Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Ко второй половине 1930-х годов в бронетанковых войсках РККА сложилась следующая ситуация: на вооружении состояло больше всего лёгких танков Т-26, незначительное количество трёхбашенных средних танков Т-28 и считанные пятибашенные колоссы Т-35. Все эти машины объединяло слабое бронирование и невысокая скорость, лучше всего они подходили для роли сопровождения пехоты. Также было немало быстроходных колёсно-гусеничных БТ-5 и БТ-7, однако эти машины были ещё хуже защищены и вооружены. Как показал опыт войн в Испании, на Халхин-Голе и Хасане, все танки СССР чрезвычайно уязвимы для противотанковых средств противника и малоэффективны против других танков. Нужен был танк с противоснарядным бронированием и довольно мощной пушкой. К 1937 году командование приказало усилить бронирование и вооружение танков семейства БТ, не внося в них существенных изменений, задание это получил помимо прочих также Михаил Ильич Кошкин, начальник танкового КБ завода №183 в Харькове. Однако он видел решение проблемы в кардинальной переделки самой концепции танка - отказаться от колёсно-гусеничного движителя, его сложности и громоздкости, а вместо этого установить толстую броню под рациональными углами наклона и 76-мм пушку, в то время устанавливаемую только на новейший тяжёлый танк КВ. Озвучив свои соображения наркомату, Кошкин получил неоднозначный ответ: заниматься своим инициативным проектом в свободное от работы время и к условленному сроку предоставить комиссии не один танк, а два! Тем не менее, двойная работа была выполнена в срок, существенным стимулом служила судьба расстрелянного предшественника Кошкина на посту руководителя КБ. Новый танк А-34 был изготовлен в двух экземплярах, оставалось лишь набрать необходимый для комиссии пробег в 2000 км, было принято непростое решение двинуться из Харькова в Москву и обратно своим ходом, при этом в экипаж одного их опытных танков вошёл и сам Кошкин. По результатам испытаний А-34 обошёл своего колёсно-гусеничного конкурента А-32 по всем параметрам кроме скорости и был рекомендован к производству, однако Михаил Кошкин, подорвавший свои силы при создании двух танков и тяжело простудившийся во время многодневного марш-броска в неудобной машине скончался от пневмонии. Так, получив в жертву своего создателя, появился Т-34.

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Танк имел сварной корпус из бронеплит толщиной 40-45 мм со всех сторон, расположенных под рациональными углами. Шестигранная двухместная башня имела ту же толщину. Дизель В-2 номинальной мощностью в 450 л.с. (указываемая во многих источниках мощность 500 л.с. была достижима на короткое время при "форсаже", притом только у нового двигателя) разгонял 25,6-тонную машину по шоссе до 55 км/ч. Вооружение состояло из 76-мм пушки Л-11 с 77 выстрелами и двух 7,62-мм пулемётов ДТ. Экипаж состоял из 4 человек: механика-водителя, стрелка-радиста, заряжающего и командира, являвшегося одновременно и наводчиком. На первых этапах войны Т-34 хорошо показал себя против относительно слабозащищённых Pz.Kpfw III и IV ранних выпусков, однако очень скоро немцы нарастили броню своих танков и тогда пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной. В 1941 году Т-34 начали оснащать более длинноствольной 76-мм пушкой Ф-34 (тут модель танка Т-34-76 с минным тралом), однако она не решила всех проблем танка: сказывались плохой обзор, некачественные прицелы и средства связи, также перегруженный двойной работой командир-наводчик не мог эффективно выполнять свои задачи. Решение появилось в 1944 году с появлением новой модификации Т-34-85.

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

(На фото) Т-34-76 Т-34-76 образца 1942 года с минным тралом ПТ-3 и Т-34-85


"Тридцатьчетвёрке" максимально расширили погон башни и установили принципиально новую трёхместную башню, рассчитанную на орудие крупного калибра. Введение пятого члена экипажа - наводчика - освободило командира от лишней работы и дало возможность оценивать боевую обстановку, руководить экипажем и координировать свои действия с другими танками. Также у танка появилась командирская башенка с пятью перископами, обеспечивавшими круговой обзор. Новая 85-мм длинноствольная пушка ЗИС С-53, хоть и уступавшая по бронебойности германским 75-мм KwK 42 и 88-мм KwK 36 равно как и английской 76.2-мм 17-фунтовке Mk.IV, заметно превосходила ранее стоявшие на танке пушки и справлялась со своей задачей. Её снаряд пробивал 110 мм брони с 500 м, достаточно для поражения германских средних танков. Для сохранения темпов производства модернизация почти не затронула корпус, ходовую и двигатель Т-34, таким образом потяжелевшая почти на 7 тонн (до 32 т) машина потеряла в мобильности.

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Преимуществами Т-34-85 были его мощное орудие и большой возимый боекомплект - 100 выстрелов. Также неплохое бронирование и особенно его расположение под углом давали большую вероятность рикошета при попадании. Танк имел неплохую подвижность и имел относительно небольшое давление на грунт, потому не проседал на рыхлых грунтах, хотя и плоская гусеница имела слабое сцепление, из-за чего танк буксовал и плохо слушался на грязи, а из-за неэффективного распределения мощности фрикционами танк поворачивал рывками. Недостатками же были неудобство и теснота танка, примитивные приборы связи и наблюдения (например, подогрев, препятствующий запотеванию, установили на прицел лишь в 1945), отсутствие пола башни (фактически заряжающий стоял на ящиках со снарядами и при повороте башни имел шанс подвернуть или сломать ногу), неудовлетворительная вентиляция (при интенсивной стрельбе с закрытыми люками концентрация газов в башне была такой, что танкисты порой теряли сознание), а также общее низкое качество, а оттого и надёжность. Да, танк был прост в ремонте, но при этом требовал сервиса трансмиссии каждые 10 часов работы и замены воздушных фильтров после 25 часов и полного перебора ходовой после 50. Немецкие танки были сложны в ремонте и потому их увозили для этого в тыл, но что лучше - раз в три месяца отогнать танк на ремонт специалистам или заниматься этим в поле каждые три дня?

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Т-34 оброс целым ворохом легенд и домыслов. Корни этого явления как в завышении параметров танка во время войны, откровенная пропаганда мощи советского оружия, так и послевоенные преувеличения в популярных изданиях. Я уже упоминал о завышении мощности двигателя. Ещё один повсеместный миф - Т-34-85 не уступал по ходовым характеристикам Т-34-76. Некоторые источники говорят, что скорость снизилась с 55 до 50 км/ч, что тоже маловероятно. Больше доверия вызывают данные, согласно которым переутяжелённый танк не развивал скорость выше 40 км/ч по шоссе и часто буксовал. То же касается и запаса хода. В "инструкции пользователя" к Т-34 от 1943 года указывается запас хода по топливу - 300 км. В послевоенных журналах это число доводят до 500 и 550 км, видимо плюсуя топливо из наружных баков. Однако реальность была иной. В том же руководстве сказано, что расход масла у двигателя В-2 составляет 12 г/л.с./км, то есть 6 кг масла на 1 километр, и это показатель нового двигателя, у изношенного же он колеблется от 14 до 20 г/л.с./км (7-10 кг/км), при этом ёмкость маслобака составляет 50 л, то есть реально танк мог проехать 50-70 км на одной заправке. Беда в том, что офицеры исходили из завышенных данных при планировании операций - танк с запасом хода в 300 км вполне способен произвести бросок на 120-150 км и вступить в бой. На практике же неоднократно пехота эшелонами доставлялась к месту операции и вступала в бой без танков, поскольку они встали в 60 км позади без масла... Завышается также и эффективность брони: Т-34 имел огромное слабое место в лобовом листе в виде люка механика-водителя, при попадании в него люк срывало с креплений и забрасывало внутрь, последствия для мехвода были фатальны. Также при попадании в башню или при рикошете от лобовой брони часто клинило механизмы поворота. Объективно бронирование Т-34 устарело к концу 1944 года и пробивалось большинством немецких орудий, а без того перегруженная подвеска Кристи и двигатель не позволяли нарастить броню. Кстати покинуть горящий танк было очень трудно из-за его тесноты и неудобства люков.

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Таким образом Т-34 стал танком победы не благодаря своим выдающимся характеристикам и непобедимости. В чём же его секрет? Ответ прост: в дешевизне, простоте и следовательно - массовости! Я уже писал в статье про Pz.Kpfw VI Тигр, что на создание "тридцатьчетвёрки" требовалось всего 5100 человеко-часов (а на тот самый Тигр - 100 000). Таким образом, пока Вермахт получал один Тигр, РККА получали 20 Т-34, а двадцать танков в любом случае уничтожат один, каким бы совершенным он ни был. Т-34 собирали на 7 заводах, при этом все заводы вносили свои коррективы в чертежи, потому существует великое множество разновидностей этого танка. Всего было выпущено 35 330 Т-34-76 и 25 914 Т-34-85, эти танки служили почти по всему миру до 50-х и даже до 70-х годов, а эпизодически применялись уже и в XXI веке. Дешёвый и простой танк продолжает быть актуален и по сей день, несмотря на массу недочётов. Есть информация, что в 2019 году Уралвагонзаводу дали заказ на производство серии более чем из 400 танков Т-34-85. Утверждается, что старичок понадобился в парадно-памятных целях, но вот количество смущает... Может быть, в новом веке танк победы послужит вместе, а может и вместо полумифического Т-14 "Армата"?...

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Представлена модель Т-34-85, выпущенного на заводе №183 осенью 1944 года из состава 48-й танковой дивизии 43-й армии Белорусского фронта (но это не точно. Производитель не даёт привязки модели к определённой боевой части, а самостоятельные поиски в сети не дали однозначного ответа). Диорама демонстрирует как танк загружается боеприпасами (осколочно-фугасными выстрелами УО-365К и бронебойными УБР-365К) где-то в Кёнигсберге после штурма города, апрель 1945. Так же на диораме показан фрагменты гусеничной цепи Т-34 с установленными грунтозацепами, которые применялись для повышения сцепления. Модель танка - фирма "Звезда", фигуры и снарядные ящики - MiniArt, база диорамы самодельная, масштаб 1/35. Мини-обзор набора и пошаговый отчёт о сборке представлены в этом посте: Т-34-85 с диорамой, "Звезда" и MiniArt, 1/35. Заметки по сборке

И вот ещё немного фото:

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост
Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост
Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост
Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост
Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост
Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

(На фото) Т-34-85 и ИСУ-152 - две машины, участвовавшие в штурме Кёнигсберга

Танк Победы. Т-34-85 после штурма Кёнигсберга Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Т-34, Танки, Вторая мировая война, История, Длиннопост

(На фото) Мои советские БТТ времён Второй Мировой: КВ-1, ИСУ-152, СУ-100, Т-34-85 и Т-34-76.


Спасибо за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

4.6K пост9.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне реально стало любопытно про заказ в 400 машин. А ешо мучает такой вопрос с переводом всей инфляции, сколько сейчас обойдется  танк заводу. По деньгам и по работ часам. 

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если учесть, что все новости посещенные данному событию в интернете размещены 1 апреля, то делайте выводы сами.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку