440

Топ 10 открытий сделанных во время войны.

Война часто ассоциируется с потерями и разрушениями. Но мир не стоит на месте, и даже среди боевых действий находится место прогрессу. Чайные пакетики, сосиски и даже застёжки-молнии – все это мы имеем во многом благодаря страшным событиям столетней давности. Вашему вниманию топ-10 открытий, совершенных или получивших популярность во время Первой мировой войны.

Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски
Топ 10 открытий сделанных во время войны. Война, Интересно узнать, Длиннопост, Изобретения, Сосиски

Показалось очень интересным, не знал о многом. Ссылку потерял, но взял с фрешера точно, вроде. Вот принёс вам.

Найдены дубликаты

+30

Многие моменты имхо совсем за уши притянуты

раскрыть ветку 9
+16

Угу, чайный пакетик задолго до войны был придуман.

раскрыть ветку 5
+12

я погуглил чайный пакетик, но мне что то непотребное выдало

раскрыть ветку 3
+4
И где-то писали, что сам пакетик для чая как упаковка был задуман, собственно, как упаковка. Но тупые клиенты подумали, что так и надо, и начали заваривать чай так, как мы это делаем и сейчас. Производитель потёр руками и решил, что это хороший простор для развития бизнеса.
+2

А некоторые не озвучены.

Иприт и его действие стали основной в лечении рака (химиотерапия), например

-1

Скорее всё.

-1

Не понятно, причём тут первая мировая война?

+11

Аффтор, должно быть стыдно. Если хуячешь материал, то хотя бы проверял. Танкисты у тебя, сука, в авиации служат.

+9

автор, а что так стыдливо обошел достижение немецкой науки?
Пропустить важнейшее открытие - антибиотики...

раскрыть ветку 4
+5

Во первых, антибиотики это вторая мировая.

Во вторых, чистый пеницилин выделили таки американцы.

раскрыть ветку 3
+7

и? В названии статьи есть указание какая война?
И где я писал что антибиотики открыли немцы?
Это как бы было два разных замечания

раскрыть ветку 2
+1

Интересно, сколько изобретений появится на свет, если человечеству удастся пережить третью мировую?

раскрыть ветку 2
+6

Копье, дубинка, огонь...

+2

Способы выделки шкур свинокрыс, основы дойки браминов, мутагенные свойства вируса FEV, силовая броня и многое другое!

+1

Ещё можно вспомнить шоколад "Ritter Sport" в Германии и школьные обеды в США.

+1
На фото "за молнию" не лётчики, а танкисты. Очки другие и шлемы ребристые!
0

Война. Война никогда не меняется.

0
Вот только что бугуртил по поводу картинок с текстом. Ну зачем использовать картинки, чтобы тупо текст в них вставить? Никак не удается просто написать в редакторе Пикабу, да? Ладно, когда какое-то оформление есть, но просто текст...

В современном мире каждая картинка - трафик. Кто-то читает в месте с хуевым интернетом, у кого-то он лимитный. А еще есть люди с темной темой и ты им глаза выжигаешь.
раскрыть ветку 3
-1
ЛЛ...я и так стараюсь, правда. Да и с телефона неудобно по другому.
раскрыть ветку 2
0
Скопировать уже не те ощущения? Ну если спиздил статью, спизди нормально, не держи пикабушников за говноедов.
раскрыть ветку 1
Похожие посты
84

3 ТВОРЕНИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ: СКАРЕДНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ И РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ

В наши дни армии прибалтийских стран вооружаются по принципу «с миру по нитке». Кто чего продаст подешевле, а то и просто подарит молодым демократиям, тем и будут защищаться. Но так было не всегда. В первой половине XX века прибалтийские республики не только закупали разнообразное оружие, но и пытались производить его сами.

3 ТВОРЕНИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ: СКАРЕДНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ И РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ Прибалтика, Оружие, Технологии, Пулемет, Изобретения, Война, Длиннопост

Пистолет-пулемёт «Таллин Арсенал»


Именно крохотная Эстония удостоилась сомнительной участи — стать первой в мире страной, где произошла перестрелка на пистолетах-пулемётах. Так вот: эффективность нового вида оружия весьма впечатлила эстонских военных — да и в соседней Финляндии удивились.

Но, увы, — если винтовок на оружейном рынке после Первой мировой было как грязи, да и пулемётами можно было разжиться по сходной цене, то с пистолетами-пулемётами всё обстояло хуже.

«Томпсоны» в США стоили как треть нового «Форда». Выпуск немецкого Maschinenpistole 18.I с небольшими изменениями наладили швейцарцы из фирмы SIG (Model 1920, также известная под названием Brevet Bergmann), но и швейцарские ценники показались эстонцам слишком высокими. Закономерным итогом стало решение «вырастить Бабу-Ягу в своём коллективе» — то есть заняться самостоятельным производством такого оружия.

Проектированием, а точнее, приспособлением немецкого пистолета-пулемёта под возможности местной промышленности занялся Иоганссе Тейман. Интересно, что эстонский вариант был сделан под патроны 9×20 Browning Long, поскольку на вооружении армии уже состояли пистолеты «Браунинг» М1903 под него же.

Для советских читателей этот патрон и пистолет как оружие немецких спецагентов весьма красочно описал Владимир Богомолов.

В остальном эстонские Tallinn Arsenal были весьма схожи со своим предком. Оружие комплектовалось коробчатым магазином на 40 патронов, прицел был рассчитан на 600 метров.

3 ТВОРЕНИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ: СКАРЕДНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ И РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ Прибалтика, Оружие, Технологии, Пулемет, Изобретения, Война, Длиннопост

Tallinn Arsenal


Общее производство составило примерно 570 штук, в основном доставшихся пограничной страже. Когда же в 30-х Эстония приняла решение закупить у соседей более перспективные «Суоми», часть «таллин-арсеналов» сплавили другим соседям — латышам. Ну а ещё часть неведомыми путями попала даже в республиканскую Испанию. Пару сохранившихся там «арсеналов» уже в наше время приобрёл один эстонский офицер, вернув таким образом воссозданной республике часть её исторического наследия.

Отдельный интерес представляет оценка эстонского проекта советскими конструкторами. После 1940 года вместе с рядом других систем на стрелковый полигон ГАУ КА попал и пистолет-пулемёт, названный в документах «Эсти». Хотя он был совершенно верно оценён как образец, сделанный по мотивам MP-18, специалисты полигона сочли нужным обратить внимание оружейников на ряд решений эстонцев. «Наиболее простой по устройству и надёжный в действии спусковой механизм имеет пистолет-пулемёт «Эсти».

Пистолет-пулемёт Brenson


Если об эстонских пистолетах-пулемётах известно мало, то про пулемёт из соседней Латвии не знает практически никто. Между тем ещё в 1925 году инженер 4-го пехотного полка Александр Бренсон разработал свой оригинальный вариант ручного пулемёта под английский патрон .303, который тогда использовался армией независимой Латвийской республики.

3 ТВОРЕНИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ: СКАРЕДНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ И РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ Прибалтика, Оружие, Технологии, Пулемет, Изобретения, Война, Длиннопост

Пистолет-пулемёт конструкции Бренсона


Внешнее сходство этого оружия с появившимся годом позже знаменитым чешским ZB дало некоторым латвийским историкам основания предположить, что именно пулемёт Бренсона стал прототипом для Zb-26, впоследствии ставшего британским «Брен».

В самой Латвии от изделия осталась только фотокопия одного из технических чертежей, зато в Центральном архиве министерства обороны РФ имеется акт об испытаниях «7,71-мм ручного пулемёта марки «ARS», полученного из Рижского артиллерийского арсенала».

3 ТВОРЕНИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ: СКАРЕДНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ И РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ Прибалтика, Оружие, Технологии, Пулемет, Изобретения, Война, Длиннопост

Советские оружейники, обнаружив среди разношёрстного вооружения новой советской республики «неизвестного науке зверя», отнеслись к нему со всей подобающей серьёзностью. Пулемёт отправили в Москву, и в 1941 году он прошёл полный цикл испытаний на стрелковом полигоне. По итогам был сделан следующий вывод: «7,71-мм ручной пулемёт «ARS» по главнейшим боевым свойствам уступает отечественному пулемёту ДП, но в отдельных узлах и деталях имеет некоторые конструктивные преимущества».


Противотанковое ружьё Solothurn-Arsenal


Ещё одной вершиной, «взятой» прибалтийскими оружейниками, стало швейцарское — а точнее немецко-швейцарское — противотанковое ружьё.

В 1929 году германский концерн «Рейнметалл» прибрёл швейцарскую фирму «Солотурн» для работы над вооружениями в обход ограничений Версальского договора. Одной из перенесённых на благодатную альпийскую почву разработок стала автоматическая пушка конструкции Эрхарда, превратившаяся в противотанковое ружьё «Солотурн» S18-100.

3 ТВОРЕНИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ: СКАРЕДНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ И РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ Прибалтика, Оружие, Технологии, Пулемет, Изобретения, Война, Длиннопост

«Солотурн» S18-100


Среди заинтересовавшихся новым оружием были молодые прибалтийские демократии. Но если финны честно начали закупать ПТР у швейцарцев, то их более бедные родственники по другую сторону Финского залива решили, что деньги пригодятся им самим. Поэтому официально закуплено было лишь одно противотанковое ружьё. Которое эстонцы разобрали, тщательно изучили… После чего методом реверс-инжиниринга начали понемногу клепать, а точнее фрезеровать, для своих скромных нужд.

По имеющимся данным, с 1938-го по 1940 год было произведено 20 противотанковых ружей, переданных в 1-й и 7-й пехотные полки. Каких-то упоминаний о том, как «нелицензионные копии» героически остановили на подступах к Таллину орду сталинских танков, найти в архивах пока не удалось.

3 ТВОРЕНИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ: СКАРЕДНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ И РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ Прибалтика, Оружие, Технологии, Пулемет, Изобретения, Война, Длиннопост

Подводя итог, можно заметить, что каких-то совсем уж выдающихся образцов стрелкового вооружения конструкторы прибалтийских стран создать не успели — или не смогли в силу банальной слабости имевшейся технической базы.

Тем не менее, даже эти попытки для своего времени выглядели вполне достойно: создать собственный проект ручного пулемёта или развернуть производство пистолетов-пулемётов в 20-х годах прошлого века сумели далеко не все.


Андрей Уланов (источник)

Показать полностью 5
441

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Снаряды с серпами, буровые машины а-ля «водяной пистолет», безумные мотор-колёса и первые шахид-мобили — фантазия инженеров США, напуганных реалиями Первой мировой, не знала границ (у русских, кстати, тоже). Чем же обернулись попытки американцев создать столь устрашающие шедевры артиллерии?


Самоубийство с серпами


Миллион человек — такими были военные потери в 1916 году в одном только сражении на Сомме. Шокирующие реалии Первой мировой остро воспринимались за океаном. Американцы с ужасом читали новости из Европы и страстно желали помочь Антанте. Но как?

Артиллерия — бог войны. Перекопанные снарядами траншеи были лучшим подтверждением её мощи. Без артиллерии не обходилась ни одна атака или оборона своих окопов. Неудивительно, что буйная изобретательская мысль всегда смотрела в сторону улучшения если не самих орудий, то хотя бы снарядов.

Шёл 1917 год. На Западном фронте грохотали танки, немцы собирались испытывать вундерваффе — штурмовые отряды… А тем временем американец Роман Вио придумал очередное чудесное решение: как преодолеть проволочное заграждение и не оказаться продырявленным.

Неизвестно, что подумали военные, когда им из патентного бюро прислали очередной шедевр инженерной мысли, но фейспалм испытали точно. Суть изобретения мистера Вио была очень проста. На артиллерийское орудие надевали выступающий металлический каркас с серпами по краям. В момент выстрела каркас плотно облегал снаряд и бодро летел вместе с ним в сторону вражеской траншеи (во всяком случае, именно такого поведения ожидал от него изобретатель).

По пути такой снаряд спутывал и разрезал колючую проволоку, чем должен был облегчить атаку своей пехоты на укрепления противника.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Вио

Судя по всему, от такой самоубийственной штуки в армии отказались не глядя. То, что в момент выстрела снаряд разрушит хлипкую конструкцию, ясно и без всяких тестов. И это в лучшем случае. В худшем снаряд просто взорвётся, ударившись о каркас, в непосредственной близости от собственного орудия. Никакой артиллерии на этих изобретателей не напасёшься!

Впрочем, у военного командования американской армии были примеры и похлеще.


Кручу, верчу, запутать хочу


В декабре 1915 года Дэвид Даунс из Айовы подал заявку на хитроумный снаряд. Его наконечник, по мысли автора, надо было плотно набить шрапнелью, расположенной в особом порядке. «Для поражения большой площади», — указал автор в патенте.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Дэвида Даунса


Это не привлекло бы ничьего внимания, если бы шрапнель не требовалось обвязать кабелем.

Задумка была такая: после выстрела, когда снаряд взрывался над вражескими позициями, кабель из него вылетал с большим ускорением, — а шрапнель, закреплённая на кабеле, летела дальше.

Кабель к тому же ещё и раскручивался, поэтому площадь поражения шрапнелью оказывалась больше. Хорошо хоть автор не написал про «устрашающий эффект от звука раскручивающейся хрендюлины». Зато он предложил вариант одновременного выстрела трёх снарядов своей конструкции, предварительно жёстко связанных между собой.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Даунса, строенные снаряды и закрёпленные шары на тросе

По всей видимости, это стало последней каплей. Проект завернули, чем сберегли нервы и жизни сотням солдат Антанты. Но на этом перечень рацпредложений, нарушающих школьные познания о механике, не заканчивается.


Забил нунчаки в пушку туго


11 апреля 1916 года Джон Роджерс подал заявку на патент. Он решил попытать счастья на изобретательской ниве, представив «разделяющийся снаряд». Во время выстрела из пушки боеприпас разлетался на две половинки… но спрятанный внутри него стальной трос удерживал фрагменты вместе. Так как передняя часть снаряда была тяжелее задней, траектория их совместного полёта должна была, по мысли автора, напоминать две дуги. Данная конструкция могла бы легко уничтожать проволочные заграждения.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Роджерса


Но так думал изобретатель. А вот армейское командование знало, что траектория полёта такого снаряда напоминает черт-те что. И нет никаких гарантий, что это чудо не прилетит на свои же позиции или не разорвёт орудие прямо во время выстрела. В общем, немилосердно отказались от изобретения.


Водные процедуры


Помимо прорыва колючей проволоки изобретателям не давал покоя вопрос: «Как из своей траншеи взорвать траншею врага, не привлекая внимания?».

Решение техасца Говарда Хьюза оказалось простым и эффектным.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Говарда Хьюза


В своем патенте от 7 декабря 1915 года он предложил разместить в траншее специальную буровую машину. Тонкость заключалась в том, чтобы не просто пробурить дырку из своей траншеи в траншею тевтонов, а сделать это тихо. Поэтому бур работал на низкой частоте. Второй особенностью машины Хьюза стал механизм подачи снарядов в просверленный канал.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Хьюза, подача снарядов


Когда бур заканчивал свою грязную работу, снаряд выстреливался в сторону противника мощной струёй воды. Её закачивали в канал при помощи насоса, входившего в состав буровой машины.

К разочарованию изобретателя, военные не повелись на очередное «лёгкое решение» сложной проблемы. Они решили, что бурение в любом случае привлечёт внимание, а там и до контрмер недалеко.


Доедет то колесо до Казани?


Судя по внешнему виду некоторых изобретений, проблема преодоления проволочных заграждений так сильно воздействовала на мозг инженеров, что на выходе получалось нечто безумное. «Энфиладная машина» Вильяма Норфолка (заявка на изобретение от 23 февраля 1916 года) — абсолютная фантастика.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Норфолка


Машина представляла собой сдвоенное мотор-колесо, на котором по всему ободу в несколько рядов размещали бомбы и снаряды. Она обладала специальным часовым механизмом. Его взводили и устанавливали с учётом расстояния, которое машина должна была пройти до вражеских позиций.

Оказавшись рядом с окопами, мотор-колесо начинало сеять страх, ужас и непрерывную боль. Часовой механизм замыкал электрические цепи взрывателей, благодаря которым на врагов обрушивался шквал снарядов и бомб.

Конечно, при этом разрушалась и сама машина, но это были оправданные расходы.

Однако военным такой вариант викторианского велосипеда с маленьким колёсиком-стабилизатором пришёлся не по душе. Было видно, что машина неустойчивая и до окопов по грязи и изрытому снарядами полю боя банально не доедет.

К тому же высота её демаскировала, по ней легко было попасть из орудия. Любой выстрел снаряда или бомбы опрокинул бы это чудо-колесо. А потом бы оно взорвалось там, где упало. Овчинка явно не стоила выделки.


Первый шахид-мобиль


Сегодня находку гражданина США Феликса Саба обозвали бы эрзац-дрономобилем, но в то время это было свежее решение.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Саба


На самый обычный гражданский автомобиль крепились две стойки, над которыми располагалась длиннющая мина. Точнее, это даже была не мина, а стальной конусообразный контейнер со взрывчаткой. В своём патенте от 3 августа 1916 года гражданин Саба так и не уточнил, сколько её в килограммах — не то сто, не то все двести.

Руль машины сделали в виде рулевого колеса парусного судна. Придумали это не просто так. Каждый поворот руля на один сектор разворачивал на соответствующий угол в ту или иную сторону переднюю пару колёс машины, после чего положение руля жёстко фиксировалось цепями — и замыкалась педаль газа. Автомобиль бодро чесал в сторону вражеского окопа.

В контейнере находился электрический взрыватель, от которого шли два провода. Они разматывались, и когда приходило время подорвать мину, военный их замыкал.

На фоне большинства предложений машина Саба казалась образцом разумности. По крайней мере её можно было построить и успешно испытать.

Главный вопрос: сможет ли автомобиль вообще доехать до вражеских позиций? Как она будет перемещаться по ничейной земле, обильно удобренной искорёженным металлом?

К этому времени военные давно решили, что только гусеничные машины могут легко и ненапряжно преодолеть путь до вражеской траншеи. Так что взрывающийся дрономобиль Саба никак себя не проявил.

Добуриться до врага из-под земли


От простых и непритязательных разработок изобретатели уходили в изощрённые и технически сложные дебри. Вильям Бохан из Миннесоты, например, придумал самозакапывающуюся подземную самоходную торпеду. Нетривиальность изобретения видна уже из названия. А техническое описание подтверждало гибкость инженерной мысли автора.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Викершема


Девайс представлял собой дистанционно управляемую реверсивную землеройную машину с двумя бурами — спереди и сзади. Машина несла на себе закреплённый боевой заряд, который подрывался дистанционно замыканием цепи из двух проводов. Она была электрической, мотор питался от внешнего источника электроэнергии по кабелю, который самоходная торпеда тянула за собой.

По этому же многожильному кабелю оператор машины из траншеи управлял её движением: замыкал ту или иную цепь, и это меняло либо скорость движения машины, либо направление — вперёд или назад. По тому же кабелю подавался сигнал на взрыв заряда.

При всей технической проработанности проекта самоходная торпеда (которая к тому же была ещё и буровым аппаратом) армии понравиться не могла. Её оказалось сложно производить, а детали легко ломались в военных условиях. К тому же новинка обещала быть недешёвой.

В общем, проект отправился на полку.


Когда у тебя нет танков, а намотать чужую траншею на гусеницы очень хочется


В отличие от остальных изобретателей, Элмер Викершем был человеком известным в армейских кругах. Он создал несколько проектов боевых машин и одного из первых американских танков. Его самоходная торпеда не осталась на бумаге: она заинтересовала военное ведомство настолько, что там даже построили несколько образцов.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Викершема


Викершем, по сути дела, усовершенствовал схему Шнайдера. Он создал довольно оригинальный вариант самоходной торпеды: каждый борт имел свой электрический мотор, а задняя часть самоходки уравновешивалась боевым зарядом, который укладывался между двух балок (на них крепились катки и гусеницы).

Викершем не стал экспериментировать с управлением самоходкой по радио. Оно осуществлялось по проводам, которые тянулись из самораскатывающегося барабана, прикреплённого к задней части машины. При этом внешнее управление машины было сложнее, чем у её раннего французского аналога. Оператор регулировал скорости оборотов моторов по каждому борту; так самоходка могла совершать разнообразные манёвры — объезжать препятствия, менять направление движения и т. д.

ПОДЕЛКИ ИНЖЕНЕРОВ ИЗ США: СЛЕЗЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ США, Изобретения, Патент, Оружие, Наука, Армия, Война, Технологии, Длиннопост

Патент Викершема


Боезаряд также подрывал оператор по проводу. По задумке Викершема, взрыв уничтожал самоходку не просто, а так, чтобы образовалось приличное число осколков. Разлетаясь, они увеличили бы поражающую мощь машины.

Самоходку Викершема построили и даже испытывали в армии. Однако в какой-то момент армейские верхи решили, что танки гораздо надёжней, чем дистанционно управляемый боезаряд. От дальнейших работ над торпедой решили отказаться.

Пройдёт около 20 лет, к разработке дистанционно управляемых самоходок с боезарядом вернутся снова, но история будет совсем другой. Да и техническая база станет гораздо совершенней…

Так закончились попытки американских изобретателей придумать какую-нибудь замечательную машину, которая могла быстро и эффективно преодолеть инженерные заграждения или взорвать траншею противника. Чуда не произошло. А на полях сражений появилось новое оружие — танки.

Что касается американцев, то даже к концу войны они продолжали исходить из устаревших представлений о методах её ведения.


Фарид Мамедов

Источник

Показать полностью 11
457

Шрапнель

Автор: Борис Плавник.


Конец XVIII века. Артиллерия использует два вида снарядов – картечь и ядра. И оба этих типа имеют серьёзные недостатки. Картечь практически неэффективна на дальности свыше 400 метров, а ядра вышибают чуть ли не по одному пехотинцу из линии…

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Генри Шрапнель. Чуть ли не единственный его портрет


Но тут в голову лейтенанта Генри Шрапнеля (Henry Shrapnel) приходит идея, как совместить сильные стороны обоих боеприпасов. Полый снаряд начинялся пулями и пороховым зарядом, который взрывался в построении противника и крошил всех пулями и осколками корпуса. Если посмотреть на фотки, то видно, что в центре снаряда идёт трубка к полости в нижней части. В полости находился заряд, инициирующий разлёт шрапнели, а в трубке - запал, время горения которого и определяло момент разрыва снаряда и разлёта шрапнели. В идеале это должно случаться слегка над головами вражеского построения. Но рассчитать время горения запала оказалось очень критичной задачей. Слишком мало - и взрыв происходит слишком далеко от противника. Слишком много - и снаряд втыкается в землю и толку от него тоже мало.

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Шрапнельный снаряд первой мировой, калибр 84 мм.


Доработав свой снаряд до ума (например, в начале сильно мешала проблема детонации подрывного заряда в стволе пушки), Шрапнель в 1787 году демонстрирует свой «картечную гранату». Но не всё так просто в бюрократии Великобритании тех лет – на вооружения сие чудо инженерной мысли поступило лишь через 16 лет, в 1803 году. Впервые снаряд применён в 1804 году в Голландской Гвиане, современный Суринам. Результат произвёл впечатление, и шрапнельный снаряд занял почётное место в арсенале британской, а затем и других армий по всему миру. Сам мистер Шрапнель дослужился до звания генерал-лейтенанта, получил очень солидную пенсию и отошёл в мир иной в 1842 году в почётном возрасте 80 лет.

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Шрапнельный снаряд в разрезе без поражающих элементов. Те же 84 мм, но чуть другая модель снаряда.

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Схема для настройки взрывателя для 76,2 мм пушки 1915 года. Чаехлёбы всё указывают в ярдах и футах в секунду...


А снаряд его продолжил жить своей жизнью. В начале ХХ века в Великобритании задались вопросом: а почему бы не сделать такой снаряд для артиллерии совсем уж крупного калибра? И разработали такой снаряд для самых больших бабах, которые у них только были! Для BL 16.25 inch (412.8 мм) naval gun, образца 1885 года. Эти пушки несли эскадренные броненосцы «Виктория» (2 корабля в серии) и один из эскадренный броненосец класса «Адмирал», HMS «Бенбоу». Шрапнельный снаряд к ним нёс 2330 поражающих элементов по 113 грамм каждый. Теоретически, подорвав такой над порядками противника, можно было перемолоть очень-очень много вражеских юнитов. Разумеется, если попасть в пехоту с корабля и правильно рассчитать подрыв замедлителя. Однако на практике это никто не успел проверить - в те времена прогресс на флоте нёсся семимильными шагами, так что эти корабли быстро устарели и так и не успели повоевать.

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Настраиваемый взрыватель для шрапнельного снаряда. Вероятно, начало ХХ века.

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Наглядная демонстрация. Поворот регулятора изменяет длину активной части передаточного канала с пороховым составом.

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

HMS Victory. На носу башня с двумя 412,8 мм орудиями.


Но идея не умерла - в 1913 году на воду спускается линкор типа Queen Elizabeth. Он нёс новейшие орудия BL 15"/42 Mark I (381 мм). Шрапнельный снаряд был разработан и для них (с очевидным названием Shrapnel 4crh). Имея массу 871 кг, снаряд нёс в себе 13 700 стальных шариков по 1,75 унции (49,6 г) каждый.

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Снаряд калибра 412,8 мм, для корабля с предыдущей пикчи.


И вот этот уже был применён в боевых условиях! Queen Elizabeth довелось пострелять такими во время Дарданелльской операции. Но к этому времени пехота уже научилась очень годно окапываться своими силами, что минимизировало урон от лёгких поражающих элементов. И эффект таких снарядов оказался очень таким себе (турки даже не заметили, что по ним применяют что-то такое),и место в погребах линкора освободили для более полезных снарядов. Да так шустро, что сейчас не найти ни фоток этого снаряда, ни схем...

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

Орудия BL 15"/42 Mark I перед входом в Имперский военный музей. Снаряды (скорее всего бронебойные) и люди позволяют оценить масштаб.


Во времена первой мировой войны, с распространением полевых фортификаций, а затем появлении индивидуальных средств защиты и бронированной техники, шрапнельные боеприпасы начали проседать по эффективности и потеряли популярность. Они были вытеснены фугасными снарядами со взрывателем мгновенного действия, которые лишены почти всех недостатков шрапнельных боеприпасов. Детище Генри Шрапнеля оставило позицию самого востребованного боеприпаса...

Шрапнель Cat_cat, История, Оружие, Война, Изобретения, Длиннопост

HMS Queen Elizabeth во время Дарданелльской операции.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_98242

Автор: Борис Плавник. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_268306185

Личный хештег автора в ВК - #Плавник@catx2, а это наш Архив публикаций за апрель 2020


Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

Показать полностью 9
127

Китайский автоматический арбалет

До фильмов про Ван Хельсинга ещё 2400 лет, а автоматический арбалет уже внедряется как массовое армейское оружие. И стреляли им почти от бедра задолго до Рэмбо. Это не сюр и не фейк, господа и дамы, это Китай. Давайте знакомиться.


Чокону - многозарядный армейский арбалет, первые версии которого датированы IV веком до нашей эры. В родном Китае оружие было массовым до конца 19го века и только встреча с полуавтоматическим и одновременно дальнобойным огнестрелом заставила-таки армию Поднебесной списать эту архаику. Среди армейского оружия всех времён и народов чокону вполне себе топчик по длительности использования.


Принцип работы бета-версии орудия Ван Хельсинга тривиален: заполняем несъёмный магазин болтами (в 2-3 ряда, если конструкция позволяет), упираем в бок приклад и начинаем свободной рукой работать единственным рычагом. Каждое его движение сначала взводит тетиву и одновременно спускает следующий болт, а потом и отпускает тетиву при достижении рычагом конечного состояния. Повторить.


Несмотря на простоту и продвинутость по тем временам, гаджет после завоевания Китая не получил вообще никакого хода в других регионах Орды. Никому больше не нужно было воевать толпами крестьян, а не большее он и не годился. Пруфы? Извольте.


Просто приведём ТТХ сего шушпан-самострела. Тоже с пруфами.


Дистанция поражения? Коротенький рычаг повышает усилие в 3 раза (против 5 крат для козьей ноги и 20 крат у арбалетов с воротом). Двигать более 10 кило нагрузки в этой позе не получится даже у среднего современного человека. А средневековый китаец - это не богатырь, откормленный салом или пловом! Так что усилие составляло откровенно жалкие для боевого оружия 30кг, отправляющее в полёт 2 болта (!) без оперения (!!!).


Точность стрельбы? Очевидно, из такого оружия прицельная стрельба невозможна, а при такой мощности - ещё и бессмысленна. Его назначением была стрельба толпой по толпе метров с 10-15-20, реже - при столкновениях в помещении. Данная исследователями оценка скорости в 10-20 болтов за 15 секунд подразумевает что прицел в общем-то и не нужен, некогда целиться. Добавим сюда отсутствие оперения у болтов, вызванное примитивной формой магазина. Болт без оперения подобен гвоздю - с соответствующей стабильностью и дальностью полёта.


Останавливающая способность? Тут китайцы выкрутились! Согласно источникам (хотя и 18го века), стрелы мазали "ядом на тигра" - растительным нейротоксином. Что крайне ожидаемо - пробить даже лёгкий доспех возможным, очевидно, не представлялось, а вот поцарапать незащищённую ногу шансы есть. И тут как раз стрельба 2 и даже 3 болтами за раз резко начинает себя оправдывать!


Небольшое дополнение - о стандарте на производство сего гаджета в, напомню, весьма дремучую пору. Таковой, внезапно, имел место: найденные арбалеты возрастом более 1000 лет имели клейма разных мастерских и при этом взимозаменяемые детали.


Поставьте себя на место полководца.

Китайцы давно знали о важности снабжения - у того же Сунь Цзи о нём прям так немало страниц исписано. Мы ведь говорим говорим об "автомате", созданном для армии?

Лучник может стрелять разными стрелами, внося поправки в прицеливание. Европейский арбалетчик вообще мог воспользоваться даже упоминавшимся ранее гвоздём вместо болта, а то и камнем (что вполне выручало на охоте). Но как только армия вооружена "автоматами", пришлось на поток ставить производство целиком унифицированного патрона. Особенно если ты вроде как империя и должен обеспечивать мобильность войск. Следующая в очереди на унификацию тетива - от трения о магазин она постоянно перетирается.

В результате при унификации болта и тетивы остальные детали просто нельзя сделать разного размера. И средневековый ГОСТ - прямое следствие из редкого для средних веков сочетания запросов массового вооружения и логистики.


Вот так китайцы и бегали 2400 лет с оружием, которое никому, кроме них, за всю историю не приглянулось: самострелом для поливания стрелами с расстояния пары десятков метров по пути к рукопашной.

Китайский автоматический арбалет Cat_cat, История, Китай, Оружие, Война, Изобретения, Арбалет, Длиннопост

Источник: https://vk.com/wall-162479647_122538

Автор: Евгений Швайковский.

Личный хештег автора в ВК - #Швайковский@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Показать полностью 1
1634

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

В 1964 году в советской прессе появилась заметка о том, что коллектив группы главного конструктора Сормовского завода А. А. Животовского совместно с инженерами Московского центрального аэрогидродинамического института им. Н. е. Жуковского (ЦАГИ) работает над созданием нового пассажирского судна на воздушной подушке с рабочим названием "Полет".

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Перед разработчиками была поставлена задача создать судно, которое сможет перевозить пассажиров с высокой скоростью, используя водяной экран для создания подъемной силы. Работу возложили на плечи сотрудников ОКБ «Красное Сормово».


Надо сказать, что у специалистов уже имелся опыт по созданию судов на подводных крыльях и воздушных подушках. Так, в 1957 году был выпущен катер на воздушной подушке «Радуга». Некоторые решения, использованные в «Радуге», были применены и в «Сормовиче». Судно проекта 1872 было построено в 1965 году на том же заводе. Заказчиком выступало Министерство речного флота.


Появились первые наброски и чертежи этой необычной машины.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Разработчики проекта полагали, что «Сормович» будет перевозить пассажиров по главным рекам страны, в том числе по Волге. Планировалось, что судно сможет преодолевать мелководные участки, перепрыгивать через песчаные косы и плавно выходить на берег для высадки пассажиров. Во время испытаний «Сормович» развил скорость 120 км/ч.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

До этого по Волге с такой скоростью не плавали. В отличие от обычных судов, плавание которых с наступлением зимы прекращалось, СВП могло эксплуатироваться круглый год. Однако в зимнее время «Сормович» так и не был использован, хотя были проведены его успешные испытания зимой недалеко от Телячьего острова в Кстовском районе.


От эксплуатации судна зимой отказались, по-видимому, в связи с тем, что Волга замерзала неравномерно, в результате чего могли образовываться торосы, способные повредить ограждение воздушной подушки. Хотя испытания показали, что судно при обнаружении крупных торосов на расстоянии 500 м могло отклониться от них на 60 м.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Опыты также показали, что при движении надо льдом скорость «Сормовича» возрастает. Это было связано с тем, что при движении над водной поверхностью вода вытесняется воздушной подушкой, что приводит к увеличению сопротивления.


Судно вмещало до 50 пассажиров, чуть меньше, чем «Ракета». Экипаж — три человека. Для управления столь сложной машиной команда должна была иметь высокую квалификацию. Длина «Сормовича» составляла 29 м, ширина — 11 м, а высота — 8 м.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

После того как судно уже было построено, конструкторы оснастили его гибкой юбкой высотой 1 м для ограждения подушки, которую изготовили на заводе «Красное Сормово», а после того как она пришла в негодность, ее заказали на Ярославском шинном заводе. Идею юбки конструкторы позаимствовали у западных коллег, листая английские журналы.


Корпус был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, из которого делают самолеты. СВП имел один запорожский авиационный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт, приводивший в движение 12-лопастный вентилятор для нагнетания подушки и два 4-лопастных винта, в качестве вспомогательного турбогенератора был применен газотурбинный двигатель АИ-8 с генератором ГС-24.


Силовая установка находилась в кормовой части судна, в носовой размещался салон для пассажиров. В нем были предусмотрены удобные кресла, такие же, как в самолете, но расстояние между рядами было довольно большим, можно было полностью вытянуть ноги.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Во время испытаний «Сормович» оправдал ожидания. Судно могло легко разворачиваться, имело хорошую устойчивость. Его скорость превысила заявленную на 20 км/ч. «Сормович» мог двигаться и в условиях сильного волнения. При высоте волн 1,2 м его скорость составляла 60 км/ч. Судно можно было эксплуатировать на длинных маршрутах. Дальность его плавания достигала 600 км, а время автономного плавания составляло 8 часов.


Испытания также показали, что управлять судном было непросто. Перед катером часто появлялась радуга от брызг, затруднявшая обзор.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

«Сормович» был сдан в опытную эксплуатацию Волжского речного пароходства в 1971 году. Судно курсировало на линии Горький — Чебоксары, протяженность которой составляла 274 км. «Сормович» был в два раза быстрее «Метеора».


Так, если «Метеор» расстояние от Горького до Васильсурска проходил за 4 часа, то этот же путь «Сормович» преодолевал менее чем за 2 часа. А все путешествие от Горького до Чебоксар занимало 3 часа 45 минут. Для того чтобы появление высокоскоростного судна для местных жителей не было неожиданностью, был составлен график его движения.


Путь «Сормовича» проходил не только по глубоководному фарватеру, но и по несудоходным воложкам и песчаным косам. Население заранее информировали о времени прохождения «Сормовича» в прессе и по радио.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Несмотря на возлагавшиеся на него большие ожидания, СВП эксплуатировался на этой линии в течение всего двух лет — с 1971 по 1972 год. Однако за это время он успел перевести более 6 тыс. пассажиров. Основная причина, по которой отказались от использования «Сормовича», заключалась не в большом расходе топлива, а в проблеме с раздаточным редуктором и другими техническими недоработками.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост
«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Есть также версия, что причиной вывода «Сормовича» из эксплуатации послужил тот факт, что однажды он «взлетел» на волне. Судно было выведено из эксплуатации в 1974 году. Итог — как многие перспективные советские разработки, "Сормович" был утилизирован, а точнее — порезан на листы металла.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

ИСТОЧНИК: https://y4astkoviu.livejournal.com/578374.html

Показать полностью 11
776

Водородные автомобили в блокадном Ленинграде

В 1941 г. на Ленинград наступала группа армий «Север». Фашистам удалось отрезать город с суши и установить блокаду. Они стремились сломить сопротивление его защитников голодом, постоянными артиллерийскими обстрелами, наносили удары с воздуха.


Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли. И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. Защита города от авиации противника кроме основных средств ПВО обеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Заполненные водородом и поднятые на высоту от 2000 до 4500 м гигантские резиновые «колбасы» не позволяли фашистским асам снижаться для прицельного бомбометания.

Водородные автомобили в блокадном Ленинграде Водород, Топливо, Альтернативная энергетика, Война, Блокада, Изобретения, Длиннопост

Но эти воздушные защитники Ленинграда имели один крупный недостаток. Через 25—30 дней работы аэростаты начинали терять высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. Поэтому аэростаты приходилось периодически опускать, стравливать «отработанный» водород и заправлять чистым газом. Наставление предписывало производить перезаправку аэростатов, когда в них натекало 15—20% других газов и паров, что предотвращало потерю подъемной силы воздухоплавательного газа и взрывы при образовании «гремучей смеси». В атмосферу выбрасывали миллионы кубометров смеси водород-воздух, ведь только в 1941 г. аэростаты поднимали 40 054 раза!

Водородные автомобили в блокадном Ленинграде Водород, Топливо, Альтернативная энергетика, Война, Блокада, Изобретения, Длиннопост

В те дни воентехник младший лейтенант Борис Шелищ служил в мастерских по ремонту аэростатных лебедок. Они были установлены на двух сотнях «полуторок» ГАЗ-АА и приводились в действие от двигателя грузовика. Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб.


Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики, работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат.


Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б.И.Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров» (это не выдумка, заметки об этом сохранились в архиве изобретателя). Там, в главе «Топливо будущего», говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород.


Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. «Наступит день, когда весь уголь будет сожжен», — произнес один из героев «Таинственного острова». Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград?


Стравливая «грязный водород» в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу! Это все равно что выливать бензин бочками.


И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Значит, именно водород призван помочь Ленинграду, которому именно сейчас необходим «уголь грядущих веков».

Водородные автомобили в блокадном Ленинграде Водород, Топливо, Альтернативная энергетика, Война, Блокада, Изобретения, Длиннопост

Но водород опасен — Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным.


Итак, 21 сентября 1941 г. младший техник лейтенант Шелищ обратился к командованию с рационализаторским предложением: подавать «отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей». Очень скоро, 28 сентября, состоялось заседание полкового бюро по рационализации и изобретательству, постановившего: «Считать предложение ценным и приемлемым. Поручить автору предложения приступить к опытной проверке своего предложения».

Водородные автомобили в блокадном Ленинграде Водород, Топливо, Альтернативная энергетика, Война, Блокада, Изобретения, Длиннопост

Первые испытания проводились в сильный мороз — до 30°С. Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал.


Не обошлось без происшествий. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной «гремучей смеси» он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя.


Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с «водородных» грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине.


Осенью и зимой 1941 г. в ленинградских полках аэростатов заграждения из-за нехватки бензина почти все автомобили стояли. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно.


В 1942 г. необычный автомобиль с двигателем, работавшим на водороде, демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады (об этом 17 января 1942 г. писала газета «Ленинградская правда»). Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л.А.Говорову, который одобрил идею ее создания.


Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность.


За эту работу Б.И.Шелища в декабре 1941 г. наградили орденом Красной Звезды, отметили и его помощников. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород».


Кстати, во время войны он даже ухитрился оформить а.с. 64209 на изобретение. И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247(322526) в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943—1944 годах». И далее: «Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности…»


После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали. Из-за отсутствия «бросового» водорода его использование в качестве топлива для двигателей прекратилось. Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом.


Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его водородного проекта: всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники. За всю войну из-за утечек водорода взорвалась всего одна машина из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов пришлось использовать все, что было под руками, — корпуса огнетушителей, водопроводные трубы…


После войны Борис Исаакович вернулся к своему блокадному изобретению лишь в середине 70-х, когда получила широкое признание концепция «водородных» перспектив в мировой энергетике и стало известно о ведущихся с 1969 г. в США экспериментах по использованию водорода в качестве автомобильного топлива. В 70-е годы в Балашихе и Загорске появились первые «водородные» легковушки, а в Харькове даже ездили «водородные» такси. Это заставило вспомнить об изобретении 1941 г., обеспечившем отечественный приоритет в этой области. Именно тогда появилось несколько газетных и журнальных публикаций об изобретателе. Приоритет Бориса Исааковича Шелища также подтвердила Комиссия по водородной энергетике Академии наук СССР.


Скончался Борис Исаакович Шелищ 1 марта 1980 года. В Петербурге есть музей ПВО. Здесь можно увидеть фотографию изобретателя, копию описания изобретения и тот самый гидрозатвор, сделанный из огненно-красного огнетушителя.

Показать полностью 3
3289

Изобретено женщинами...

1. Кевлар

Легкий высокопрочный кевлар — в пять раз прочнее стали — защитит вас от пули. Химик компании DuPont Стефани Кволек случайно изобрела его при попытке усовершенствовать покрытие для автомобильных шин. Патент она получила в 1966 году.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

2. Одноразовые подгузники

Когда Марион Донован в 1951 году запатентовала непромокаемые подгузники Boater, переодевание не стало идеально «чистым». Но жизнь родителей — да и детей тоже — изменилась навсегда. Непромокаемое покрытие подгузника, изначально сделанное из шторки для душа, стало продаваться в знаменитом универмаге «Сакс на Пятой авеню». Донован продала патент корпорации Keko за 1 млн долларов, а несколько лет спустя создала одноразовую модель подгузников. «Памперсы» появились в 1961 году.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

3. Бумажный пакет

Новая модель бумажных пакетов появилась в Америке в 1868 году, когда работница хлопкопрядильной фабрики Маргарет Найт изобрела аппарат, делавший пакеты с плоским дном (до этого бумажные пакеты были больше похожи на конверты). Мужчина по имени Чарльз Аннан увидел их и попытался первым запатентовать идею. Однако Найт подала на него в суд и отсудила свой патент в 1871 году.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

4. Мусорное ведро с педалью

Лилиан Гилбрет дополнила сразу несколько существующих изобретений небольшими, но гениальными деталями. В начале 1900-х она изобрела полки на дверце холодильника, упростила открывалку для банок и сделала уборку более опрятной, добавив к мусорному ведру ножную педаль. Гилбрет больше всего известна своими новаторскими работами в области эффективного менеджмента и эргономики (совместно с мужем Фрэнком). Двое из их двенадцати (!) детей, Фрэнк-младший и Эрнестина Гилбрет, с юмором описали жизнь родителей, их работу и быт в книге «Оптом дешевле».

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

5. «Монополия»

Элизабет Мэгги придумала «Игру землевладельца», чтобы распространить экономическую теорию джорджизма и продемонстрировать игрокам несправедливость захвата земли, недостатки аренды и необходимость единого налога на землю. Мэги запатентовала настольную игру в 1904 году и выпустила ее на рынок в 1906-м. Почти 30 лет спустя некто Чарльз Дэрроу переделал дизайн и продал игру компании Parker Brothers под названием «Монополия». Компания выкупила патент Мэги на оригинальную игру за 500 долларов безо всяких роялти.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

6. "Дворники"

Водители скептически отнеслись к «дворникам», изобретенным Мэри Андерсон в 1903 году. Они считали, что куда безопаснее вести машину, когда ничего не видно из-за дождя и снега, чем отвлекаться от дороги и нажимать на рычаг, чтобы очистить стекло. (Другая изобретательница, Шарлотта Бриджвуд, предложила автоматическую версию дворников с электрическим колесиком в 1917 году. Впрочем, ее дворники тоже не пришлись ко двору.) Но к тому моменту, когда патент Мэри Андерсон истек, то есть к 1920 году, дворники уже набирали популярность. «Кадиллак» первым поставил их на поток и встроил в машины всех моделей — а остальные автомобильные концерны вскоре последовали его примеру.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

7. Посудомоечная машина

Первая посудомоечная машина, запатентованная в 1886 году, соединяла в себе кипятильник для подогрева воды, агрегат для подачи ее под давлением, колесо и решетку вроде тех, которые до сих пор используются для сушки посуды. Изобретательница, Жозефина Кокрейн, никогда не использовала ее сама, но сильно упростила жизнь своим служанкам.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

8. Канцелярская замазка

Задолго до появления клавиши delete секретарша Бетт Несмит Грэм тайком использовала белую темперную краску для исправления своих опечаток. Она годами совершенствовала формулу в собственной кухне, прежде чем запатентовать «Штрих» в 1958 году. А в 1979 году ее компанию купил Gillette — за 47,5 млн долларов.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

9. Алфавитные кубики

В наши дни дети не читают книжек, написанных консервативной авторшей Аделиной Уитни — и это, пожалуй, к лучшему. Но деревянные кубики, которые она запатентовала в 1882 году, по-прежнему помогают им выучить алфавит.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

10. Шкала Апгар

Жизнь — это серия проверок, и начинается она с теста по шкале Апгар, названной в честь акушерки-анестезиолога Вирджинии Апгар. В 1952 году она стала проверять новорожденных через минуту и 5 минут после рождения, чтобы определить, нуждаются ли они в немедленной реанимации. Спустя примерно 10 лет медицинское сообщество придумало бэкроним (акроним, который соответствует уже существующему слову), помогающий запомнить критерии шкалы: окраска кожного покрова (англ. Appearance), частота сердечных сокращений (Pulse), рефлекторная возбудимость (Grimace), мышечная активность (Activity) и дыхание (Respiration).

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

11. Сигнальные ракеты

Когда-то все сообщение между кораблями сводилось к размахиванию цветными флажками и фонарями и реально громким крикам. Марта Костон не сама дошла до идеи сигнальных ракет: план она нашла в записной книжке своего недавно умершего мужа. Решительная вдова 10 лет работала с химиками и пиротехниками, чтобы воплотить идею в жизнь. Но в патенте 1859 года она названа лишь администраторшей — звание изобретателя получил мистер Костон.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

12. Втягивающийся поводок

Собачница из Нью-Йорка Мэри Делане запатентовала первый втягивающийся поводок в 1908 году. Он крепился к ошейнику, удерживая барбоса на привязи и одновременно давая ему немного больше свободы. Кстати, 11 лет спустя некто Р.Ч. О’Коннор запатентовал первые вожжи для детей. Совпадение? Возможно.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

13. Стол-кровать

Встраиваемая кровать, изобретенная Сарой Гуд, не просто позволила увеличить жилое пространство в маленьких домах, но еще и сделала изобретательницу первой афроамериканкой, получившей патент США (дело было в 1885 году). Полнофункциональный секретер можно было использовать днем, а ночью он складывался и превращался в удобную кровать. Еще одно аналогичное изобретение, известное под названием «кровать Мерфи», появится примерно 15 лет спустя.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

14. Солнечный дом

Место биофизика Марии Телкес было в доме — первом доме, на 100 % работавшем на солнечной энергии. В 1947 году венгерская ученая изобрела термоэлектрический генератор для обогрева «Довер-Хауса» — клиновидного здания, которое она задумала вместе с архитектором Элеанор Рэймонд. Телкес использовала глауберову соль, продукт воздействия серной кислоты на хлорид натрия, чтобы запасти тепло в преддверии бессолнечных дней. «Довер-Хаус» пережил три массачусетских зимы, прежде чем система отказала.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

15. Скотчгард

Похоже, пятна побеждаются пятнами. В 1952 году химик компании 3M Петси Шерман была совершенно сбита с толку, когда не смогла оттереть от башмака лаборантки пятно фторсодержащего каучука. Пятно никак не повлияло на цвет обуви и при этом отталкивало воду, масло и другие жидкости. Шерман и ее соавтор Сэмюэль Смит назвали состав «скотчгард». Теперь он охраняет наши с вами диваны.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина

16. "Невидимое стекло"

Первая женщина-ученый в General Electric, Кэтрин Блоджетт, в 1935 году открыла способ переноса тонкой мономолекулярной пленки на стекло и металл. Результат — стекло, которое не отсвечивает и не искажает изображение. Оно произвело революцию в производстве фотоаппаратов, микроскопов, очков и многого другого.

Изобретено женщинами... Ученые, Изобретения, Наука, История, Длиннопост, Интересно узнать, Женщина
Показать полностью 15
197

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками Длиннопост, Танки, История, Война, Великая Отечественная война, Изобретения, Конструктор

Появление танков на войне разрушило все устоявшиеся представления о тактике боя, а стратегия танкового блицкрига, разработанная британскими офицерами и воплощённая в жизнь войсками нацистской Германии, установила новые жёсткие правила. Естественно, что в таких условиях остро встал вопрос со средствами борьбы с этими железными монстрами, вселявшими ужас в сердца солдат одним только своим появлением.

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками Длиннопост, Танки, История, Война, Великая Отечественная война, Изобретения, Конструктор

Разработка эффективных противотанковых пушек велась в каждой крупной стране, но проблема заключалась в налаживании массового производства. Блицкриг подразумевал, что довольно крупное соединение танков будет прорывать фронт на весьма узком участке. Но подвижность нового рода войск не позволяла защищающимся развернуть в короткие сроки достаточное число противотанковых орудий, поэтому требовалось снабдить ими практически все пехотные части, что было неосуществимо в сжатые сроки военного времени.


Реальный выход из сложившейся ситуации был только один – разработать не столь эффективное, но простое в применении и изготовлении средство, которым можно было вооружить почти любого бойца. Первым логичным решением стало создание противотанковых ружей, но ко Второй мировой войне их эффективность уже находилась под вопросом. На начальном этапе советские ПТР справлялись с относительно слабобронированными немецкими танками, но уже к середине 1942 года их оставалось использовать разве что против бронетранспортёров. Это вынудило советских конструкторов приступить к поискам нестандартных решений.

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками Длиннопост, Танки, История, Война, Великая Отечественная война, Изобретения, Конструктор

Вполне очевидно, что первой попыткой стало усиление противотанковых ружей. Так, сразу несколько конструкторов предложили использовать 82-мм миномётные снаряды в качестве надколиберных для ПТР. Предполагалось, что с помощью холостого снаряда, мина будет срабатывать и слетать со ствола, используя его в качестве направляющей. Первые опыты показали, что точность такого симбиоза стремится к нулю, но проекты свернули вовсе не по этим причинам – ружьё приходило в полную негодность буквально после восьми выстрелов.


Опыты показали, что запускать таким образом можно было боеприпасы не крупнее ручной гранаты. Опыты с таким устройством проводились ещё в Первую мировую, но мощности одной гранаты не хватало для нанесения повреждений новым танкам, да и точность оказалась ещё хуже, чем при испытании миномётных снарядов. Впрочем, идея получила некоторое распространение и своеобразный наствольный гранатомёт использовался при сражениях с пехотой.

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками Длиннопост, Танки, История, Война, Великая Отечественная война, Изобретения, Конструктор

Более того, в СССР были даже отдельные КБ по разработке винтовочных гранат. В них-то и попытались использовать новейшие разработки с проверенной технологией. В итоге получилась довольно компактная кумулятивная граната, способная пробивать 20-мм броню. Но если с мощностью проблема была решена, то точность оставляла желать лучшего. Оперение частично улучшило баллистику гранат, но довести их поведение в воздухе до приемлемого уровня можно было лишь приданием вращения. Это было возможно, но существенно ослабляло кумулятивную струю. Проблема оказалась неразрешимой, и все эксперименты были свёрнуты.


Улучшить обычные ручные гранаты также предпринимались попытки. Единственным их минусом был малый радиус действия – бросить довольно увесистую гранату можно было лишь на несколько десятков метров. В этом случае конструкторы пошли двумя путями – создание принципиально новых образцов и модификация уже готовых гранат.

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками Длиннопост, Танки, История, Война, Великая Отечественная война, Изобретения, Конструктор

Одной из самых успешных попыток можно считать дискообразную гранату инженера Петрова. Тренированные бойцы могли запускать её на довольно большие расстояния, причём довольно точно. Единственным минусом стала сложность производства. Минимум 21 винтовое соединение и целый «бутерброд» из различных материалов делал производство чудо-оружия чрезвычайно нерентабельным.


В такой ситуации второй вариант был наиболее приемлем. Так, сразу несколько инженеров предложили заменить ручки «колотушек» на миниатюрные ракетные двигатели. Элементарная физика нам подсказывает, что граната будет лететь тяжёлым концом вперёд, но предугадать в какой момент полёт гранаты стабилизируется, а тем более синхронизировать этот миг с включением двигателя было невозможно.


Поэтому граната могла полететь в любую сторону, вплоть до обратной. Ни одна из идей не дошла до массового производства, поэтому бойцы продолжали пользоваться простыми и эффективными связками гранат. Но дело это было крайне опасным и далеко не каждый был способен подбежать к движущемуся танку на расстояние броска тяжёлой связки гранат. Для упрощения этого героического подвига немецких танкистов попытались слепить. Так, предлагалось использовать бутылки с густой и вязкой жидкостью, которые нужно метать в смотровые щели механиков-водителей. Другим вариантом были мешки с песком, к которым прикреплялось взрывное устройство с дистанционным взрывателем. В момент приближения вражеской техники они подрывались и густое облако пыли слепило водителей. Неразберихой должны были воспользоваться те самые храбрецы и закинуть связку гранат на крышу танка.


Идея с вязкой жидкостью оказалась весьма популярна, тем более что коктейли Молотова показали себя как действенное средство, и в начале 1942 года военным был представлен ампуломёт. Конструкция представляла из себя миниатюрный миномёт, который должен был стрелять прямой наводкой ампулами с горючей смесью, воспламеняющейся при соприкосновении с воздухом.

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками Длиннопост, Танки, История, Война, Великая Отечественная война, Изобретения, Конструктор

Произведено было их довольно много, но в войсках ампуломёты получили весьма неоднозначную оценку. Опытные и пристрелявшиеся бойцы с наметанным глазом довольно успешно поджигали танки врага, но были таких единицы. В большинстве же своём ампулы пролетали мимо и падали на мягкую землю, о которую даже не разбивались. Но была гораздо более страшная проблема – ампулы разбивались в момент выстрела и сгореть могли уже сами стрелки, а вовсе не немецкие танкисты.


Идея с липкими горючими жидкостями заинтересовала и британских военных, но они пошли дальше и разработали липкие гранаты. Новое устройство бойцам не нужно было закидывать на крышу танка, а главное было вообще попасть в него и взрывчатка в мешке, пропитанным специальным составом. Испытания прошли успешно и Черчилль даже приказал произвести их 2,5 миллиона штук. Но просчёт учёных обнаружился только на фронте. Мина-липучка отлично приклеивалась к чистым поверхностям, но техника во время войны обычна покрыта густым слоем грязи и пыли, которая и защитила немецкую технику от британского «чудо-оружия», которое в итоге стали использовать в качестве мин, чтобы сбивать гусеницы танков.


В финской армии для этой же цели попытались использовать совсем простой метод – лом. Военные теоретики создали даже целое руководство по применению лома и брёвен против танков. Финским бойцам предлагалось кидать эти предметы прямо под катки танков, чтобы заклинить их. Но первые же попытки показали, что данный метод хорош лишь на бумаге.


Аналогичные предписания раздавались и среди жителей Лондона, но «британские учёные» пошли ещё дальше. В условиях городского боя солдату нужно было спрыгнуть со второго этажа здания на танк, постучать молотком по крышке командирского люка и, когда немец высунется посмотреть кто стучит, бросить в открывшийся люк гранату.


В Союзе с безумными идеями тоже проблем не было, благо что КБ их удавалось успешно отсеивать. Так, некий изобретатель Богданенко предложил ловить танки в самые настоящие капканы. Интереса ради в Главном автобронетанковом управлении Красной Армии идею его испытали и даже изготовили несколько образцов капканов на танк. По задумке изобретателя, его ловушка должна была захлопывать на гусенице машины и срывать её. Но, как и в опытах с ломом, даже для таких лёгких танков, как Т-60 это было лишь временной помехой.

Верное средство: безумные изобретения для борьбы с танками Длиннопост, Танки, История, Война, Великая Отечественная война, Изобретения, Конструктор

Но были и более прогрессивные разработки. Ещё в 30-ые годы XX века в СССР пытались использовать неуправляемые реактивные снаряды для поражения танков. Успешные опыты с системами залпового огня эту идею лишь подогревали. Но точку в этом направлении на время войны поставили практические испытания. Точность ракет тех времён была столь низка, что из сотни выпущенных по бронелисту 3*2 метра ни одна не попала в целя, хотя снаряду требовалось преодолеть всего полкилометра. Уже на этом этапе провальность идеи была очевидна, но нужно было испытать ещё и воздействие боевой части на броню. Сперва мишень поставили на расстоянии 200 метров, но и в этот раз ни одна из 10 ракет не попала. Единственное попадание произошло лишь на дистанции 100 метров, но эффект его оказался ничтожен – лишь небольшая вмятина.


Вероятно, в своё время над создателями всех этих безумств коллеги посмеивались, однако в будущем многие из таких идей получили своё весьма серьёзное и эффективное развитие. Проблема, обычно, была не в самой задумке, а в её прогрессивности. Так, со временем реактивные снаряды превратились в ручные противотанковые гранатомёты, а ампулы с горючей смесью в напалм. А разработка экзотических способов борьбы с танками обусловлена вовсе не безумством, а желанием создать простое и дешёвое средство, которое бы могло спасти тысячи жизней.


https://inforeactor.ru/27613-vernoe-sredstvo-bezumnye-izobre...

Показать полностью 5
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: