Техногенные катастрофы #93. Взбесившийся эскалатор

Автор: Анна Корбайн.


Чё, котаны, время стальных магистралей? Спойлер: с техногенкой.


Когда непредупрежденные об отмене электрички до дома люди устраивают бунт, их можно понять. Но как понять, если с ума начинает сходить настоящий эскалатор в метрополитене? Метрополитене, который москвичи и гости столицы считают, и небезосновательно, одним из самых красивых и надёжных в мире...


Долгое время столичное метро считалось и самым безопасным, однако, за пределами тогда ещё СССР не знали, как умело власти умеют скрывать инциденты: о том, что вы прочитаете ниже, в городе плодились слухи, но официальной информации ширнармассы долго не знали.


Итак, место действия - станция Авиамоторная Калининской линии метро, Москва, время действия - обычный февральский день 1982 года, около пяти часов вечера. Люди мирно зашли в подземку, покинув свои рабочие места чтобы отправиться по домам, и дневной пассажиропоток постепенно начал сменяться часом пик. Работники станции на этот случай помогают людям быстрее попасть на платформу и включают резервный четвёртый эскалатор, который в дневное время отдыхает. Так было и в тот злополучный вечер.

Техногенные катастрофы #93. Взбесившийся эскалатор Cat_cat, История, Авария, Катастрофа, Техногенная катастрофа, Москва, СССР, Метро, Эскалатор, Длиннопост

С этого момента началось самое интересное: согласно официальным документам, из-за поломки одной из ступенек "...сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода". Ручной же тормоз эскалатора выполнить свои обязанности отказался. Под тяжестью мирно возвращавшихся домой пассажиров эскалатор начал ускоряться, а дежурная, воспользовавшаяся было аварийным тормозом, поняла, что тот попросту отказал.


Это положило начало самой натуральной мясорубке, длившейся, согласно все тем же официальным источникам, 110 секунд. Без малого две минуты, которые для людей разделили жизнь на "до" и "после".


Эскалатор разогнался как следует, его крепёжные цепи оборвалась, что лишь ускорило и без того сошедшую с ума "движущуюся лестницу". Люди, что и понятно, не могли удержаться на ногах, падали спиной вперёд и оказывались в результате внизу, где уже смешалось все похлеще, чем в доме Облонских. Эффект Выхино в сравнении с этим кажется детским утренником.


У кого-то под гребёнку попала нога, разумеется, с плачевными в виде перелома последствиями, кто-то испуганно кричал, кто-то приземлялся внизу с многоэтажным матом. А ничего не подозревающие люди продолжали проходить через вестибюль к эскалатору-убийце, чтобы присоединиться к общему "веселью". Веселью, в котором ничего весёлого и не было.


Кто-то, почуяв опасность, попытался было взбежать наверх, но был сбит напуганной толпой. Кто-то в поисках спасения прыгал на балюстраду, отделявшую сумасшедший эскалатор от мирного соседнего, но её тонкий пластик не был призван выдержать человеческий вес и ломался. Люди летели вниз, ломая все, что можно сломать, и получая порезы от разлетавшихся вдребезги ламп с балюстрады.


Лишь спустя 35 минут сотрудники станции закрыли оную на вход, а поезда стали следовать без остановки на ней. Прибывавшие со всех окрестных больниц бригады скорой помощи впоследствии вспоминали, что было как на войне: лужи крови, многочисленные тела, раны... Спустя несколько часов, о трагедии не напоминало ровным счётом ничего: пострадавшие отдыхали в больничных палатках, а саму станцию отмыли до блеска. Как будто ничего и не было... Разве что в "Вечерней Москве" мелькнула короткая заметка об этом происшествии, но страшные детали там не упоминались.

Техногенные катастрофы #93. Взбесившийся эскалатор Cat_cat, История, Авария, Катастрофа, Техногенная катастрофа, Москва, СССР, Метро, Эскалатор, Длиннопост

Такая короткая заметка породила ряд страшных слухов, которые проще опустить, чем перечислять, - во избежание травмирования психики тех, кто предпочитает все же точную информацию.


Расследование было проведено и показало: виной всему - роковое стечение ряда обстоятельств. За три месяца до аварии на эскалаторах "Авиамоторной" были установлены тормозные системы нового образца, которые следовало точно регулировать по прилагаемой инструкции, однако горе-мастер регулировал их по старинке. Что, собственно, и привело к аварийной работе тормозов в течение почти 120 последующих дней. И посему они не справились со своей задачей в самый ответственный момент.


Ну а отправной точной аварии стал излом 96-й ступеньки эскалатора, той самой, что застряла под гребенкой. В этот момент случилось аварийное отключение электродвигателя. Ну а второй механический тормоз отказался сработать в силу слишком маленькой для него скорости.

Техногенные катастрофы #93. Взбесившийся эскалатор Cat_cat, История, Авария, Катастрофа, Техногенная катастрофа, Москва, СССР, Метро, Эскалатор, Длиннопост

Все эти выводы были обнародованы лишь девять месяцев спустя, в ноябре 1982 года, и то - на закрытом заседании Верховного суда РСФСР. Там же озвучили и точное количество пострадавших: 8 человек погибли, а 30 - покинули станцию с серьёзными травмами. Широкая общественность узнала об этом происшествии лишь в 1992 году, когда в прессе увидело свет журналистское расследование.


Метростроители в срочном порядке закрыли "Авиамоторную", где оперативно модернизировали все эскалаторы, на других же станциях также все проверили и постепенно отремонтировали то, что требовало ремонта.


Автор: Анна Корбайн (@citizenerased74).

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_317999

Пост с навигацией по Коту


Подпишись, чтобы не пропустить следующую техногенку!

Все остальные техногенки здесь: pikabu.ru/@Cat.Cat/saved/1426045

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения