Технология, которая не устарела за 140 лет

Город Дзержинск под Нижним Новгородом.  Завод «Канат». Этот завод изготавливает канаты и альпинистские верёвки. 

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

На заводе работает современное оборудование, но в одном из цехов завода сохранилось уникальное производство — «канатная дорога». Это производство работает со дня открытия завода в 1875 году и работает оно до сих пор на том же самом оборудовании, которому уже 140 лет! Вполне возможно, что это самое старое производственное оборудование в мире, которое используется до сих пор. Я порекомендовал заводу подать заявку в Книгу рекордов Гиннеса. Кстати, завод на 55 лет старше города, в котором он расположен.


Канатная дорога — это огромный цех, длиной полкилометра.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

На первой стадии производства скручиваются пряди.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Бобины с нитями установлены на шпулярник — раму с расположенными в несколько ярусов осями. Чем больше диаметр каната, тем большее число нитей требуется для его изготовления, тем больше должно быть посадочных мест у шпулярника.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Нити протягиваются пучками через калибры — группы отверстий, расположенные в виде концентрических кругов.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Пряди выходят из калибров.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Прядь прикрепляются к одному крюков веретена станка, двигающегося по рельса

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Этому станку 140 лет и он работает, как новенький!

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Здесь нет никакого электричества — станок чисто механический. Он двигается и все его механизмы работают за счёт вращения бокового колеса, через которое прокинут канат привода, идущий вдоль всего цеха.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Сначала этот канат тянула паровая машина, сейчас — электродвигатель. Только представьте себе: это оборудование когда-то приводилось в движение паром! Эта механическая машина управляется тремя рулями и четырьмя рычагами.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

140 лет назад не было телефонов и раций, а система связи была необходима. Цех длинный, оборудование шумит и через 500 метров кричать бесполезно. Ещё с тех времён сохранилась система сигнализации, позволяющая рабочему на подвижном станке передавать сигналы рабочему в начале цеха. Это три верёвки, тянущиеся над канатной дорогой.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Рабочий дёргает за верёвку, и в конце звенит колокол. Колоколу тоже 140 лет.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Подвижный станок вытягивает пряди на всю длину канатной дороги и скручивает их.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

За один проход могут скручиваться до 12 прядей. Чтобы пряди при вытягивании не провисали, не пачкались и имели одинаковое натяжение, через равные промежутки под них подставляются подпорки с зубьями.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

После того, как подвижный станок вытянул пряди на всю длину канатной дороги, они соединяются для свивания каната, по три пряди на канат. Одновременно могут свиваться четыре каната. Для того, чтобы пряди в канате ложились ровно, их пропускают через конус, находящийся на подвижной тележке.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

При свивании длина каната уменьшается. Пряди длиной 300 метров при свивании образуют готовый канат длиной 230-250 метров.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Это одна из последних канатных дорог в мире — их вытеснили гораздо более компактные канатовьющие машины, однако у канатных дорог есть много преимуществ — они могут свить канат из любого волокна, синтетического или натурального, и диаметр каната практически не ограничен. Канатовьющая машина рассчитана только на одну толщину каната, а канатная дорога может вить канат любой толщины. Вот такой канат (а он почти 10 сантиметров в диаметре) можно свить только на канатной дороге.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Нити для канатной дороги (они называются каболка) свиваются из ещё более тонких нитей на современных крутильных машинах.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Посмотрите на видео в конце этой статьи, как происходит смотка. Это впечатляет.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Тонкие канаты делают на канатовьющих машинах.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Рамка на большой скорости вращается вокруг катушек с нитями, свивая их в заготовку для каната. Затем во второй секции три тонких заготовки свиваются в канат.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Завод делает канаты как из синтетических волокон, так и из натурального сырья. Вот классический пеньковый канат (их сейчас используют в основном в декоративных целях).


Полипропиленовые и полиамидные канаты сейчас практически полностью заменили натуральные канаты в мореходстве. Основная продукция завода сейчас — верёвки для промышленного альпинизма.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост
Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Одновременно в цехе плетётся несколько десятков верёвок, диаметром от 4 до 12 мм. Станки для тонких верёвок плетут их сразу по четыре.

Технология, которая не устарела за 140 лет Производство, Канат, Интересное, Как это сделано, Взгляд изнутри, Технологии, Отчет, Видео, Длиннопост

Источник


Конечно, весь процесс работы уникальной канатной дороги, свивания канатов и плетения верёвок нагляднее и интереснее смотрится на видео: