Терапия травмы для начинающего психолога

Терапия травмы для начинающего психолога Психология, Психотерапия, Травма, Сатира, Юмор, Текст, Длиннопост

Предположим, вы психолог, но неопытный. Или не очень образованный, пошли в психологию из романтики, а там скучно. Или вообще не психолог, но очень хочется. Для таких случаев есть довольно универсальное средство: психотерапия травмы.


Во-первых, никто толком не знает, что это такое. Возьмите любую статью по поводу, и если даже вы в ней найдете определение, то оно будет невнятным, полным неопределенных выражений, и возможностей для толкования остается море.


Во-вторых, само слово ассоциируется с чем-то, что непременно надо срочно терапировать. А то будет плохо.


В-третьих, это модно.


Сложностей для плохого психолога ни в диагностике, ни в терапии травмы никакой нет.


1. Сначала надо травму найти. За травму сойдет любое неприятное впечатление, любой эпизод с испорченным настроением. Но чем сильнее испорчено настроение, тем лучше сойдет.


2. Лучше всего искать травму в детстве, желательно раннем, когда человек уже толком не помнит, что там такое было, когда на каждое воспоминание можно намотать соплей и философии, и когда на заверение, что за столько лет на этот эпизод в психике много чего могло налипнуть, возражать сложно. Психолог лучше знает.


3. Искать тоже несложно. Всем мы умеем с мудрым видом задавать вопросы о детстве и родне, и многозначительно поднимать брови время от времени. Чем больше клиент расскажет, тем больше у вас будет выбор. Еще очень удобно развернуть клиента от вас лицом на кушетке, опять-таки, как в кино, и тогда можно заниматься своими делами или просто прикорнуть. Два главных правила: не храпеть, и вовремя сказать, что время вышло и пора платить.


4. Важно уловить момент, когда клиенту начинает надоедать рассказывать всякую ерунду, и он может сорваться вместе со своими деньгами. Именно в этот момент надо выбрать эпизод, который вы назовете травмой.


5. Не стоит кричать: "Вот! Вот она!", лучше всего напомнить об эпизоде клиенту и позадавать несколько вопросов, которые сами приведут клиента к этой мысли: "Очень ли вам было обидно?", "Долго ли вы переживали?", "Изменилось ли ваше поведение после этого случая?". Хорошо, если клиент отвечает утвердительно. Однако если вы выбрали травму неудачно, не стоит от нее сразу отказываться. У вас есть отличное слово "вытеснение", которое означает, что клиент может думать одно, а вот НА САМОМ ДЕЛЕ...


6. Вытеснение годится даже дя тех случаев, когда травмы вы вообще не нашли (или проспали), или вам хочется поработать с какой-нибудь специфической травмой. Например, вас очень устроит, если дедушка соблазнил клиентку в раннем детстве. Не стоит больших трудов убедить ее, что это было, просто она не помнит, потому что это ужас-ужас, и она все вытеснила.


7. Травмой можно оформить и то, что клиента не волнует, но кажется неприятным лично вам. Для этого надо просто убедить клиента, что это ужас-ужас. "Ну отнял у меня брат банан, и что такого?" — "Как это что? Это вторжение в личное пространство, нарушение границ, травма потери, символическая кастрация!". Если быть достаточно настойчивым, то клиент согласится переживать этот случай вместе с вами.


8. Когда травма найдена, полезно убедить клиента, что все неприятности, которые с ним в жизни происходят — результат этой травмы. Вы переживаете, когда вас обманул мошенник? Это потому что у вас отняли банан. Вы не поделились покупкой с попрошайкой? Это потому, что у вас отняли банан. У вас случилось сексуальное фиаско? Так это вообще очевидно. Банан.


9. Теперь, когда травма найдена, важность ее неоспорима, и ваш авторитет непререкаем, можно травму лечить.


10. Цель терапии — получать с клиента деньги так долго, как получится. Поэтому сразу предупредите, что случай сложный, полумерами тут не отделаешься, и надо настроиться на долгосрочную терапию. Только шарлатаны завершают терапию результатом на второй-третьей сессии, серьезные специалисты так не делают.


11. Метод выбирайте по настроению. Желательно, не очень скучный. Если вы любите поговорить, то можно так и продолжать. А если любите играть в куклы, большие и живые, то можно заняться расстановками. "Вот этот торшер — ваш брат, а вот эту ручка — банан. Отнимите у брата банан". Желательно удержаться от того, чтобы хихикать и хлопать в ладоши. Хотя, по большому счету, не мешает.


Если вы любите рисовать картинки, то можно заняться арт-терапией Любите трогать посторонних людей — телесно-ориентированной терапией. Если сами не знаете, чего хотите, выбирайте гештальт. В общем, есть всякого на все вкусы. (Смотри "Наглядное различие психологических школ".


К КБТ следует относиться с презрением и негодованием. Во-первых, вы не умеете, а во-вторых, она работает. И быстро.


Если же развлечение вам надоело, всегда можно его под подходящим предлогом поменять. Главное, чтобы вам было весело, и чтобы вам платили.


12. Если вы видите, что клиенту надоело, или что у него кончились деньги, пора объявить, что травма излечена. Это еще проще, чем объявить, что она имеет место. Клиент с облегчением согласится, что его состояние улучшилось, и что можно больше к вам не ходить.


13. Полезно написать глубокомысленное сообщение о завершенной терапии куда-нибудь в фейсбук. Но это уже к статье "Как писать рекламу для психолога".


Если же вы и вправду психолог, то о травме всерьез я написал в статье "Травма для психолога" .



Источник

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.