку он понимал, что люди в панике попросту перевернут эти маленькие шлюпки и тогда шансов спастись не останется у еще большего количества людей.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Солдаты стояли неподвижно на корме еще 20 минут – все время, пока останки корабля находились наплаву. И только когда перегруженные спасательные шлюпки ушли к берегу, а палуба ушла под воду, солдаты предприняли попытку добраться до берега самостоятельно. Кому-то из них повезло – их взяли на те шлюпки, которые еще могли позволить подобную роскошь – из-за перегруза те и так еле-еле держались на плаву. Спасало то, что море в ту ночь оказалось спокойным.
Часть офицеров утонула, стараясь спасти полковую казну. Кто-то ушел на дно, так и не сообразив избавиться от шинели. Кто-то просто запаниковал. Вдобавок барахтающиеся люди привлекли белых акул, которым человечина кажется невкусной и слишком постной, но они перепробовали многих на зубок. И с полученными травмами шансов выжить уже не оставалось. К тому же в ту эпоху умение плавать не было так распространено, как в современном мире. В результате по совокупности до берега добралось только 113 солдат, 6 морпехов, 54 моряка, один гражданский, 7 женщин и 13 детишек. Все погибшие были мужчинами из числа военнослужащих.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Назначили расследование, которое доказало невиновность людей. Наоборот, всюду отмечали отсутствие паники и выдержку солдат, их дисциплинированность и подчинение офицерам. Именно с той катастрофы шаблон поведения в критических ситуациях "сначала женщины и дети" стал общепринятым. Ну а в языке аборигенов появился термин "акулы томи". Так прозвали белых акул, распространенных в прибрежных водах.
Местоположение обломков судна хорошо известно. Глубина-то всего 30 метров. Совсем мало по океанским меркам. Хотя долгое время обломки не трогали, поскольку место кораблекрушения получило статус "военного массового захоронения". И только недавно британское и южноафриканское правительства все же договорились об исследовании останков корабля. Поскольку на нем перевозили немалые деньги – годовое жалование колониальных войск. Это примерно три тонны в золотых монетах.
Из блога: "Исторические Сражения"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
193
Автор поста оценил этот комментарий
К тому же в ту эпоху умение плавать не было так распространено, как в современном мире.

Всего 2 мили до берега... Дооо, современные люди как нехер делать плавают по 2 мили в холодной воде и в одежде. Да каждый первый просто ихтиандр.

Дзенство ккакое-то, а не рассказ.
раскрыть ветку (31)
110
Автор поста оценил этот комментарий

Дооо, современные люди как нехер делать плавают по 2 мили в холодной воде и в одежде.

Чтобы быстрее обогнуть южную оконечность материка, 

направлялись они в  залив Алгоа. Значит материк Африка, Южное полушарие.

Примерно в 2:00, в ясную ночь 26 февраля 1852 года

В южном полушарии в это время заканчивается лето.

Вывод: вода не на столько холодная что бы умеющий плавать, спасая свою жизнь, не проплыл эти 2 мили. Он же не на время их плыть собрался.

То что некоторые не доплыли из за одежды отмечено в статье. По мне так дело не столько в одежде как в обуви. Ну в смысле лично я лучше плаваю в одежде нежели чем в обуви.

раскрыть ветку (15)
20
Автор поста оценил этот комментарий
Там же тогда военная форма из шерсти шилась, мокрая шерсть достаточно тяжёлая. Плюс еще и довольно тесная - ремни портупея и т. п. Потому снимать надо было и сапоги и мундиры точно.
интересно, почему плоты не пробовали делать. Куча солдат за 20 минут могла много чего придумать, вплоть до сбрасывания мачт с парусом
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Почему они не разделись? Выжить шансов больше было бы.
26
Автор поста оценил этот комментарий
Да наверное лучше было не браво стоять взявшись за руки, а снимать с себя балласт. Но конечно стрессовая ситуация и не нам судить
8
Автор поста оценил этот комментарий

Да даже если вывернуть карманы уже легче плыть.

А если устал, то какое-то время можно полежать на спине чуть-чуть шевеля руками.

раскрыть ветку (3)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Акула: *кусь*
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

За бочок

18
Автор поста оценил этот комментарий
На диване удобно плавать
8
Автор поста оценил этот комментарий

Да я и в ясный день с двух км берег не разгляжу, находясь в воде... Хоть умей я плавать в одежде на 2 км, хоть не умей...

раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий

значит ты умрешь

а тот кто разглядит - выживет

Вот и все прелесть умения разглядывать берег с 2 километров.

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

А потом вспоминаешь, что там мили...

Автор поста оценил этот комментарий
Морская миля – 1852 метра. Две мили – 3704 метра.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда точно не доплыву

5
Автор поста оценил этот комментарий

Хаахахах,3600 метров в "теплой" (20 - 27С°)  это всего то 2 - 3 часа активности,при том,что течение может сказать тебе "попутного ветру тоби"))Ты забавный

раскрыть ветку (2)
11
Автор поста оценил этот комментарий

а те кто выжил видимо знали секрет.

1
Автор поста оценил этот комментарий
22 градуса это норма для бассейнов. И то, когда долго и усердно плаваешь, то вообше хорошо становится, а с температурой на пару тройку градусов даже жарко. А при стрессе и не такое можно вытворить. Плюс личные особенности и привычки военных.
16
Автор поста оценил этот комментарий
Раньше люди действительно плавать практически не умели. Даже моряки. Я очень часто на этот факт натыкаюсь в различных рассказах. А насчёт 2 миль, при подходящем течении проплыть две морские мили для большинства людей не составит огромного труда. Жить захочешь и проплывешь.
4
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
36
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В любой одежде середины 19-го века, даже в домашнем чайном платье, баба НИКУДА не уплывет и даже не удержится на поверхности воды. Ибо одежда многослойная, ее невозможно снять в воде (а иногда и дома без помощи горничной), из тяжелых плотных тканей. Короче, верная смерть при попадании в воду.

раскрыть ветку (5)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Но там не доплыли мужики.

раскрыть ветку (1)
40
Автор поста оценил этот комментарий
Как хотели, так и одевались!
3
Автор поста оценил этот комментарий
Баба могла раздеться
раскрыть ветку (2)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

1. Ага, самостоятельно снять корсет, который зашнуровывают горнечные, самостоятельно выбраться из кринолина (это такая железная клетка на нижнюю половину туловища), снять обувь, для расстегивания пуговиц на которых требовался специальный крючок, который служанки носили, пристегнутым к поясу, чтобы разувать хозяйку... Ну, могла бы, наверное. Минут через 10-20, если очень торопиться.


2. Викторианская женщина не могла раздеться при других мужчинах. Даже если от этого зависела ее жизнь. Просто не было такой опции в голове. Такая прикинула все и "эх, куды деваться", как деревенская проститутка давай сымать юбки... Ага-ага.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
1.Попросить людей. 2. Чушь не пишите. При таком раскладе проституток не было бы и инстинкт самосохранения важнее любой общепринятой херни. И викторианские женщины пучки любовников не собирали бы.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не являюсь спортсменом, но 2 мили (примерно 3 км) спокойно проплыву. Когда ездил в деревню, примерно раз в год заплывал почти на другой берег, а озеро немаленькое.
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ты крутой. Я плаваю так себе, могу матрасить в море (в пресной воде тону) и недолго плыть активно. В одежде я могу проплыть 2 мили только вниз.
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не сможешь. Ты же не на дно уйдёшь, а на пару метров вниз. Я бы сказал, даже меньше.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Да бля, даже вниз не могу...
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ладно, течение тебя отнесет на пару миль. Или частичная транспортировка в желудке хищника, удобно же!

5
Автор поста оценил этот комментарий

Я до студенчества успел взять кмс по плаванию. До сих пор (мне 29) в атлетичной форме, но не плаваю регулярно уже давно. И вот я вам скажу, что техника осталась, а дыхалка именно для таких движений, какие нужны в воде, нет. И сейчас, когда я плаваю в открытом море по мелким волнам, если не рассчитать силы, то я выдохнусь за 200 метров. Только у хорошо плавающего и физически выносливого человека (не обязательно пловца) есть шанс проплыть несколько километров в море или океане. Он должен хорошо держаться на воде, чтобы отдыхать на спине, когда устанет. У людей, которые плавают на 10 метров от берега 3 раза в год, когда на дачу на речку ходят шансов нет абсолютно никаких. Отсутствие техники выматывает мышцы на дальних дистанциях по экспоненте. 100 метров - ок, 200 метров и сил уже нет даже на плаву держаться. Думаю, спаслись только молодые и хорошо плавающие.

Автор поста оценил этот комментарий

В любом случае, доплыли только те, кто умел плавать

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку