«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма

Автор: Иван Белоусов.


Экономику Югославии при правлении И.Б Тито любят указывать как пример альтернативы командно-административной экономике СССР, упоминая при этом относительно высокий уровень жизни, отсутствие товарного дефицита, железного занавеса и уравниловки. Затем следует некий провал, события столь кровавые и захватывающие, что о таких мелочах, как экономика уже не вспоминают. Такой картина предстает в головах людей, заставших Советский Союз и еще единую Югославию — идиллическая картина южного изобилия и неги — вторжение НАТО — раздробление и крах. В реальности, всё, конечно, гораздо сложнее.


В Советском Союзе ходила поговорка — в Югославии есть все, кроме социализма. Югославские товары в СССР считались элитными, за сапогами и пальто производства СФРЮ могли стоять часами в многолюдных очередях. Что же произошло с экономикой страны, подающей столь большие надежды? Было ли это стечением трагических обстоятельств или же закономерным итогом? Попробуем разобраться в этой статье.

«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма Cat_cat, История, Югославия, Экономика, Длиннопост

После окончательного освобождения Югославии в 1945 году безраздельный правитель вновь созданной Югославии И.Б Тито ориентировался на советскую модель экономики — вся промышленность была национализирована, в 1949 взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Однако после массовых восстаний крестьян, курс был свернут, с/х осталось частным, однако существовали ограничения по поводу размера наделов (не более 10 га), и механизации.


В 1948 Тито разошелся со Сталиным, избрав «свой путь социализма», отношения ухудшились до такой степени, что существовали опасения по поводу вторжения советских сил на территорию Югославии. В Советском Союзе Тито окрестили ревизионистом, палачом, работающим за американские доллары (страна получила внушительную помощь от США на восстановление экономики).

«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма Cat_cat, История, Югославия, Экономика, Длиннопост
«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма Cat_cat, История, Югославия, Экономика, Длиннопост

По мнению Сталина,социализм мог быть только один — его.

«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма Cat_cat, История, Югославия, Экономика, Длиннопост

Как все начиналось


Ухудшение отношений со Сталиным не ограничивалось политикой, югославские коммунисты действительно избрали свой путь.


Для них рыночная экономика не была необходимым злом во время переходного периода между капитализмом и социализмом; скорее они верили в ее сохранение даже после завершения строительства социализма.


Они пришли к выводу, что централизованное административное планирование неизбежно усиливает бюрократию. Последняя, в свою очередь, обладая фактической монополией в распределении общественного прибавочного продукта, должна неизбежно доминировать во всех секторах общественной жизни; а такая бюрократическая властная монополия все более и более становится препятствием для прогрессивного развития по направлению к социалистическому обществу (а также и препятствием для максимизации экономического роста). Чтобы избежать этих ловушек, нужно устранить корень всех зол: централизованное планирование административными средствами; таков был вывод югославских коммунистов. Чтобы сломать удушающее воздействие бюрократии на социалистическое общество, нужно повсеместно запустить процессы самоуправления производителей и самоуправления граждан. Но самоуправление экономическими единицами может только тогда быть реальным, когда этим единицам разрешают сохранить максимальную часть общественного излишка, который они производят. Они могут это сделать, только если избегнут в максимальной степени прямого административного контроля со стороны плановых органов.


В 1950 г. была введена выборность директоров. Годом позже отменили централизованное планирование и дали предприятиям право самостоятельного поиска торговых партнеров. Фонд зарплаты по-прежнему планировался централизованно, но его распределение теперь контролировалось советом работников. Также рабочим разрешили устанавливать правила приема на работу. По разным источникам, в тот момент доля прибыли, остававшаяся в распоряжении предприятий, составляла от 5 до 20 %. В 1952 г. было отменено директивное ценообразование для большинства товаров.


Экономические изменения способствовали динамичному развитию страны. Предполагалось, что теперь работники сами будут управлять своими предприятиями. Считалось, что эпоха самоуправления — это переходный период для формирования некого «нового человека», который будет жить в бесклассовом коммунистическом обществе, где контролировать поведение сможет собственная сознательность индивида.


Идея самоуправления состояла в том, чтобы по существу сделать каждую фирму в стране кооперативом. Весь коллектив выбирал бы совет работников, который бы действовал как совет директоров, назначая менеджеров и ведя дела компании. У каждого рабочего был бы один голос независимо от должности, зарплаты, опыта или квалификации. Вместо выдачи зарплаты, прибыль компании делилась бы между работниками. Идея состояла в том, что не государство (как в СССР), не частные капиталисты (как в США), а сам работник должен управлять бизнесом.


Самоуправление было первоначально очень успешно. После Второй мировой войны Югославия была одной из наиболее быстро растущих экономических систем в мире, соперничая с Японией.

Между 1952 и 1979 гг. рост составлял в среднем 6 % в год. Реформы ускорились в середине 1960-х гг., одновременно с «косыгинскими» реформами в СССР. Была резко повышена доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, что ускорило рост дифференциации в оплате труда. Сократилась роль государства в финансировании капвложений. Основным источником инвестиционных ресурсов стали банки, их доля в финансировании инвестиций выросла с 3 % в 1960 г. до 50 % в 1970 г. Процентные ставки были очень низкими.


В 1952–1965 гг. югославская экономика пережила свой «золотой век», конкурируя с Японией как с наиболее быстро растущей экономикой в мире.За период между 1950 и 1985 гг., только Тайвань (6,64 %), Япония (6,26 %) и Китай (5,1 %) по темпам ежегодного роста ВНП обгоняли Югославию (4,46 %).


Очевидцы свидетельствовали: в 1960 году Югославия «оседлала волну беспрецедентного процветания» . Сельскохозяйственные урожаи, увеличение импорта, рост спроса на товары народного потребления наряду с расширением предоставления потребительского кредита привлекли к Югославии, государству с «другим коммунизмом», международное внимание.

«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма Cat_cat, История, Югославия, Экономика, Длиннопост

Однако «югославское экономическое чудо» оказалось недолгим. Уже к 1962 г., совокупность таких факторов, как чрезмерное расширение кредитования, быстрое снижение — и возможное истощение — личных сбережений населения и неудачи попыток привести объем промышленного производства в соответствие с бумом потребительского спроса, вызвала столь серьезные последствия, что чудо 1950-х не смогло их пережить.


Что же послужило причиной недолговечности этой идиллии?


Во-первых, коллектив должен был выбирать членов совета сроком на год, однако для этого не всегда хватало квалифицированных кадров. Поскольку заседания совета рабочих проходили после работы и не оплачивались, они часто воспринимались как бремя или тяжелый труд. Популисты и харизматики годами сидели в советах, не обладая при этом соответствующей компетенцией.


Степень вовлеченности в дела фирмы, как было обнаружено, имела тенденцию к снижению с течением времени. А работники были более заняты проблемами, находившимися в их непосредственном поле зрения, нежели действительно стратегическими проблемами развития своих предприятий.


Интересный факт подметил С. Эстрин:рост был выше всего в течение 1950-х и в начале 1960-х гг. (примерно 13 % в год), когда государственное планирование было в расцвете, и снизился вдвое с ростом самостоятельности предприятий в 1965 г. Снижение коснулось и численности занятых, в то время как капитал и производительность труда выросли. Это значит, что самоуправляемые фирмы сосредоточились на увеличении достатка своих работников, вместо того, чтобы расширять бизнес. А это, в свою очередь, означало рыночную неэффективность.


Уровень зарплаты никак не был связан с рынком и основывался на доходности данной фирмы и численности ее штата. Экономика испытывала недостаток в динамизме и инновациях, поскольку вход новых фирм на рынок был крайне ограничен, как и вход новых работников на рынок вакансий. При принятии инвестиционных решений работники самоуправляемых фирм даже чаще, чем капиталистические наемные директора и топ-менеджеры, находились во власти краткосрочных приоритетов в ущерб стратегическим.


Советы работников на предприятиях делали все возможное, чтобы сохранить имеющиеся рабочие места и защитить зарплату от любого сокращения и от инфляции. В свою очередь, директора старались ублажить работников и принимали популистские решения, а предприятия проедали ресурсы, не инвестируя их в модернизацию. Вся собственность на активы предприятий оставалась государственной. При увольнении рабочий терял права на все. Это вело к недоинвестированию: работник предпочтет деньги сегодня, а не инвестиции и рост стоимости компании завтра. Сами же предприятия средства, остававшиеся у них на капиталовложения, под постоянной угрозой изъятия накопленных излишков тратили неэффективно и спускали на что попало.


Практика показала, что всерьез рабочие готовы обсуждать только вопросы условий и оплаты труда, что же касается всего остального, то “управленческие частности” оставались на рассмотрение администрации. Члены трудового коллектива стремились быстро перейти к голосованию, чтобы принять даже то решение, смысл которого они еще толком не осознали. В итоге директора вовсю манипулировали голосами работников, создавая иллюзию рабочего самоуправления.


Наивной была и вера в то, что рабочие, получив право выбирать советы, будут действовать в интересах общества, а не исходя из личных сиюминутных требований, к тому же директоров верхнего уровня назначала по-прежнему партия. Рабочие советы вовсе не означали райских условий труда — к 1990 г. число ежегодных забастовок увеличилось до 1 900, в них было вовлечено 470 000 работников, причем их требования передавались напрямую директорам, минуя рабочие советы.


Но самым страшным для рыночного социализма, как отметил Д. Травин, стало «явное нежелание людей участвовать в управлении».Сами рабочие рассматривали самоуправление скорее как формальность, красивую витрину, маскирующую сохранение прежних иерархических отношений,чем как реальность. Не принимая реального участия в управлении производством, не ощущая себя хозяевами и не чувствуя ответственности за судьбу родного предприятия, работники, как показали исследования в Словении в 1968 г. и в Воеводине в 1984 г., по-прежнему, как и при капитализме, трудились исключительно ради получения зарплаты. Это влияло на производительность труда. По некоторым оценкам, югославы реально работали лишь 5,5 часов в день при 8-часовом рабочем дне.


Типичное предприятие отличалось крайней апатией рабочих — никто не желал брать на себя ответственность, принимать рискованное решение.


У любого предприятия, чтобы работать эффективно, должны быть эффективная структура, эффективный менеджмент, стимулы и дисциплина; самоуправление, де-факто, не обладало ни одной из этих особенностей.Доказательством тому служило огромное число забастовок.


Окончание эксперимента


Самоуправление было сильно ограничено после 1974 г., когда предприятия стали слишком независимыми, и партийная элита всерьез стала расценивать «хозяйственников» как угрозу своей власти. Поэтому снизилась доля дохода, которая оставалась на предприятии, цены стали регулироваться жестче: в 1970 г. свободными были цены на две трети всех товаров и услуг, а в 1974 г. — только на треть . Осуществился фактический отход от рыночной экономики.


Стоит ли говорить, что это нисколько не помогло стагнирующей экономике?


Страну постигла высокая инфляция, высокая безработица, вызвавшая эмиграцию в Европу и США, Родину покинуло более 1 млн человек.

«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма Cat_cat, История, Югославия, Экономика, Длиннопост

Серая линия — гос.долг, желтая — торговый дефицит.


Неминуемый крах на некоторое время отсрочили огромные иностранные займы в сочетании с растущим потоком гастарбайтеров на Запад.


В 1980 году уровень безработицы составлял 13,8%, не считая примерно одного миллиона работников за границей. В дальнейшем в течение 1980-х годов уровень безработицы поднялся до 17 процентов. 60% безработных были моложе 25 лет.Реакция югославского правительства на кризис было печатание денег, что привело к астрономической инфляции. Наряду с этим произошел крах банковского сектора.


Осенью 1989 г., Югославия в обмен на новый пакет финансовой помощи согласилась на широкие экономические реформы, включая, в том числе, упразднение компаний, находящихся в коллективной собственности и управляемых работниками. «Шоковая терапия» началась в январе 1990 г. Югославская система нерентабельных коллективных самоуправляемых предприятий была фактически демонтирована в ходе массированной приватизации.

С 1989 до сентября 1990 г. банкротами стали свыше 1 000 компаний. В 1991 г. ВВП уменьшился на 15 %, а объем промышленного производства сократился на 21 %.

«Титономика»: взлёт и крах рыночного социализма Cat_cat, История, Югославия, Экономика, Длиннопост

Рост ВВП в 1980-х


Вывод


Нельзя не признать, что модель рабочего самоуправления и рыночного социализма была поначалу очень успешной.Она позволила совершить индустриализацию страны без массовых жертв и голода, повысило мотивацию и креативность трудящихся, запустила социальные лифты, дала шанс каждому работнику поучаствовать в управлении компанией.


Однако со временем в системе начали проявляться недостатки, которые в итоге похоронили эксперимент и способствовали развалу страны. Рабочие показали нежелание и неспособность управлять предприятием с учетом стратегических интересов, занимаясь решением проблем, находящихся в их поле зрения, главным образом вопросов условия труда и зарплаты. Не справлялись с этой задачей и назначаемые директора, целью которых было удержаться на посту, что логично для людей, по сути являющихся временщиками. Система исчерпала себя еще в 60-х, не сумев дать адекватный ответ на вопросы диверсификации и модернизации в авторитарно-экстенсивной системе хозяйствования, где порог входа на рынок был крайне высок, а текучесть кадров низкая.


Государство препятствовало конкуренции и частной инициативе, так, неприбыльные фирмы не могли быть проданы и продолжали работать, что в рыночной экономике является абсурдом.

В 70-х власти пошли не путем либерализации экономики, а напротив, начали искоренять еще сохранившиеся элементы рынка. С этого момента начинается кризис, продлившийся два десятилетия, для поддержания высоких стандартов жизни набираются займы, растет денежная масса, все больше людей уезжают работать заграницу. Реформы были начаты только в конце 80-х, но раздираемую внутренними противоречиями страну это уже не спасло...


Для написания статьи были использованы следующие источники:

Чиркова Е. Диктатура противоречивого Тито / Е. Чиркова // Коммерсантъ. 2014. 10 нояб.

Травин Д. Великие реформаторы : Иосип Броз Тито. В поисках третьего пути / Д. Травин // Дело. 2008. 6 окт.

Генкин А. С. Успехи и провалы «югославского эксперимента» / А. С. Генкин // Историко-экономические исследования. — 2015. — Т. 16, № 3. — С. 494–514. — DOI : 10.17150/2308-2588.2015.16(3).494-514.

Danijal HADŽOVIĆ. Ekonomska-smrt-jugoslavije-prethodila-je-politickoj.

(https://novi.ba/clanak/65634/ekonomska-smrt-jugoslavije-pret...)

Brown A. The Rise and Fall of Communism / A. Brown. — L. : Vintage Books, 2010.


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_140748

Автор: Иван Белоусов (@Nameless48).

Паблик автора: https://vk.com/jmr_forever

Личный хештег автора в ВК - #Белоусов@catx2, а это наш Архив публикаций за апрель 2020


Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

Лига историков

13.2K поста49.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

А у меня на даче есть с десяток плиток, вроде тех, что на кухне клали на рабочу стенку, примерно 15 на 15см. Сзади надпись - "Jugoslavia".

красивые... а страны такой уже 30 лет как нет.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку