Тарногский район каким он был.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Церковь Георгия Победоносца 1700 г., Поцкий погост, село Поча, 1980-е гг. (далее названия снимка перед ним).

Здравствуйте!

И снова рубрика "Памятник архитектуры в России". Выпуск 3.

Сегодня мы пронесёмся над Вологодской глушью - Тарногским районом и хорошенечко рассмотрим чего там такого интересного было.

За структуру обзора возьму статью Н.С. Пьянковой "Погосты на территории Тарногского района Вологодской области", опубликованную в сборнике "Деревянное зодчество", вып. 4, 2015 г., стр. 169-196.

Конечно, интерес представляют не только храмы, но они являются индикатором всего состояния наследия в регионе. Даже в атеистическом СССР МинКульт уделял культовой архитектуре первостепенное внимание. Все всё прекрасно понимали. А только ради домиков обыватели редко заезжают (точнее их редко завозят) в деревни.

Карту чего-где-стояло можно посмотреть здесь.

Этими краями восхищались В.В. Суслов, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, Ф.А. Каликин, Д.В. Милеев, местный краевед Ф.М. Вахрушов и другие.


Спасский погост

Погост возник до 1435 года. Из древностей здесь была Спасская церковь 1679-1683 гг. Она была огромна, достигая в высоту 40, в ширину 20 м.

За ней каменная церковь Рождества Богородицы 1883-1888 гг.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

"Церковь Спаса в Кокшеньге по В.В. Суслову", кон. XIX в.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Ныне на погосте лишь руины Рождественской церкви, да современная Спасская церковь типа "дом с крестом". Древняя сгорела ещё 3 июня 1910г.


Городище Ивас

Церковь Николая Чудотворца существовала здесь ещё до 1601 года. В 1860-х он был поновлён и перенесён в сторону, в 1920-х его зарисовал Ф.М. Вахрушов:

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

В "Чёрной книге" есть другое её фотографическое изображение.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Известно, что колокольня в начале ХХ века была перевезена со Спасского погоста, но и без того церковь отличается расположением стены трапезной (на рисунке между 1-м и 2-м окнами, считая с запада, а на фото - между 2-м и 3-ем). Чем это могло быть вызвано - совершенно не ясно.

"Памятник утрачен, вероятно, до 1950-х.", после чего городище обезлюдело.


Заборский погост.

К началу XX в. на погосте стояли два храма: деревянный Царе-Константиновский постройки 1748—1750 гг. и каменный Николаевский — 1857-1876 гг.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост
Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Обмер В.В. Суслова. Двувсходное крыльцо, бочки над рукавами креста - всё это будет уничтожено в конце XIX века, а остальное закатано в бетон обшивку.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

В.В. Суслов застал деревянный храм незадолго до его перестройки в 1897 году.

Экспедиция 1947 года деревянный храм уже не застала, каменный лежал в руинах и под ошибочным именем "церковь Константина и Елены" был зафиксирован. От села осталось лишь кладбище - именно так административное название "погост" (место расположения приходских церквей) и стало синонимом кладбища.


Шебеньгский погост

Деревянные Успенская (Троицкая) 1796 г. и Борисоглебский 1799 (?) г. и каменная Троицкая 1871-1872 гг. церкви.

фото из краеведческого музея, куда оно в 1980-х гг. попало от местных жителей.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

портал двери из парапета в нижнюю церковь Троицы Живоначальной.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Дверь верхней Успенской церкви на Шабеньге. Рисунок Ф.М. Вахрушова, 1920 год

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Из ансамбля сохранилась лишь каменная церковь, приспособленная под машинно-тракторную станцию.


Маркушевский погост, Заречье.

В 1576 (1493?) г. здесь была основана Агапитова пуст., ставшая впоследствии Маркушевским Николаевским монастырём. Упразднён монастырь был в 1764 г. Никольская деревянная церковь с колокольней были построены в 1758 году и к началу ХХ века за ветхостью были "списаны". Кроме Никольской здесь были древняя ограда и каменный Никольский храм 1790-1806 гг. Последний был разобран между 1934 и 1961 гг.; остальное - погибло при неизвестных обстоятельствах.


фото И.О.Дудина

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Крыльцо подробнее

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Чрезвычайно примечательно крыльцо: есть в нём что-то западно-украинское

Ныне на месте погоста рощица.


Лондуж (Заречье).

Приходская церковь Илии Пророка 1782 г., несколько севернее Маркушевского монастыря.


Фото И.О. Дудина.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

В лучшем случае от церкви сохранился восьмерик, некогда перестроенный в часовню.


Верховье

На погосте стояло два деревянных - Богородицкий (с 1911 Зосимо-Савватиевский) (XVII в.) и Никольский 1748 года и один каменный - Богородицкий 1871-1876 гг. храмы.

Церковь Рождества Богородицы, с 1870-х гг. не использовавшаяся для богослужений, была отремонтирована в 1908 г. по чертежам Д.В. Милеева и в 1911 г. переосвящена в Зосимо-Савватиевскую — соответствующий престол к тому времени уже был в каменном храме.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Никольский храм необычен шатриками вместо привычных главок над рукавами креста. Фото Ф. Каликина

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Вероятнее всего все постройки в 1947 г. утрачены.


Лохотский погост


На погосте стояло две церкви - деревянная (Происхождения Честных Древ Креста Господня) и каменная того же посвящения 1805 г. Судя по имеющимся изображениям, первая возведена или основательно перестроена в XVIII веке. Я бы отнёс её к кон. XVIII века, как и Успенскую церковь Шебенгьского погоста.

Так или иначе к 1871 г. храм был ветхим, с него сняли престолы и выписали за штат.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Деревянная церковь утрачена.


Илезский погост.


И снова три церкви: 2 деревянных и одна каменная.

На рисунке Ф.М. Вахрушова - две деревянные (Никольский 1763 и Флоро-Лаврский 1777 гг.).

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

С некоторых ракурсов больше напоминает крепостную стену с башней (фото Ф. Каликина):

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Каменная - Георгия Победоносца 1858 (1908?), лишившись колокольни, стоит и поныне, остальные згинули.


Долговицкий погост.


К началу ХХ века на погосте стояли деревянные Никольская 1716 и Троицкая 1796 гг. церкви. Об их первоначальном облике можно судить по весьма несовершенным рисункам, тем не менее вполне достоверно передающим типологическую принадлежность оных: первый была подобна Кижской Покровской церкви, а вторая была шатровой. Первая сгорела в 1931, а у второй этот самый шатёр разобрали в 1930-е гг., после чего разместили артель по производству валенок, а в 1960-70-е и вовсе разобрали на дрова. Также был каменный храм Николая Чудотворца 1901 г., разобранный на кирпич в 1950-е гг.

Ныне на территории погоста мастерские; следов культовых построек обнаружить не удалось.


Дружинина Зосимо-Савватиевская мужская пустынь (Долговицы).


Основана в 1574 г., позже приписана к Маркушевскому монастырю, затем и вовсе упразднена, а её храмы стали приходскими. Достоверные изображения отсутствуют.

Старинный храм сгорел ещё в 1903 г., поздний 1909 г. также утрачен.


Шевденицкий погост (Тарногский городок, районный центр).


Зарождение погоста восходит в сер. XV в. К началу ХХ в. на погосте находились деревянная Никольская церковь 1625 г. (по Пьянковой кон. XV в. - ?!!!), перестроенная в 1685 г. и ремонтированная в 1905 г.; и каменная Богоявленская 1873-1886 гг.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

В настоящее время деревянного храма не существует, каменный приспособлен под баню, а городище нарезано на участки.


Баклановская (Спасо-Печенгская обитель).


Монастырь основан в 1619-1621 гг., последний храм (Всех Святых) построен в 1750-х гг.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Храм сгорел в 1978 г. В 1947 г. также стояла, покосившись, часовня XVII в., судьба её неизвестна.


Озерецкий погост.


К ХХ веку стояла деревянная церковь 1882 г., изображение которой неизвестно. Утрачена.


Раменский погост


К ХХ веку стояла каменная Георгиевская церковь 1824 г., изображение которой неизвестно. Утрачена.


Верхняя Кокшеньга


Деревянная Афанасьевская церковь была построена в 1789-1796 гг.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Упразднена, разобрана "за ветхостью" до 1916-го года.


Тюриберский погост.


Церковь Зосимы и Савватия построена в 1909 и освящена в 1910 г., сооружённая среди деревень, населённых старообрядцами, стоит в изуродованном виде и поныне. Фото можно видеть, например, здесь.


Ромашевский погост.


Двухэтажный храм Введения Пресвятой Богородицы 1762-1767 гг., пожалуй, единственная древность, хоть и в изуродованном виде дошедшая до нас в этих местах.

Гипотетическая реконструкция на нач. XIX в. Диплом Ю.В. Мартемьяновой. Рук. И.К. Белоярская, Н.С. Пьянкова

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Шатёр с восьмериком разобрали в 1930-х гг. В настоящее время активно восстанавливается под чутким руководством Н.С. Пьянковой и других.


Ильинский погост (Поцкий погост).


Ильинская церковь 1700 г. - ещё один уникальный для района памятник: церковь была единственная разобрана и перевезена в музей "Семёнково" под Вологдой. Впрочем, в 1992 г. после 100 лет крена церковь наконец обрушилась и теперь вместо неё в музее практически новодел.

Фото из книги "Памятники Русского Севера"

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Это её изображение приведено вначале настоящей публикации.

Великолепное крыльцо на два всхода.

Тарногский район каким он был. Тарногский район, Наследие, Краеведение, Деревянное зодчество, История, Культура, Этнография, Потеря, Длиннопост

Вторая - каменная церковь Илии Пророка 1818 г. и поныне в аварийном состоянии разнообразит пейзаж верхней Почи.


Вот и завершён обзор Тарногского района Вологодской области. Когда я спросил Букинг, где бы мне остановиться в Тарноге - он меня вообще не понял. Зачем-де тебе, Дима, ехать в Тарногу? Съезди лучше, вон, в Тарнос, Аквитания, Франция. Ну что там смотреть в этой Тарноге? Действительно, ничего.

Тарнога, где твои сокровища?

Где автобусы с туристами, где дурацкие селфи?

- Этого ничего нет.

Ныне Тарногский район свергнут с заоблачных высот до уровня рядового захолустья, с начала списка в конец с видами на могильный сон. То есть даже "Неизвестная провинция" там не хаживала.

А как могло бы быть я постараюсь рассмотреть в следующем выпуске не на каком-нибудь примере не из альтернативной реальности без поновлений, большевиков, войн и перестроек, а окинув взглядом вполне земное отечественное Каргополье.

Союз Краеведов

106 постов419 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила те же, что и общие для Пикабу.

Поскольку определение краеведения такое же чёткое, как граница атмосферы и космоса, то терпимость к материалам в данном сообществе высокая; единственное обязательное требование - точность места: что и где.