Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило

В городе Биркенхед на верфи Джона Лэрда в начале 1845 года был заложен корабль "Вулкан". Место для строительства выбрали не случайно – предприятие славилось тем, что одним из первых отвергло деревянное судостроение и принципиально специализировалось на постройке судов из железа.

Проект целиком разрабатывался инженерами Лэрда. Адмиралтейство же при согласовании настояло на единственном изменении – переносе вала с гребными колесами ближе к носу в надежде, что это улучшит курсовую устойчивость при движении под машинами. Изменение, впрочем, принесло больше негатива – центровка оказалась нарушенной, отчего в балласте корабль норовил зарыться бушпритом в волну. И чтобы этого избежать, приходилось очень тщательно регулировать развесовку распределением груза внутри трюма.
Еще на стапеле "Вулкан" переименовали в честь города – в "Биркенхед". Остальное оставили без изменения. В том числе и носовую фигуру, изображавшую грозное божество античного пантеона. Судно несло парусное вооружение брига. Правда, как только корпус спустили на воду в декабре 1845 года, решили, что гребные колеса уже не годятся в качестве движителя для рейдерской посудины – как раз в это время практические изыскания доказали превосходство гребного винта. А потому "Биркенхед" разжаловали до транспортного корабля.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

В январе 1852 года корабль вышел из Портсмута и направился к берегам Южной Африки. Шла очередная колониальная война, так что грузом были войска и члены офицерских семей. Уже под Кейптауном большинство женщин и детей сошли с корабля, вмести с ними списали на берег нескольких заболевших солдат. Взамен на борт приняли девять лошадей с запасом фуража. Заодно пополнили запас угля.
Конечной точкой путешествия назначили залив Алгоа. Чтобы быстрее обогнуть южную оконечность материка, капитан решил двигаться как можно ближе к побережью на удалении примерно 3-4 мили. К несчастью, стояла спокойная погода. А на маршруте имелась подводная скала, неотмеченная на картах той поры. И совершенно невидимая при спокойной воде – ее получалось обнаружить только при сильном волнении.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Примерно в 2:00, в ясную ночь 26 февраля 1852 года "Биркенхед" при скорости около 8 узлов наскочил на эту коварную скалу. В результате в носовой части образовалась большая пробоина. Машины дали задний ход, стараясь стащить корпус со скалы. Это удалось, но в освободившуюся пробоину хлынула вода, после чего корабль снова ударился о скалу, что увеличило повреждения. Носовые помещения оказались затоплены, и примерно 100 солдат (всего на борту по разным данным находилось от 630 до 643 человек) моментально утонули, так и не покинув коек.
Паники никакой не было. Со слов свидетелей, на борту стояла тишина, в которой отчетливо слышались спокойные команды офицеров и шум легкого бриза. Все вышли на палубу. Часть солдат отправили работать с насосами (примерно 60 человек), еще столько же стали спускать спасательные шлюпки. Остальных построили на комовой палубе.
Лошадей сбросили с борта в надежде, что они доберутся до берега сами – он находился всего в 2 милях. Все девять лошадей доплыли до берега, но у одной оказалась сломана нога еще при прыжке с борта.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Для людей же имелись катер, две большие шлюпки на 150 человек каждая и несколько мелких яликов. На катере разместили женщин и детей. Их спасали в первую очередь. Из больших шлюпок не получилось воспользоваться ни одной. Первая из-за ошибок сухопутной команды затонула при спуске, а у второй оказались неисправными лебедки шлюпбалок – из-за частой покраски все блоки оказались заляпанными краской и попросту не действовали, намертво прихватив лодку.
Всего через десять минут после первых ударов корабль снова наскочил на ту самую роковую скалу. И от третьего удара отломилась носовая оконечность, которая сразу ушла под воду. Тогда капитан Салмонд крикнул, чтобы все, кто умеет плавать, прыгали за борт и старались добраться до спущенных лодок, на которых уже разместились отдельные счастливчики. Но полковник Сетон, в подчинении которого находились солдаты, громко скомандовал остаться на местах. Поскольку он понимал, что люди в панике попросту перевернут эти маленькие шлюпки и тогда шансов спастись не останется у еще большего количества людей.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Солдаты стояли неподвижно на корме еще 20 минут – все время, пока останки корабля находились наплаву. И только когда перегруженные спасательные шлюпки ушли к берегу, а палуба ушла под воду, солдаты предприняли попытку добраться до берега самостоятельно. Кому-то из них повезло – их взяли на те шлюпки, которые еще могли позволить подобную роскошь – из-за перегруза те и так еле-еле держались на плаву. Спасало то, что море в ту ночь оказалось спокойным.
Часть офицеров утонула, стараясь спасти полковую казну. Кто-то ушел на дно, так и не сообразив избавиться от шинели. Кто-то просто запаниковал. Вдобавок барахтающиеся люди привлекли белых акул, которым человечина кажется невкусной и слишком постной, но они перепробовали многих на зубок. И с полученными травмами шансов выжить уже не оставалось. К тому же в ту эпоху умение плавать не было так распространено, как в современном мире. В результате по совокупности до берега добралось только 113 солдат, 6 морпехов, 54 моряка, один гражданский, 7 женщин и 13 детишек. Все погибшие были мужчинами из числа военнослужащих.

Трагедия на английском корабле, после которой "сначала женщины и дети" взяли за правило Кораблекрушение, История, Женщины, Дети, Длиннопост

Назначили расследование, которое доказало невиновность людей. Наоборот, всюду отмечали отсутствие паники и выдержку солдат, их дисциплинированность и подчинение офицерам. Именно с той катастрофы шаблон поведения в критических ситуациях "сначала женщины и дети" стал общепринятым. Ну а в языке аборигенов появился термин "акулы томи". Так прозвали белых акул, распространенных в прибрежных водах.
Местоположение обломков судна хорошо известно. Глубина-то всего 30 метров. Совсем мало по океанским меркам. Хотя долгое время обломки не трогали, поскольку место кораблекрушения получило статус "военного массового захоронения". И только недавно британское и южноафриканское правительства все же договорились об исследовании останков корабля. Поскольку на нем перевозили немалые деньги – годовое жалование колониальных войск. Это примерно три тонны в золотых монетах.
Из блога: "Исторические Сражения"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вроде обсуждалось и не раз что не такого правила что сначала женщины и дети, что это чисто киношное клише для драматичности.
раскрыть ветку (10)
3
Автор поста оценил этот комментарий

если брать тот же титаник, то там вроде данное правило частично работало. но просто поправка на то, что без мужчин шлюпка пойдет на дно быстрее корабля. должны быть крепкие люди, которые могли бы командовать и грести. а так же в те времена было важно еще и расслоение общества, поэтому богатые шли вперед. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_«Титаника»#Состав_погибших_и_выживших

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Это было на Титанике и в том случаи что автор описал, просто это не правило, а решение командира судна в этих конкретных случаях. Нет такого прям правила что спасают в первую очередь женщин и детей, даже просто негласного.
раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну в обществе, где принято защищать слабых, оно очевидно есть, пусть и негласное. Европа и США такими обществами являются в большинстве своем. а после таких громких случаев очевидно, что никто не захочет не поступить так же.

если же ты говоришь просто про современный мир, то тут сложнее. я думаю в ситуации что надо будет кому то уступить-женщине или ребенку уступят. не знаю настоящие ли тут правила или это просто общий принцип, но приоритет сначала у экипажа, который осуществляет эвакуацию, а потом все слабые http://seaman-sea.ru/upravlenie-sudnom/563-spasenie-lyudej-s... На Конкордии например была паника и раздрай, некоторые из экипажа сами начали сваливать первыми. 

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну насчёт первого параграфа под вопросом большим, почему тогда женщин и детей из третьего класса просто закрыли на Титанике и там есть погибшие женщины и дети
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ну надо понимать, что идеального затопления не получится. была паника, были языковые различия. 3 класс находился ниже всего. Я читал версию, что ворота были закрыты обычно, чтобы 3 класс особо с другими не контактировал, из-за паники про них просто забыли и напуганные люди не смогли найти другой открытый выход. опять же людей, которые считают что он у мамы один такой тоже немало и не сказать, что они сильно не правы, это уже лично дело своей жизнью жертвовать. так что я бы сказал, что в целом такое правило есть.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас все равно можно сказать "я идентифицирую себя как женщина"

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я идентифицирую себя как боевой вертолёт. Дамы, на борт и полетели
1
Автор поста оценил этот комментарий
И получить пизды от мужа и отца желающего спасти своего ребенка.
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

таких агрессивных сразу за борт

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Такие "агрессивные" хотят тут скорее рациональные сами за борт выкинут любого кто будет мешать спастись его семье.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку