The Battle of the Berezina on 29 November 1812 by Peter von Hess

The Battle of the Berezina on 29 November 1812 by Peter von Hess Отечественная война 1812 года, Начинающий художник, Художник, Эрмитаж, Российская империя, История России, Наполеон, Наполеоновские войны, Картинка с текстом, Картина, Картинки, Михаил Кутузов, Живопись, YouTube, Музыка, Музыканты, Видео, Длиннопост

Сражение на Березине 29 ноября 1812, художник Петер Фон Гесс

Сражение на Березине — общее название боёв 26 - 29 ноября 1812 года между французскими корпусами и русскими армиями Чичагова и Витгенштейна на обоих берегах реки Березины (ныне дер. Студёнка, Пригородный сельсовет, Борисовский район, Минская область, Республика Беларусь) во время переправы Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года. Оставило сильный отпечаток в общественном сознании французов, до сих пор употребляющих слово «Березина» (фр. Bérézina или bérézina) как метафору полного провала или катастрофы.

После сражения под Красным Наполеон вёл остатки своей «Великой Армии» к русской границе с единственной целью — спасти как можно больше солдат. Русский главнокомандующий фельдмаршал Кутузов не имел желания вступать в генеральное сражение с Наполеоном, действия основной русской армии ограничивались преследованием французской армии.

Кутузов позволял своим войскам длительные остановки в населённых пунктах, поэтому Наполеон сумел оторваться от основной армии Кутузова (её авангард был в 115 км от Березины). Задача разгрома Наполеона легла на плечи других русских армий.

С юга подходила свежая 24-тысячная Дунайская армия адмирала Чичагова, которая, по замыслу императора Александра I, должна была отрезать Наполеону пути отступления, желательно при переправе через Березину. Одновременно предполагалось ударить по Наполеону с севера 35-тысячной армией Витгенштейна, а с востока — армией Кутузова. Армия Чичагова высвободилась в результате пассивности Австрии, формального союзника Наполеона.

26 ноября к Студёнке подошёл Наполеон с гвардией и приказал немедленно начать переправу на западный берег, сам император руководил с восточного берега обороной. Бригада лёгкой кавалерии, переправившись вброд, отогнала казаков из отряда генерала Корнилова при помощи артиллерийских батарей, стрелявших по казакам с восточного берега. Первым в 1 час дня переправился 2-й корпус Удино, за ним Ней. Русский отряд генерала Чаплица обстреливал французские войска из 2 пушек издалека, ближе все подходы к мостам охранялись французами. К 4 часам дня был готов второй, более прочный мост (для артиллерии), стоявший в 180 м от первого.

В 2 часа дня 27 ноября Наполеон со старой гвардией перешёл на западный берег. Затем начали переправляться дивизии корпуса Виктора, часть его сил прикрывали переправу на восточном берегу. К ночи 27 ноября стали прибывать отставшие отряды, толпы небоеспособных солдат, гражданские с обозами. Наполеон приказал пропускать воинские команды («боеспособные, идущие в строю»), повозки не пропускались (за исключением карет маршалов). В страхе перед казаками у переправы скопились тысячи раненых и обмороженных, ожидавших разрешения проехать со своими повозками. В целом переправа продолжалась в течение дня спокойно.

К вечеру 27 ноября Чичагов узнал, что французы переправляются севернее Борисова и стал перебрасывать туда войска. К тому времени корпуса Удино и Нея уже оттеснили немногочисленный отряд русского генерала Чаплица от переправы.

Днём 27-го ноября подошедшие с севера войска Витгенштейна на левом (восточном) берегу под Борисовом удачно атаковали и принудили сдаться 12-ю французскую дивизию Партуно, оставленную маршалом Виктором как арьергард. Сдалось 1900 солдат, захвачена 1 пушка, дивизия также потеряла много людей убитыми и ранеными. Многие офицеры французской армии в мемуарах винили лично Партуно в больших потерях, понесённых Наполеоном на переправе, насчитывая в рядах сдавшейся дивизии в 2 раза больше солдат, чем она имела на самом деле.

28 ноября одна дивизия Данделса из корпуса Виктора была возвращена на восточный берег для прикрытия переправы совместно с польской дивизией Жерара (всего 6 тысяч). Там эти дивизии в 9 часов утра вступили в бой с войсками Витгенштейна.

Утром 28 ноября Чичагов, перебросив войска на север к Студёнке, попытался атаковать переправившиеся силы французов, но безуспешно. Чичагов располагал 15 тысячами пехоты и 9 тысячами конницы, у корпуса Удино, который сдерживал Чичагова, было в распоряжении до 8 тысяч солдат, потом Наполеон отправил ему резерв в 4 тысячи. Удино был ранен и заменён маршалом Неем. Бои шли на обоих берегах Березины в районе болотисто-лесистой местности, затруднявшей манёвры кавалерии. Русские оттеснили французов, но не захватили переправу.

Всего по утверждению Сегюра через Березину успело переправиться до 40 тысяч человек, большая часть из них гражданские и небоеспособные остатки «Великой Армии».

Главным итогом сражения при Березине явилось полное уничтожение «Великой армии» Наполеона. После сражения под Березиной она прекратила своё существование как организованная сила. Сам Наполеон, тем не менее, избежал плена и смог с ядром своей гвардии в условиях значительного превосходства русских сил вырваться из окружения. Источник. Сражение на Березине из Википедии — свободной энциклопедии

Петер фон Гесс

Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess; 29 июля 1792, Дюссельдорф — 4 апреля 1871, Мюнхен) — баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.

В 1939 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 года. Вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.

Старший сын Карла Эрнста Хесса, баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.

Он участвовал в кампании 1813—1814 годов против Наполеона I; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные баталические картины.

В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.

В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).

Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.

Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие. Источник. Петер фон Гесс из Википедии — свободной энциклопедии

The Battle of the Berezina on 29 November 1812

The Battle of the Berezina The Battle of (the) Berezina (or Beresina) took place from 26 to 29 November 1812, between Napoleon's Grande Armée and the Imperial Russian Army under Field Marshal Wittgenstein and Admiral Chichagov. Napoleon was retreating back toward Poland in chaos after the aborted occupation of Moscow and trying to cross the Berezina River at Borisov. The outcome of the battle was inconclusive as, despite heavy losses, Napoleon managed to cross the river and continue his retreat with the surviving remnants of his army.

The immediate result of the Battle of Berezina had been simple: the French retreat went on, the Russian Army followed. Although it had been a Russian tactical victory by definition as the losses of the "defeated" outweighed those of the "victor", the victorious Russian force failed to meet its original objectives. Indeed, despite enormous losses, Napoleon was in a position to claim a strategic victory, having snatched what was left of his army from a seemingly unavoidable catastrophe. There would be no large military confrontation for the rest of the retreat, although the incessant harassment of Russian Cossacks and the weather continued to take a toll on the surviving members of the French army.

The losses had been extraordinary. It is estimated that 20–30,000 French combatants became casualties. "To the number of the slain in action must be added probably as many as 30,000 non-combatants." The Guard, which had not come into action at all, lost about 1,500 men out of 3,500. Much, however, had been saved. Napoleon, his generals, 200 guns, the war chest, much of the baggage, and thousands of officers and veteran soldiers had escaped. Overall, approximately 40,000 members of Napoleon's army were saved. Without this core of experienced men, Napoleon could not have rebuilt his armies for the battles of the War of the Sixth Coalition.

According to author Andrew Zamoyski: The next two days were, according to some, among the worst of the entire retreat[...]no fallen horse or cattle remained uneaten, no dog, no cat, no carrion, nor indeed, the corpses of those who died of cold and hunger. Napoleon left his army on 5 December at Vilna. The temperatures dropped to -33.75 °C on 8 December and the number of combatants was down to 4,300. On 14 December the rest of the French main army crossed the Niemen. 36,000 French prisoners of the Grande Armée were taken by the Cossacks between 1–14 December. The only troops that had remained were the flanking forces (43,000 under Schwarzenberg, 23,000 under Macdonald), about 1,000 men of the Guard and about 40,000 stragglers. No more than 110,000 were all that was left from 612,000 (including reinforcements) that had entered Russia. The Russian losses may be about 250,000 men. Louise Fusil, a French actress, who was living in Russia for six years, returned with the army and offers details in her memoires. In French historiography, Berezina is later associated with disaster. Sources. French invasion of Russia, The Battle of the Berezina, from Wikipedia, the free encyclopedia

Peter von Hess

The German artist Peter von Hess performed in the forties of last century by the special order of Tsar Nikolay I of Russia twelve canvases describing different episodes of the Patriotic war. All these canvases are in the Winter Palace in St.Petersburg.

Peter Heinrich Lambert von Hess (29 July 1792 – 4 April 1871) was a German painter, known for historic paintings, especially of the Napoleonic Wars and the Greek War of Independence.

Peter von Hess initially received training from his father Carl Ernst Christoph Hess. He accompanied his younger brother Heinrich Maria to Munich in 1806, and enrolled at the Munich Academy at the age of sixteen. He also trained under Wilhelm von Kobell.

During the Napoleonic Wars, he was allowed to join the staff of General Wrede, who commanded the Bavarians in the military operations which led to the abdication of Napoleon. There he gained novel experiences of war and a taste for extensive travel. During this time, von Hess painted his first battle pieces. In 1818, he spent some time in Italy where he painted landscapes and various Italian scenes and travelled to Naples with Joseph Petzl and a group of other Bavarian artists.

In 1833, at King Ludwig I of Bavaria's request, he accompanied Otto of Greece to the newly formed Kingdom of Greece, where at Athens he gathered materials for pictures of the war of liberation. The sketches which he then made were placed, forty in number, in the Pinakothek, after being copied in wax on a large scale by Nilsen, in the northern arcades of the Hofgarten at Munich. King Otho's entrance into Nauplia was the subject of a large and crowded canvas now in the Pinakothek, which Hess executed in person. Sources. Peter von Hess, from Wikipedia, the free encyclopedia

Сражение на Березине 29 ноября 1812, художник Петер Фон Гесс, музыка The Internal Expression