Теория крысиных королей

Древние мореплаватели серьезно страдали от наличия крыс на корабле. Урон корабельному хозяйству наносился за счет «грызучести» конструкций и поедания продовольствия, также крысы были и являются переносчиками заболеваний общих для человека и животных. Высокая выживаемость крыс обусловлена социальностью вида. Их коллективный разум может поражать воображение. На одном из складов с подсолнечным маслом, хранившемся в стеклянных бутылках в таре, в виде ящиков, никто и подумать не мог, что крысы догадаются отгрызать пробку, окунать хвост и давать облизать его своему сородичу. При виде новой пищи и находящейся в местах несвойственной нахождению, коллективный разум, заставляет проверять эту легкую еду довольно замысловатым способом. Крысы «заставляют» самую слабую, больную или старую особь съесть ее. Затем наблюдают. Если крыса не умирает, значит можно и остальным отобедать лакомства. В случае, если умирает, то и здесь ждет сюрприз. Крысы могут сожрать кусочек отравленной плоти умершего сородича, тем самым стимулируя свой собственный организм к выработке антител или противоядия. Попытки отравить крыс успешны только там, где ранее их не травили ядами. Наблюдая за их поведением и сплоченностью и как следствием, высокой выживаемостью, люди поняли, что разрушив социальные основы, можно решить вопрос с грызунами не в пользу последних. Брали крысу, помещали в бочку и морили голодом пару-тройку дней. Затем бросали в бочку мертвого сородича. Генетика не позволяла крысе заниматься каннибализмом, но включалась рациональная логика и безысходность. Голодная крыса начинала поедать мертвого сородича. Эффект подкрепляли повторным подбросом «дохляка», пока это не становилось обыденностью для заключенной в неволю голодной особи. Далее в бочку помещали раненое животное. Здесь генетическая память и социальность также поначалу не давали набросится на себе подобного и сожрать его. Но вскоре и этот барьер был разрушен. Эффект также закрепляли повторами. Верхом этого, безусловно, социального эксперимента, являлось подбросить живого и здорового сородича, который становился пищей для «крысиного короля». Для последнего это становилось нормой пожирать себе подобного и ничего не подозревающего, не ожидающего подвоха сородича. Затем подготовленных крысиных королей выпускали на корабль. Вначале они просто кидались на крыс, но получали отпор и «крысиным королям» приходилось становиться охотниками. Они уже учились выслеживать своих жертв или настигать их поодиночке. Другой едой они уже не питались и не могли питаться. Зачем бегать и добывать себе трудную еду и еще делиться с товарищами? Проще думать только о себе, а еда вот она - под боком, к тому же не дает отпор, при этом содержит в себе все, что нужно организму.

Таким образом, моряки решали проблему с грызунами в дальнем плавании. А когда бросали швартов к причалу, крысы уходили с корабля, тем самым еще раз подтверждая свою социальность, которая противилась каннибализму и даже тому, чтобы дать отпор и всем коллективом уничтожить этого «чертова ублюдка». Это выше их понимания и природы.

А чем люди отличаются от социальных животных и тех же крыс? Видимо этот вопрос себе задали разработчики теории крысиных королей, когда стали ставить опыты уже на людях в отдельно взятых социумах. Скелет этой теории полностью построен на разрушении нравственного облика личности, морального разложения и потребительского отношения за счет рациональной логики одного. Чтобы выжить популяции – она должна быть единой с четко определенными правилами взаимодействия. В разрозненном состоянии, когда каждый думает только о себе, популяция фатально обречена. Человеческие особи воспитываются в рамках аналогичным «крысиным королям», находя объяснение своим поступкам рациональным подходом. Лежит нетрезвый гражданин с торчащим из кармана кошельком и вот кто-то не смог пройти мимо и вытащил бумажник. Он переступил через свою социальную сущность и со временем, чтобы добыть деньги, он уже не будет ждать пьяного человека, а спокойно отберет их у слабого и трезвого. Более высокоинтеллектуальные особи на подверженных коррупции должностях, представ перед выбором взять или не взять взятку, выбирая первое, объясняют свое поведение тем, что если не возьму я, то возьмет другой, а жизнь одна и мне деньги тоже нужны. Со временем это становится обыденностью, порождающими вседозволенность и отсутствие мышления в рамках государственности и общности. Окружающие тебя люди воспринимаются не как сородичи, а как пища, в крайнем случае, карьерная ступенька наверх.

Создавая традиции внутри компании или своего подразделения, ужесточая наказания за «подставы» коллег, мы нивелируем риски возникновения или разгула «крысиных королей». Радость от результатов командной работы плюс неотвратимость наказания за отступление от правил игры позволяет держать в рамках и под контролем рациональную логику одного и не ставит отдельно взятого сотрудника перед выбором «сделать плохо для всех, но для себя хорошо».

Если в вашем подразделении все же есть такой человек, то сделайте все возможное, чтобы избавиться от него, в противном случае вас постоянно будут поджидать неприятные сюрпризы в виде расхолаживания дисциплины, нарушения климата в коллективе, появления конфликтов и, как следствие, приводящие к падению результативности и стрессам у всего подразделения. Увольте его, сделайте так, чтобы уволили, рекомендуйте на более высокую должность в другой филиал или регион, главное не сидеть на месте и действовать, чтобы потом не плакать горькими слезами. По жизни он не утонет, просто пусть плывет дальше. Вам с «крысиными королями» не по пути, даже если вы и сам «крысиный король».